Автор: Садырина Нина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №15"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Березовский
Наименование материала: Совершенствование профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы через использование современных образовательных технологий
Тема: Использование современных образовательных технологий
Раздел: среднее образование
Совершенствование профессиональной компетенции
учителя русского языка и литературы
через использование современных образовательных технологий
Из опыта работы учителя
Процесс информатизации общества предоставил возможности для более
полного раскрытия личности и овладения новыми знаниями и умениями,
которые могут оказаться полезными в профессиональной деятельности
педагога
Требования к учителю сегодня — это система профессиональных качеств,
которые
определяют
успешность
педагогической
деятельности.
К
важнейшим
профессиональным
качествам
педагога
относится
систематическое и планомерное повышение профессионального уровня,
стремление постоянно повышать
качество
труда.
Сегодня
требуются
педагоги нового типа, обладающие способностью к преподавательской
деятельности, высоким интеллектом и уровнем культуры, склонностью к
индивидуальному
творчеству
и
умению
жить
и
работать
в
новом
информационном
мире.
Успешность
профессиональной
деятельности
зависит
от
профессиональной
компетентности
специалиста.
Профессиональная
компетентность
представляет
собой
совокупность
способностей, качеств и свойств личности, знаний и опыта, необходимых для
успешной профессиональной деятельности. Важная роль в подготовке
компетентного учителя принадлежит современным продуктивным методам
профессионального развития, среди них-кейс-технология.
Включение кейс-технологии в процесс профессиональной подготовки
педагогов способствует формированию умения решать типовые задачи по
всем видам профессиональной деятельности, активизации коммуникативных
способностей. Кейс-метод — это интерактивный метод для краткосрочного
обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленный не
столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников
новых качеств и умений.
Актуальность темы заключается в том, что модернизация образования в
России требует поисков новых методов, технологий обучения, которые
направлены на то, чтобы научить школьников не столько получать знания,
сколько добывать знания самим.
Каждый ученик должен понимать, что его жизненный успех определяется
не объёмом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать
новую информацию, умением переучиваться. И задача учителя – научить его
учиться. Переход от традиционной формы экзаменов к ГИА и ЕГЭ
обусловлены именно этими задачами. В связи с этим новые образовательные
технологии способствуют развитию базовых и профильных компетенций.
Кейс – технология - это метод активного проблемно – ситуационного
анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-
ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность
разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с
информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а
на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. Это не повторение за
учителем, не пересказ заученного, не ответ на вопрос учителя, это анализ
конкретной ситуации, который заставляет применять полученные знания на
практике. Таким образом, применение этой технологии повышает интерес
учащихся к предмету, развивает такие качества, как социальная активность,
коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли. Их можно
применять и при дистанционном обучении. Кейс содержит пакет учебных
пособий.
Основа
этой
технологии
–
предоставление
учащимся
информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов
(кейсов),
которые
содержат
учебно-методические
материалы,
предназначенные для изучения. Эти материалы могут предоставляться на
различных видах носителей. Один из них- методическое пособие.
Во всех тестовых заданиях ЕГЭ в качестве творческой работы выпускникам
предлагается написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный в
варианте текст. Это задание обозначено в части С: "Сформулируйте и
прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста". Можно
ли научить и научиться писать сочинение ЕГЭ? Можно, если настольной
книгой выпускника будет такое доступное пособие. Хочется надеяться, что
оно позволит систематизировать знания, необходимые для успешной сдачи
ЕГЭ и набрать наибольший балл (24 баллла), который дает именно
сочинение. Используя предлагаемую кейс - технологию подготовки к
экзаменационному сочинению, обучающиеся
приобретут уверенность в
собственных силах и избавятся от лишнего волнения перед предстоящим
испытанием. А схемы, памятки, клише помогут даже слабым справиться с
заданием.
Методическое кейс-пособие поможет обучить поэтапно, шаг за шагом,
следовать
четкой
структуре
сочинения-рассуждения,
которое
будет
оцениваться в той же последовательности экспертами. Поэтому в основной
части книги представлена пошаговая методика подготовки к сочинению:
• излагается необходимый теоретический материал, представленный в
сжатой и оптимально структурированной форме, что способствует его
самостоятельному освоению;
• предлагается логически выстроенная последовательность действий, данная
в виде алгоритмов.
Цель методического пособия:
помочь педагогам организовать
систематическую и качественную подготовку учащихся к сочинению на ЕГЭ
по русскому языку.
В связи с этим решаются следующие задачи:
-обобщить
собственный
опыт
работы
по
подготовке
к
единому
государственному экзамену, используя кес-технологию;
-познакомить
с
методическими
разработками,
обеспечивающими
эффективную подготовку учащихся к сочинению-рассуждению на ЕГЭ по
русскому языку. Особенностью учебного пособия является не только
учет
специфики
экзаменационного
сочинения-рассуждения,
его
композиционные особенности, но и наличие методического аппарата,
который включает:
памятку выпускнику;
роль и форму вступления, проблемы, комментария, аргументации и
заключения;
энциклопедию реальных литературных аргументов;
варианты готовых сочинений-рассуждений;
различные виды текстов для сочинений;
критерии оценивания задания №25-сочинения-рассуждения
Методический аппарат рассчитан как для обучающихся, так и для помощи
преподавателю в проведении подготовительных занятий.
Методическое пособие
может дополняться различными справочными
материалами – словарем, глоссарием, образцами и примерами ученических
текстов сочинений.
Почему в работе над сочинением мною был выбран именно этот метод
работы?
Во-первых, кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а
участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той
информации, которая содержится в описании кейса. В настоящее время кейс
- технологии широко используются в средней школе и особое место
занимают при подготовке к ЕГЭ.
Во-вторых, кейс – это единый информационный комплекс (в данном случае
печатный), у которого немало преимуществ:
1) дает возможность знакомства с реальными жизненными ситуациями;
2) заставляет углубиться в процесс принятия решений;
3) тренирует остроту реакции обучаемого на проблемы;
4) развивает умение доказывать своё мнение;
5) помогает формировать стратегическое мышление.
7) важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей,
жизненных установок учащихся.
Кейс-технологии предполагает анализ конкретных учебных ситуаций (case
stady). Ученик должен получить опыт в следующих областях:
1)выявление, отбор, решение проблем,
2)работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в
ситуации;
3)анализ и синтез информации и аргументов;
4)оценка альтернатив, принятие решений;
5) слушание и понимание других людей – навыки групповой работы.
Этот опыт необходим при работе над сочинением-рассуждением на ЕГЭ
по русскому языку: экзаменующийся должен понимать, что без хорошего
сочинения, оценённого на 18 -24 балла, добиться хороших баллов не
возможно. Значение этой части для общей оценки является решающим.
Поэтому целенаправленная, планомерная подготовка к выполнению данного
задания
необходима.
Эта
работа
направлена
на
то,
чтобы
научить
старшеклассников
рассуждать
по
любой
проблеме,
иногда
сложной,
неожиданной. Учащийся должен самостоятельно создать текст в жанре
отзыва, рецензии, эссе.
При
подготовке
к
экзаменам
особое
внимание
нужно
обратить
на
разнообразие текстового материала и требования к сочинению:
1) экзаменуемый в той или иной форме должен сформулировать проблемы,
поднятые в исходном тексте;
2)
прокомментировать
сформулированные
проблемы;
аргументировать
примерами из исходного текста;
3) отразить в сочинении позиции автора исходного текста;
4) выразить своё мнение по затронутым проблемам;
подкрепляющие эти суждения.
Целенаправленная работа по подготовке к творческому заданию ЕГЭ
начинается в 10 классе. Главная задача учителя – выбрать правильный путь
для подготовки к сочинению. Я выбираю использование кейс-метода, для
которого необходимы два условия: хороший кейс и выбор методики работы.
Основные направления работы:
1) создание рабочих групп (4-5 учащихся: «ведущий» - «рабочая группа» -
«наблюдатели»);
2) организация работы группы;
3) создание кейса, содержащего основной методический материал для
подготовки к сочинению;
4) работа с кейсом;
5) организация презентации решений в малых группах;
6) организация общей дискуссии;
7) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
8) оценивание учащихся преподавателем.
К концу 10 класса у каждого выпускника собирается методическое
обеспечение (кейс) в полном объеме, который постепенно в 11 классе
дополняется, отрабатывается.
Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности
учителя, но прежде чем взяться за внедрение его в свою деятельность,
учитель должен четко ответить на вопросы:
1. Для кого и чего пишется кейс.
2. Чему должны научиться учащиеся.
3. Какие уроки они из этого извлекут.
Кейс пишется и собирается для учащихся, чтобы во-первых, они могли
готовиться к ЕГЭ не только в классе, но и самостоятельно. Ведь многим
детям нужен индивидуальный темп обучения. Кроме того, при огромном
выборе дополнительной литературы, кейс, составленный учителем для
данного класса учитывает их реальные возможности, способности.
Во-вторых, учащиеся должны научиться конкретизировать, обобщать и
систематизировать теоретический материал, проводить необходимое им
количество тренингов. Они должны научиться работать с предложенным
методическим пособием. В-третьих, выпускники, методом диагностики,
сравнения, сами оценят свои возможности и определят свой будущий
образовательный путь.
Основным критерием для разработки кейса для части С должно стать:
1) соответствие содержанию спецификации;
2) определение задач в строгой последовательности с классификацией;
3) достаточный уровень осведомленности учащихся;
4) наличие у выпускников опыта групповой работы.
Выявились и ограничения на использование кейс-технологии: она
неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей
решения, отсутствия
избыточной информации с целью отбора необходимой; она бесполезна в
начале
учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так
как
требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
Положительные стороны кейс-технологии при подготовке к сочинению:
1) ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме;
2) предполагаются задания по отработке только ранее изученного материала;
3) даже в случае пропуска занятий учащийся видит неосвоенные им вопросы
и может
поработать над ними самостоятельно;
4) выпускник может планировать время работы над данной темой;
5) к концу учебного года накапливается полный набор учебно-методических
материалов (кейс), который можно
использовать для повторения и
подготовки к
аттестации.
6)
каждый
учащийся
осваивает
теорию,
практику,
выполняет
самостоятельную
работу, проходит контроль и видит результат своего труда, хотя этот
результат
приходит не сразу, а через определенное время.
Апробация кейс- технология позволила получить результаты работы.
Год
выпуска
Кол-во
уч-ся
1-12 баллов
(чел/%)
13– 18баллов
(чел/%)
19– 24(23)
баллов
(чел/%)
2013-2014
(мах.23б)
36
2015-2016
(мах.24б)
25
1чел (4%)
12 чел (48%)
12чел (48%)
2017-2018
27
11чел.(41%)
9 чел. (33.2%)
7 25.9%)чел.(
Результаты ЕГЭ (2016г.) по русскому языку:
45-59б.- 5чел.(25%)
60-69б.- 8чел.(40%)
70-79б.- 5чел.(25%)
80-89б.- 3чел.(15%)
свыше 90б.-4чел.(20%)
Для внедрения кейс-технологий необходимо изучение специальной
литературы, отрабатывание методики работы над кейсами. Однако выбор в
пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать
самоцелью, обязательно надо учитывать учебные цели и задачи, особенности
учебной группы, их интересы и потребности, уровня компетентности и
других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий,
их подготовки и проведения.
Учитель русского языка, использующий в своей практике метод
конкретных ситуаций, имеет возможность не только эффективно обучать
своих выпускников, но и проводить собственную исследовательскую работу.
Представление учителем кейса в разных аудиториях на разных уровнях
позволило
педагогу
по-новому
взглянуть
на
ранее
рассматриваемые
проблемы, непосредственно увязать его с реальностью, профессиональной
практикой.
1.Практический уровень, формы обобщения: методические выставки на
семинарах,
конференциях(лицейского,
муниципального,
областного
уровней), выступление учителя:
2012г.«Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку в
контексте новых образовательных стандартов»
2013г.«Введение
и
реализация
ФГОС
ОО
-
приоритетная
задача
современного образования»
2014г.«Формы и методы организации образовательного процесса в лицее в
условиях введения ФГОС», «Системно-деятельностный подход в обучении»
(выступление)
2016г.«Система оценки достижения планируемых результатов в условиях
достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС ОО»
2018г.
«Инновационная
деятельность
в
лицее
№15
в
условиях
стандартизации», областная выставка в г. Новокузнецке «Образование.
Карьера. Занятость»
2.Методический
уровень,
формы
обобщения:
презентация
кейс-
технологии на городском и лицейском методических объединениях 2013,
2014г.,2016г.
Таким образом, предложенная система работы по подготовке к сочинению-
рассуждению на основе кейс-технологии направлена на усовершенствование
понимания исходного текста, языковой интуиции, на развитие практических
навыков написания сочинения, на формирование восприятия содержания и
проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский
взгляд
на
историю
и
культуру,
увидеть
средства
выразительности,
используемые автором для создания реальной картины.
ЕГЭ по русскому языку - это испытание не только для выпускников, но и
для
учителя,
так
как
является
показателем
его
профессионального
мастерства.
Литература
1.Вялкова Г.М. Подготовка учащихся 11 класса к выполнению третьей части
(задание С) теста в формате единого государственного экзамена: Рабочая
тетрадь. - Волгоград: Издательство ВГИПК РО. 2008 г. С. 19-23.
2. Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С) / Г.Т.
Егораева. – М.: Экзамен, 2009.