Напоминание

Моделирование как способ организации образовательного процесса ДОО


Автор: Саиткулова Лида Славиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад
Населённый пункт: Республика Башкортостан Уфимский район с. Зубово
Наименование материала: Моделирование в организации образовательного процесса
Тема: Моделирование как способ организации образовательного процесса ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Саиткулова Л.С.

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОО

На современном этапе развития дошкольного образования в связи с

принятием ФГОС, идет активный поиск и внедрение в практическую работу

с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих

эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из

таких средств является метод моделирования.

Главная причина для создания метода моделирования практическая и

выражается в том, что в детских садах нет возможности, нет базы

показывать детям все полезное и интересное. Моделирование помогает

оформить в детских представлениях правила поведения экологического

воспитания, взаимосвязи и последовательности в мире и в природе.

Благодаря моделированию, как педагогическое взаимодействие, дети

открывают причины, зависимости, связи и изменения в природе.

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов путём

построения и изучения моделей.

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и

осмысливания детьми заложенной информации.

Под моделью в широком смысле понимают мысленную или практически

созданную структуру, воспроизводящую действительность в упрощенной

схематизированной и наглядной форме.

Моделированием занимались такие педагоги и психологи как,

Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н. Поддьяков,

В.А.Штофф и др. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с

помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для

него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного

объекта.

В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении

детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных

математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность

и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным

скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения

объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений

при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям

Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у

ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной

активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для

становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему

возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели,

познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из

эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является

использование детьми моделей и активное участие, в процессе

моделирования.

В.В.Давидов и А.У. Ваданяк выделяют следующие особенности

моделирования для овладения знаниями:

знаковость, наглядность и искусственность;

единство знаковости и образности;

оперативность - дает организацию познавательных действий и их

осмысленность;

эвристичность;

По мнению В.В.Давыдова, эвристичность моделей выражается в

возможности открыть сущность.

Моделирование это познавательный акт, обеспечивающий оперирование

заместителями объектов. Развитие познавательной деятельности в раннем

онтогенезе непосредственно связано с развитием моделирования, как форма

его опосредования. В игре ребенок моделирует взаимоотношения с

взрослыми, в рисовании и в конструктивной деятельности создает наглядные

схематические модели. Моделирование лежит в основе овладения

символикой языка. В процессе моделирования окружающей среды ребенок

не только создает наглядные модели, но и предлагает замену адекватными

символами. На этом Выготский обосновал свою гипотезу, что детский

символизм не просто построение индивидуальных символов, а и усвоение

общественно выработанных знаков, как овладение элементарными

математическими представлениями, элементами живой природы, добиться

грамотности, овладеть пространством .

Тиха Делчева определяет моделирование как систему действия по

построению, преобразованию, использованию видимо воспринимаемых

моделей.

Л.М.Фридман говорит, что модель определяется обычно как некий

объект, систему, исследование которых служит как средство для

использования знаний о другом объекте [2].

В.В.Давидов обращает внимание на одну очень важную характеристику

модели „она динамическая и визуализирует содержание объекта. С помощью

моделирования можно осуществить определенное действие.

" В.А. Штофф подчеркивает, что модель не только заместитель объектов,

а и „его элементы отделены и закреплены и есть связи между ними,

осуществленные и необходимые связи между ними, которые образуют

определенную структуру". Универсальный характер моделирования

определяется его спецификой, которая позволяет ребенку усваивать

обобщенные знания о связи и закономерностях между явлениями в

действительности. Основные характеристики, которые утверждают его как

универсальный метод это:

наглядное моделирование, которое является специфической формой

опосредственной мыслительной деятельности ребенка;

овладение моделирования стоит в основе общих интеллектуальных

способностей, которые необходимы для решения определенного круга

вопросов;

источник формирования умений для наглядного моделирования это

моделирующий характер детской деятельности;

при формировании умений для наглядного моделирования

овладевается действием „замещение";[1].

В.И. Логинова считает, что "под моделированием понимается процесс

создания моделей и их использование в целях формирования знаний о

свойствах, структуре, отношениях и связях объектов"[3].

Психолог И.Б. Новиков характеризует моделирование как

"опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при

котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а

вспомогательная, искусственная или естественная система, находящаяся в

некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная

при его исследовании в конечном итоге получить информацию о самом

моделируемом объекте".

В.А. Штофор: «Под моделью понимается такая мысленно представля-

емая и материально реализованная система, которая, отображая или вос-

производя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение

дает нам новую информацию об этом объекте» .

В дошкольном обучении можно применять следующие виды моделей:

1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности,

пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть

технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма;

модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать

глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом).

Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и

небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки,

обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в

поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи

и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски

бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при

абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических

фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев;

полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при

абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений –

листьев, стеблей и т. д.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо

(условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели

может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные

значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе

используется модель, в которой отражены существенные, наглядно

воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда

обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела,

покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется

приспособление рыб к водной среде обитания.

Таким образом, моделирование – это совместная деятельность

воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование

моделей. В основе метода моделирования лежит принцип замещения:

реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением,

каким-либо условным знаком. В результате освоения детьми дошкольного

возраста моделирования значительно повышается уровень их воспитанности.

Применение метода моделирования в работе дает ощутимые

положительные результаты, а именно:

- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их

доступными пониманию ребенка;

- положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;

- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей

объекта или явления;

- повышает наблюдательность ребенка;

- учит детей систематизировать полученные знания;

ЛИТЕРАТУРА

1.Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания, М.: Высшая

школа, 1978.

2.Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. -

М.;Знание,1984.

3.Логинова В.И. Программа развития детей в детском саду «Детство».

СПб.,2000.



В раздел образования