Автор: Афонина Людмила Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Светогорская школа искусств"
Населённый пункт: город Светогорск Ленинградская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Профессиональное развитие педагога дополнительного образования в условиях проектирования дополнительной образовательной программы»
Раздел: дополнительное образование
Доклад
«Профессиональное
развитие
педагога
дополнительного
образования
в
условиях
проектирования
дополнительной
образовательной программы».
Закон РФ «Об образовании» 1992 года определил переход системы
внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей.
Согласно настоящему Закону «Образовательным является учреждение,
осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или
несколько
образовательных
программ…»
(статья
12).
Поэтому
образовательная программа – это тот нормативно-управленческий документ,
который необходим при проведении: лицензирования и аккредитации
учреждения.
В этой связи развитие системы дополнительного образования в
Российской Федерации и в Ленинградской области в частности напрямую
зависит от умения педагога дополнительного образования использовать
методику проектирования образовательной программы.
Вместе
с
тем,
можно
наблюдать
ситуацию,
когда
педагоги
разрабатывают дополнительные образовательные программы, исходя из
собственных возможностей (наличия сложившегося методического опыта,
квалификации,
других
имеющихся
ресурсов)
без
учёта
реальных
потребностей и интересов, с одной стороны, основных потребителей данных
услуг – детей и их родителей, а с другой стороны, государства и общества. В
связи
с
этим,
основной
возможностью
сделать влияние учреждения
дополнительного
образования
реальным
в
конкретной
совокупности
общественных связей и отношений – это обеспечивать разработку новых
образовательных программ, предлагать области
деятельности и знания,
направления образования личности человека, соответствующие пожеланиям
и потребностям потенциальных заказчиков.
Практика
показывает,
что
осуществление
этапов
педагогического
проектирования при разработке программы для педагога дополнительного
образования оказывается затруднительным. К сожалению, данная проблема
не достаточно широко представлена в научно-методической литературе по
дополнительному
образованию
детей.
Особую
сложность
при
проектировании дополнительных образовательных программ представляет
оценка результатов данной работы, т. к. проектная деятельность в сфере
образования
помимо
определенного
продукта
(дополнительной
образовательной программы) так или иначе «производит» влияние на
профессиональный рост педагога. В связи с этим возникает проблема выбора
различных
критериев
оценки
для
каждого
из
видов
результата:
продуктивного
(непосредственно
текста
программы)
и
собственно
педагогического (человеческого).
Надо отметить, что проблема педагогического проектирования
нашла
свое
отражение
в
литературе
по
педагогике.
Однако
профессиональное развитие
педагога дополнительного образования
в
процессе проектирования образовательных программ еще не достаточно
изучено в современной теории и практике дополнительного образования
детей.
Отсюда следует, что в учреждениях дополнительного образования
детей, при проектировании дополнительных образовательных программ
наблюдаются определенные противоречия:
между
требованиями,
предъявляемые
к
профессиональной
деятельности
педагога
дополнительного
образования
и
недостаточной
разработанностью проблемы овладения методикой проектирования программ
дополнительного образования детей;
между необходимостью осуществлять экспертную оценку результатов
проектирования дополнительных образовательных программ и отсутствием
четких
норм,
критериев
оценки
результатов
подобной
проектной
деятельности;
между
потребностью
педагога
осуществлять
самообразование
в
процессе проектирования программы и недостаточной разработанностью
данной проблемы.
Актуальность,
теоретическая
значимость
и
недостаточная
разработанность проблемы обусловили выбор темы дипломной работы:
«Проектирование
образовательной
программы
как
средство
профессионального развития педагога дополнительного образования».
Цель
исследования:
определение
педагогических
условий,
при
которых
проектирование дополнительной образовательной программы
становится
средством
профессионального
развития
педагога
дополнительного образования.
Объект исследования:
процесс проектирования дополнительной
образовательной программы.
Предмет
исследования:
профессиональное
развитие
педагога
дополнительного образования в условиях проектирования дополнительной
образовательной программы.
В
основу
исследования
положена
гипотеза,
согласно
которой
профессиональное
развитие
педагога
дополнительного
образования
в
условиях
проектирования
дополнительной
образовательной
программы
происходит, если:
1.
последовательно
осуществляются
следующие
этапы
проектирования дополнительной образовательной программы:
предпроектный
этап,
программирование
проекта,
этап
реализации проекта, рефлексивный этап и послепроектный этап;
2.
для организации педагогом его собственной образовательной
траектории
в
процессе
педагогического
проектирования
разработана
и
реализуется
индивидуальная
программа
самообразования.
Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость
постановки и решения следующих задач:
3.
Определить основные понятия педагогического проектирования.
4.
Раскрыть
логику
и
содержание
процесса
проектирования
дополнительных образовательных программ.
5.
Определить
содержание
индивидуальной
программы
самообразования
педагога дополнительного образования в
процессе проектирования образовательной программы.
6.
Осуществить
процесс
проектирования
дополнительной
образовательной программы «Домра».
7.
Определить содержание современных подходов к оценке
результатов проектной деятельности.
Теоретической основой исследования являются идеи: о сущности
дополнительного
образования
детей
(Е.Б.Евладова,
О.Е.Лебедев,
Л.Г.Логинова);
о
педагогическом
проектировании
(И.А.Колесникова,
Е.С.Заир-Бек);
о
педагогическом
проектировании
(Ю.К.Бабанский,
В.П.Голованов, Н.Е.Щуркова).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение и
обобщение практического опыта учреждений дополнительного образования
детей,
методы
стратегического
анализа
(РEST-
и
SWOT-
анализ),
анкетирование.
Решение задач исследования позволило получить следующие выводы:
1.
Проектирование
-
это
процесс,
интегрирующий
в
единое
целое
прогнозирование желаемых результатов и их воплощение на практике с
последующей корректировкой целей и задач.
Педагогическое
проектирование
-
это
практико-ориентированная
деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в
практике образовательных систем и видов педагогической деятельности
(например,
предметом
деятельности
могут
стать
образцы
будущих
программ).
Педагогическое
проектирование
реализует
три
основные
функции:
аналитическую,
прогнозирующую,
конструирующую.
Особым
видом
проекта, выполняющим в первую очередь, конструирующую функцию,
является образовательная программа.
В образовании проектная деятельность часто выступает в качестве
средства обучения (воспитания). Примером может служить выполнение
учебных (дипломных, курсовых) проектов.
2. Этапами проектирования дополнительных образовательных
программ
являются: предпроектный этап (включает в себя диагностику
ситуации, проблематизацию, концептуализацию и выбор формата проекта);
программирование проекта (конструирование и технологическая подготовка);
этап реализации проекта (отслеживание результатов); рефлексивный этап
(внутренние процессы осмысления того, что получилось); послепроектный
этап (распространение, тиражирование опыта, поиск новых идей).
3. Для организации педагогом дополнительного
образования его
собственной
образовательной
траектории
может
быть
использована
индивидуальная программа самообразования.
Алгоритм составления индивидуальной программы самообразования
включает
в
себя:
1)
диагностику,
оценку
и
самооценку
своего
профессионального мастерства; 2) программирование профессионального
развития, составление индивидуальной программы самообразования; 3)
реализацию индивидуальной программы самообразования; 4) рефлексивный
анализ реализации индивидуальной программы самообразования.
4. Для изучения социального заказа нами было проведено анкетирование
следующих групп заказчиков:
-родителей обучающихся по программе «Домра» Детско-юношеского
центра творчества г. Светогорска,
- учителей средних общеобразовательных учреждений г. Светогорск,
- детей, посещающих объединения Детско-юношеского центра творчества.
Всего в анкетировании приняло участие 60 респондентов:
- 20 родителей учащихся;
- 5 учителей средних общеобразовательных учреждений г. Светогорск;
- 35 обучающихся в Детско-юношеском центре творчества.
В ходе анкетирования респонденты отвечали на вопросы о содержании
социального заказа:
- на результаты образования;
- на перечень образовательных услуг;
- на характер образовательного процесса;
- на характеристики образовательной среды;
- на доступность образовательных услуг.
Анализ ответов респондентов о заказе на результаты образования
показал, что:
1.
родители хотят с помощью объединения «Домра» развить музыкальные
способности детей, занять свободное время, расширить кругозор;
2.
учителя считают необходимым развитие способностей учащихся, развитие
разносторонних интересов, формирование трудовых и учебных навыков;
3.
дети хотят через занятия музыкой узнать что-то новое, интересное, хотят
найти новых друзей, научиться играть на инструменте, выступать на
сцене.
Перечень востребованных образовательных услуг, по мнению респондентов
обобщенно выглядит следующим образом: общая музыкальная подготовка
(сольфеджио, музыкальная литература), изучение приёмов игры на домре,
выступление на сцене.
Ответы о заказе на характер образовательного процесса показали, что все
участники опроса хотят, чтобы отношения в детском объединении
были
доверительные, доброжелательные, уважительные.
Главными характеристиками образовательной среды были названы:
наличие
современного
оборудования
и
материального
обеспечения
для
реализации программы на базе Детско-юношеского центра творчества г.
Светогорска.
Анализ анкет также показал, что примерно половина опрошенных считают
возможным для себя оплачивать эти услуги.
При осуществлении процесса проектирования дополнительной
образовательной программы «Домра» был проведен анализ внешней среды и
ресурсного
обеспечения,
который
выявил
благоприятные
условия
для
реализации дополнительной образовательной программы «Домра».
На основе составленной психолого-педагогической характеристики
возрастных особенностей учащихся был сделан вывод, что при реализации
образовательной программы по домре необходимо регламентировать учебную
нагрузку, устанавливать обоснованные объемы занятости различными видами
деятельности (индивидуальное занятие, или ансамбль).
На протяжении
периода обучения в объединении «Домра» дети проходят несколько возрастных
этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
5.
Для
оценки
результатов
проектирования
программы
можно
использовать следующий критериальный ряд.
При его разработке были
взяты за основу критерии, используемые при проведении процедуры
аккредитационной оценки дополнительной образовательной программы.
Параметр «Правовая обоснованность реализации образовательной
программы».
Первый критерий. Соответствие образовательной программы (ее
направленности) Типовому положению, Уставу, действующей лицензии.
Второй критерий. Соответствие направленности образовательной программы
установленной классификации с учетом статусных характеристик
учреждения дополнительного образования детей.
Параметр «Соответствие структуры и содержания ОП действующим
требованиям».
Первый критерий. Соответствие содержания образовательной программы
действующим требованиям к содержанию образовательных программ
дополнительного образования детей.
Второй критерий. Структурная и содержательная полнота образовательной
программы.
Параметр «Профессиональный рост педагога».
Первый критерий. Удовлетворенность проектной деятельностью.
Показатели. Желание педагога продолжать заниматься проектной
деятельностью.
Второй критерий. Степень освоения процедур проектирования.
Показатели. Умение сформулировать актуальность программы, овладение
специфическим языком проектирования, способность провести диагностику,
сформулировать цель и ожидаемые результаты.
Проведенное исследование не исчерпывает всех сторон проблемы
профессионального развития педагога дополнительного образования в
условиях проектирования дополнительной образовательной программы
Следующим перспективным направлением исследования может также
стать
изучение роли процесса проектирования учебно-методического
комплекса
в
профессиональном
развитии
педагога
дополнительного
образования.