Автор: Грицанова Олеся Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБО ДО ЦДОД "Созвездие"
Населённый пункт: Респ Бурятия, пгт Таксимо
Наименование материала: статья
Тема: Тьюторское сопровождение ребенка ОВЗ в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Тьюторское сопровождение ребенка ОВЗ в системе дополнительного образования
В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность,
становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития
современного образования.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного
образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально
сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно
войти в образовательную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает
возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной
образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную
и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Тьютор – это:
Наставник;
Посредник;
Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их
в задачи);
Позиция,
сопровождающая,
поддерживающая
процесс
самообразования,
индивидуальный образовательный поиск;
Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания
и обучения;
Тьюторские функции:
- Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня.
- Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.
- Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.
- Ведет дневник наблюдений.
- Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло
на качество образования всего класса.
- Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение
и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.
Тьютор
должен
знать:
основы
педагогики,
детской,
возрастной
и социальной
психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей
и подростков,
возрастную
физиологию;
методы
и формы
мониторинга
деятельности
обучающихся;
педагогическую
этику;
теорию
и методику
воспитательной
работы,
организации
свободного
времени
обучающихся;
технологии
открытого
образования
и тьюторские
технологии;
методы
управления
образовательными
системами;
современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления
контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими).
На основе
этих
характеристик
разрабатывается
должностная
инструкция
тьютора,
содержащая
права
и ответственность
работника,
а также
конкретный
перечень
его
должностных
обязанностей
с учетом
особенностей
организации
и управления
деятельностью предприятия (учреждения).
Специфика учреждения дополнительного образования определяет особые требования
к профессиональной деятельности тьютора и преподавателей, которыми являются люди
самых разных профессий — от портного и артиста балета до инженера и исследователя
космоса.
Потому
процесс
становления
профессиональной
позиции
современного
тьютора
дополнительного образования не только связан с мероприятиями, компенсирующими
недостаток
педагогического
образования,
но
и
требует
непрерывного
повышения
профессиональной
и
педагогической
квалификации,
настойчивой
работы
по
совершенствованию инновационной позиции и личностного творческого саморазвития.
Здесь важно, то, что портрет самого тьютера должен определят такие характеристики,
как:
мастер
своего
дела,
человек
высокой
культуры,
любящий
своих
учеников
и
понимающий самоценность детства в процессе социализации и воспитания; специалист,
открытый к сотрудничеству и взаимодействию с детьми в совместном творческом поиске
и открытии мира искусства и науки.
Вместе
с
общегуманистическими
убеждениями
важны
и
профессионально-
технологические установки и мотивация к педагогической деятельности тьютора, умение
работать в проблемно-поисковом режиме, прогнозировать и проектировать личностное
развитие ребенка и детского творческого коллектива, анализировать и экспертировать
результаты своей работы и опыта коллег.
Практика тьюторского сопровождения дает хорошие результаты и помогает ребенку, даже
не самому
успешному в
учебе в школе, добиваться хороших результатов в системе
дополнительного образования
и
в
дальнейшем
быть
успешным
и
востребованным
в
жизни.
А
самое
главное,
тьюторское
сопровождение
помогает
воспитанникам
преодолевать какие трудности, делает их более самостоятельными, учит их мыслить и
думать. «У черепахи не меньше шансов прийти к финишу, чем у зайца», главное тьютор
должен помочь ребенку определиться с целью и вести его к этой цели, попутно советуя и
помогая, если это нужно, решать какие-либо сложные задачи. Таким образом, взаимные
усилия и взаимное желание тьютора и ребенка неизбежно приведут к положительным
результатам.