Автор: Попова Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Наш дом"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование сенсорных предпочтений как дополнительной возможности взаимодействия ребенка с ТМНР.
Раздел: дошкольное образование
Использование сенсорных предпочтений как дополнительной возможности
взаимодействия ребенка с ТМНР.
Сенсорная интеграция и проблемы связанные с ней, встречаются сегодня в
работе с детьми с ТМНР (тяжелые и множественные нарушения) довольно часто.
Родители не могут понять, что же на самом деле происходит с их ребенком.
Теоретически, в основе сенсорной интеграции лежит системный подход к
функционированию мозга.
Сенсорная интеграция – это метод, направленный на психическую активизацию
ребёнка. Основная цель коррекции – научить одновременно обрабатывать
информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов и
ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной,
тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения и
обоняния, вкуса. Восприятие информации, одновременно поступающей по
нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое
называется сенсорной интеграцией.
Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать
более слаженно как единая система. Информация об интеграции помогает увидеть
связь процессов обработки сенсорики с поведением, обучением ребенка.
Поведение ребенка, не результат плохого воспитания, а необходимость
пристального внимания специалистов: нейропсихологов, педагогов-психологов,
дефектологов, а также родителей. Главным в этом является создание условий для
эффективного воздействия на процессы развития детей с ТМНР.
Дисфункция сенсорной интеграции проявляется в нехватке нескольких сенсорных
систем. Системы взаимосвязаны, поэтому нарушения одной приводят к проблемам
в развитии других. Сенсорная система может быть поражена различно. Если
ребенок может быть гипочувствителен к зрительным, обонятельным, вкусовым
раздражителям и гиперчувствителен к слуховым, тактильным стимулам.
Диагностика дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за
поведением ребёнка, которое осуществляется с помощью опроса его окружения.
Поэтому необходимо создание и поддержание условий для развития сенсорной
интеграции:1. Игры, направленные на сенсорное развитие детей, изготовление
методического материала для игр; 2. Совместные занятия с родителями;
3. Необходима предметно – развивающееся среда;
Также постоянное консультирование участников образовательного процесса,
системное использование технологий сенсорной интеграции на практике;
Как итог, проведенной работы - анализ формирования и развития сенсорных
навыков детей с ТМНР, консультирование родителей в домашних условиях, и
адаптация практических материалов на различные группы детей с ТМНР.
Для того, чтобы работа была успешно проведена, необходима адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной,
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
в основе которой лежит Федеральный закон от 1 мая 2017 года №93-ФЗ
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» («О внесении
изменений в статью 71)
Закон РФ «Об образовании».
Я в своей работе применяю сенсорные игры:
«Мячики».
Скатывать шарики из фольги или бумаги, бросать их в различные емкости.
«Маракасы».
В пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки,
семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а
можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид
в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через
прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!
«Найди такой
же»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.
детям предлагается найти предметы такой же формы.
«Жестянка для ощупывания»
На старую жестяную банку кусочки меха или фетра, можно в форме человечка или
зверя. В таком ведерке можно устраивать игры с пенопластом, ватными шариками,
деревянными и пластиковыми кубиками, мехом, перьями и т.д. Можно узнавать
спрятанные в ведре предметы на ощупь. Можно также играть, находя в банке что-
то твердое, мягкое, маленькое, большое, шершавое, гладкое, легкое, тяжелое и т.д.
«Тактильный кубик»
Игральный кубик из тканей с одинаковой или разной текстурой. Можно пришить
на стороны пуговицы.
«Коробка для ощупывания»
Простую картонную коробку, пластиковую миску или пластмассовую коробочку
от мороженого, можно сделать ее самим, яркой и интересной на ощупь. Например,
приклеить на коробку снаружи: кусочки пенопласта, катушки, песок, опилки,
пуговицы, пластик, другие предметы. Можно внутри обклеить коробку
интересными для ощупывания материалами (пенопласт, ракушки, пуговицы и т.д.),
можно наполнить разными на ощупь предметами.
Сенсорная интеграция удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а
также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных,
познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка с ТМНР.
При выполнении сенсорных игр не надо ребёнка принуждать. Ребёнок не должен
испытывать даже кратковременного стресса. В выполнении данных упражнений
ребёнку отводится ведущая роль.
Литература:
1.Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-
развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С. Е. Гайдукевич и
др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 — с. 86–92.4.
Эллнеби И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые
двери, 1997; 131 с.
2. «Педагогика, которая лечит» Составители: Битова А.Л., Борисовская О.Б.
«Теревинф», Изд. Москва 2013г
.