Напоминание

Национально-региональный компонент в развитии дошкольника


Автор: Хакимова Рамзия Гафетдиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: РМЭ Мари-Турекский муниципальный район
Наименование материала: Статья в сборнике материалов для дошкольников
Тема: Национально-региональный компонент в развитии дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка»

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

«Детский сад «Берёзка»

___________Виноградова А.Н

Доклад на педагогический совет : «Национально-

региональный компонент в развитии дошкольника»

Составил:

старший воспитатель

специалист высшей квалификационной категории Хакимова Р.Г

Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное

наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного

искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор,

народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и

сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому,

воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом

общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и

морально-эстетическом плане.

В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд

принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с

учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом

«погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от

близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону,

стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего посёлка, к

истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно

складывается целостная картина окружающего мира.

Основными целями регионального компонента являются:

-создание педагогических условий для успешной социализации личности в

условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного

образования;

-обеспечение единства образовательного пространства.

Использование регионального компонента как одного из средств

социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс,

выстроенный на основе дополнительных целей к базовой программе, в

которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного

перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к

менее близкому – культурно-историческим фактам).

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе

родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы

участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и

услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок,

сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана

окружающей природы).

4. Осознанный выбор методов знакомства с родным посёлком, повышающих

познавательную и эмоциональную активность детей.

Анализ публикаций и исследований по данной теме показал, что на

сегодняшний день в российской системе дошкольного образования имеется

ряд действующих комплексных образовательных программ «Радуга»,

«Детство», «Истоки» и др. Однако данные программы не могут учитывать

социально-экономическое, национально-культурное и систематическое

своеобразие

Программа «Я и мой мир» нацелена на формирование личностного и

социального миропонимания ребенка и включает в себя следующие

ключевые ценности: «Я в мире природы», «Я в мире людей», а также «Я в

рукотворном мире» и «Мир Я» детерминирующие национально-

региональный компонент.

Национально-региональный компонент - это, во-первых, реальная форма

функционирования федерального стандарта в конкретном регионе: во-

вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных

функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными

возможностями:

- обеспечивает единство и преемственность содержания образования в

рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности

образовательного пространства;

- способен интегрировать предметные поля и формировать новое мышление

человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;

- позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;

- создает условия для возрождения отечественной народной культуры,

воспитания патриотизма;

- способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в

условиях региона;

- формирует региональную общность людей.

Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, должны не только

хорошо знать свой регион, его особенности, но и осознавать дидактические,

воспитательные возможности национально-регионального компонента и

уметь ими пользоваться.

Особенности

Характеристика

региона

(муниципалитета)

Выводы

и

рекомендации

Природно-

климатические и

экологические

Мари-Турекский район

расположен в восточной

части

Республики

Марий-Эл. На северо-

востоке

граничит

с

Кировской

областью,

юго- восточной частью

выходит к Республике

Татарстан, а на западе

его границы стыкуются

с

Сернурским,

Параньгинским

и

Моркинскими районами

.

Достопримечательность:

«Ледовый

дворец»,

Музей

«им.

Мосолова»,Церковь,

Мечеть,

Государственный

природный

биологический заказник

республиканского

значения

«Холодный

ключ»

При

планировании

образовательного

процесса,

необходимо

внести

коррективы

в

организацию

Физкультурно-

оздоровительной

работы.

Достопримечательности

района позволяют вести

углубленную работу по

социальной

направленности

Национально-

культурные и

этнокультурные

Население

поселка

Мари-Турек11100

человек.

Многонациональное,

самые многочисленные

представители -мари

Возможна

реализация

региональной

программы

по

ознакомлению

воспитанников

с

культурой

других

народов

проживающих

на территории поселка

Мари-Турек

Культурно-

исторические

Крупнейшие

предприятия

поселка

Мари-Турек-

ОАО

«

Мари- Турекское РТП»,

ОАО

При

реализации

содержания

образовательной

области

«Социализация»

«Мариспедмонтаж»,

Мари-Турекское

ДРСГУП,

ООО

«Водоканал

сервис»,

«Лесхоз»

необходимо

введение

тем

направленных

на

ознакомление

воспитанников

с

профессиональной

деятельностью

взрослых.

Демографические

С

2006

года

наблюдаются

естественный

прирост

населения

Возможна

реализация

региональной

программы по работе с

детьми

для

которых

русский не родной

Социальные

(потребности

населенного

пункта

региона

муниципалитета)

Социальные

партнерство

ДОУ:

Детская

библиотека,

ДШИ,

музей

«им

Мосолова»

«Ледовый

дворец»,

средняя школа п. Мари-

Турек, МУЗ ЦРБ

Краткий

социальный

паспорт семьи: полные

семьи-85%;

многодетные семьи-2%.

Образование родителей:

Высшее- 36,9%;

Неполное

высшее-

14,7%; среднее- 48,4%

Социальный

статус:

предприниматели

-8,5

%;

служащие-

9,5%;

рабочие-82,5% ,

Количество

неблагополучных

семей-0

Социальное партнерство

позволяет

обеспечить

условия

для

освоения

эстетической

стороны

окружающей

действительности

Социальный

паспорт

семьи

позволяет

определить

формы

и

методы взаимодействия

ДОУ

и

семьи,

при

котором

возможно

использование

ИКТ-

технологии

Национально- региональный компонент

Пояснительная записка к учебному плану по дополнительному

образованию

Национально-региональный компонент составлен по региональным требованиям к

программе, включение в учебный план не провоцирует увеличения нагрузки на детей и

определяет потребности социума в образовательных услугах для детей дошкольного

возраста.

Отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов,

художников, образцов национального(местного) фольклора и народных художественных

промыслов при ознакомлении детей с искусством, обучении марийскому языку,

знакомству с национально- культурными традициями проводится с учетом возрастных

особенностей детей

Дети знакомятся:

- с историей и культурой своего народа и народов совместного проживания (особенности

быта, уклада (костюм, утварь, жилище, обряды и обычаи);

- с различными видами национального искусства (литературой, музыкой, живописью,

архитектурой)

- с народными играм, развлечениями, праздниками, традициями;

В ДОО с 1995года создан мини музей в котором собраны костюмы , утварь ,орудия

труда, народов мари .В группах имеются уголки, отражающие особенности национального

костюма . Ведется работа по пропаганде основ национальной педагогики среди родителей.

Перечень программ и технологий:

1.

Технология воспитательной работы с детьми на основе марийского народного

фольклора / И.А. Чурикова, Е.В. Уланова.- Йошкар-Ола, 1998.

2.

Софронова Т.И., В.А. Шабалкина В мир национального искусства.- Йошкар-Ола,

2007.

3.

Содержательный материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с

марийским народом.- Йошкар-Ола, 2001.

4.

Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.- М.:ЦГЛ, 2005.

5.

Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях.- М.: Айрис-

пресс,20

6. Князева О.Л « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

7 . Соломенникова О.А « Радость творчества»

Учебный план дополнительного образования

Марийский язык

Сетка занятий

группы

младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

группа

Кол-во занятий в

неделю

0.5

1

1

2

Продолжительност

ь

занятий

15

20

25

30

Циклограмма непосредственно образовательной деятельности по

марийскому языку

Группы

дни недели

младшая

группа

Средняя

группа

Старшая(а

)

группа

Старшая(б)

группа

Подготовительная

к школе

группа

понедельник

15.05-15.35

(фронт)

вторник

16.20-

17.00

(подгр)

среда

16.20-16.50

(подгр)

15.05-15.35

(фронт)

четверг

15.05- 15.35

(фронт)

пятница

16.20-

17.00

(подгр)

Учебный план дополнительного образования

Марийский язык

Сетка занятий

группы

младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

группа

Кол-во занятий в

неделю

1

2

2

2

Продолжительност

ь

занятий

15

20

25

30

Циклограмма непосредственно образовательной деятельности по

марийскому языку

Группы

дни недели

младшая

группа

Средняя

группа

Старшая(а

)

группа

Старшая(б)

группа

Подготовительная

к школе

группа

понедельник

15.05-

15.35

(подгр)

15.05-15.35

(фронт)

вторник

16.20-

17.00

(подгр)

15.05-15.35

(подгр)

среда

16.20-16.50

(подгр)

четверг

16.20-

17.00

(подгр)

15.05-15.35

(фронт)

15.05- 15.35

(фронт)

пятница

16.20-

17.00

(подгр)



В раздел образования