Автор: Родина Елена Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №11"
Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг взаимодействия в конфликтных ситуациях для подростков "Ищем пути решения"
Раздел: среднее образование
Тренинг взаимодействия в конфликтных ситуациях для подростков
«Ищем пути решения»
Родина Е.Ю., педагог-психолог
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Г. Усть-Илимск,
Иркутская область
Актуальность. Конфликты как столкновение разнонаправленных интересов являются
неотъемлемой частью нашей жизни. Умение выходить из конфликтных ситуаций с
наименьшими потерями, то есть конструктивно взаимодействовать в конфликте
наверняка будет полезным современным подросткам.
Цель: формирование умения конструктивного взаимодействия в конфликтных
ситуациях.
Целевая группа: подростки в возрасте 13-14 лет.
Необходимые материалы: бумага, доска, мел, карточки с метафорическими
изображениями стадий конфликта, заготовки «Часы»
Предполагаемый результат: понимание подростками конфликта как
психологического явления (с его положительными и отрицательными сторонами),
понимание необходимости конструктивного взаимодействия в конфликтных
ситуациях, формирование умения разрешать конфликтные ситуации.
Ход занятия
Упражнение «Часы».
Цель:
настрой
на
работу
в
тренинге,
создание
доброжелательной
атмосферы
в
коллективе.
Содержание: ребятам раздаются заготовки в виде бумажных кругом («часов»), их
задача – распланировать каждый час времени на своих часах (назначить встречу
любому
из
участников
тренинга).
Затем
ведущий
объявляет
время
и
тематику
разговора, а ребята находят себе пару и в течение 1 минуты обсуждают заданную тему.
Так происходит 12 раз.
Введение в тему тренинга «Конфликт. Ищем пути решения»
Ведущий говорит о том, что темой сегодняшней встречи является конфликт и пути его
решения. Участникам предлагается высказаться по кругу, с чем у них ассоциируется
слово «Конфликт». В конце высказываний ребят ведущий предлагает им свою
ассоциацию конфликта как костра. При этом стадии конфликта он демонстрирует,
закрепляя на доске картинки.
1 стадия – «Собранные дрова». Предпосылки для разгарания конфликта уже есть, но
«пламени» пока не видно (по другому – «латентный» или скрытый конфликт);
2 стадия – «Загоревшиеся дрова» - возникновение повода для перехода скрытого
конфликта в явный;
3 стадия – «Полыхающее пламя» - как огонь пожирает все на своем пути, так и
конфликт в большинстве случаев поражает вовлеченные в него стороны, нанося им
ущерб, морально и физически разрушая их.
4 стадия – «Угли пожарища», которые в зависимости от ситуации могут как
окончательно затухнуть, так и разгореться с новой силой;
5 стадия – «Полностью потухший костер»: огонь погас, угли остыли – конфликт
исчерпан, разрешен, его возобновление без дополнительной провокации не возможно.
Упражнение «Толкалки»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, выплеск негативны эмоций.
Содержание: участникам предлагается разбиться на пары, при этом они встают друг
напротив друга, вытянув руки вперед и опершись ладонями на ладони партнера. Далее
о команде ведущего участники пытаются сдвинуть друг друга.
Информационная справка «Пять стилей поведения в конфликте»
Конфликтологи обычно выделяют 5 стилей поведения в конфликте:
1.
Соперничество. Стремление к одиночному выигрышу, к удовлетворению только
своих
интересов,
предполагающее
давление
на
партнера,
навязывание
ему
своего мнения;
2.
Приспособление. Готовность жертвовать своими интересами для достижения
«мира».
3.
Избегание. Склонность физически и психологически выходить из конфликта,
отказываясь его решать;
4.
Компромисс. Готовность обеих сторон идти на уступки для достижения согласия
по спорному вопросу;
5.
Сотрудничество.
С т р е м л е н и е
о б е и х
с т о р о н
н а й т и
м а к с и м а л ь н о
взаимовыигрышное
решение,
учет
в
равной
степени
своих
интересов
и
интересов партнера.
В
обсуждении
каждый
участник
высказывается,
какой
стратегии
поведения
в
конфликте чаще всего придерживается он и почему.
Упражнение «Тропический ураган»
Цель: «встряхнуть» участников группы, осудить динамику конфликта.
Содержание: ведущий просит участников встать в круг и повернуться лицом друг
за другом. Он объясняет, что задача участников – повторять действия соседа справа,
не обращая внимания на действия остальных участников.
Ведущий начинает потирать руки. Когда движение прошло по кругу и вернулось к
ведущему, он меняет действие – начинает щелкать пальцами. Дождавшись, пока
стоящий перед ним участник тоже пощелкает пальцами, ведущий начинает хлопать
себя ладонями по бедрам. Следующее действие – хлопки в ладоши и топот ногами.
Обсуждение: ведущий
проводит
аналогию
между
приближением
тропического
урагана
и
нарастанием
напряжения
в
конфликтной
ситуации
–
от
тишины
и
спокойствия к грому.
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
Цель: попытаться взглянуть на конфликт как психологическое явление с 2-х точек
зрения: найти плюсы и минусы.
Содержание: участникам предлагается поделиться на 2 команды. Первые – люди,
которые
видят
в
конфликте
скорее
отрицательные
стороны;
вторые
–
положительные. Первой команде нужно в течение некоторого времени в режиме
мозгового
штурма
записать
как
можно
больше
положительных
следствий
конфликтной ситуации; второй – описать негативные последствия конфликтов.
Далее происходит дискуссия.
Конструктивные стороны конфликта:
- Конфликт вскрывает «слабое звено» в коллективе, во взаимоотношениях;
- Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения;
- Конфликт дает возможность вплеснуть негативные эмоции, снять напряжение;
- Конфликт – толчок к пересмотру своих взглядов;
- Конфликт помогает выйти коллективу на новый уровень развития.
Деструктивные стороны конфликта:
- Отрицательные эмоциональные переживания;
- Нарушение деловых личных отношений между людьми, снижение дисциплины.
Ухудшение социально-психологического климат;
-
Временные
потери.
На
1
минуту
конфликта
приходится
12
минут
послеконфликтных переживаний.
Упражнение «Найди выход»
Цель:
принятие
на
себя
различных
ролей,
формирование
навыков
более
толерантного отношения к различным событиям жизни, умения находить выход из
конфликтных ситуаций.
Содержание: Участники делятся на 4 группы, обсуждают в группе попавшуюся им
ситуацию и разыгрывают ее перед остальными участниками. Затем все вместе
обсуждают ситуацию и пытаются найти решение. После того, как все ситуации
разыграны, участники высказываются, чему научило их это упражнение, в каких
ситуация может быть полезен полученный опыт.
1
ситуация: Маша, 14 лет, возвращается домой позже 11 часов вечера, родители
очень
обеспокоены
и
недовольны
поведением
дочери.
Как
Маше
избежать
конфликта?
2
ситуация:
Ученик
попускает
занятия
в
течение
четверти,
но
итоговую
контрольную пишет хорошо. Учитель отказывается ставить оценку, так как ученик
много пропустил. Как ему избежать конфликта?
3 ситуация: Катя и Таня – подруги с детства. Часто они заимствовали друг у друга
вещи,
чтобы
пойти
на
свидание
ил
дискотеку.
Но
вот
уже
полгода
Катя
не
возвращает
Тане
кофточку,
которую
одолжила
у
Тани.
Как
девочкам
решить
конфликт?
4 ситуация: Вы едете в автобусе и заняли место для своего друга, который должен
сесть через 2 остановки. Ехать вам вдвоем далеко, за город, а стоя ехать очень
неудобно. На следующей остановке заходит мужчина, видит свободное место рядом
с вами, хочет сесть. Вам нужно объяснить мужчине, не вступая с ним в конфликт,
что место уже занято.
Упражнение «Коридор доверия»
Цель:
завершение
тренинга,
создание
позитивно
настроя,
профилактика
конфликтных ситуаций, установление доверительных отношений в группе.
Содержание: участники тренинга делятся по двое и становятся на расстоянии
вытянутых рук друг против друга в 2 шеренги, руки вытягивают вперед. Один
участник, тот, что без пары, встает перед этим «коридором», поднимает руку вверх
и кричит «Я бегу!». Ребята, которые в «коридоре» должны убирать руки прямо
перед самым лицом того, кто бежит. Так проделывает каждый участник.
Рефлексия
Участник и по кругу высказываются, понравилось ли занятие, что нового узнали на
занятии, какое эмоциональное состояние по окончанию тренинга.