Автор: Жданов Александр Валерьевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: БОУ СОШ №162
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по истории для 6 класса
Тема: Крещение Руси
Раздел: среднее образование
Открытый урок по теме:
«Правление князя Владимира. Крещение Руси»,
6 класс
Цель урока: определить роль князя Владимира в развитии Руси как государства (Слайд
2)
Задачи:
-Выявить обстоятельства прихода к власти князя Владимира
- Определить направления внешней и внутренней политики князя Владимира
- Раскрыть предпосылки и причины принятия христианства
- Выяснить значение принятия христианства для дальнейшего развития Руси.
(Слайд 3)
Планируемые результаты:
Предметные: уметь работать с различными видами источников, учиться давать характе-
ристику событиям, учиться работать с исторической картой, учиться находить нужную
информацию, развитие логического мышления.
Метапредметные: учить анализировать различные виды информации, самостоятельно де-
лать выводы, устанавливать связи между событиями.
Личностные: формирование ценностного отношения к истории своего народа, умению
уважительного отношения к мнению своих одноклассников, формировать навыки сов-
местной работы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник 6 класс История России под редакцией А.В. Торкунова, ч.1, ре-
продукция картины К.В.Лебедева «Крещение Руси», фрагменты летописи «Повесть вре-
менных лет», карта «Древнерусское государство в 9-начале 12 века».
Понятия: христианство, язычество.
План урока: (Слайд 4)
1. Внутренняя и внешняя политика князя Владимира
2. Принятие христианства на Руси
3. Значение принятия христианства
1.Оргмомент. Учащиеся делятся на 3 группы, выбирают капитанов и секретарей (выпол-
няют записи в листках для команды).
2.Актуализация и мотивация учебной деятельности.
Давайте вспомним какую тему мы проходили на прошлом уроке – ответ «Станов-
ление древнерусского государства». Чтобы начать новую тему давайте проверим как хо-
рошо вы поняли старую.
2.1. Сейчас мы с вами напишем исторический диктант:
- как называли своих правителей народ русы (князь)
- как называли людей, занимающихся торговлей (купец)
- как звали легендарного основателя Древнерусского государства (Рюрик)
- какое прозвище имел Олег (Вещий)
- в каком году Олег прибил свой щит к воротам Константинополя (907 г.)
- в каком году Игорь заключил договор с Византией (944 г.)
- в каком году погиб Игорь (945)
- объезд князем с дружиной подвластной территории назывался (полюдье)
- как назывались места сбора дани (погосты)
- как называли сына Ольги Святослава (Храбрым)
( обменялись листками между группами и провели взаимопроверку – правильный ответ
0,5 б.) Слайд 5. 5 баллов
3. Сообщение темы и определение целей урока совместно с обучающимися
3.1. Тема нашего урока «Правление князя Владимира. Крещение Руси». Все князья, изу-
ченные нами на прошлом уроке, оставили свой заметный вклад в развитии Руси, как госу-
дарства. Посмотрите внимательно на тему урока и попробуйте определить, о чем пойдет
речь сегодня на уроке и сформулировать цель урока. (Учащиеся предлагают свои вариан-
ты)
3.2. Сегодня мы с вами выясним роль князя Владимира в дальнейшем развитии Древне-
русского государства, определим причины принятия христианства и роль христианства в
дальнейшей судьбе Руси.
3.3. Какую проблему сегодня мы с вами должны решить
«Можно ли считать принятие христианства событием, определившим дальнейшую судьбу
Руси?» (записываем на доске)
Работа с учебником пар.6 на с.49 п.1 (чтение в слух, ознакомление со сложившейся ситуа-
цией в Руси после гибели Святослава) Также показывается видеофрагмент (Слайд 6)
4. Воспроизведение и усвоение обучающимися нового материала (фронтальный опрос,
проблемное обучение).
- Как распределились территории на Руси после смерти Святослава?
- Кто начал междоусобную борьбу и по какой причине?
- Какие действия предпринял Владимир для захвата власти в Киеве? (Слайд 7)
1 балл за каждый верный ответ
4.2. Продолжение работы с текстом учебника на п.1 с.49-50 и заполнение таблицы в груп-
пах: (Слайды 8,9)
Правления князя Владимира (980-1015 гг)
Внутренняя политика
Внешняя политика
1. Подчинил своей власти радимичей и
вятичей в 984 г.
1. Поход в Волжскую Булгарию и заключе-
ния мира на выгодных для Руси условиях
2. Захват Полоцкого княжества
2. Война с Польшей в 981 г. и присоедине-
ние к Руси Червеня и Перемышля
3. Строительство 4-х оборонительных ру-
бежей на границах Руси
3. Успешная борьба с печенегами
6 баллов
4.4. Работа с документом «Из Повести временных лет», учебник с.55-56.
Каждая группа получает задание:
1 группа - Какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее значение на выбор
веры Владимиром?
2 группа - Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры полностью достовер-
ным?
3 группа -Какие слова в документе свидетельствуют, что он был написан на много лет
позже описанных в нем событий?
Каждая группа озвучивает ответ на вопрос. После идет работа по карте: называются 4
соседние с Русью страны, указанные в документе, и их религии (Слайд 10) Каждый вер-
ный ответ добавляет 1 балл группе.
Далее показывается фрагмент о причинах принятия Владимиром именно христианства
(Слайд 11)
5. Применение учащимися знаний (круг идей, анализ). «Можно ли считать принятие
христианства событием, определившим дальнейшую судьбу Руси?»
1 группа - работа с текстом учебника с.52-53. п.3.
- Каким образом и при каких обстоятельствах христианство было введено на Руси.
2 группа - работа с текстом на с.54 п.4.
- Определите значение христианства для Руси.
3 группа: работа с отрывком из документа «История государства Российского»
- Как повлияло христианство на Владимира?
«Будучи другом усердных бояр и чиновников, он (Владимир) был истинным отцом бед-
ных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять там свой голод и брать
из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих
– и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мёд и квас в бочках.
Он щадил жизнь убийц и наказывал их только вирою (вира – штраф в Древней Руси).
Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил имя Великого… Владимир,
приняв Веру Спасителя, освятился ею в сердце своём и стал иным человеком. Быв в язы-
честве мстительным свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что
ужаснее – братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах Христи-
анства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества… но имя Великого
принадлежит ему за дела государственные».
За правильный подробный ответ - 3 балла, простой ответ без подробностей - 2 балла, от-
вет с одной ошибкой - 1 балл.
Ответы участников групп по проблемному вопросу. Принятие христианства определи-
ло дальнейший путь развития Руси, укрепило международный авторитет Руси, в стране
укрепилась государственная власть, Русь приобщилась к византийской культуре, что
способствовало развитию живописи, архитектуры, формированию системы представле-
ний человека того времени. Слайд 13.
Задание для самопроверки (Слайды 14, 15)
Подведение итогов. Оценивание.
6. Рефлексия
Что я узнал…
Что меня заинтересовало…
О чем хотелось узнать подробнее…
7.Домашнее задание: &6, читать, выучить даты, устно ответы на вопросы стр. 55, твор-
ческое задание стр.56 в.4.
Оценочный лист группы
1. Актуализация знаний - 0,5 баллов за каждый верный ответ (макс. 5 баллов)
2. Задания к видеофрагменту №1: 1 балл за каждый верный ответ (макс. 3 балла)
3. Заполнение таблицы "Правление князя Владимира" - 1 балл за каждый верный ответ
(макс. 6 баллов)
4. Работа с текстом "Повесть временных лет": 2 балла - подробный ответ, 1 балл - краткий
ответ, 0 баллов- отсутствие ответа или неверный ответ.
5. Работа с картой (макс. 1 балл)
6. Работа в группах по параграфу или выданному тексту - За правильный подробный ответ
- 3 балла, простой ответ без подробностей - 2 балла, ответ с одной ошибкой - 1 балл.
7. Заполнение таблицы "Последствия принятия христианства на Руси" - 1 балл за каждый
верный ответ (макс. 4 балла)
Критерии оценивания
24 - 21 балла - "5"
20 - 16 баллов - "4"
15 - 10 баллов - "3"
9 и менее - "2"
Оценочный лист группы
1. Актуализация знаний - 0,5 баллов за каждый верный ответ (макс. 5 баллов)
2. Задания к видеофрагменту №1: 1 балл за каждый верный ответ (макс. 3 балла)
3. Заполнение таблицы "Правление князя Владимира" - 1 балл за каждый верный ответ
(макс. 6 баллов)
4. Работа с текстом "Повесть временных лет": 2 балла - подробный ответ, 1 балл - краткий
ответ, 0 баллов- отсутствие ответа или неверный ответ.
5. Работа с картой (макс. 1 балл)
6. Работа в группах по параграфу или выданному тексту - За правильный подробный ответ
- 3 балла, простой ответ без подробностей - 2 балла, ответ с одной ошибкой - 1 балл.
7. Заполнение таблицы "Последствия принятия христианства на Руси" - 1 балл за каждый
верный ответ (макс. 4 балла)
Критерии оценивания
24 - 21 балла - "5"
20 - 16 баллов - "4"
15 - 10 баллов - "3"
9 и менее - "2"
Оценочный лист группы
1. Актуализация знаний - 0,5 баллов за каждый верный ответ (макс. 5 баллов)
2. Задания к видеофрагменту №1: 1 балл за каждый верный ответ (макс. 3 балла)
3. Заполнение таблицы "Правление князя Владимира" - 1 балл за каждый верный ответ
(макс. 6 баллов)
4. Работа с текстом "Повесть временных лет": 2 балла - подробный ответ, 1 балл - краткий
ответ, 0 баллов- отсутствие ответа или неверный ответ.
5. Работа с картой (макс. 1 балл)
6. Работа в группах по параграфу или выданному тексту - За правильный подробный ответ
- 3 балла, простой ответ без подробностей - 2 балла, ответ с одной ошибкой - 1 балл.
7. Заполнение таблицы "Последствия принятия христианства на Руси" - 1 балл за каждый
верный ответ (макс. 4 балла)
Критерии оценивания
24 - 21 балла - "5"
20 - 16 баллов - "4"
15 - 10 баллов - "3"
9 и менее - "2"
Задание №1. Актуализация знаний
1. как называли своих правителей народ русы ( _ _ _ _ _ )
2. как называли людей, занимающихся торговлей ( _ _ _ _ _ )
3.
как звали легендарного основателя Древнерусского государства
( _ _ _ _ _ )
4. какое прозвище имел Олег ( _ _ _ _ _ )
5. в каком году Олег прибил свой щит к воротам Константинополя ( _ _ _ )
6. в каком году Игорь заключил договор с Византией ( _ _ _ )
7. в каком году погиб Игорь ( _ _ _ )
8.
объезд князем подвластной территории для сбора дани назывался
( _ _ _ _ _ _ _ )
9. как назывались места сбора дани ( _ _ _ _ _ _ _ )
10. прозвище сына Ольги Святослава ( _ _ _ _ _ _ _ )
Задание №1. Актуализация знаний
1. как называли своих правителей народ русы ( _ _ _ _ _ )
2. как называли людей, занимающихся торговлей ( _ _ _ _ _ )
3.
как звали легендарного основателя Древнерусского государства
( _ _ _ _ _ )
4. какое прозвище имел Олег ( _ _ _ _ _ )
5. в каком году Олег прибил свой щит к воротам Константинополя ( _ _ _ )
6. в каком году Игорь заключил договор с Византией ( _ _ _ )
7. в каком году погиб Игорь ( _ _ _ )
8.
объезд князем подвластной территории для сбора дани назывался
( _ _ _ _ _ _ _ )
9. как назывались места сбора дани ( _ _ _ _ _ _ _ )
10. прозвище сына Ольги Святослава ( _ _ _ _ _ _ _ )
Задание №1. Актуализация знаний
1. как называли своих правителей народ русы ( _ _ _ _ _ )
2. как называли людей, занимающихся торговлей ( _ _ _ _ _ )
3.
как звали легендарного основателя Древнерусского государства
( _ _ _ _ _ )
4. какое прозвище имел Олег ( _ _ _ _ _ )
5. в каком году Олег прибил свой щит к воротам Константинополя ( _ _ _ )
6. в каком году Игорь заключил договор с Византией ( _ _ _ )
7. в каком году погиб Игорь ( _ _ _ )
8.
объезд князем подвластной территории для сбора дани назывался
( _ _ _ _ _ _ _ )
9. как назывались места сбора дани ( _ _ _ _ _ _ _ )
10. прозвище сына Ольги Святослава ( _ _ _ _ _ _ _ )
Задание №2. Правления князя Владимира (980-1015 гг)
Внутренняя политика
Внешняя политика
1.
1.
2.
2.
3.
3.
Задание №2. Правления князя Владимира (980-1015 гг)
Внутренняя политика
Внешняя политика
1.
1.
2.
2.
3.
3.
Задание №2. Правления князя Владимира (980-1015 гг)
Внутренняя политика
Внешняя политика
1.
1.
2.
2.
3.
3.
Задание №3. Последствия принятия христианства для Руси
Политические
Международ-
ные
Нравственные
Духовные
Задание №3. Последствия принятия христианства для Руси
Политические
Международ-
ные
Нравственные
Духовные
Задание №3. Последствия принятия христианства для Руси
Политические
Международ-
ные
Нравственные
Духовные
3 группа: работа с отрывком из документа
«История государства Российского»
«Будучи другом усердных бояр и чиновников, он (Владимир) был истинным
отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять
там свой голод и брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Влади-
мир, не в силах дойти до палат моих – и велел развозить по улицам хлебы,
мясо, рыбу, овощи, мёд и квас в бочках.
Он щадил жизнь убийц и наказывал их только вирою (вира – штраф в
Древней Руси).
Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил имя Велико-
го… Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился ею в сердце своём и стал
иным человеком. Быв в язычестве мстительным свирепым, гнусным сласто-
любцем, воином кровожадным и – что ужаснее – братоубийцею, Владимир,
наставленный в человеколюбивых правилах Христианства, боялся уже про-
ливать кровь самых злодеев и врагов отечества… но имя Великого принадле-
жит ему за дела государственные».
- Как повлияло христианство на Владимира?
3 группа: работа с отрывком из документа
«История государства Российского»
«Будучи другом усердных бояр и чиновников, он (Владимир) был истинным
отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять
там свой голод и брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Влади-
мир, не в силах дойти до палат моих – и велел развозить по улицам хлебы,
мясо, рыбу, овощи, мёд и квас в бочках.
Он щадил жизнь убийц и наказывал их только вирою (вира – штраф в
Древней Руси).
Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил имя Велико-
го… Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился ею в сердце своём и стал
иным человеком. Быв в язычестве мстительным свирепым, гнусным сласто-
любцем, воином кровожадным и – что ужаснее – братоубийцею, Владимир,
наставленный в человеколюбивых правилах Христианства, боялся уже про-
ливать кровь самых злодеев и врагов отечества… но имя Великого принадле-
жит ему за дела государственные».
- Как повлияло христианство на Владимира?