Автор: Занкина Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 20
Населённый пункт: Кемеровская область Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание занимает огромную роль в воспитании
дошкольников, развивает познавательный интерес к природе,
любознательность, бережное отношение к окружающей среде.
личностные качества Ознакомление детей с окружающим миром
предусматривает решение таких задач как: формирование
представлений о живой и неживой природе;воспитание гуманного,
эмоционально-положительного, бережного, отношения к природе и
окружающему миру. Наиболее эффективной работой с
дошкольниками является непосредственный контакта с природой. В
этом случае у детей формируются не только экологические знания, но
и опыт в практической деятельности. К таким формам работы можно
отнести дидактические игры с природным материалом. Игры
доставляют детям радость и содействует их всестороннему
развитию. В процессе игр мы формируем знания об окружающем
мире, воспитываем познавательные интересы, любовь к природе.
Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы
наблюдений за растениями в уголке природы и на участке, ведение
различных календарей, занятия целевые прогулки. Экскурсии,
экспериментирование и наблюдения. В группе должен быть
оборудован экологический уголок где будут представлены
энциклопедии природоведческого и экологического содержания,
пособия для экспериментирования, дневники наблюдений
Совместные уборки на территории ДОУ уборке мусора на участке.
Экология в настоящее время является основой формирования нового
образа жизни. Важно начинать экологическое воспитание с
дошкольного возраста именно в этот период закладывается
фундамент осознанного отношения к окружающему миру,
накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго
остаются в памяти человека. Примером служит отношение к
окружающему взрослых - педагогов и родителей если взрослые,
воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой:
понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их
поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы,
помогают наладить взаимоотношения с ним. Необходимо устраивать
праздники и развлечения экологического содержания – это имеет
наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
• Воспитание чувства ответственности: «любить – значит, беречь»,
помогают уголки экологического воспитания.
• Экологические зоны на участке ДОУ: труд в огороде и цветниках.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование
начал экологической культуры Экологическая культура - это
неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные
виды деятельности. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и
научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагоги и родители
сами должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть
готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и
внимательны к словам воспитателя хорошо отличают положительное
и отрицательное в действиях Экологическая воспитанность,
искренняя любовь к природе означает не только определённое
душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и
познание.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода
является создание среды, в которой взрослые личным примером
демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по
мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в
природоохранной деятельности.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они
занимают более сильную сторону и поэтому, должны ее беречь и
заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и
жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них
необходимых знаний. Разумеется, одних знаний не достаточно для
формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо
включать их в посильную для их возраста практическую деятельность
– создать условия для постоянного и полноценного общения детей с
живой природой. А создание и поддержание положительного
эмоционального состояния детей способствует дальнейшему
развитию чувств сострадания и сопереживания.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно
пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо
обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за
состоянием растений и поведением животных, получая от этого
удовольствие и замечая красоту жизни,
Задача воспитателей и родителей подвести детей к пониманию того,
что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за природу
и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.