Напоминание

Тьюторское сопровождение ребенка ОВЗ в системе дополнительного образования


Автор: Грицанова Олеся Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБО ДО ЦДОД "Созвездие"
Населённый пункт: Респ Бурятия, пгт Таксимо
Наименование материала: статья
Тема: Тьюторское сопровождение ребенка ОВЗ в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тьюторское сопровождение ребенка ОВЗ в системе дополнительного образования

В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность,

становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития

современного образования.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного

образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально

сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно

войти в образовательную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает

возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной

образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную

и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Тьютор – это:

Наставник;

Посредник;

Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их

в задачи);

Позиция,

сопровождающая,

поддерживающая

процесс

самообразования,

индивидуальный образовательный поиск;

Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания

и обучения;

Тьюторские функции:

- Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня.

- Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.

- Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.

- Ведет дневник наблюдений.

- Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло

на качество образования всего класса.

- Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение

и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.

Тьютор

должен

знать:

основы

педагогики,

детской,

возрастной

и социальной

психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей

и подростков,

возрастную

физиологию;

методы

и формы

мониторинга

деятельности

обучающихся;

педагогическую

этику;

теорию

и методику

воспитательной

работы,

организации

свободного

времени

обучающихся;

технологии

открытого

образования

и тьюторские

технологии;

методы

управления

образовательными

системами;

современные

педагогические

технологии

продуктивного,

дифференцированного,

развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления

контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими).

На основе

этих

характеристик

разрабатывается

должностная

инструкция

тьютора,

содержащая

права

и ответственность

работника,

а также

конкретный

перечень

его

должностных

обязанностей

с учетом

особенностей

организации

и управления

деятельностью предприятия (учреждения).

Специфика учреждения дополнительного образования определяет особые требования

к профессиональной деятельности тьютора и преподавателей, которыми являются люди

самых разных профессий — от портного и артиста балета до инженера и исследователя

космоса.

Потому

процесс

становления

профессиональной

позиции

современного

тьютора

дополнительного образования не только связан с мероприятиями, компенсирующими

недостаток

педагогического

образования,

но

и

требует

непрерывного

повышения

профессиональной

и

педагогической

квалификации,

настойчивой

работы

по

совершенствованию инновационной позиции и личностного творческого саморазвития.

Здесь важно, то, что портрет самого тьютера должен определят такие характеристики,

как:

мастер

своего

дела,

человек

высокой

культуры,

любящий

своих

учеников

и

понимающий самоценность детства в процессе социализации и воспитания; специалист,

открытый к сотрудничеству и взаимодействию с детьми в совместном творческом поиске

и открытии мира искусства и науки.

Вместе

с

общегуманистическими

убеждениями

важны

и

профессионально-

технологические установки и мотивация к педагогической деятельности тьютора, умение

работать в проблемно-поисковом режиме, прогнозировать и проектировать личностное

развитие ребенка и детского творческого коллектива, анализировать и экспертировать

результаты своей работы и опыта коллег.

Практика тьюторского сопровождения дает хорошие результаты и помогает ребенку, даже

не самому

успешному в

учебе в школе, добиваться хороших результатов в системе

дополнительного образования

и

в

дальнейшем

быть

успешным

и

востребованным

в

жизни.

А

самое

главное,

тьюторское

сопровождение

помогает

воспитанникам

преодолевать какие трудности, делает их более самостоятельными, учит их мыслить и

думать. «У черепахи не меньше шансов прийти к финишу, чем у зайца», главное тьютор

должен помочь ребенку определиться с целью и вести его к этой цели, попутно советуя и

помогая, если это нужно, решать какие-либо сложные задачи. Таким образом, взаимные

усилия и взаимное желание тьютора и ребенка неизбежно приведут к положительным

результатам.



В раздел образования