Напоминание

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в учреждении дополнительного образования детей»


Авторы: Давлетова Елена Рамилевна, Лаврентьева Евгения Александровна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦРТ "Радуга"
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Публикация статьи
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в учреждении дополнительного образования детей»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Использование здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми с ОВЗ

в учреждении дополнительного образования детей»

Давлетова Елена Рамилевна

педагог дополнительного образования,

Лаврентьева Евгения Александровна

педагог-психолог

МБОУ ДО «ЦРТ «Радуга»

г. Уфа, Республика Башкортостан

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Ж.Ж. Руссо

Состояние

здоровья

ребёнка

относится

к

ведущим

факторам,

в

значительной мере определяющим его способность успешно справляться со

всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в

детском учреждении и семье. Что же такое здоровье, рассмотрим поподробнее.

По уставу всемирной организации здравоохранения,

«здоровье

— это

состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не

только отсутствие болезни и физических дефектов».

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа

формирования личности. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что

необходимо сделать нам, педагогам образовательных организаций. Физическое

здоровье

детей

неразрывно

связано

с

их

психическим

здоровьем,

эмоциональным благополучием. В настоящее время в качестве одного из

приоритетных

направлений

педагогической

деятельности

выделяется

применение

в

условиях

учреждений

дополнительного

образования

здоровьесберегающих технологий.

Технологии

социально-психологического

благополучия

ребёнка –

технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка.

Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и

позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со

сверстниками и педагогами на занятиях, а также и в семье, обеспечение

социально-эмоционального благополучия ребенка.

Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей

ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и

предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и

обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность

ребёнка

закономерным

образом

содействует

его

благополучному

существованию, а значит здоровью.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе

дополнительного образования, отражают оздоровительно-развивающую работу,

а именно: приобщение детей к физической культуре, использование

развивающих форм оздоровительной работы.

Виды современных здоровьесберегающих технологий:

- Дыхательная гимнастика;

- Динамические паузы;

- Релаксация;

- Фонематическая ритмика;

- Сказкотерапия;

- Самомассаж;

- Точечный массаж;

- Пальчиковая гимнастика;

- Гимнастика для глаз;

- Песочная терапия;

- Весёлая шнуровка;

- Арт-терапия и т.д.

Функции здоровьесберегающих технологий:

Формирующая

- осуществляется на основе биологических и социальных

закономерностей становления личности. В основе формирования личности

лежат

наследственные

качества,

предопределяющие

индивидуальные

физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на

личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе,

установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования

личности

в

обществе,

учебной

деятельности,

природной

среде;

Информативно коммуникативная - обеспечивает трансляцию опыта ведения

здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации,

формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности

каждой

человеческой

жизни;

Диагностическая - заключается в мониторинге развития учащихся на основе

прогностического

контроля,

что

позволяет

соизмерить

усилия

и

направленность

действий

педагога

в

соответствии

с

природными

возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ

предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса,

индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

Адаптивная - воспитание у учащихся направленности на здравотворчество,

здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и

повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной

и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию детей к социально-значимой

деятельности.

Рефлексивная

заключается

в

переосмыслении

предшествующего

личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет

соизмерить

реально

достигнутые

результаты

с

перспективами.

Интегративная - объединяет народный опыт, различные научные концепции

и

системы

воспитания,

направляя

их

по

пути

сохранения

здоровья

подрастающего поколения.

Применение

в

работе

педагогов

дополнительного

образования

здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность

воспитательно-образовательного

процесса,

сформирует

у

педагогов

и

родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление

здоровья обучающихся, если будут созданы условия для возможности

корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий; если,

опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены

необходимые

поправки

в

интенсивность

технологических

воздействий,

обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы

положительные мотивации у педагогов дополнительного образования и

родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге

формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды

деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со

сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности,

всех ее свойств и качеств.

В настоящее время в нашей стране национальная образовательная

политика нацелена на создание оптимальных условий, для включения детей с

ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения,

развитие инклюзивного образования. Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

Таких

детей

принято

называть

-

дети

с

особыми

образовательными

потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и

жизнедеятельности.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От

03.08.2018) «Об образовании в российской Федерации» гласит «обучающийся с

ограниченными

возможностями

здоровья

-

физическое

лицо,

имеющее

недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные

психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению

образования без создания специальных условий». Ребенок с ОВЗ — это

ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки,

которые

препятствуют освоению образовательных программ. Эта категория детей

чрезвычайно неоднородна. Определяется это, прежде всего, тем, что в нее

входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения,

опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными

нарушениями развития, а также речи

(заикание, ЗРР). С расстройствами

эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются и в учреждениях

дополнительного образования детей.

В настоящее время, чтобы называться здоровыми, необходимо не только

не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях:

эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего

человек начинает достигать только к 20-25 годам.

Василий Александрович Сухомлинский говорил следующее о здоровье

человека «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это

важнейший труд родителя и педагога в целом. От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании технологии,

направленные на решение приоритетной задачи современного дополнительного

образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья

субъектов

педагогического

процесса

в

учреждении

дополнительного

образования:

детей,

педагогов

и

родителей. Цель

здоровьесберегающих

технологий в дополнительном образовании применительно к ребенку –

обеспечение высокого уровня реального здоровья у обучающихся «ЦРТ

«Радуга»

и

воспитание

валеологической

культуры

как

совокупности

осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о

здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической

компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать

задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с

оказанием

элементарной

медицинской,

психологической

самопомощи

и

помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры

здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогического

персонала и валеологическому просвещению родителей.

Таким образом,

актуальным

для нас является

целесообразный

подбор

современных образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО. С

приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных

методик и технологий, координацией деятельности всего педагогического

персонала

с

целью

разработки

индивидуального

маршрута

воспитания

и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей,

интересов, перспектив развития каждого ребенка.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет

быть

сильным,

бодрым,

энергичным:

бегать,

не

уставая,

кататься

на

велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое

самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на

занятиях, в играх, в спорте.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять

своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый

образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более

здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально,

духовно. Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”.

Список литературы

1.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный

возраст. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

2.

Дефектология. Словарь справочник /Авт. сост. С,С. Степанов; Под

ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании

в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и

науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N

1155.

5.

Е.А.Каралашвили Физкультурная минутка. Динамические

упражнения. Москва ТЦ « Сфера» 2001.

6. С.В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей.

Москва Гном – Пресс, Новая школа 2008.

7. Е.Л. Набойкина Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2013.

8. М.Ю. Картушина Быть здоровыми хотим Москва 2010 год.

9. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОО. - М.: И.Ц.

Сфера, 2017.

10. Кудрявцев В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей

оздоровительной работы с дошкольниками / / Начальная школа: плюс - минус.

2000.



В раздел образования