Автор: Петрова Любовь Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: п. Урмары Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: "«Воспитание языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Раздел: среднее образование
Выступление на тему «Воспитание языковой личности в процессе обучения русскому
языку и литературе»
Общение – одна из форм активности личности. В процессе общения происходит
обмен информацией между участниками диалога (знаниями, духовными ценностями,
установками, побуждениями). Общение влияет на эмоциональную, волевую и
интеллектуальную сферы личности. Наконец, в общении проявляется культура человека.
Академик Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Наша речь —
важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума,
нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она „затягивает“».
Насущной проблемой современной школы становится воспитание языковой личности:
поток разного рода информации, захлестнувший наших детей, требует умения отбирать
необходимое, использовать уместное. Сказывается и недостаточный объём
самостоятельного чтения.
Что же подразумевается под языковой личностью?
По мнению Т.М. Пахновой, такая личность обладает «индивидуально-авторским
стилем, способна выразить свои мысли, чувства в слове – и выразить по-своему, отражая
неповторимость своего характера, внутреннего мира». Бирюкова Т.Г. поясняет, что «под
языковой личностью понимается человек, способный производить речевые поступки».
Богин Г.И. высказывает мысль о том, что «языковая личность характеризуется не столько
тем, что она знает в языке, сколько тем, что она может с языком делать». И все трое
утверждают, что эта способность делать предполагает создавать тексты и строить
устные высказывания, обладающие стилистическими особенностями и отвечающие
прагматическим условиям общения.
Как же воспитывается языковая личность? Какие методы, приёмы и формы работы
наиболее продуктивны для этого? Какие виды упражнений дают наибольший эффект? Из
опыта исследователей и педагогов, вплотную занимающихся данной проблемой, следует,
что работу по развитию речи целесообразнее всего строить на материале связного
текста. Более того, текст должен изучаться и анализироваться на каждом уроке русского
языка, независимо от его темы, то есть учащиеся при постижении правил орфографии и
пунктуации должны иметь дело не столько с отдельными словами и словосочетаниями,
сколько со связным текстом, и под руководством учителя максимально использовать его
возможности, ибо только в тексте (письменном или устном) язык живет и проявляет себя
как средство общения.
Задача учителя – научить школьников создавать текст.
Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса русского языка
создаёт условие для практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются
знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, развиваются
коммуникативные умения.
В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне
грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Но речь
учащихся и выпускников школы не соответствует этому требованию. Убеждена в том, что
есть смысл неустанно работать над темой, направленной на развитие речи учащихся.
Особенно сейчас, когда интерес к проблеме текста действительно велик. Обращение к
тексту позволяет в комплексе решать обучающие, развивающие и воспитывающие задачи
урока, а школьникам даёт возможность реализовать свои творческие способности.
Знания о тексте накапливаются у школьников постепенно, от класса к классу
расширяются представления о речи:
5 класс – изучаются основные признаки текста, понятие о стилях речи. Сведения о
типах речи, ученики знакомятся с композиционными формами;
6 класс – изучаются способы и средства связи предложений, стили речи
рассматриваются более подробно (научный стиль, характерные его языковые
средства), типы речи конкретизированы (описание места, состояния природы,
рассуждение – объяснение)
7 класс – изучается прямой и обратный порядок слов, публицистический стиль
речи, описание состояния человека;
8 и 9 классы – систематизируются сведения о тексте, стилях речи и типах речи;
расширяются представления о языковых средствах, изучение особенностей устных
и письменных высказываний.
В результате работы над развитием речи хочется видеть выпускника школы,
который умел бы непринужденно общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его
слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и
стремился бы постоянно совершенствовать её.
Приоритетными задачами языкового образования, я считаю, являются:
пробуждение познавательного интереса к родному слову;
формирование выразительной и правильной речи;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
формирование знаний о системе русского языка и элементарных способов анализа
изучаемых явлений языка.
На своих уроках я реализовываю творческий потенциал учащихся через систему
развивающих заданий на уроке, готовлю учащихся к общению
Овладение практической (орфографической и пунктуационной) грамотностью,
безусловно,- одна из первых задач, которую ставят перед собой школьники. Одна, но
далеко не единственная. В современной жизни не менее важна и речевая грамотность –
умение связно выражать свои мысли, строить высказывания, пользуясь нужными
языковыми средствами. Решая эти задачи, обращаемся к технологии комплексного
анализа текста. Считаю, что такая работа не противоречит совершенствованию
правописных умений и навыков. Наоборот, орфографические и пунктуационные
трудности легче преодолеть, используя методы и приёмы анализа текста.
Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную
систему работы – это те условия, которые создают развивающую речевую среду,
обеспечивающую речевое развитие учащегося. Речевая среда, создаваемая на основе
работы с текстом. Оказывает влияние на совершенствование речи школьника, развитие
чувства языка. Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития
речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса создаёт условия для духовно-
нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей.
Важно учитывать, что экзаменационная работа по русскому языку (ЕГЭ) содержит в
себе многоаспектный комплексный анализ текста. Готовить к этому учащихся нужно уже
в среднем звене. Последнее задание теста КИМ – это сочинение. Здесь проверяется
коммуникативная подготовка выпускника по русскому языку.
Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку показывает невысокий уровень
сформированности у выпускников средней школы коммуникативной компетенции.
Больше половины учащихся не владеют навыками осмысленного чтения текста,
затрудняются при его интерпретации, не умеют адекватно воспринимать содержащуюся в
нем информацию, особенно если автор использует иносказание, иронию, доказательство
от противного. Значительно больше половины учащихся испытывают затруднения при
создании собственного речевого высказывания на предложенную тему, не умеют ясно и
точно, последовательно и логично выражать свои мысли, не могут аргументировать свою
точку зрения.
Структура моих уроков по анализу текста предполагает организацию поисковой,
исследовательской, лингвистической деятельности с различным уровнем учебных и
лингвистических возможностей. Эта деятельность организуется по принципу
доступности. Урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его
задачи несколько видоизменяются. Особенностью таких уроков является сам ход
познания – «от учеников». В течение урока дети наблюдают, сравнивают, группируют,
делают выводы.
Работу на уроке строю так, чтобы дети выполняли задания без боязни ошибиться,
получить неправильный ответ, используется такой дидактический материал, который
позволяет ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму работы.
Дифференцированный подход помогает в условиях классно - урочной системы обучения
реализовать творческие возможности всех учащихся. Развивающее пространство,
организованное на уроке, позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к
«открытию» знаний. Тщательный отбор материала для урока ориентирует на личностное
развитие учащихся. Интуицию, языковое чутье должно тренировать у учащихся всегда,
постоянно, так как без них невозможно правильное понимание содержания текста.
Конечная цель работы с текстом – научить учащихся:
адекватно, глубоко и полно понимать смысл прочитанного текста;
ясно и убедительно доказывать свою позицию;
излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил
орфографии и пунктуации;
Очень актуален для сегодняшней методики вопрос о формах и методах формирования
культуры речи школьников. Я большое внимание уделяю самостоятельной работе
учащихся. Задания при этом ориентирую на живое общение и часто моделирую ситуацию,
в которой школьник может «играть роль» исследователя, учителя, журналиста и т. д.
Мы прекрасно понимаем, с кем мы работаем. Это дети, а они очень любят играть.
Игра – это серьёзно и интересно, через неё можно открывать важное и новое.
Беседа находит широкое применение в работе учителя по развитию связной речи
учащихся. Можно использовать беседу по тексту, беседу об изображённом на картине,
анализ элементов и частей текста.
Слово учителя на уроках развития речи создаёт у учащихся определённый
эмоциональный настрой, стимулирует их творческие поиски, пробуждает желание как
можно лучше выразить свои мысли – вот почему так важен добрый, заинтересованный
тон высказываний учителя.
В дореволюционных гимназиях учащиеся писали до ста сочинений в год, охватывая
самые разные темы и ситуации. Нужно и сейчас вспомнить хорошую отечественную
педагогическую традицию. Дадим возможность ученикам высказывать своё мнение,
делиться размышлениями, рассказывать о главном. Работа над сочинением развивает
мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т. е.
способствует развитию мышления. Развивают коммуникативные умения, формируют
навыки общения, осуществляют практическое пользование языком и сочинения –
миниатюры.
Мастерская творческого письма – ещё одна форма деятельности учителя,
развивающая умения связной речи. Дети на таком занятии составляют тексы, знакомятся с
лексическим значением новых слов, выразительно читают, учатся использовать
художественные возможности языка, рисуют.
Научить работать ребёнка с текстом означает не только научить правильно «разбирать»
его на составные части, но мысленно собирать так, чтобы не оставалось лишних
«деталей», чтобы было ясно, как взаимодействуют все разрозненные элементы, как они
становятся единым целым. Интуицию, языковое чутьё должны тренировать у учащихся
всегда, постоянно, так как без них невозможно правильное понимание содержания текста.
Успешное решение задач, стоящих перед современной школой, во многом зависит от
того, насколько эффективно происходит управление познавательной деятельностью
учащихся. Наиболее существенным качеством современного урока русского языка
является его направленность на интенсивное речевое развитие учащихся, проявляющаяся
в коммуникативно-деятельностном подходе, когда основной задачей учителя становится
целенаправленное, систематическое обучение всем видам речевой деятельности с учетом
их взаимосвязи. Центром такой работы является комплексный анализ текста,
для
которого нужно изыскивать имеющиеся возможности, включая уроки грамматики,
литературы, словесности, не ограничиваясь уроками развития речи. Целесообразны все
виды работ, позволяющие формировать комплекс речевых и коммуникативных умений:
изложение – близкое к исходному тексту, сжатое, выборочное, с изменением лица;
сочинения разных жанров, в том числе на основе прочитанного.
Опробовав на своих уроках данный подход к обучению, приемы, методы, им
продиктованные, прихожу к выводу о его результативности. К 7 классу мои ученики
добиваются определенных успехов: почти все умеют достаточно последовательно, связно
и осмысленно изложить текст в соответствии с заданием (сжать, изменить лицо и т.д.).
Значительно более качественными, содержательными, интересными и выразительными
стали сочинения у некоторых из них. Постепенно уходит страх, растерянность, паника,
ощущение беспомощности перед написанием сочинения. На смену им приходит
уверенность, стремление найти адекватную форму для выражения своих мыслей. Заметно
богаче стал словарный запас многих ребят, развилось и обострилось языковое чутье, что
позволяет им чувствовать себя в общении раскованно, непринужденно, достойно. Это
заметно не только по письменной речи, но и в устном живом общении с одноклассниками,
учителями, родителями. Когда смотришь их тетради за пятый класс, перечитываешь
работы и сравниваешь с тем, что и как они пишут сейчас, в седьмом, то видишь, как
многому они научились. Это убеждает в правильности выбранного пути, в необходимости
совершенствовать
эффективные
методы
и
приемы,
варьировать
их,
творчески
комбинировать и искать новые.