Автор: Наталья Ивановна Ломинога
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Усолье - Сибирское
Наименование материала: Статья
Тема: Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОВЗ в процессе взаимодействия специалистов ДОУ и семьи
Раздел: дошкольное образование
Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОВЗ в
процессе взаимодействия специалистов ДОУ и семьи
В последнее десятилетие в системе образования России уделяется
большое внимание образованию детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ). Сегодня система образования для детей с ОВЗ, регулируется
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» и представлена образовательными организациями,
реализующими адаптированные основные образовательными программы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация
личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну
образовательную
область
«Социально-коммуникативное
развитие».
Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и
закономерно, так как решающим фактором развития личности является
социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику
взаимодействия и речевого общения.
Задачи
образовательной
области
«Социально-коммуникативное
развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
—
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
—
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Важным фактором психического развития дошкольника является его
общение со взрослыми и сверстниками. В исследованиях Гойхман О.Я. [9] ,
Жукова Ю.М. [14], Леонтьева А.А. [19], Лисиной М.И. [20], Марковой А.К.
[26]
отмечается,
что
способность
к
установлению
взаимоотношений
рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении
люди раскрывают свои личностные качества. Лисина М.И. [20], Маркова
А.К. [26] подчеркивают, что в процессе общения важным является не только
проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование
в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации
человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы
деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как
личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится
важнейшим фактором развития личности.
В
психологической
науке
установлено,
что
коммуникативная
деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском
возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина [38], Е.О. Смирнова [23], Д. Б.
Эльконин [46]и др.). С самого рождения ребенок живет среди людей и
вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи
активно формируются в дошкольном возрасте.
Многие авторы (М.С. Певзнер [33], Е.С. Слепович [40], Р.Д. Триггер
[41], У.В. Ульенкова [43] и др.) отмечают недостаточность развития общения
у детей с ЗПР, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения.
По собственной инициативе дошкольники с задержкой развития редко
обращаются ко взрослым, используя речевые средства. Одновременное
обращение ко взрослому нескольких детей затрудняет возникновение и
развитие содержательных контактов. Ребенок, как правило, не ожидает
возможности задать возникший у него вопрос, показать свою работу, а
отходит от воспитателя. Можно предположить, что для этих детей
малозначимо общение со взрослыми, находящимися вне их семейных связей.
Однообразие по теме, функции, содержанию высказываний отличает их во
всех ситуациях общения. Е.Е. Дмитриева показала, что в речевом общении со
взрослыми у дошкольников с задержкой психического развития преобладают
«ситуативные социальные по теме, информативно-констатирующие по
функции и содержанию высказывания» [7]
Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический
характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях,
когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный
характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с ЗПР можно определить
скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по
поводу игры наблюдается в единичных случаях.
Как показывает анализ программ, реализующихся в дошкольных
учреждениях для детей 6–7 лет с ЗПР, задачами коррекционно-развивающего
воспитания и обучения детей данной категории в период подготовки их к
школе являются формирование диалогической и монологической форм речи,
а также развитие социально-коммуникативных навыков. Развитие социально-
коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания
ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников:
игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача
формирования социально-коммуникативных навыков частично решается на
занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на
индивидуальных
и
групповых
занятиях
с
психологом,
учителем-
дефектологом и воспитателем. Однако в режиме дня не выделено время для
формирования
коммуникативных
умений
и
навыков
(специальные
занятия, тренинги, театрально-игровая деятельность).
Таким образом, анализ
программ
воспитания
и
обучения
дошкольников с ЗПР показывает, что в них не предусмотрена
организация
специальной
коррекционно-педагогической
работы
по
развитию социально-коммуникативных навыков в дошкольном учреждении
компенсирующего и комбинированного видов.
В то же время результаты опубликованных психолого-педагогических
исследований
свидетельствуют
о
том,
что самостоятельно,
без
целенаправленного обучения, коммуникативная деятельность у данной
категории
детей
развивается
со значительным
отставанием
от
коммуникативных
умений
и
навыков
нормально
развивающихся
сверстников.
Следовательно, необходимо
создание
в
дошкольном
учреждении
специальных
психолого-педагогических
условий
для
развития
социально-коммуникативных навыков у детей с задержками
психического развития.
Цель
нашей
работы
-
создание
условий
для
социально-
коммуникативного развития и коррекции психических процессов детей с
ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых
образовательных потребностей через создание психолого-педагогических
условий, организованных на индивидуальных и групповых занятиях с
психологом,
учителем-дефектологом
и
воспитателем,
а
также
во
взаимодействии с семьями воспитанников.
В ходе работы по намеченной нами системе решались следующие
задачи:
-
воспитание у детей интереса к окружающим людям, развитие
чувства понимания и потребности в общении;
-
развитие у детей коммуникативных навыков, навыков общения в
различных жизненных ситуациях с окружающими; умения сопереживать;
-
формирование
у
детей
навыков
практического
владения
выразительными движениями (мимикой, жестами и т.д.);
-
развитие
самоконтроля
в
отношении
проявления
своего
эмоционального состояния в ходе общения;
- обучение детей речевым средствам общения.
Наши усилия были сосредоточены на преодоление ситуативности в
контактах дошкольников со взрослыми, их вовлечение в доверительные
беседы на познавательные и личностные темы, а также организовать
взаимодействие между сверстниками.
Поскольку,
дети,
поступая
в
группу
(первый
год
обучения),
испытывали трудности в коммуникации со сверстниками и взрослыми,
трудно адаптировались к условиям детского сада. Необходимо было
обеспечить эмоциональное благополучие каждого воспитанника, привлечь к
активному участию в жизни группы.
Для решения поставленных задач
использовали технологии создания атмосферы радостного проживания
дошкольного детства программы «Радуга»
[6; с. 46].
Вместе с детьми
определили понятные и единые для всех правила жизни группы. Для этого
были проведены беседы, создавались проблемные и игровые ситуации
(«Пожалей
зайку»,
«Как
помирить
поссорившихся
друзей»
и
др.).
Результатом стало то, что большинство детей осознали, что поощрения и
порицания определяются их поступками, а не настроением педагогов в
данный момент. Основная группа запретов
была немногочисленной и
касалась
основных
принципов
совместной
жизни.
Для
поддержания
атмосферы
взаимного
уважения,
терпимости,
доброжелательности,
сочувствия и поддержки друг друга были заложены групповые традиции:
- утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку
или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
- ежедневное чтение художественной литературы с полочки «Умных
книг»;
- у группы есть своя символика (эмблема), отличающая её от других
групп детского сада.
Каждый из этих приемов не только способствует социализации и
эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в
организации их жизнедеятельности.
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами
деятельности,
среди
которых
игра
занимает
особое
место.
В
игре
дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.
Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со
сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-
заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной
высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в
подборе игрушек.
Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее
средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что
имеет огромное значение для социального развития.
Нами используется широкий диапазон самых разнообразных игр. Для
налаживания
диалогического
общения,
самостоятельности,
активности,
инициативы, навыков саморегуляции: настольно-печатные, дидактические
игры, игры с правилами, театрализованные игры: «Теремок», «Маша и
медведь»,
«Заюшкина
избушка».
Сюжетно-ролевые
игры:
«Магазин»,
«Автобус», «Библиотека», «Больница». Подвижные игры «У Медведя во
бору», «Хитрая лиса», «Третий лишний», игры с песком и водой. Игровые
ситуации: «Жадина - говядина», «Зависть – плохой советчик», «Страшно
интересно». Сюрпризные моменты «Чудесный мешочек», «Волшебная
книга».
Воспитатель работает в тесном взаимодействии со специалистами
детского сада: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-
психологом,
что
помогает
более
успешно
проводить
воспитательно-
образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-
коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ,
технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Поскольку образовательная деятельность осуществляется в различных
формах взаимодействия учителя-дефектолога с детьми: индивидуальной,
подгрупповой
и
коллективной,
взаимодействие
педагога
с
ребенком
направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на
работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой
осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-
речевых навыков.
Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма,
предусматривающая общение учителя-дефектолога с детьми, детей между
собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и
анализируют её, учатся применять полученные знания на практике. На
занятиях дети работают и подгруппами и парами. Коллективная деятельность
способствует успешной социализации, формированию коммуникативных
навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между
собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости
сверстнику, анализировать полученные результаты.
Кроме
того,
учителем-дефектологом
реализуется
программа,
разработанная на основе
программы Е.В.Рылеевой «Открой себя», которая
направленна на раскрытие в ребенке человеческой природы, осознание
общего,
сходного
для всех
людей,
помогает
ребенку силой своего
воображения создать образ своего места в мире людей, расширяет кругозор
ребенка.
Педагог – психолог в своей работе с «особыми» детьми подготавливает
воспитанников к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя
при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в
различных жизненных ситуациях для более успешной интеграции в
обществе.
Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям
5-7 лет по преодолению развитию навыков общения, в условиях социально
одобряемых
форм
поведения,
является
реализация
коррекционно-
развивающей
программы,
получившей
название
«Уроки
добра»,
разработанной на основе одноименной программы Семенака С.И.
Занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В
содержании
занятий
использованы
игры,
упражнения,
разработки,
имеющиеся в отечественной (М.И. Чистякова, Н.Л, Кряжева, Н.В. Клюева,
Ю.В. Касаткина) и зарубежной литературе, а также авторские находки. В
качестве основных методов и приемов используются:
— имитационные игры;
— социально-поведенческий тренинг;
— психогимнастика;
— чтение и обсуждение художественных произведений;
— просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с
последующим моделированием новых версий;
— дискуссии;
— диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к
обсуждаемой проблеме;
— обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из
них;
— примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке,
музыке.
Несомненно
важным
условием
эффективности
психолого-
педагогической работы является сотрудничество с родителями детей,
посещающих данные занятия. Родителям, как и их детям нужна психолого –
педагогическая помощь. У них
наблюдаются такие проблемы, как:
заниженная
самооценка,
непринятие
ребенка
таким,
каков
он
есть,
эмоциональное напряжение. В этой связи родителям оказывается поддержка
в форме индивидуальных и групповых консультаций, проведении тренингов,
а также участие педагога-психолога в заседаниях родительского клуба.
Именно семья является первой школой воспитания нравственных
чувств ребенка и навыков социального поведения. Исследования О.В.
Защиринской
и Р.Д. Тригер
свидетельствуют о том, что основным
источником коммуникации для дошкольников с ЗПР является именно
семья и мать. Вплоть до подросткового возраста взрослый играет
ведущую роль в жизни детей и принимается ими как значимое лицо.
Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со
своими детьми.
Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует
формированию адекватных коммуникативных навыков и нравственных
качеств у ребенка.
Дети с задержкой психического развития в большей
степени ориентированы на авторитет взрослого, который не всегда
внимателен к индивидуальным особенностям ребенка, не относится к
ребенку как к развивающейся личности. Родители порой неадекватно
оценивают поступки детей, что приводит к нравственной дезорганизации
их поведения: одобрения чаще всего однотипны; порицания содержат
осуждение
индивидуальных
особенностей
ребенка,
сопровождаются
угрозами и наказаниями.
Поскольку многие родители не знают закономерностей психического
развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего
ребенка, актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное
образовательное пространство, включения родителей в коррекционно –
педагогический процесс с помощью организации родительского клуба
«Неразлучные друзья – взрослые и дети», который помогает родителям
(законным представителям) овладеть навыками, которые способствовали бы
развитию позитивных детско – родительских отношений, формированию у
детей устойчивых представлений о системе семейного общения.
Совместная работа специалистов МБДОУ «Детский сад №38»
(учитель - логопед, педагог-психолог, учитель-дефетолог, воспитатель) и
родителей
по
социально-коммуникативному
развитию обеспечивает
психолого – педагогическое сопровождение семьи на всех этапах
дошкольного детства, делает родителей действительно участниками
образовательного процесса.
Таким образом, взаимодействие участников образовательного процесса
по
социально-коммуникативному
развитию
дошкольников
с
ОВЗ
способствует успешной социализации, активизации речевой деятельности
дошкольников с задержкой психического развития, помогает каждому
ребенку освоить ценности коллектива, способствует чувству сопричастности
сообществу людей, учит прогнозировать развитие событий и выбирать
способы действия, создает положительную эмоциональную обстановку в
группе. Педагоги, дети и родители тесно общаются друг с другом, вместе
ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и
неудачи. каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-
коммуникативного развития школьников. Это должна быть, постоянная,
непрерывная работа по всем направлениям, вследствие чего воспитанники
становятся
более
раскрепощёнными
и
самостоятельными,
целеустремлёнными
и
уверенными
в
себе,
общительными,
более
внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым;
способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется
способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. И
конечно
неизменными
помощниками
в
социально
коммуникативном
развитии детей являются родители. Только в сотрудничестве с родителями
можно добиться высоких воспитательных результатов, при условии, что
педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие
цели, методы и средства социально — коммуникативного развития.
Искренняя заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление
содействовать его успешному развитию — это основа совместных с семьей
усилий и помощи воспитаннику в налаживании контактов с социальным
миром и позитивному отношению к его среде.
Ананьина С. А. Социально коммуникативное развитие младших
школьников с ОВЗ как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый.
— 2016. — №23. — С. 452-453.