Авторы: Давлетова Елена Рамилевна, Лаврентьева Евгения Александровна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦРТ "Радуга"
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Публикация статьи
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в учреждении дополнительного образования детей»
Раздел: дополнительное образование
«Использование здоровьесберегающих технологий
в работе с детьми с ОВЗ
в учреждении дополнительного образования детей»
Давлетова Елена Рамилевна
педагог дополнительного образования,
Лаврентьева Евгения Александровна
педагог-психолог
МБОУ ДО «ЦРТ «Радуга»
г. Уфа, Республика Башкортостан
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.Ж. Руссо
Состояние
здоровья
ребёнка
относится
к
ведущим
факторам,
в
значительной мере определяющим его способность успешно справляться со
всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в
детском учреждении и семье. Что же такое здоровье, рассмотрим поподробнее.
По уставу всемирной организации здравоохранения,
«здоровье
— это
состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезни и физических дефектов».
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа
формирования личности. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что
необходимо сделать нам, педагогам образовательных организаций. Физическое
здоровье
детей
неразрывно
связано
с
их
психическим
здоровьем,
эмоциональным благополучием. В настоящее время в качестве одного из
приоритетных
направлений
педагогической
деятельности
выделяется
применение
в
условиях
учреждений
дополнительного
образования
здоровьесберегающих технологий.
Технологии
социально-психологического
благополучия
ребёнка –
технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка.
Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и
позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со
сверстниками и педагогами на занятиях, а также и в семье, обеспечение
социально-эмоционального благополучия ребенка.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей
ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и
предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и
обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность
ребёнка
закономерным
образом
содействует
его
благополучному
существованию, а значит здоровью.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе
дополнительного образования, отражают оздоровительно-развивающую работу,
а именно: приобщение детей к физической культуре, использование
развивающих форм оздоровительной работы.
Виды современных здоровьесберегающих технологий:
- Дыхательная гимнастика;
- Динамические паузы;
- Релаксация;
- Фонематическая ритмика;
- Сказкотерапия;
- Самомассаж;
- Точечный массаж;
- Пальчиковая гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Песочная терапия;
- Весёлая шнуровка;
- Арт-терапия и т.д.
Функции здоровьесберегающих технологий:
Формирующая
- осуществляется на основе биологических и социальных
закономерностей становления личности. В основе формирования личности
лежат
наследственные
качества,
предопределяющие
индивидуальные
физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на
личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе,
установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования
личности
в
обществе,
учебной
деятельности,
природной
среде;
Информативно коммуникативная - обеспечивает трансляцию опыта ведения
здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации,
формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности
каждой
человеческой
жизни;
Диагностическая - заключается в мониторинге развития учащихся на основе
прогностического
контроля,
что
позволяет
соизмерить
усилия
и
направленность
действий
педагога
в
соответствии
с
природными
возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ
предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса,
индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
Адаптивная - воспитание у учащихся направленности на здравотворчество,
здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и
повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной
и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию детей к социально-значимой
деятельности.
Рефлексивная
заключается
в
переосмыслении
предшествующего
личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет
соизмерить
реально
достигнутые
результаты
с
перспективами.
Интегративная - объединяет народный опыт, различные научные концепции
и
системы
воспитания,
направляя
их
по
пути
сохранения
здоровья
подрастающего поколения.
Применение
в
работе
педагогов
дополнительного
образования
здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность
воспитательно-образовательного
процесса,
сформирует
у
педагогов
и
родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление
здоровья обучающихся, если будут созданы условия для возможности
корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий; если,
опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены
необходимые
поправки
в
интенсивность
технологических
воздействий,
обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы
положительные мотивации у педагогов дополнительного образования и
родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды
деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со
сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности,
всех ее свойств и качеств.
В настоящее время в нашей стране национальная образовательная
политика нацелена на создание оптимальных условий, для включения детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения,
развитие инклюзивного образования. Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?
Таких
детей
принято
называть
-
дети
с
особыми
образовательными
потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и
жизнедеятельности.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От
03.08.2018) «Об образовании в российской Федерации» гласит «обучающийся с
ограниченными
возможностями
здоровья
-
физическое
лицо,
имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий». Ребенок с ОВЗ — это
ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки,
которые
препятствуют освоению образовательных программ. Эта категория детей
чрезвычайно неоднородна. Определяется это, прежде всего, тем, что в нее
входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными
нарушениями развития, а также речи
(заикание, ЗРР). С расстройствами
эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются и в учреждениях
дополнительного образования детей.
В настоящее время, чтобы называться здоровыми, необходимо не только
не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях:
эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего
человек начинает достигать только к 20-25 годам.
Василий Александрович Сухомлинский говорил следующее о здоровье
человека «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это
важнейший труд родителя и педагога в целом. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дополнительного
образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья
субъектов
педагогического
процесса
в
учреждении
дополнительного
образования:
детей,
педагогов
и
родителей. Цель
здоровьесберегающих
технологий в дополнительном образовании применительно к ребенку –
обеспечение высокого уровня реального здоровья у обучающихся «ЦРТ
«Радуга»
и
воспитание
валеологической
культуры
как
совокупности
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о
здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической
компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием
элементарной
медицинской,
психологической
самопомощи
и
помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры
здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогического
персонала и валеологическому просвещению родителей.
Таким образом,
актуальным
для нас является
целесообразный
подбор
современных образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО. С
приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных
методик и технологий, координацией деятельности всего педагогического
персонала
с
целью
разработки
индивидуального
маршрута
воспитания
и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей,
интересов, перспектив развития каждого ребенка.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет
быть
сильным,
бодрым,
энергичным:
бегать,
не
уставая,
кататься
на
велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое
самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на
занятиях, в играх, в спорте.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять
своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый
образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более
здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально,
духовно. Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”.
Список литературы
1.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный
возраст. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
2.
Дефектология. Словарь справочник /Авт. сост. С,С. Степанов; Под
ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
4. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N
1155.
5.
Е.А.Каралашвили Физкультурная минутка. Динамические
упражнения. Москва ТЦ « Сфера» 2001.
6. С.В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей.
Москва Гном – Пресс, Новая школа 2008.
7. Е.Л. Набойкина Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2013.
8. М.Ю. Картушина Быть здоровыми хотим Москва 2010 год.
9. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОО. - М.: И.Ц.
Сфера, 2017.
10. Кудрявцев В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей
оздоровительной работы с дошкольниками / / Начальная школа: плюс - минус.
2000.