Напоминание

КУКЛОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Зотова Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 11"
Населённый пункт: город Троицк, Челябинская область
Наименование материала: ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: КУКЛОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №11"

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

ПО КУКЛОТЕРАПИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработала: воспитатель

Зотова Ольга Борисовна

Троицк 2018г.

1

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………3

Цель и задачи проекта………………………………………………...4

Актуальность проекта………………………………………………...6

Принципы и функции проекта……………………………………….9

Календарно-тематический план (1 год обучения)……………… 12

Календарно-тематический план (2 год обучения)………………….16

Литература…………………………………………………………….18

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы в специальном образовании заметно усилился

интерес к использованию арттерапии в коррекционно-развивающей работе с

детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Из работ многих

авторов (Е. Ю. Рау, Ю.Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т.А.Добровольской,

О.А. Карабановой, Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой и др.) известно, что

использование

арттерапии

существенно

повышает

эффективность

коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития,

развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка.

Арт-терапия - это использование самых разных видов искусства в

лечебно-коррекционных целях. Например, изобразительного искусства, когда

пациенты под руководством арт-терапевта занимаются живописью, но не для

того, чтобы стать художниками, а чтобы изжить в себе какие-то комплексы,

выплеснуть и переосмыслить те или иные переживания. Обрести внутренний

покой и душевное равновесие. Существуют ассоциации арт-терапевтов.

Например,

Международное

общество

арт-терапевтов

и

арт-педагогов

«Метаморфоза», которое объединило в своих рядах врачей, психологов и

педагогов, использующих такие виды искусства, как живопись, театр,

оригами, керамику, компьютерную анимацию и т. п.

Существуют разные виды арттерапии: музыкотерапия, изотерапия,

сказкотерапия, куклотерапия и др.

Учитывая, что мы все чаще имеем возможность наблюдать детей с

речевыми искажениями и недостатками, с продолжительным молчанием и

замкнутости в себе, коррекция речи крайне важна и необходима в первую

очередь для самого ребенка, а также и для окружающих.

В последние годы в педагогике активно используются игровые методы,

т.к. в игровой обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания и

умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и

преодолевать психологические трудности. Особое значение для

3

психического развития детей имеют куклы. Кукла – не только партнер для

игры, это заменитель реального друга, который все понимает и не помнит

зла. По воле ребенка и с помощью его воображения кукла «ведет себя» так,

как это нужно в данный момент ее хозяину. События и свойства персонажей

игры это есть результат проекции внутренних переживаний ребенка.

До того момента, пока ребенок обретет уверенность и

самостоятельность в общении с окружающими, в овладении мастерством

«говорения», пригодится кукла, которая учит ребенка жить и действовать.

Существует самостоятельное направление в коррекционной педагогике,

получившее название куклотерапии. Этот метод коррекции с помощью кукол

основан на идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки

и любимой игрушкой. Мы, взрослые, воздействуем на ребенка через

игрушку.

Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для

обогащения и закрепления знаний, которые осуществлялись в разных видах

деятельности.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные

переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную

адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях

коллективной творческой деятельности. Метод куклотерапии я решила

применить в своей работе по коррекции речи.

Цель проекта заключается в том, чтобы раскрыть значение метода и

способы использования куклотерапии в коррекции звукопроизносительных

недостатков речи детей.

Главными задачами считаю

- создание условий для развития

речевой деятельности и речевого общения детей, постоянная стимуляция к

речевому общению: организация и поддержка речевого общения детей на

занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и

вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения;

формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

4

организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; привлекать

внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков

в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания,

слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать

внимание к интонационной стороне речи. Снижающийся уровень бытовой

культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы,

бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-

примитивная

речь,

насаждаемая

телевизионной

рекламой,

западными

боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу

надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи,

например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение

эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в

системе ребенок-родитель.

Показания для применения метода «Куклотерапии»:

- различные отклонения в развитии речи;

- эмоциональная неуравновешенность,

- неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.

Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с

любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех

основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для

ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения

чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна

смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те

области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для

того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить

чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих.

5

В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется

кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Кукла – одна из самых древних игрушек. Ее роль в жизни малыша

совершенно особая: это и безотказный партнер по играм, и воплощение

идеального друга, который все понимает и не помнит зла. А еще – это

уникальная «актриса», которая с легкостью вживается абсолютно в любой

образ. Отношение к кукле у ребенка очень эмоциональное.

Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие

чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.

Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип

куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

В практике куклотерапии ярко выражено театральное начало. Она

построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске

оптимальных жизненных «ролей».

Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным

способом работы с детьми считают кукольный театр. Дети играют либо в

специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего

содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и

расстановкой.

Актуальность данного проекта состоит в творческой

реабилитации детей.

В настоящее время наблюдается рост числа детей, чье психическое развитие

отстает в той или иной степени от возрастной нормы. Дети имеют

сниженный объем памяти, отстает словесно-логическое мышление, в то

время как наглядно-образное нарушено меньше, значительно отстает от

нормы речь. Как следствие интеллектуальные функции формируются с

опозданием. Учитывая специфику контингента детей, необходимо

определить средства и способы коррекции нарушений у детей (поведения,

речи, эмоционально-волевой, интеллектуальной сфер):

6

-

психотерапевтическое

воздействие,

связанное

с

мышечным

расслаблением,

снятием

психоэмоционального

напряжения,

создание

обстановки доверия и принятия, внушением желаемого настроения;

-

психотерапевтическое

воздействие,

связанное

с

организацией

группового взаимодействия детей: беседы, игры на сюжет народной сказки.

В коррекционно-развивающей работе с детьми логопедической группы

задачи

куклотерапии:

совершенствование

мелкой

моторики

руки

и

координации движений; развитие посредством куклы способов выражения

эмоций, чувств, состояний, движений; обучение способам адекватного

телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

Коррекционная работа предполагает:

Воздействие педагога на ребёнка с помощью куклы;

Непосредственное взаимодействие с ребёнка с куклой;

Лечебные этюды;

Лечебные спектакли.

Коррекционная развивающая работа должна содержать следующие

задачи:

-

снижение

напряженности

связанной

с

тревогой,

робостью

и

аффективностью;

-

выработка

новых

конструктивных

способов

поведения

в

затрудненных

для

ребенка

ситуациях:

овладение

вербальными

и

невербальными

средствами

установления

и

поддержания

контакта,

формирование нового опыта взаимоотношений, самоконтроля;

- повышение у ребенка уверенности в себе, развитие самопринятия и

принятия других;

- речевое развитие, дающее возможность компенсировать недостатки

общения.

Педагоги и психологи (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин

Д.Б.) отмечали, что в игре важен не результат, а сам процесс переживаний,

связанных с игровыми действиями, хотя ситуации, проигрываемые ребенком,

7

чувства им переживаемые, вполне реальны, и таким образом игра заключает

в себе большие воспитательные возможности, а роли и правила могут

способствовать развитию личностных качеств ее участников. Куклотерапия

представляет собой уникальный опыт для социального развития ребенка,

давая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым

и другими детьми. В таких играх происходит социализация детей,

развиваются позитивные межличностные отношения, происходит более

адекватная адаптация детей.

В процессе разработки проекта

были использованы методические

авторские разработки О.П. Власенко, Ю.А. Вакуленко, А.А. Гульковой, Р.А.

Жуковой, А.В. Щеткина.

Цель проекта: Развитие личности дошкольников, имеющих общее

недоразвитие речи в гармонии и согласованности с успешным овладением

грамотной и связной речью.

Задачи проекта:

1.

Развивать связную речь детей.

2.

Подводить к умению:

выразительно интонировать голоса героев сказки;

использовать образные выражения при пересказе сказки;

выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное

состояние героев сказок.

3.

Совершенствовать:

лексико-грамматические средства языка;

звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и

выразительности.

4.

Создавать

на

занятии

благоприятную

психологическую

атмосферу, сотрудничество воспитателя с детьми и друг с другом.

8

Принципы:

-

систематичность

и

последовательность

проведения

игровых

ситуаций, игр;

- вариативность и гибкость использования методического материала;

- природосообразность, учитывание природных сил и возможностей

детей.

Функции, которые выполняет куклотерапия:

• коммуникативную

-

установление эмоционального

контакта,

объединение детей в коллектив;

• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

• воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых

моделях жизненных ситуаций;

• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания,

восприятия и т.д.), моторики;

• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Одним из существенных факторов повышения результативности

работы по коррекции речевой патологии является включение в неё

родителей. Опора на семью, серьёзный настрой родителей на проведение в

семье необходимых мероприятий коррекционной направленности оказывает

эффективное воздействие на профилактику речевых нарушений ребёнка.

Ожидаемый результат.

Ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической

грамматики, что позволяет ему в школьном возрасте перейти к осознанию

грамматических закономерностей при изучении русского языка:

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

-пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и

сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

9

-владеть

навыками

словообразования:

продуцировать

названия

существительных от глаголов, прилагательных от существительных и

глаголов,

уменьшительно-ласкательных

и

увеличительных

форм

существительных и проч.;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в

соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов

должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги —

употребляться адекватно;

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-

грамматических

категорий

(существительных,

глаголов,

наречий,

прилагательных, местоимений и т. д.).

Формы работы с родителями

1.

Информация в родительских уголках, в папках-передвижках.

2.

Консультации.

3.

Семинары-практикумы.

4.

Привлечение родителей к изготовлению кукол.

5.

«Открытые дни» для родителей с просмотром и проведением

кукольных спектаклей.

6.

Тематические праздники с участием родителей.

Проект реализуется в течение 2-х лет, рассчитан на детей 5-7 лет,

имеющих общее недоразвитие речи, акцент на полоролевое воспитание не

делается, сказки обыгрываются как мальчиками, так и девочками в

одинаковой степени.

Способы проверки ожидаемого результата.

Основные виды диагностики результата:

- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и

творческих способностей ребенка (беседа, консультация, диалог);

10

- текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания,

просмотр работ, проверка знаний, умений;

- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем:

развивающие

и

ролевые

игры,

выполнение

заданий,

предложенных

педагогом;

-

итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень

освоения программы.

В конце обучения дети должны знать: что такое кукольный театр, его

история развития; ширма и перчаточная кукла; понятия – декорации,

реквизит, моторика рук, чувство ритма, сила звука, длительность дыхания,

полное расслабление.

Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а

куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в

этот мир и объединить собственные интересы ребенка с задачами педагога.

11

Календарно-тематический план на учебный год организации и

проведения непосредственно-образовательной деятельности, игр и

упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

средствами куклотерапии (1 год обучения)

Срок

Непосредственно-образовательная

деятельность, театрализованные

игры с куклами

Программные задачи

IX

Непосредственно-образовательная

деятельность на тему «Мой дом»

Речевая игра «Пчелиная семья»

Звуковая коррекция «Аня и Саня»,

«Саня и Сеня».

Дидактические игры «Послушная

и капризная обезьянка»

«Назови ласково»

Расширить представления детей

о различных видах кукольных

театров

(настольный,

кукол-

марионеток, кукол с «живой

рукой»).

Учить

отгадывать

сказочных персонажей.

Развивать

мелкие

движения

пальцев, выразительность речи.

Закрепить произношение звуков

«С» и «Сь»

Активизация

в

речи

слов-

антонимов

Учить образовывать слова в

уменьшительно-ласкательной

форме.

X

Непосредственно-образовательная

деятельность

на тему «Краски

осени»

Речевая игра «Божья коровка»

Звуковая

коррекция

«Зайка

и

комар»,

«Резиновая

Зина»,

«Подарки кукле Зине».

Развивать

воображение,

внимание,

наблюдательность.

Познакомить

с

понятием

«мимика»,

«жест»,

«пантомима». Упражнять детей

с помощью театрализованных

игр в изображении образов с

помощью

мимики,

жестов,

пантомимы.

Развивать

мелкие

движения

пальцев, выразительность речи.

Закрепить произношение звуков

«З» и «Зь»

12

Дидактические

игры

«Скажи

какая Зоя?»

«Слова-родственники»

Активизировать в речи слова-

синонимы.

Учить подбирать родственные

слова.

XI

Непосредственно-образовательная

деятельность на тему «Забавные

потешки»

Речевая игра «Воробушки»

Звуковая коррекция. «Тихо, тихо»,

«Птицы», «Цыплята»

Дидактические игры «Назови

одним словом»

«Один – много»

Поддерживать

стремление

заниматься театрально-игровой

деятельностью.

Развивать

творческую самостоятельность,

умение

с

помощью

жестов,

мимики, передавать настроение

персонажа.

Развивать

мелкие

движения

пальцев, выразительность речи.

Закрепить произношение звука

«Ц»

Развивать

умение

обобщать

слова.

Учить

образовывать

слова

множественного числа.

XII

Непосредственно-образовательная

деятельность на тему

«Печалиться не надо»

Речевая игра «Уточки»

Звуковая коррекция. «Игра с

Петрушкой», «Змея».

Дидактические игры «Не зевай, по

порядку выбегай»

«Сосчитай»

Продолжать развивать у детей

умение

различать

основные

человеческие эмоции (печаль,

радость).

Совершенствовать

выразительность

речи

и

движений.

Развивать

мелкие

движения

пальцев, выразительность речи.

Закрепить произношение звука

«Ш»

Упражнять

в

обыгрывании

действий

в

нужной

последовательности.

Упражнять

в

согласовании

существительного

с

числительным.

13

I

Кукольный

театр

«Заюшкина

избушка».

Звуковая

коррекция.

«Женя

и

Жанна», «Жук и пчелы»

Дидактические

игры

«Что

сначала, что потом»

«Кто где живет»

Развивать

театральную

деятельность

Закрепить произношение звука

«Ж»

Упражнять

в

образовании

порядковых числительных.

Упражнять в согласовании слов

в предложении.

II

Непосредственно-образовательная

деятельность на тему «В пути»

Звуковая коррекция. «Кузнечик и

его

«чудесный

сундучок»,

«Угостим куклу чаем»

Дидактические игры «Чей хвост?»

«Что лишнее»

Совершенствовать

умение

передавать

настроение

персонажей сказки, используя

разнообразные

средства

выразительности.

Продолжать

учить выразительно передавать

характерные

особенности

героев в диалогической речи.

Закрепить произношение звука

«Ч»

Упражнять

в

образовании

притяжательных

прилагательных.

Развивать доказательную речь.

III

Непосредственно-образовательная

деятельность

на тему «Кукла-

марионетка»

Звуковая

коррекция.

«Игра

с

щенком»

Дидактические игры «Как назвать

того, кто..»

«Кто у кого?»

Познакомить

детей

с

театральной куклой с «живой

рукой»,

объяснить

способы

вождения.

Учить

различать,

сопоставлять

и

изображать

разные

эмоции

с

помощью

мимики.

Закрепить произношение звука

«Щ»

Упражнять

в

образовании

названий профессии женского

рода.

Упражнять

в

образовании

14

названий детенышей животных.

IV

Непосредственно-образовательная

деятельность на тему «Расскажи

и покажи»

Речевая

игра

«Расскажу

про

кошку»

Звуковая коррекция.

«Пароход»

«Куклы Лара и Луша», «куклы с

балалайками»

Дидактические

игры

«Что

для

чего»

«Составь загадку»

Развивать

способности

детей

средствами

театрального

искусства.

Развивать

мелкие

движения

пальцев, выразительность речи.

Закрепить произношение звуков

«Л» и «Ль»

Упражнение в образовании слов

с суффиксом –ца.

Учить составлять описательный

рассказ.

V

Непосредственно-образовательная

деятельность

на тему «Красная

шапочка»

Звуковая

коррекция.

«Тигр»,

«Тигрята»,

«Рома

и

Рита»,

«Веселые матрешки».

Кукольный

театр

«Красная

шапочка»

Развивать

способности

детей

средствами

театрального

искусства.

Закрепить произношение звуков

«Р» и «Рь»

15

Календарно-тематический план на учебный год организации и

проведения непосредственно-образовательной деятельности, игр и

упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

средствами куклотерапии (2 год обучения)

Срок

Самостоятельная игровая

деятельность детей

Развивающая среда

IX

Игры «Репка», «Колобок».

Тренировочные упражнения в

кукловождении.

Персонажи сказок – игрушки,

настольный театр, театр на

фланелеграфе

Куклы перчатки, пальчиковые,

тростниковые.

X

Игры с куклами.

Театр живых картинок.

Наборы резиновых,

пластмассовых, меховых,

деревянных игрушек.

Живые картинки к сказкам

«Гуси-лебеди», «Кто сказал

«мяу»?»

XI

Театр ряжений.

Игра-драматизация «Заяц-хваста»

Сундук с театральными

костюмами.

Пособия к сказке «Заяц -

хваста» на фланелеграфе.

XII

Упражнения с куклами.

Игры-диалоги

Куклы перчатки, пальчиковые,

тростниковые.

Куклы мышки, кошки, девочки

I

Игры «Эмоции в стихах», «Мир

эмоций».

Театр ряжений.

Наглядные пособия к играм.

Сундук с театральными

костюмами.

II

Дидактические игры «Кто

работает в театре», «Собери

декорации к сказкам»

Игры с Петрушкой, Незнайкой.

Наглядные пособия к играм.

Куклы перчатки Петрушки,

Незнайки.

III

Игры-драматизации с куклами

«Заюшкина избушка»

Упражнения с куклами.

Куклы-перчатки к сказке

«Заюшкина избушка»

Куклы перчатки, пальчиковые,

16

тростниковые.

IV

Игра – драматизация «Красная

шапочка» на фланелеграфе.

Тренировочные упражнения в

кукловождении.

Пособия к сказке «Красная

шапочка» на фланелеграфе.

Театральные пособия для

этюдов.

V

Игры-диалоги

Игра-драматизация «Красная

шапочка»

Куклы ежа, слона.

Куклы перчатки героев сказки

«Красная шапочка».

17

Л

ИТЕРАТУРА

1.

Вакулено

Ю.

А.

Игры,

праздники

и

забавы

в

дошкольном

образовательном учреждении для детей 4-6 лет, - Волгоград: учитель, - 2012.

2.

Гуськова А.А. развитие монологической речи детей 6-7 лет, -

Волгоград: Учитель, - 2013.

3.

Жукова Р.А. Театрализованная деятельность, - Волгоград: Корифей, -

2010.

4.

Захаров А. - Неврозы и их коррекция у детей, М.,2012

5.

Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии (текст) Зинкевич -

Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб. - 9-191. - СПб,

2011

6.

Осипова А.А. – Общая психокоррекция. М., 2013.

7.

Спиваковская А.С. - Нарушение игровой деятельности, М., Изд. МГУ,

2013

8.

Театр кукол и игрушек в детском саду/ сост. О.П. Власенко, -

Волгоград: учитель, - 2013

9.

Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего

дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2010 -

№5-С.100-107-с. 2010

10.

Щеткин А.В. театральная деятельность в детском саду, - М.:Мозаика-

синтез, - 2013

11.

Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое

средство // Начальная школа -2012. - №12-с.54-56. - с. 2012

18

19



В раздел образования