Автор: Кондалев Никита Олегович
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
Населённый пункт: города Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: Использование на уроках физической культуры нестандартных видов двигательной активности и нетрадиционных форм организации занятий физической культурой
Раздел: начальное образование
УДК 796.011
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИ-
ДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА-
НЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Н.О. Кондалев
«Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Г.К. Жукова» города Калуги
В данной статье представлено описание эмпирического исследования эффективности не-
стандартных видов двигательной активности в рамках школьных уроков физической культуры для
учащихся младших классов. Будут рассмотрены особенности проведенного нами педагогического
эксперимента и задачи, поставленные на разрешение в ходе исследования; описан используемый
методологический аппарат и процедура исследования. В конце статьи будут рассмотрены ре-
зультаты проведенного эмпирического исследования.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, двигательная активность,
педагогический эксперимент, младшие школьники.
UDC 796.011
NON-STANDARD VIDES OF MOTOR ACTIVITY IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS
AND NON-TRADITIONAL FORMS OF ORGANIZATION OF EXERCISE BY PHYSICAL
EDUCATION
N.O. Kondalev
«Secondary school № 45 n.a. G.K. Zhukov», Kaluga
The article describes an empirical study of the effectiveness of non-standard physical activity in
school physical culture lessons for primary school students. The features of the conducted pedagogical
experiment and the tasks set for resolution during the research will be considered; the used methodologi-
cal apparatus and research procedure are described. At the end of the article, the results of the empirical
research carried out will be considered.
Key words: physical culture, physical education, physical activity, pedagogical experiment, junior
schoolchildren.
В рамках настоящего эмпирического исследования нами было сделано следующее предпо-
ложение: систематическое и целенаправленное использование нетрадиционных форм и методов
обучения на уроках физической культуры будет способствовать повышению мотивации подраста-
ющего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности, позволит улучшить физиче-
скую подготовленность.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить роль, которую играют нетра-
диционные формы работы, используемые в физкультурной практике с детьми младшего школьно-
го возраста, и отобрать наиболее эффективные из них для внедрения общеобразовательные шко-
лы.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи: проанализиро-
вать содержание школьной программы по физической культуре; изучить возрастные особенности
развития учащихся младшего школьного возраста; изучить влияние нетрадиционных форм и ви-
дов двигательной активности на изменение основных двигательных качеств школьников; экспери-
ментально обосновать эффективность использования нетрадиционных форм и видов двигательной
активности на уроках физической культуры в 4-х классах.
При решении поставленных задач нами были использованы следующие методы исследова-
ния: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирова-
ние, педагогический эксперимент, тестирование, измерение моторной плотности уроков, матема-
тическая обработка данных исследования.
Изучение научно-методической литературы проводилось на всем протяжении исследова-
ния. Результаты систематизации, обобщения и сравнительного анализа информации позволили
определить состояние изучаемой проблемы, обосновать рабочую гипотезу, цели и задачи исследо-
вания, определить методы исследования.
Основная цель педагогического наблюдения - выявить особенности отношения и наличие
мотивации у учащихся 4-х классов к занятиям физической культурой. Объектом педагогического
наблюдения были группы учащихся младшего школьного возраста. Наблюдение проводилось не-
посредственно на уроках физической культуры в школе.
Беседа как метод получения информации широко применялась на предварительном этапе
работы. Беседы проводились с учащимися контрольной и экспериментальной группы, с классны-
ми руководителями обеих групп, с родителями обучающихся. В ходе беседы с учащимися мы
определили, к каким видам спорта есть интерес у учащихся обеих групп. С помощью беседы с
классными руководителями были собраны и систематизированы отзывы учащихся об уроках фи-
зической культуры.
Анкетирование проводилось в начале педагогического эксперимента, в марте 2020 года, а
затем повторно в сентябре 2020 года с целью выявления динамики показателей мотивационного
отношения учеников экспериментальной группы и контрольной группы к урокам физической
культуры. С целью выявления уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и
спортом, отношения учащихся к урокам физической культуры нами была выбрана анкета «Моти-
вация учащихся к занятиям физической культуры».
Педагогический эксперимент проводился с февраля по сентябрь 2020 года на уроках физи-
ческой культуры на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45 имени Маршала Со-
ветского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги.
В эксперименте приняли участие два класса: 4 «А» (экспериментальная группа) и 4 «Е»
(контрольная группа) общей численностью 62 учащихся, из них 28 мальчиков и 34 девочки. Воз-
раст детей: 10-11 лет. Специально группы не комплектовались, эксперимент проводился в есте-
ственных условиях.
В эксперименте был сделан акцент на дифференцированный подход. Так как в этом воз-
расте у мальчиков и девочек формируется разное отношение к занятиям физической культурой и
спортом, к виду спортивной деятельности на уроке физической культуры, то согласно Е.П. Ильи-
ну, невнимание к половым различиям экспериментальных групп может привести к противоречи-
вым результатам и выводам в экспериментах, проводимых по одной и той же методике.
Педагогический эксперимент состоял из трех основных этапов: констатирующего, форми-
рующего и контрольного эксперимента.
Исходный уровень развития некоторых физических качеств обучающихся контрольной и
экспериментальной групп был определен с помощью следующих тестов:
1.
Тест на определение скоростных качеств;
2.
Тесты на определение координационных способностей:
2.1. Челночный бег 3x10 м в исходном положении лицом вперед;
2.2. Три кувырка вперед;
2.3. Метание теннисного мяча на точность (из положения сед, ноги врозь);
3.
Тест на определение гибкости.
Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность
урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и усло-
виями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее
время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчиты-
ваются процентные величины.
Плотность – это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отве-
денному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.
Плотность урока определяется в процентах путем соотношения полезно затраченного на
уроке времени ко времени всего урока (45 мин). Различают два вида плотности – общую и мотор-
ную (двигательную).
Под общей плотностью урока понимается полезное время, использованное на уроке учени-
ками (слушание объяснений учителя, просмотра и выполнения упражнений, различных других за-
даний) ко всему времени урока:
Р
общ
= (t
пол
/ Т
ур
) х 100%
где: Р
общ
- общая плотность, Т
ур
- общее время урока; t
пол
- время, затраченное с пользой.
Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.
Моторная плотность - это время, затраченное в уроке на активные полезные движения, ко
времени всего урока. Она определяется по следующей формуле:
Р
мот
= (t
дв
/ Т
ур
) х 100%
где: Р
мот
- моторная плотность урока; Т
ур
- общее время урока; t
дв
- время, затраченное на по-
лезные активные движения.
Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений
можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых упражнений, местом их ис-
пользования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависи-
мости от типа урока.
Хронометрирование ведется с помощью секундомера, путем наблюдения. Секундомер
включается со звонком на урок. Можно работу вести по часам. Если работа ведется фронтально,
всем классом, то наблюдение ведем за всем классом.
В уроке можно хронометрировать следую-
щие компоненты: О – объяснение; Р – работа; П – потеря времени. Можно отдельно хронометри-
ровать ожидание очереди у снаряда, отдых.
Статистической обработке были подвергнуты результаты уровня физической подготовленно-
сти учащихся ЭГ и КГ. Экспериментальные данные заносились в таблицы и протоколы и группи-
ровались по группам испытуемых.
Для обработки результатов фактического материала применялись общепринятые статисти-
ческие методы исследования с помощью программы Microsoft Excel.
Исследование проводилось в период с сентября 2019 года по октябрь 2020 года. В исследова-
нии принимали участие ученики 4-х классов МБОУ «СОШ № 45 им. Г.К. Жукова» г. Калуги.
Исследование осуществлялось в три этапа: на первом этапе работы (сентябрь 2019 г. – январь
2020 г.) был осуществлен анализ научно-методической литературы по теме эксперимента, обосно-
вание и формулирование цели, задач, выдвижение гипотезы исследования, определение контин-
гента испытуемых. С февраля 2020 года по сентябрь 2020 был проведен второй этап. В феврале
было проведено тестирование, включающее в себя: анкетирование, направленное на исследования
интереса к занятиям физической культурой и спортом 4-х классов. В октябре 2020 года было про-
ведено повторное обследование обучающихся контрольной и экспериментальной групп с при-
менением тех же методик, направленное на выявление динамики показателей. На третьем этапе с
сентября 2020 по ноябрь 2020 года был осуществлен анализ полученных результатов исследова-
ния, выполнена их статистическая обработка.
После первичной диагностики и оценки уровня развития некоторых физических качеств и
мотивации младших школьников была реализована работа по использованию на уроках физиче-
ской культуры нестандартных видов двигательной активности и нетрадиционных форм организа-
ции занятий физической культурой. Уроки физической культуры проводились по прежнему рас-
писанию с тем отличием, что в 4 «А» классе (экспериментальном) уроки проводились в соответ-
ствии с экспериментальной программой по физической культуре, включающей в себя модуль
«Плавание», а также нетрадиционные формы и методы организации занятий, а в 4 «Е» классе уро-
ки проводились в традиционной форме по обычной программе.
Экспериментальная программа разработана на основе Федерального государственного об-
разовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министер-
ства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального об-
щего образования" (с изменениями и дополнениями).
В программу по физической культуре 4 «А» был добавлен модуль «Плавание» по 1 часу в неделю.
Уроки проводились так же, как и по другим дисциплинам, с использованием фронтального, груп-
пового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Тематическое планиро-
вание модуля «Плавание» включает в себя изучение теоретического материала (история развития
плавания, влияние плавания на физические качества: выносливость, скоростно-силовые качества,
скоростную выносливость, координационные способности, роль плавания в повседневной жизни
человека, инструктажи по технике безопасности) и освоение практических навыков (правильное
дыхание, погружение, скольжение по воде на плавательной доске, повороты, игры на воде, кроль
на груди). В ходе организации уроков плавания использовались элементы акваэробики. Комплек-
сы аквааэробики содержат упражнения, которые решают разные задачи и были использованы
нами в каждой части урока.
В разделе «Подвижные игры» были выделены часы на обучение подвижной игре Dodgeball
(англ. dodge – увернуться/уклониться, ball – мяч), кроме того, данная динамичная игра была вклю-
чена в отдельные части уроков физической культуры (чаще в заключительной части).
В ходе уроков физической культуры были использованы элементы роуп-скиппинга. В уроках ис-
пользовалось большое количество разнообразных упражнений, они не требовали длительных объ-
яснений, упражнения были доступны всем ученикам, независимо от их физической подготовлен-
ности, а так же широко использовались эстафеты со скакалками. Учащиеся получали строго дози-
рованную, адресную нагрузку. Осуществлялся дифференцированный подход для сильных и для
слабых учеников.
Таким образом, экспериментальная программа по физической культуре включила в себя но-
вый модуль - «Плавание», уроки физической культуры проводились с включением в разные этапы
урока некоторых нетрадиционных видов двигательной активности – роуп-скиппинга, аквааэроби-
ки, доджбола, а так же были разработаны нестандартные уроки для повышения уровня мотивации.
Диагностическое обследование обучающихся, участвующих в исследовании, было проведе-
но в процессе учебной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы измерили моторную плот-
ность традиционных уроков физической культуры. Нами был проведен хронометраж 10 традици-
онных уроков физической культуры в обеих группах. Проведенные расчеты показали следующие
значения: моторная плотность традиционных уроков колеблется в диапазоне от 46 до 60 %, сред-
нее значение моторной плотности традиционных уроков составляет 53%, т.е. в среднем 21,2 мину-
ты от 40-минутного урока отводится на упражнения и двигательную активность, остальное время
уходит на установление дисциплины, организацию и объяснение упражнений и др. Нецелесооб-
разные затраты времени были следствием, в том числе, недостаточно четкой организации урока.
В рамках констатирующего этапа педагогического эксперимента для исследования уровня
мотивации и развития координационных способностей использовались методы анкетирования и
тестирования. Для определения уровня мотивации к занятиям физкультурой мы использовали
анкету «Мотивация учащихся к занятиям физической культуры». Учащийся должен был выска-
зать свое отношение к 15 предложенным утверждениям, оценивая их значимость для себя по 5-
балльной шкале. Анкета заполнялась анонимно. Результаты анкетирования показали невысокий
уровень мотивации к занятиям физической культуры. Так 58,06 % детей ответили, что ходят на
уроки физической культуры, потому что она есть в расписании и есть необходимость получать
оценки. Кроме того, 80,64 % детей уроки физкультуры привлекают играми и развлечениями,
включенными в образовательный процесс, учащимся хотелось бы, чтобы таких элементов было
больше. В качестве наиболее интересующих видов спорта детьми были отмечены плавание и фут-
бол. Результаты первичной диагностики после проведения тестирования физических качеств обу-
чающихся отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Первичная оценка физических качеств учащихся 4-х классов
Название теста
ЭГ
КГ
мальчи-
ки
девочки
мальчики
девочки
Бег 30 м (сек.)
6,1
6,5
6,1
6,6
Челночный бег (сек.)
9,72
10,54
9,82
10,30
Три кувырка вперед (сек.)
7,16
7,6
7,48
7,72
Метание в цель (кол-во попада-
ний)
3
4
3
3,6
Гибкость (см)
+5,2
+10,3
+5,1
+9,4
Проведя сравнительный анализ показателей двух классов, анализ межгрупповых различий по
первичным показателям уровня координационных способностей учащихся, обнаружилось, что
значимых различий или преимущества в развитии таких физических качеств, как гибкость, коор-
динационные способности, скоростные качества, между показателями экспериментального и
контрольного класса не наблюдается. Таким образом, можно сделать следующий вывод, что на на-
чало эксперимента обследуемый контингент однороден и это позволяет нам провести формирую-
щий эксперимент.
После проведенной работы был проведен контрольный эксперимент. Он заключался в повторном
обследовании обеих групп с помощью тех же методик. Была повторно зафиксирована моторная
плотность уроков физической культуры в обеих группах, экспериментальной и контрольной. Уро-
ки плавания, включающие в себя элементы аквааэробики, обеспечивали моторную плотность уро-
ка в пределах 56-63%, что выше средней моторной плотности уроков, проведенных до начала экс-
перимента. Объясняется это экономией времени на объяснение и показ упражнений и отсутствием
ожидания своей очереди для выполнения упражнения.
При проведении уроков с использованием скакалки моторная плотность была высокой - 70-
80%. В уроках использовалось большое количество разнообразных упражнений, они не требовали
длительных объяснений (5-6% времени), упражнения были доступны всем ученикам, независимо
от их физической подготовленности, ожидание очереди в таком уроке составило 4-5% во время
проведения эстафеты со скакалками. Мы провели хронометраж 10 уроков в каждой группе и выяс-
нили, что средняя моторная плотность уроков в контрольной группе практически не изменилась, а
в экспериментальной группе средняя моторная плотность уроков возросла почти на 15%.
Повторно проведенное анкетирование показало положительную динамику в мотивации и
проявлении интереса к урокам физической культуры. Беседа с родителями и классным руководи-
телем экспериментальной группы после включения в программу по физической культуре модуля
«Плавание», а также использования на уроках нестандартных видов и форм деятельности, показа-
ла, что использование нестандартных подходов увеличивает интерес обучающихся к спорту. Дети
с интересом рассказывают друзьям о таких уроках физической культуры, у 25% детей (8 человек)
появилось желание посещать секцию по «Плаванию», хотя ранее интереса к плаванию не было,
9,4% (3 человека) дома осваивают упражнения со скакалкой (роуп-скиппинг).
По результатам рефлексии нестандартно организованных уроков 100% учащихся и роди-
телей оценили уроки физической культуры символом «Нужно повторить», уроки плавания поло-
жительно оценили 96% учащихся.
Таким образом, результаты повторного анкетирования и беседы с родителями и классным
руководителем экспериментальной группы, позволяют сделать вывод о том, что уроки с использо-
ванием нетрадиционных видов двигательной активности и форм организации, подтверждая нашу
гипотезу, создают предпосылки для формирования положительной мотивации и развития интере-
са к занятиям физической культурой у учащихся. Повторно было проведено тестирование основ-
ных физических качеств обучающихся. Результаты повторной диагностики экспериментальной и
контрольной групп отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Показатели уровня развития физических качеств учащихся 4-х классов
на конец эксперимента.
Название теста
ЭГ
КГ
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Бег 30 м (сек.)
5,5
5,8
5,9
6,5
Челночный бег (сек.)
9,0
9,6
9,5
10,0
Три кувырка вперед (сек.)
5,6
6,4
7,0
7,2
Метание в цель (кол-во попаданий)
4
4
3
3,6
Гибкость (см)
+5,9
+12,4
+5,2
+10,1
Данные таблицы показывают, что у мальчиков и девочек экспериментальной группы зна-
чительно улучшились результаты по всем показателям развития физических качеств, по сравне-
нию с контрольной группой, в которой так же есть незначительные улучшения, связанные с непре-
рывным процессом физического образования в школе. Все полученные данные мы обобщили в
Таблице 3.
Таблица 3.
Динамика показателей физической подготовленности мальчиков и девочек ЭГ и КГ
Показатели
Гру
ппа
Мальчики + σ
Девочки + σ
До
После
До
После
Бег 30 м (сек.)
ЭГ
6,1±0,22
5,5±024
6,5
5,8
КГ
6,1±0,22
5,9±0,23
6,6
6,5
Челночный бег (сек.)
ЭГ
9,72±0,22
9,0±0,20
10,54
9,6
КГ
9,82±0,23
9,5±0,21
10,30
10,0
Три кувырка вперед (сек)
ЭГ
7,16±0,27
5,6±0,27
7,6±0,27
6,4±0,27
КГ
7,48±0,29
7,0±0,28
7,72±0,26
7,2±0,27
Метание в цель (кол-во
попаданий)
ЭГ
3±0,48
4±0,48
4±0,48
4±0,48
КГ
3±0,48
3±0,48
3,6±0,48
3,6±0,48
Гибкость (см)
ЭГ
+5,2±0,07
+5,9±0,09
+10,3±0,07
+12,4±0,08
КГ
+5,1±0,09
+5,2±0,07
+9,4±0,07
+10,1±0,1
Показатели учащихся экспериментального и контрольного классов на момент начала экспе-
римента были в пределах возрастной нормы и в большей степени соответствовали среднему уров-
ню развития физических качеств. После внедрения в обучение экспериментальной программы по-
казатели уровня развития физических качеств экспериментального класса по-прежнему находятся
в переделах возрастных нормативов, но при этом они заметно улучшились и соответствуют уров-
ню среднему и выше среднего.
Таким образом, прирост показателей физической подготовленности учащихся эксперимен-
тальной группы объясняется рационально подобранной и распределенной нагрузкой определенно-
го характера и свидетельствует об эффективном воздействии экспериментальной программы. Раз-
личные педагогические условия занятий физической культурой в экспериментальной и контроль-
ной группах оказали неодинаковое воздействие на мотивацию и интерес к урокам физической
культуры, на уровень развития физических качеств и степень физической подготовленности уча-
щихся. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.