Напоминание

Использование сенсорных предпочтений как дополнительной возможности взаимодействия ребенка с ТМНР.


Автор: Попова Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Наш дом"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование сенсорных предпочтений как дополнительной возможности взаимодействия ребенка с ТМНР.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование сенсорных предпочтений как дополнительной возможности

взаимодействия ребенка с ТМНР.

Сенсорная интеграция и проблемы связанные с ней, встречаются сегодня в

работе с детьми с ТМНР (тяжелые и множественные нарушения) довольно часто.

Родители не могут понять, что же на самом деле происходит с их ребенком.

Теоретически, в основе сенсорной интеграции лежит системный подход к

функционированию мозга.

Сенсорная интеграция – это метод, направленный на психическую активизацию

ребёнка. Основная цель коррекции – научить одновременно обрабатывать

информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов и

ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной,

тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения и

обоняния, вкуса. Восприятие информации, одновременно поступающей по

нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое

называется сенсорной интеграцией.

Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать

более слаженно как единая система. Информация об интеграции помогает увидеть

связь процессов обработки сенсорики с поведением, обучением ребенка.

Поведение ребенка, не результат плохого воспитания, а необходимость

пристального внимания специалистов: нейропсихологов, педагогов-психологов,

дефектологов, а также родителей. Главным в этом является создание условий для

эффективного воздействия на процессы развития детей с ТМНР.

Дисфункция сенсорной интеграции проявляется в нехватке нескольких сенсорных

систем. Системы взаимосвязаны, поэтому нарушения одной приводят к проблемам

в развитии других. Сенсорная система может быть поражена различно. Если

ребенок может быть гипочувствителен к зрительным, обонятельным, вкусовым

раздражителям и гиперчувствителен к слуховым, тактильным стимулам.

Диагностика дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за

поведением ребёнка, которое осуществляется с помощью опроса его окружения.

Поэтому необходимо создание и поддержание условий для развития сенсорной

интеграции:1. Игры, направленные на сенсорное развитие детей, изготовление

методического материала для игр; 2. Совместные занятия с родителями;

3. Необходима предметно – развивающееся среда;

Также постоянное консультирование участников образовательного процесса,

системное использование технологий сенсорной интеграции на практике;

Как итог, проведенной работы - анализ формирования и развития сенсорных

навыков детей с ТМНР, консультирование родителей в домашних условиях, и

адаптация практических материалов на различные группы детей с ТМНР.

Для того, чтобы работа была успешно проведена, необходима адаптированная

основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной,

тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

в основе которой лежит Федеральный закон от 1 мая 2017 года №93-ФЗ

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» («О внесении

изменений в статью 71)

Закон РФ «Об образовании».

Я в своей работе применяю сенсорные игры:

«Мячики».

Скатывать шарики из фольги или бумаги, бросать их в различные емкости.

«Маракасы».

В пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки,

семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а

можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид

в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через

прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!

«Найди такой

же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

детям предлагается найти предметы такой же формы.

«Жестянка для ощупывания»

На старую жестяную банку кусочки меха или фетра, можно в форме человечка или

зверя. В таком ведерке можно устраивать игры с пенопластом, ватными шариками,

деревянными и пластиковыми кубиками, мехом, перьями и т.д. Можно узнавать

спрятанные в ведре предметы на ощупь. Можно также играть, находя в банке что-

то твердое, мягкое, маленькое, большое, шершавое, гладкое, легкое, тяжелое и т.д.

«Тактильный кубик»

Игральный кубик из тканей с одинаковой или разной текстурой. Можно пришить

на стороны пуговицы.

«Коробка для ощупывания»

Простую картонную коробку, пластиковую миску или пластмассовую коробочку

от мороженого, можно сделать ее самим, яркой и интересной на ощупь. Например,

приклеить на коробку снаружи: кусочки пенопласта, катушки, песок, опилки,

пуговицы, пластик, другие предметы. Можно внутри обклеить коробку

интересными для ощупывания материалами (пенопласт, ракушки, пуговицы и т.д.),

можно наполнить разными на ощупь предметами.

Сенсорная интеграция удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а

также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных,

познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка с ТМНР.

При выполнении сенсорных игр не надо ребёнка принуждать. Ребёнок не должен

испытывать даже кратковременного стресса. В выполнении данных упражнений

ребёнку отводится ведущая роль.

Литература:

1.Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-

развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С. Е. Гайдукевич и

др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 — с. 86–92.4.

Эллнеби И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые

двери, 1997; 131 с.

2. «Педагогика, которая лечит» Составители: Битова А.Л., Борисовская О.Б.

«Теревинф», Изд. Москва 2013г

.



В раздел образования