Автор: Филимонова Ксения Ивановна
Должность: руководитель структурного подразделения
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Архангельская область, г. Вельск
Наименование материала: методический портфель
Тема: Наставничество как метод профессионального становления молодого педагога ДОО
Раздел: дошкольное образование
МБОУ «СШ № 2 г. Вельска»
структурное подразделение
«Детский сад № 60 «Орленок»
Методический портфель
«Наставничество как метод
профессионального становления
молодого педагога ДОО»
(в рамках Федерального проекта «Учитель будущего»)
г. Вельск 2021
подготовила:
К.И. Филимонова
Руководитель
Наставничество
— это инвестиция в долгосрочное
развитие организации,
в ее «здоровье».
Дэвид Майстер
НАСТАВНИЧЕСТВО
-
способ
передачи
знаний
более
опытного
человека
менее
опытному.
-
тип
подготовки
к
работе,
обеспечивающий
занятость
работника
с
поддержкой
опытного
наставника,
что
способствует
изучению
работы
на
практике
и
в
широком
диапазоне.
-
это
философия
организации,
инструмент
воспитания
подрастающих кадров.
ТИПЫ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ
УВЛЕЧЁННЫЕ
САМОУТВЕРЖДАЮЩИЕСЯ
НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЙ
МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ
НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЙ
МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ
ХАРАКТЕРИСТИКА:
не стремятся к контактам с коллегами, ссылаясь на
отсутствие общих интересов
частая критика администрации, обвиняют в
недостатке внимания к молодежи, низкой ЗП
рассматривая свой профессиональный выбор как
жизненную неудачу, но вместе с тем не очень склонны
винить себя в этом
источники трудностей, по их мнению – задатки
обучающихся
снижение требовательности к себе, ослабление
творческого начала
профессиональная деятельность не приносит радости
и удовлетворения
уходят из профессии в течение первых трёх лет
Как правило, с такой
группой молодых
педагогов
наставникам
приходится тяжелее
всего работать.
Ведь к каждому из
них необходим
индивидуальный
подход. И формализма
здесь допускать никак
нельзя.
САМОУТВЕРЖДАЮЩИЙСЯ
МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ
ХАРАКТЕРИСТИКА:
с первых дней чувствуют себя на своем месте
готовы с удовольствием проводят с детьми свое
свободное время
хорошие организаторы, уверены в правильности
принимаемых педагогических решений
высокая удовлетворенность собой, нежелание что-
либо менять в себе
им присущи черты авторитарности, которые
проявляются во властности, в отношении к детям
только как к ведомым
энергичны и самостоятельны, требовательны и
организованы
одна из опасностей – постоянное стремление к
самоутверждению в педагогическом, родительском и
детском сообществах.
Наставникам необходимо
привлекать их к
общественной работе, к
участию в различных
профессиональных
конкурсах.
Главное, чтобы
самоутверждение учителя
не стало эгоистичным !
Ведь педагог призван
приносить пользу не
только себе, но и детям.
УВЛЕЧЁННЫЙ МОЛОДО ПЕДАГОГ
ХАРАКТЕРИСТИКА:
избранная деятельность наделена особым обаянием
основа взаимоотношений с детьми и родителями –
глубокое взаимопонимание, товарищеское общение и
сотрудничество
вера в то, что каждый ребёнок – неповторимая
личность, к которой нужен индивидуальный подход,
которую необходимо принять и понять
стремление к созданию союза единомышленников,
тянуться к педагогам-мастерам
не безразлично общественное признание
отличаются человечностью, оптимизмом, т.е. теми
качествами, которые во многом предопределяют
успешную профессиональную деятельность.
одержима методическим максимализмом
Наставнику при работе с
такими молодыми
педагогами надо
учитывать, что
«увлеченные» нуждаются
в поддержке, ее
отсутствие переживается
ими особенно остро.
Зато внимание и забота
оцениваются
чрезвычайно высоко.
ТИПЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
ПРЯМОЕ
(непосредственный
контакт с молодым
педагогом, даже в
неформальной
обстановке)
ПРЯМОЕ
(непосредственный
контакт с молодым
педагогом, даже в
неформальной
обстановке)
ОПСРЕДОВАННОЕ
(советы, рекомендации,
минимум личных
контактов)
ОПСРЕДОВАННОЕ
(советы, рекомендации,
минимум личных
контактов)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
(один наставник один
молодой педагог)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
(один наставник один
молодой педагог)
КОЛЛЕКТИВНОЕ
(наставник и
коллектив
подопечных)
КОЛЛЕКТИВНОЕ
(наставник и
коллектив
подопечных)
ОТКРЫТОЕ
(двустороннее
взаимодействие
наставника и
подопечного)
ОТКРЫТОЕ
(двустороннее
взаимодействие
наставника и
подопечного)
СРКЫТОЕ
(воздействие
наставника незаметно
молодому педагогу)
СРКЫТОЕ
(воздействие
наставника незаметно
молодому педагогу)
КОМУ НЕОБХОДИМО
НАСТАВНИЧЕСТВО?
КОМУ НЕОБХОДИМО
НАСТАВНИЧЕСТВО?
Опыт показывает, что пользу получают все участники
образовательных отношений:
НАСТАВНИК
МОЛОДОЙ
ПЕДАГОГ
ДЕТИ И РОДИТЕЛИ
АДМИНИСТРАЦИЯ
ДЕТСКИЙ
САД
- развивает навыки управления, повышает свой статус, завоевывает
репутацию
профессионала
и
доверие
коллег,
принимает
участие
в
формировании профессиональной команды
- развивает навыки управления, повышает свой статус, завоевывает
репутацию
профессионала
и
доверие
коллег,
принимает
участие
в
формировании профессиональной команды
-
получает
своевременную
помощь на этапе
интеграции в ДОУ,
поддержку в
профессиональном и
карьерном развитии
- стабилизируется
численность
коллектива,
формируется команда,
повышается имидж
учреждения.
- получает мощный
поддерживающий ресурс
-
с удовольствием посещают
ДОУ, доверяют любимым
педагогам
У
С
П
Е
Х
ВСЕМ ЛИ МОЛОДЫМ ПЕДАГОГАМ
НЕОБХОДИМ НАСТАВНИК?
НОВИЧКАМ, пришедшим в уже
давно сложившийся коллектив
НОВИЧКАМ, пришедшим в уже
давно сложившийся коллектив
СОТРУДНИКАМ с большим
потенциалом профессионального
роста, инновационными идеями
СОТРУДНИКАМ с большим
потенциалом профессионального
роста, инновационными идеями
РАБОТНИКАМ с низкой
эффективностью труда
РАБОТНИКАМ с низкой
эффективностью труда
В тех же организациях, где ориентация на профессиональный рост
лежит в основе корпоративной философии,
наставник нужен каждому члену коллектива!
В тех же организациях, где ориентация на профессиональный рост
лежит в основе корпоративной философии,
наставник нужен каждому члену коллектива!
НАСТАВНИК
-
это
квалифицированный
специалист, имеющий достаточный
опыт
работы
в
организации,
который:
помогает
новым
сотрудникам
адаптироваться в организации;
содействует
их
профессиональному
развитию, карьерному росту;
участвует
в
оценке
результатов
их
деятельности.
должен отличаться целым рядом
положительных качеств:
обладать высоким уровнем лояльности к
организации,
быть
носителем
ключевых
ценностей корпоративной культуры;
иметь системное представление о работе
ДОУ в целом;
обладать значительным опытом в сфере
своей профессиональной деятельности;
иметь желание быть наставником;
быть готовым инвестировать свое время в
развитие другого человека;
быть
способным
к
конструктивной
критике;
проявлять
инициативу
и
регулярно
предоставлять обратную связь.
- это человек, для которого безусловной
ценностью
является
стремление
помогать
-
это
человек,
обладающий
определенным
опытом
и
знаниями,
высоким
уровнем
коммуникации,
стремящийся
помочь
своему
подопечному
приобрести
опыт,
необходимый
и
достаточный
для
овладения профессией.
РОЛИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
с учетом профессиональных потребностей молодого педагога
ПРОВОДНИК
ПРОВОДНИК
ЗАЩИТНИК
ИНТЕРЕСОВ
ЗАЩИТНИК
ИНТЕРЕСОВ
КУМИР
КУМИР
КОНСУЛЬТАН
Т
КОНСУЛЬТАН
Т
КОНТРОЛЁР
КОНТРОЛЁР
НАСТАВНИК - ПРОВОДНИК
НАСТАВНИК - ПРОВОДНИК
обеспечит подопечному
(молодому педагогу)
знакомство с системой данного
образовательного учреждения
«изнутри».
Наставник поможет молодому
учителю осознать свое место,
будет осуществлять пошаговое
руководство его педагогической
деятельностью.
Вклад наставника в
профессиональное становление
молодого педагога составляет
более 80 %.
НАСТАВНИК –
ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ
Может помочь в разрешении
конфликтных ситуаций, возникающих в
процессе педагогической деятельности
молодого специалиста; организует вокруг
проф. деятельности молодого педагога
атмосферу взаимопомощи и
сотрудничества; помогает подопечному
осознать значимость и важность его
работы; своим авторитетом охраняет
учителя от возможных проблем
межличностного характера.
Вклад наставника в профессиональное
становление молодого учителя составляет
60–80 %.
НАСТАВНИК - КУМИР
Это пример для подражания, очень
мощный критерий эффективности
наставнической поддержки.
Наставник всеми своими личными и
проф.достижениями, общественным
положением, стилем работы и общения
может стимулировать
проф.самосовершенствование
молодого педагога. Подопечный
фиксирует и перенимает образцы
поведения, подходы к организации пед.
деятельности, стиль общения
наставника.
Вклад наставника в профессиональное
становление молодого учителя
составляет 40–60 %.
НАСТАВНИК-КОНСУЛЬТАНТ
За основу этих взаимоотношений
берется благополучие личности
молодого специалиста.
Эта роль реализует функцию
поддержки.
Здесь практически отсутствует
требовательность со стороны
наставника.
Подопечный получает ровно
столько помощи, сколько ему
необходимо и когда он об этом
просит.
Вклад наставника в проф.
становление молодого учителя
составляет 30–40 %.
НАСТАВНИК - КОНТРОЛЁР
В организованной таким образом
наставнической поддержке молодой
педагог самостоятельно
осуществляет педагогическую
деятельность, а наставник
контролирует правильность ее
организации, эффективность форм,
методов, приемов работы, проверяет
его успехи с помощью системы
тестов, творческих заданий,
проблемных ситуаций и т. п.
Вклад наставника в
профессиональное становление
молодого учителя
составляет 10–30 %.
Описание портрета идеального наставника может навести на
мысль,
что
далеко
не
все
сотрудники
соответствуют
столь
высоким критериям, даже если формально по должности они
могут претендовать на роль наставника.
Точнее: что нужно сделать, чтобы воспитать из
сотрудников хороших наставников?
Скорее
всего,
универсальных
ответов
на
эти
вопросы
нет:
критерии отбора наставников, а также пути их развития зависят
от особенностей корпоративной культуры конкретной ОО, стиля
управления,
понимания
руководством
важности
системы
наставничества и множества других факторов.
КТО ОН?
ИДЕАЛЬНЫЙ НАСТАВНИК!
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА
-
комплексе
мер,
которые
ДОО
обязана
предпринять,
чтобы
обеспечить
качественную
подготовку
наставников
и
в
определенной степени гарантировать эффективность их работы.
ПРОЦЕССЫ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ НАСТАВНИКОМ
АДАПТАЦИЯ
-
помочь педагогу понять и
принять свой новый статус в
данном ДОУ;
-
освоить
новые
нормы
поведения,
корпоративные
ценностями;
-
помочь
наладить
и
поддерживать
взаимоотношения
с
коллегами;
- помочь молодому педагогу
сформировать проф. навыки,
умения,
необходимые
для
выполнения
его
обязанностей.
УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этот
процесс
включает
в
себя
две
составляющие:
1) годовое
планирование
(обеспечить понимание задач
ДОУ;
скорректировать
и
утвердить
цели
на
год;
оценить
компетенции
педагога;
обсудить
карьерные
возможности;
разработать индивидуальный
план развития) и 2) оценку
деятельности
-
это
непрерывный
процесс,
поэтому хороший наставник
дает
сотруднику
обратную
связь по мере необходимости
ОБУЧЕНИЕ
Задачи наставника в этой области:
-
оценивать
степень
вовлеченности
подопечного
в
работу;
- отслеживать его привлечение к
различным
проектам
ДОУ
(как
групповым, так и садичным);
- ходатайствовать о привлечении
молодого
педагога
к
работе
в
разных
сферах
для
получения
разнообразного опыта (творческая
группа,
утренник,
субботник,
трансляция опыта на педсовете).
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА
Для определения эффективности системы наставничества в целом
и оценки работы конкретных наставников можно использовать
различные виды опросов:
1) целенаправленные —
для
определения
степени
удовлетворенности
системой
наставничества
и
работой
наставников
в
ДОО;
2) более общие, в которые включены вопросы о наставничестве,
например:
- обзоры удовлетворенности и вовлеченности (для получения
общей картины);
-
«оценка
360
градусов»
(для
получения
индивидуальной
информации по каждому наставнику).
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА
ФОРМАЛЬНЫЕ
КРИТЕРИИ
КОСВЕННЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
количество встреч
наставника со своим
подопечным;
своевременность
заполнения оценочных
форм;
проработка всех
запланированных
направлений
успешность адаптации
молодого педагога в
образовательной
организации;
эффективное выполнение
подопечным своих
профессиональных
обязанностей;
очевидный
профессиональный рост и
развитие педагога
МОТИВАЦИЯ НАСТАВНИКОВ
Очень важно не только оценивать труд наставников, но и
признавать его ценность. Особенно значимым это становится,
когда мы говорим о наставничестве как системе, о формировании
в ДОО «культуры наставничества».
МАТЕРИАЛЬНАЯ
МАТЕРИАЛЬНАЯ
НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ
НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ
П
У
Б
Л
И
Ч
Н
О
Е
П
Р
И
З
Н
А
Н
И
Е
П
У
Б
Л
И
Ч
Н
О
Е
П
Р
И
З
Н
А
Н
И
Е
З
Н
А
К
И
О
Т
Л
И
Ч
И
Я
З
Н
А
К
И
О
Т
Л
И
Ч
И
Я
В
Н
И
М
А
Н
И
Е
Р
У
К
О
В
О
Д
СТ
В
А
В
Н
И
М
А
Н
И
Е
Р
У
К
О
В
О
Д
СТ
В
А
Б
А
Л
Л
Ы
Б
А
Л
Л
Ы
П
Р
Е
М
И
Я
П
Р
Е
М
И
Я
Говорят, что 10% людей будут работать
хорошо, независимо ни от чего.
Еще 10%
будут работать плохо,
какие бы земные блага им ни обещали.
Работа же остальных 80% зависит
от искусства управления и стимулирования,
в том числе - и от искусства наставничества.
Я желаю всем нам быть хорошими наставниками
и получать от этого удовольствие!
Говорят, что 10% людей будут работать
хорошо, независимо ни от чего.
Еще 10%
будут работать плохо,
какие бы земные блага им ни обещали.
Работа же остальных 80% зависит
от искусства управления и стимулирования,
в том числе - и от искусства наставничества.
Я желаю всем нам быть хорошими наставниками
и получать от этого удовольствие!