Автор: Хакимова Рамзия Гафетдиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: РМЭ Мари-Турекский муниципальный район
Наименование материала: Статья в сборнике материалов для дошкольников
Тема: Национально-региональный компонент в развитии дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка»
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«Детский сад «Берёзка»
___________Виноградова А.Н
Доклад на педагогический совет : «Национально-
региональный компонент в развитии дошкольника»
Составил:
старший воспитатель
специалист высшей квалификационной категории Хакимова Р.Г
Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное
наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного
искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор,
народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и
сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому,
воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом
общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и
морально-эстетическом плане.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд
принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с
учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом
«погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от
близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону,
стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего посёлка, к
истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно
складывается целостная картина окружающего мира.
Основными целями регионального компонента являются:
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в
условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного
образования;
-обеспечение единства образовательного пространства.
Использование регионального компонента как одного из средств
социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс,
выстроенный на основе дополнительных целей к базовой программе, в
которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного
перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к
менее близкому – культурно-историческим фактам).
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе
родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы
участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и
услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок,
сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана
окружающей природы).
4. Осознанный выбор методов знакомства с родным посёлком, повышающих
познавательную и эмоциональную активность детей.
Анализ публикаций и исследований по данной теме показал, что на
сегодняшний день в российской системе дошкольного образования имеется
ряд действующих комплексных образовательных программ «Радуга»,
«Детство», «Истоки» и др. Однако данные программы не могут учитывать
социально-экономическое, национально-культурное и систематическое
своеобразие
Программа «Я и мой мир» нацелена на формирование личностного и
социального миропонимания ребенка и включает в себя следующие
ключевые ценности: «Я в мире природы», «Я в мире людей», а также «Я в
рукотворном мире» и «Мир Я» детерминирующие национально-
региональный компонент.
Национально-региональный компонент - это, во-первых, реальная форма
функционирования федерального стандарта в конкретном регионе: во-
вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных
функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными
возможностями:
- обеспечивает единство и преемственность содержания образования в
рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности
образовательного пространства;
- способен интегрировать предметные поля и формировать новое мышление
человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;
- позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;
- создает условия для возрождения отечественной народной культуры,
воспитания патриотизма;
- способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в
условиях региона;
- формирует региональную общность людей.
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, должны не только
хорошо знать свой регион, его особенности, но и осознавать дидактические,
воспитательные возможности национально-регионального компонента и
уметь ими пользоваться.
Особенности
Характеристика
региона
(муниципалитета)
Выводы
и
рекомендации
Природно-
климатические и
экологические
Мари-Турекский район
расположен в восточной
части
Республики
Марий-Эл. На северо-
востоке
граничит
с
Кировской
областью,
юго- восточной частью
выходит к Республике
Татарстан, а на западе
его границы стыкуются
с
Сернурским,
Параньгинским
и
Моркинскими районами
.
Достопримечательность:
«Ледовый
дворец»,
Музей
«им.
Мосолова»,Церковь,
Мечеть,
Государственный
природный
биологический заказник
республиканского
значения
«Холодный
ключ»
При
планировании
образовательного
процесса,
необходимо
внести
коррективы
в
организацию
Физкультурно-
оздоровительной
работы.
Достопримечательности
района позволяют вести
углубленную работу по
социальной
направленности
Национально-
культурные и
этнокультурные
Население
поселка
Мари-Турек11100
человек.
Многонациональное,
самые многочисленные
представители -мари
Возможна
реализация
региональной
программы
по
ознакомлению
воспитанников
с
культурой
других
народов
проживающих
на территории поселка
Мари-Турек
Культурно-
исторические
Крупнейшие
предприятия
поселка
Мари-Турек-
ОАО
«
Мари- Турекское РТП»,
ОАО
При
реализации
содержания
образовательной
области
«Социализация»
«Мариспедмонтаж»,
Мари-Турекское
ДРСГУП,
ООО
«Водоканал
сервис»,
«Лесхоз»
необходимо
введение
тем
направленных
на
ознакомление
воспитанников
с
профессиональной
деятельностью
взрослых.
Демографические
С
2006
года
наблюдаются
естественный
прирост
населения
Возможна
реализация
региональной
программы по работе с
детьми
для
которых
русский не родной
Социальные
(потребности
населенного
пункта
региона
муниципалитета)
Социальные
партнерство
ДОУ:
Детская
библиотека,
ДШИ,
музей
«им
Мосолова»
«Ледовый
дворец»,
средняя школа п. Мари-
Турек, МУЗ ЦРБ
Краткий
социальный
паспорт семьи: полные
семьи-85%;
многодетные семьи-2%.
Образование родителей:
Высшее- 36,9%;
Неполное
высшее-
14,7%; среднее- 48,4%
Социальный
статус:
предприниматели
-8,5
%;
служащие-
9,5%;
рабочие-82,5% ,
Количество
неблагополучных
семей-0
Социальное партнерство
позволяет
обеспечить
условия
для
освоения
эстетической
стороны
окружающей
действительности
Социальный
паспорт
семьи
позволяет
определить
формы
и
методы взаимодействия
ДОУ
и
семьи,
при
котором
возможно
использование
ИКТ-
технологии
Национально- региональный компонент
Пояснительная записка к учебному плану по дополнительному
образованию
Национально-региональный компонент составлен по региональным требованиям к
программе, включение в учебный план не провоцирует увеличения нагрузки на детей и
определяет потребности социума в образовательных услугах для детей дошкольного
возраста.
Отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов,
художников, образцов национального(местного) фольклора и народных художественных
промыслов при ознакомлении детей с искусством, обучении марийскому языку,
знакомству с национально- культурными традициями проводится с учетом возрастных
особенностей детей
Дети знакомятся:
- с историей и культурой своего народа и народов совместного проживания (особенности
быта, уклада (костюм, утварь, жилище, обряды и обычаи);
- с различными видами национального искусства (литературой, музыкой, живописью,
архитектурой)
- с народными играм, развлечениями, праздниками, традициями;
В ДОО с 1995года создан мини музей в котором собраны костюмы , утварь ,орудия
труда, народов мари .В группах имеются уголки, отражающие особенности национального
костюма . Ведется работа по пропаганде основ национальной педагогики среди родителей.
Перечень программ и технологий:
1.
Технология воспитательной работы с детьми на основе марийского народного
фольклора / И.А. Чурикова, Е.В. Уланова.- Йошкар-Ола, 1998.
2.
Софронова Т.И., В.А. Шабалкина В мир национального искусства.- Йошкар-Ола,
2007.
3.
Содержательный материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с
марийским народом.- Йошкар-Ола, 2001.
4.
Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.- М.:ЦГЛ, 2005.
5.
Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях.- М.: Айрис-
пресс,20
6. Князева О.Л « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
7 . Соломенникова О.А « Радость творчества»
Учебный план дополнительного образования
Марийский язык
Сетка занятий
группы
младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовительная
группа
Кол-во занятий в
неделю
0.5
1
1
2
Продолжительност
ь
занятий
15
20
25
30
Циклограмма непосредственно образовательной деятельности по
марийскому языку
Группы
дни недели
младшая
группа
Средняя
группа
Старшая(а
)
группа
Старшая(б)
группа
Подготовительная
к школе
группа
понедельник
15.05-15.35
(фронт)
вторник
16.20-
17.00
(подгр)
среда
16.20-16.50
(подгр)
15.05-15.35
(фронт)
четверг
15.05- 15.35
(фронт)
пятница
16.20-
17.00
(подгр)
Учебный план дополнительного образования
Марийский язык
Сетка занятий
группы
младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовительная
группа
Кол-во занятий в
неделю
1
2
2
2
Продолжительност
ь
занятий
15
20
25
30
Циклограмма непосредственно образовательной деятельности по
марийскому языку
Группы
дни недели
младшая
группа
Средняя
группа
Старшая(а
)
группа
Старшая(б)
группа
Подготовительная
к школе
группа
понедельник
15.05-
15.35
(подгр)
15.05-15.35
(фронт)
вторник
16.20-
17.00
(подгр)
15.05-15.35
(подгр)
среда
16.20-16.50
(подгр)
четверг
16.20-
17.00
(подгр)
15.05-15.35
(фронт)
15.05- 15.35
(фронт)
пятница
16.20-
17.00
(подгр)