Автор: Хакимова Рамзия Гафетдиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: РМЭ Мари-Турекский муниципальный район
Наименование материала: Статья в сборнике материалов для дошкольников
Тема: Образовательный проект: «Разноцветный мир знаний»
Раздел: дошкольное образование
Принята на педагогическом совете
МДОУ «Детский сад Берёзка»
Протокол № 6 от 23 мая 2018г
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«Детский сад «Берёзка»
_______А.Н. Виноградова
Приказ№22-од_от_23.08.2018г
Образовательный проект:
«Разноцветный мир
знаний»
Составил:
старший воспитатель
специалист высшей категории
Хакимова Р.Г
п.г.т. Мари-Турек, 2018г
Структура проекта
№п/п
Содержание
Страница
Раздел I
1.1
Актуальность
1.2
Цели
1.3
Задачи
1.4
Новизна
1.5
Принципы
Раздел II
1
План реализации проекта
2
Ожидаемые результаты
РАЗДЕЛ I
1.1 Актуальность
Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО
является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности
и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и
укрепить здоровье детей.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
выдвинутые в Федеральном государственном стандарте делают акцент на территории,
прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для
реализации Программы. Включая: участок, материалы, оборудование и инвентарь для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их
развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая
предметно-пространственная среда должна быть содержательной насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в том числе на участке ДОО) должны обеспечивать: - игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в
том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным
окружением; - возможность самовыражения детей. Таким образом, трансформируемость
пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды
территории прилегающей к Организации в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Построение игрового пространства
ребенка на участке ДОО, с учетом требований стандарта, анализ и специфика
индивидуализации детской среды положено в основу инновационных проектов. Решать все
эти задачи в комплексе помогают образовательные терренкуры. Терренкур в переводе с
французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) – это метод,
предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок
Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по
территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением
зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических
и оздоровительных троп.
1.2
Цель проекта:
воспитать здорового, всесторонне, гармонично развитого воспитанника ДОО, активного в выборе
содержания
своего
образования
в
процессе
прохождения
маршрутов
образовательных
терренкуров
1.3 Задачами проекта :
- создание безопасных территориальных условий для пеших прогулок;
- создание условий для проявления индивидуальности, инициативности и самостоятельности в
различных видах образовательной деятельности;
- построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованием ФГОС
ДО;
- формирование потребности в познавательной деятельности, двигательной активности,
здоровом образе жизни
1.4 Новизна заключается в том, что термин «терренкур», используемый в санаторно-
курортном лечении автор применил к области образования, к построению воспитательно-
образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО одновременно с
оздоровлением организма воспитанника ДОО. Мы соединили эти два понятия, как
оздоровление организма, так и обучение детей дошкольного возраста.
1.5 Принципы лежащие в основе проекта:
Принцип научности состоит в применении обоснованных и практически адаптированных
методик, направленных на оздоровление и укрепление организма воспитанников.
Принцип доступности и индивидуальности - построение индивидуальной воспитательно-
образовательной траекториина основе особенностей, потребностей, инициативы, интересов
каждого ребенка, дающей воспитаннику право выбора содержания своего образования.
Принцип экологического воспитания рассматривается, как непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры,
бережного отношения к живой и неживой природе, окружающей среде
РАЗДЕЛ II
План реализации проекта:
1 ЭТАП Теоретический:
Подготовка проекта «Образовательные терренкуры»;
Календарно-тематическое планирование образовательных терренкуров для всех
возрастных групп ДОО;
Обследование территории ДОО, определение расположения, содержания, дизайна
стационарных станций;
Разработка мероприятий по обеспечению техники безопасности детей на каждой
станции;
Написание дополнительной общеразвивающей программы «Образовательные
терренкуры-метод всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии
с требованиями ФГОС ДО».
2 ЭТАП Практический:
Благоустройство территории ДОО;
Оформление карты-схемы маршрутов терренкура с указанием расположения
стационарных станций на территории ДОО;
Изготовление переносных макетов, табличек с названиями станций и указателей к ним;
Оформление станций в соответствии с требованиями охраны жизни и здоровья детей;
Проведение образовательных терренкуров по всей территорииДОУ для всех
возрастных групп.
Подготовка территории ДОО к практической работе:
Создание 8 стационарных станций («Спортландия», «Зеленая аптека», «Цветочный
сад», «Птичья столовая», «Песочный островок», «Правила дорожного движения»
«Огород», «Отдых»);
Создание мини-огородов, цветников, малых архитектурных форм, спортивных
сооружений, дорожек здоровья;
Создание условий для совместного творческого и физического труда детей и взрослых;
Создание условий для познавательного развития, опытно –экспериментальной,
исследовательской, наблюдательной деятельности воспитанников;
Создание условий для спортивной, подвижной, малоподвижной, дидактической,
театрализованной, творческой, интеллектуальной игры.
Кроме стационарных станций на территории ДОО располагаются мобильные станции, их
расположение, название, содержание педагог планирует исходя из стоящих перед ним задач и
интересов детей.
Подготовка педагогического коллектива к практической работе:
Изучение литературы по данной тематике;
Подготовка консультаций;
Проведение семинаров-практикумов;
Создание творческой группой педагогов проекта «Образовательные терренкуры»;
Календарно-тематическое планирование для каждой возрастной группы ДОО;
Разработка сценариев образовательного терренкура.
Подготовка родителей (законных представителей) воспитанников к практической
работе
Индивидуальные и групповые консультации;
Общение на сайте педагога, группы, ДОО «Берёзка» Мари-Турекского района
Родительские собрания;
Привлечение к подготовке и участию в образовательных терренкурах.
Когда вся подготовительная работа будет проведена, педагоги поведут воспитанников по
маршрутам образовательных терренкуров, проходящим через стационарные и мобильные
станции, через экологические и оздоровительные тропы, реализуя воспитательно-
образовательные задачи, интегрируя 5 образовательных областей. При переходе от станции к
станции воспитанники будут выполнять физические упражнения, упражнения на дыхание,
следить за осанкой. На каждой станции образовательного терренкура воспитанники будут
усваивают образовательную программу.
Подробная инструкция
Требования к организации маршрута образовательных терренкуров:
Учет физической нагрузки, познавательного содержания, интересов воспитанников;
Учет возрастных особенностей воспитанников (для детей 2-3 лет продолжительность
маршрута 30 мин., 2-3 станции; для детей 5-7 лет продолжительность 1-1,5 часа, 6-7
станций);
Учет времени года и погодных условий;
Соответствие одежды и обуви времени года, погодным условиям;
Проведение с воспитанниками инструктажа по технике безопасности;
Утверждение маршрута старшим воспитателем ДОО;
Наличие аптечки!
Правила проведения образовательного терренкура:
1. Регулярность прогулок;
2. Проведение терренкура во время утренней или вечерней прогулки (не рекомендуются
прогулки после еды);
3. Одежда не стесняющая движения, воздухопроницаема, легкая, обувь удобная;
4. Соблюдение правил Сан.Пина., техники безопасности;
5. Выполнение физических упражнений и упражнений на восстановление дыхания при
переходе от станции к станции;
6. Правильная осанка;
7. Ровное дыхание
8. Хорошее настроение.
Правила построения воспитательно-образовательного процесса:
Педагог, воспитанники определяют тему терренкура;
Педагог ставит цель, задачи, планирует продолжительность терренкура (в зимнее время
года продолжительность укорачивается, в летнее - увеличивается);
Совместно с детьми определяет станции, которые они хотели бы посетить,
прокладывает маршрут терренкура;
Подбирает соответствующие возрасту варианты деятельности, материалы, игры,
физические упражнения, которые выполняться в пути и на станциях терренкура (детям
предоставляется выбор);
Подбирает инвентарь, переносные макеты.
Образовательный терренкур сопровождается контролем:
Познавательной активности, содержательной насыщенности, соответствия возрастным
характеристикам воспитанников;
Выбора вида деятельности, материалов, содержания образования;
Соблюдения техники безопасности;
Соблюдения правильного дыхания;
Соблюдения правильной осанки;
Правильности выполнения физических упражнений;
Сохранения оптимальной нагрузки;
Появления у участников маршрута приятной усталости к концу пути.
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты:
1. благоустройство территории ДОО, преобразование развивающей предметно-
пространственной среды;
2. Создание условий для пеших прогулок по территории ДОО;
3. Активизация у воспитанников выбора вида деятельности;
4. Снижение детской заболеваемости, приобщение к здоровому образу жизни,
закаливанию;
5. Экологическое воспитание детей;
5. Формирование основ безопасного поведения на станциях терренкура, а также на дорогах,
улицах, в быту;
6. Крепкое здоровье воспитанников.