Напоминание

"Зимушка-зима хрустальная"


Автор: Кирьянова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №109
Населённый пункт: Миасс
Наименование материала: Сценарий литературно-музыкальной гостиной для дошкольников старшего возрасте
Тема: "Зимушка-зима хрустальная"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий литературно – музыкальной гостиной «Зимушка

хрустальная» для дошкольников старшего возраста.

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, к русской поэзии.

Задачи:

Образовательные:

• повторить с детьми названия зимних месяцев;

• познакомить детей с народными зимними пословицами и поговорками, приметами;

• закрепить с детьми знание признаков зимы;

• уточнить знания детей о зимних изменениях в природе;

• дать детям элементарные представления о празднике Рождество Христово, Масленица;

• совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении

стихотворений.

Развивающие:

• развивать навыки контекстной речи, умения выразительно читать наизусть стихотворения;

• совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при пении песен;

• развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

• воспитывать любовь к русской поэзии, к русской народной культуре.

Предварительная работа: разучивание песен, танцев, хороводов, стихов о зиме, о

празднике Рождество; оформление зала в зимнем стиле

Материалы для проведения: стулья по количеству детей, дипломы и памятные подарки

по количеству участников

Ход мероприятия:

(Дети заходят змейкой в музыкальный зал под музыку, присаживаются на стулья).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы

собрались здесь, в нашем музыкальном зале, чтобы провести нашу литературно –

музыкальную гостиную «Зимушка хрустальная». На нашем празднике мы будем петь,

танцевать и, конечно, читать стихи

« Здравствуй зимушка Зима «(Читаю сама)

Скажите, пожалуйста, дети, а как мы с вами узнаём, что приближается зима? Назовите,

пожалуйста, признаки зимы.

Дети: Листья с деревьев уже опали. Солнце светит реже. На лужах появляется лёд.

Выпадает первый снег. Дуют холодные ветры.

Воспитатель: Вы всё правильно назвали. О зиме в русской поэзии написано много

стихотворений.

«Снег» прочтёт нам

Каждый поэт видел это время года по-своему. Для каждого автора зима представала

совершенно особенной. И сейчас мы послушаем одно такое стихотворение, оно называется

«Письмо». Его прочитает

Воспитатель: «…Волшебница – зима…» Очень поэтично, не правда ли?

Отрывок из поэмы А С Пушкина « Евгений Онегин « прочитает

Воспитатель: А что же происходит с деревьями, с лесом?

Дети: Зимняя природа погружена в сладкий сон.

Воспитатель: Укрывшись белым покрывалом пушистого снега, спят деревья и кусты. В

одни дни мороз и тишина, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, с которой

падает снег, а в другие - снежная вьюга с завыванием ветра. Стихотворение «Берёза» нам

прочитает

Воспитатель: Замечательные стихи о зиме! Слушаешь, и как - будто видишь, заснеженную

берёзу, которая застыла в серебряном уборе. Но вернёмся к нашему чтению.Следующее

стихотворение нам прочитает

Воспитатель: Давайте с вами вспомним про животных. Какие изменения происходят в их

жизни с приходом зимы?

Дети: Медведь зимой сладко спит в берлоге. Белка и заяц ещё осенью сменили шубку.

Заяц теперь белый, а белка – серенькая. У всех животных зимняя шуба более тёплая.

Воспитатель: Всё верно. Пришла зима. Мороз сковал землю. Замёрзли реки и озёра. Часто

идёт снег. По нему так легко и приятно скользить на лыжах. Выйдешь утром – чистая

нетронутая целина, а как завывает ветер ?!! Как называется ветер зимой ? ВЬЮГА!

И сейчас нам прочитает стих « Вьюга»

Воспитатель: Великолепное стихотворение! Скажите мне, пожалуйста, дети, как называется

первый месяц зимы?

Дети: Первый месяц зимы называется декабрь.

Воспитатель: Правильно. Декабрь в народе называют Студень. Обычно в этом месяце

выпадает много снега. Это также и месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних

праздников. Какой праздник мы отмечаем в декабре?

Дети: В декабре мы отмечаем праздник Новый год.

Воспитатель: Совершенно верно. На новогоднем утреннике мы много пели и танцевали. И

сейчас мы с вами потанцуем. Хоровод «Ты пришёл к нам в гости Дед Мороз»

(7)

Всё зимой белым бело Белым снегом замело И ребята нам прочитают стих «

Белые стихи

Воспитатель: Народный календарь сохранил пословицы и поговорки, точно описывающие

первый зимний месяц. Все его особенности нашли отражение в народном творчестве:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.

В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается

Сухой декабрь предвещал сухую весну и лето.

Декабрь холодный, снежный, с частыми инеями и ветрами - к урожаю.

А гром в декабре сулил студеную зиму.

Воспитатель: Как же красива зима вечерами ?!!!! Следующее стихотворение, « Вечером»

Прочитает

Ребята А из чего состоит снег? Из снежинок … А откуда они ?? Снежинки прочитает нам

Стихотворение

Воспитатель: Отгремели новогодние праздники. Закончился месяц декабрь. Дети, скажите,

пожалуйста, какой месяц приходит к нам за декабрём?

Дети: За месяцем декабрь приходит к нам месяц январь.

Воспитатель: Молодцы! Январь — середина зимы и начало года. Январь на Руси — самый

холодный месяц года, время глухой зимы и покоя в природе. Погода в январе тихая и

спокойная. Дни короткие, но яркие и солнечные. От этого они становятся ещё морознее.

Следующее стихотворение, которое мы сейчас с вами услышим, называется «Круглый год.

Январь». Расскажет

Воспитатель В народе про январь также сложено множество пословиц и поговорок:

Зимой солнце — что мачеха: светит да не греет;

Новый год — к весне поворот;

Январю-батюшке — морозы, февралю — метелицы.

В январе больше солнечных дней. Морозы становятся более трескучими

Воспитатель: Что то очень холодно стало! Давайте погреемся И поиграем в музыкальную

игру

ВАРЕЖКИ

(5)

Ну вот мы и согрелись А следующее стихотворение прочитает нам

и называется оно

«ЗИМОЙ»

Январь — первенец года, пора снеговеев.

Снег сильно скрипит под ногами, голоса далеко слышны — к стуже.

Воспитатель: Но не только Новый год мы отмечаем зимой. Скажите, пожалуйста, какой

праздник мы также отмечаем в январе?

Дети: В январе мы отмечаем праздник Рождество Христово.

Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам послушать стихотворение «Рождественская

ночь» Его нам прочитает

Ребята А вам нравиться зима? (да) Дети очень радуются зиме. А во что можно

поиграть зимой?

Прекрасный отрывок из стихотворения «

Детство»

прочитают мальчики

Воспитатель: Действительно, вокруг так много снега. Но что-то мы с вами засиделись. Я

объявляю игру

«ЁЛОЧКИ-ПЕНЁЧКИ»(4)

Воспитатель: Но вот закончился и январь. Какой месяц приходит следом за ним, скажите,

пожалуйста, дети?

Дети: За месяцем январь к нам приходит месяц февраль.

Воспитатель: Совершенно верно. Февраль на Руси называли: сечень-секут еще зимние

ветры; бокогрей — на солнечной стороне пригревать начинает.

И стихотворение с названием «Круглый год. Февраль» нам прочитает

Воспитатель: Действительно, в феврале мы отмечаем праздник – 23 февраля. С этим

праздником мы поздравляем наших пап и дедушек. Переменчив этот месяц. С буранами,

метелями. Со снегом пушистым. Я предлагаю послушать стихотворение «Снеговик»

которое прочтут

А по чистому снегу так и летят санки !!!

прочитает стих

« Хитрые санки»

Воспитатель: В феврале морозы дают ещё о себе знать, но в них уже чувствуется

дыхание весны — И вот уже днём солнышко пригревает А ночью подмораживает и на

дорогах появляется лёд И бывает очень трудно идти

Стихотворение

«Гололедица»

прочитает нам

Вот послушайте пословицы и поговорки о месяце февраль:

У февраля два друга — метель да вьюга.

Февраль — месяц переменчивый: то на январь смахивает, то март напоминает.

Февраль солнце на весну поворачивает.

Снегирь под окном распелся – к оттепели.

прочитают стих « Снегири»

Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима – аукает…».

(читают )

Воспитатель: Давайте не будем забывать про птиц зимой. Обязательно будем им помогать

и подкармливать их. Вот и подошла к концу наша литературно-музыкальная композиция

«Зимушка хрустальная».

Воспитатель: Мы прочитали так много стихотворений о зиме. Вспомнили много песен и

танцев. Как ни жаль, пришло время нам расстаться. До свидания! До новых встреч!



В раздел образования