Автор: Шашкова Марина Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ д/с № 53 д. Кабаново
Населённый пункт: Орехово-Зуевский городской округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Учите детей расслабляться".
Раздел: дошкольное образование
Учите детей расслабляться.
Продолжительное пребывание ребёнка в большом детском коллективе
всегда сопряжено с его утомлением.
Важнейшим средством профилактики утомления, повышения
работоспособности является дневной сон. Однако с момента прихода ребёнка
в детский сад до сна и с момента подъёма до ухода домой в разных видах
деятельности наблюдается спад активности, или наступление утомления. В
эти временные отрезки рационально проводить упражнения на расслабление,
основная цель которых – способствовать максимальному отдыху детей в
минимально короткий промежуток времени.
Кроме того упражнениями на расслабление решается задача быстрого
восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения
работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния
(возбуждённого) в другое (спокойное).
В детском саду целесообразно использовать следующие упражнения на
расслабление, причём в определённой последовательности:
1.
Потряхивание расслабленными кистями рук, всей рукой, обеими
руками: «Стряхнули водичку с рук»,
2.
Поочерёдное потряхивание правой (левой) расслабленной ногой:
«Стряхнули снег с ботинок».
3.
Повороты вправо (влево) всего корпуса и расслабленных рук («Руки
как ленточки», «Как ветви обвивают ствол дерева при ветре»).
4.
Семенящий бег на месте, носки не отрывать от пола, руки вдоль
туловища. Движения конечностей, туловища расслаблены.
5.
Семенящий бег с продвижением вперёд. Вначале дети медленно
продвигаются в центр круга, затем поворачиваются и двигаются в
обратном направлении, расширяя круг.
6.
Дыхательное упражнение, стоя на месте и в движении с подниманием
расслабленных рук в стороны – вверх (вдох) и опусканием их (бросить)
вниз (выдох).
Упражнения на расслабление целесообразно применять в конце
динамической паузы между занятиями. Дети за 10 минут перерыва
возбуждаются, у них учащаются дыхание и пульс. Если они в таком
состоянии начинают заниматься, то, как правило, первые 3 – 3,5 минуты
уходит на то, чтобы их успокоить. Для того, чтобы начало второго занятия
проходило организованно, рационально в конце динамической паузы
провести в течение одной минуты расслабление детей лёжа или сидя на полу
или стульчиках. Это позволит в кратчайший срок перейти ребёнку от одного
эмоционального состояния (возбуждённого) к другому (спокойному)
.
После освоения упражнений на расслабление, стоя на месте и в движении
переходят к освоению упражнений лёжа на полу.
1.
И.п.: лёжа на спине, руки свободно лежат на полу в стороны – вверх,
голова повёрнута в удобную для ребёнка сторону. 1 – 2 – руки
свободно скользят по полу вниз до бёдер, 3 – 4 – ноги врозь, 5 – 6 –
ноги вместе, 7 – 8 – вернуться в и.п.
2.
И.п.: лёжа на животе, руки под подбородком, локти в стороны. 1 – 2 –
согнуть правую (левую) ногу, отводя колено в сторону, 3 – 4 –
вернуться в и.п. То же, без отведения колена в сторону, а сгибая ногу
назад.
3.
И.п.: лёжа на животе, кисти рук под подбородком, локти в стороны. 1 –
2 – согнуть обе ноги в коленях и отвести их назад, 3 – 4 – вернуться в
и.п.
4.
И.п.: лёжа на спине, руки свободно лежат на полу в стороны – вверх,
ноги полусогнуты и разведены в коленях, ступни на полу. 1 – 2 –
поднять руки вперёд – вверх, кисти расслаблены, 3 – 4 – опустить руки
вниз на пол, 5 – 6 – поднять снова вперёд – вверх, 7 – 8 – вернуться в
и.п.
5.
И.п.: лёжа на спине, руки в стороны – вниз. 1 – 2 – согнуть ноги в
коленях и подтянуть их к себе без напряжения, 3 – 4 – вернуться в и.п.
6.
И.п.: лёжа на спине, руки в стороны – вниз. 1 – 2 – производить
пронацию и супинацию расслабленных стоп (стопы в стороны –
внутрь).
7.
И.п.: лёжа на спине, руки в стороны – вниз. 1 – 2 – положить руки на
грудную клетку (выдох), 3 – 4 – вернуться в и.п. (вдох).
После освоения расслабляющих упражнений лёжа, детей учат
расслабляться в неподвижном состоянии, сначала лёжа на полу, а затем сидя,
ноги калачиком (по – турецки, скрестив).
1.
Ребёнок ложится на спину, голову поворачивает в удобную для него
сторону, руки в стороны – вниз, ноги полусогнуты, колени разведены в
стороны, стопы ног сближены, носки развёрнуты.
2.
Чтобы ребёнок запомнил мышечное ощущение расслабления,
воспитатель предлагает вначале сильно, до дрожи напрячься; сильно
вытянуть ноги, оттянув носки, руки, сжав кулаки, подбородок прижать
к груди и смотреть на носки. Затем, после 3 – 4 секунд напряжения у
детей непроизвольно наступает расслабление в позе, описанной выще.
оно удерживается вначале 10 секунд, постепенно продолжительность
расслабления увеличивается до 1 – 1, 5 минут.
3.
Наиболее сложной для расслабления является поза сидя, ноги скрестно
(калачиком, по – турецки), предплечья рук опираются на колени,
кистьи расслабленно повисают вниз, спина несколько круглая, голова
опущена. Позже детей учат расслабляться в том же положении, но сидя
на стульчиках, ноги на полу.
Расслабление сидя и лёжа в неподвижном состоянии проводится и с
закрытыми глазами. Это даёт ещё больший эффект, так как исключает
воздействие зрительных раздражителей.
Упражнения на расслабление вначале сопровождаются негромкой речью
воспитателя, который даёт команду, объясняет, какое принять положение при
напряжении, может сказать, что ноги и руки становятся тяжёлыми и
тёплыми.
Во время расслабления воспитатель не делает никаких замечаний, не ходит
между детьми, сохраняя полную тишину.
В период обучения воспитатель проверяет, действительно расслабляется
ребёнок или просто лежит неподвижно (замирает), - он подходит к кому –
либо из детей и поднимает его руку за кисть: расслабленная рука тяжёлая и
как бы «провисает»; если её отпустить, она сразу падает вниз на
подставленную ладонь педагога.
Упражнения на расслабление применяются в разные отрезки режима дня.
Часто используются в заключительной части физкультурного занятия.