Напоминание

«Научите меня говорить!»


Автор: Васильева Наталия Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение
Населённый пункт: город Новочебоксарск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Научите меня говорить!»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

на тему: «Научите меня говорить!»

Учить ребенка говорить родители начинают с самого рождения,

общаясь с ним, показывая и называя предметы окружающие его. Со

временем ребенок начинает произносить свои первые слова, расширяя свой

словарный запас.

В норме в год ребенок должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-

60 слов (из сведений фонда данных детской речи РГПУ им. А.И.Герцена).

Но, обращать внимание необходимо не только на активный словарь ребенка,

очень важно, насколько ребенок понимает обращенную к нему речь,

выполняет простые речевые инструкции (Например, «дай машинку», «найди

папу»). В этом возрасте дети реагируют на свое имя, легко вступают в

коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

Но, что делать, если ребенку скоро два, а долгожданных слов «мама» и

«папа» еще нет? Беспокоиться или подождать?

Не стоит откладывать занятия с ребенком по формированию связной

речи на потом, не стоит ждать до трех лет и надеяться на чудо, помогите

ребенку заговорить уже сейчас. Задержка речевого развития перестраивает

всю жизнь ребенка. Нарушается поведение, произвольное внимание,

мышление, все одно за другим тянется как по ниточке, психическая

активность страдает в целом, следовательно, все это вызывает нарушение

социализации малыша.

Очень важным периодом для развития речи ребенка являются три

первых года. Только в этом возрасте подходит к концу созревание речевых

областей головного мозга, малыш овладевает речью, происходит накопление

количественного запаса слов как активной, так и пассивной речи.

Первые три года жизни ребенка – это самый лучший период, чтобы

вмешаться и провести коррекционную работу. Она будет проходить намного

легче и эффективнее, так как мозг малыша еще достаточно «пластичен» в

этот период его жизни.

Чем вы можете помочь:

1.

Расширяйте словарный запас ребенка. Используйте больше

новых слов и вовлекайте малыша в диалог.

2.

Уберите все то, что мешает ему заговорить: соску, телевизор,

телефон. Наблюдается определенная закономерность: чем дольше малыш

сосет соску, тем позже он начинает говорить. Телевизор и телефон отвлекает

ребенка от чистой, правильной и четкой речи, создавая только пассивность

восприятия изображения.

3.

Делайте вид, что вы не понимаете ребенка. Иногда малыш

просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать маме жестом.

Притворитесь, что вы не понимаете. Попытайтесь выстроить беседу: «Ты

хочешь ещё гулять? Куда пойдем, на горку или на качели?»

4.

Пойте вместе, всей семьей. Это тот случай, когда телевизор или

компьютер идет на пользу. Хорошее настроение и плавность фраз

стимулируют работу речевого аппарата.

5.

Повторяйте за малышом. Это весело и полезно. Например,

повторяйте за ним те слоги, которые он произносит: «Ба-ба», «би-би». А

потом придумайте свои слоги, например, «ма-ма», «па-па». Если ребенок

примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

6.

Рассматривайте картинки, читайте сказки, потешки, стихи.

Постоянно слышимая речь будет способствовать развитию у малыша

словарного запаса и научит правильно говорить.

7.

Говорите правильно! Дети часто упрощают слова: «бибика»,

«диди», «ляля». Это умиляет, но повторять так за ребенком не следует,

лучше, если вы скажете: «Да, это машина», «дедушка», «кукла».

8.

Играйте с пальчиками. В нашем головном мозге центры,

отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых

функций, находятся совсем рядом. Стимулируя один центр, вы развиваете и

другой. Рисование пальчиками на манке, поиск игрушек от киндер-сюрприза

в горохе или фасоли, нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на

пользу. Даже детские потешки: «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик…» —

тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания

на пальцах и ладошках.

9.

Выполняйте простые артикуляционные и дыхательные

упражнения. «Детям непросто осваивать новые слова. Им нужно

задействовать более ста мышц речевого тракта. И для его развития полезно

дуть мыльные пузыри. (Ричард Н. Аслин, профессор, специалист по

развитию и восприятию речи у детей)». Все вместе надувайте мыльные

пузыри, сдувайте листочки, одуванчики, запускайте кораблики на воде и

дуйте на них, все это весело и очень полезно.

10.

Будьте внимательны к тому, что пытается сказать вам ваш

малыш. Эмоционально реагируйте на его речь. Удивляйтесь, задавайте

вопросы и восхищайтесь! Будьте внимательным слушателем, и он с

радостью будет стараться рассказать вам обо всем, что было в течение дня.

11.

Очень полезно давать ребенку сенсорный опыт. Создайте

коробочку из природных материалов (шишки, пух, морские камушки,

ракушки, желуди), можно использовать мягкие мячики с шипами, массажные

палочки, пластиковые палочки су джок и др. Давайте их в ручку малышу и

катайте по всему телу, проговаривая любые потешки, которые вам знакомы.

Полезно давать ребенку и температурные ощущения: включайте иногда

воду различной температуры, сначала холодную, затем очень теплую, ближе

к горячей, и проговаривайте: «Ой! Холодная вода! Ай! Ух! Ох! Горячая

вода!»

Можно завести дневник и назвать его, например, «Дневник речи моего

малыша», где будут отмечаться все результаты вашего малыша, можно

приклеить фотографии, помещать туда работы ребенка, его первые

достижения.

Помните, что проводить игры с детьми необходимо только в хорошем

настроении, они должны вызывать у ребенка радость, смех и положительные

эмоции, которые развивают речь. При повышенной активности лицевых

мышц усиливается кровоснабжение мозга, и он получает больше кислорода.

Не забывайте постоянно хвалить вашего малыша, когда он использует

речь.

Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение и ваши

занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к

профессионалу. Не упустите самое дорогое время! Помните, дети не могут

научиться тому, что не слышат.

Говорите с удовольствием, и вы увидите результат!

Список литературы для родителей:

1.

Молчанова Е.Г. От звукоподражания к словам: для детей от 2 лет/

Е.Г.Молчанова. – М: Эксмо, 2020. – 56 с.

2.

Новиковская О.А. Альбом по развитию речи для самых

маленьких. – М: ООО «Издательство АСТ», 2019. – 88 с.

3.

Матвеева А.С. Учусь говорить. Раннее развитие. 3-4 года/

А.С.Матвеева, Н.Н.Яковлева. – М: Издательство АСТ, 2018. – 62 с.

Список использованной литературы

1.

Корсакова Ю.В. Руководство по запуску речи ребенка/ Ю.В.

Корсакова. –Ростов н/Д: Феникс,2019. – 94 с.

2.

Новиковская О. А. "Учим ребёнка говорить. Игры и упражнения

для выработки правильного произношения всех звуков речи". Издательство

Корона Век, 2017, 176 с.

3.

Филичева Т.Б. Основы логопедии./ Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева,

Г.В. Чиркина. – М.:Просвещение, 1989. - 223 с.



В раздел образования