Напоминание

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Молокова Марина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Благодатский детский сад
Населённый пункт: с. Благодатное Карасукский район Новосибирская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

с.Блгодтного Благодатский детский сад Карасукского района Новосибирской

области

Проект

Тема:Роль устного народного творчества в речевом

развитии детей младшего дошкольного возраста

2019-2020 учебный год

Составитель: воспитатель Молокова М.Л.

Краткая аннотация: проект направлен на развитие речи детей младшего

дошкольного возраста через малые формы фольклора. В проекте

задействованы дети младшего дошкольного возраста группы «Бабочки « и их

родители (законные представители), воспитатели.

Проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами

малых форм фольклора.

Задачи:

1.Повысить

интерес у

детей младшей группы к русскому

фольклору.

2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание,

мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.

3.Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на

произведение устного народного творчества.

4.Воспитание на основе устного народного творчества положительного

отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

5.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе

работы.

Актуальность проекта

Устное

народное

творчество

является

не

только

важнейшим

источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет

огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно

помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим

глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и

к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь,

звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая

народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к

Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской

деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти

более ценный материал для развития художественного восприятия, чем

увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы

декоративно-прикладного творчества.

Впечатления,

полученные от их

восприятия.

Отражаются

в

самостоятельном

словесном,

песенном,

изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью

пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми

устного народного творчества создает уникальные условия для развития

речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного

морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает

родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к

культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям

устного

народного

творчества.

Определённо

влияние

произведений

словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей

младшего дошкольного возраста.

Материально – технические ресурсы

1. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и

проведения народных подвижных игр.

2. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый.

3. Музыкальный центр, телевизор, ноутбук.

4. Записи на флеш.накопителе с русскими народными песнями, попевками.

Дидактические ресурсы

1.Дидактические игры по познавательно – речевому развитию.

2. Картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок,

пословиц и поговорок.

Информационные ресурсы

1.Мультимедийные презентации: «В гостях у деда Краеведа», «Рождество»;

"Масленица".

Кадровые ресурсы

Воспитатели.

Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Выбор темы проекта,

подготовка целей и задач,

подбор методической

литературы и литературы

по устному народному

творчеству; оформление и

оснащение проекта.

1.Организация

диагностического

исследования речи детей.

2.Организация игрового

взаимодействия.

3.Выставка книг с

различными жанрами

фольклора.

4.Рассматривание

иллюстраций.

5.Инсценирование

произведений фольклора.

6.Организация режимных

моментов с

использованием

фольклорных

1.Обобщение

результатов работы, их

анализ, формулировка

выводов.

2.Презентация проекта

на педсовете и

родительском собрании.

произведений.

7.Привлечение родителей

к созданию игровой среды

в группе.

8. Выставка рисунков,

аппликаций, мини –

книжек, созданных в

семье, на основе

фольклорных

произведений.

План реализации проекта

Таблица 5

Эта

пы

Наименование мероприятия

Сроки

Место

проведения

мероприятия

Ответ

ствен

ные

Под

гот

ови

тел

ьны

й

С детьми

Организация и проведение

диагностических процедур.

Наблюдение.

С родителями

Анкетирование

родителей

«Малые

формы фольклора».

С педагогами

Изучение опыта педагогов – практиков

по

развитию

речи

с

помощью

фольклора у дошкольников.

Сентя

брь

МБДОУ

Благодатски

й

детский

сад

Восп

итате

ли.

Осн

овн

ой

С детьми

1.Чтение песенок, потешек, закличек.

Октяб

рь

Январ

МБДОУ

Благодатски

й

детский

Восп

итате

ли,

2.Чтение сказок.

3.Просмотр

мультипликационных

фильмов:

«Идет

коза

рогатая»,

«Сорока – ворона», «Два голубочка».

5.Инсценировка сказок.

6.Настольный театр.

7.Русские народные подвижные игры.

8.Русские народные игры- хороводы.

9.Игры – драматизации.

10.Иллюстрирование

сказок

и

потешек.

11.Пальчиковые игры.

С родителями

1.Консультация

"Роль

фольклора

в

развитии речи детей".

2.Семинар

практикум

«Детский

игровой фольклор».

3.Памятка «Фольклор в повседневной

жизни малышей».

4.Консультация

"Воспитание

детей

средствами фольклора».

С педагогами

1.Разработка

методических

рекомендаций для воспитателей по

развитию речи детей через устное

народное творчество.

2.Консультация

«Приобщение

дошкольников

к

национальной

культуре и традициям».

ь

сад

воспи

танни

ки.

Зак

С детьми

Февра

МБДОУ

Восп

люч

ите

льн

ый

Развлечение «В гости к бабушке»

С родителями

1.Оформление уголка для родителей

"Фольклор в нашей семье".

2.Оформление альбома «Пословицы и

поговорки русского народа».

3.

Презентация

проекта

на

родительском собрании.

С педагогами

1.Обобщение результатов проекта и

представление

их

коллегам.

2.Презентация проекта на педсовете.

ль

Благодатски

й

детский

сад

итате

ли,

воспи

танни

ки,

родит

ели.

Ожидаемые результаты

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и

лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами,

выражениями.

3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной

литературе.

4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

6.У родителей сформируется понимание необходимости использования

малых форм фольклора в развитии речи детей.

7. У родителей повысится общий культурный уровень.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:

1.Накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций,

альбомов и т.д.

2.Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора.

3.Организация и проведение праздника «Весна - красна» на основе

изученных малых форм фольклора.

4.Организовать в ДОУ уголок «Русская изба» с использованием малых форм

фольклора.

Список литературы

1.Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.

Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

3. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез,

2008. – 112 с.

4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.;

«Академия развития», 2002г.

5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд.

«Просвещение», 1987г.

6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от

рождения до 5 лет. М., 2005.

8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста:

науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ,

2010. – вып. 1 – 197 с.

9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими

руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.



В раздел образования