Автор: Молокова Марина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Благодатский детский сад
Населённый пункт: с. Благодатное Карасукский район Новосибирская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
с.Блгодтного Благодатский детский сад Карасукского района Новосибирской
области
Проект
Тема:Роль устного народного творчества в речевом
развитии детей младшего дошкольного возраста
2019-2020 учебный год
Составитель: воспитатель Молокова М.Л.
Краткая аннотация: проект направлен на развитие речи детей младшего
дошкольного возраста через малые формы фольклора. В проекте
задействованы дети младшего дошкольного возраста группы «Бабочки « и их
родители (законные представители), воспитатели.
Проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами
малых форм фольклора.
Задачи:
1.Повысить
интерес у
детей младшей группы к русскому
фольклору.
2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание,
мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.
3.Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на
произведение устного народного творчества.
4.Воспитание на основе устного народного творчества положительного
отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
5.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе
работы.
Актуальность проекта
Устное
народное
творчество
является
не
только
важнейшим
источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет
огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно
помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим
глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и
к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь,
звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая
народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к
Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской
деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти
более ценный материал для развития художественного восприятия, чем
увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы
декоративно-прикладного творчества.
Впечатления,
полученные от их
восприятия.
Отражаются
в
самостоятельном
словесном,
песенном,
изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью
пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми
устного народного творчества создает уникальные условия для развития
речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного
морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает
родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к
культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям
устного
народного
творчества.
Определённо
влияние
произведений
словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей
младшего дошкольного возраста.
Материально – технические ресурсы
1. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и
проведения народных подвижных игр.
2. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый.
3. Музыкальный центр, телевизор, ноутбук.
4. Записи на флеш.накопителе с русскими народными песнями, попевками.
Дидактические ресурсы
1.Дидактические игры по познавательно – речевому развитию.
2. Картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок,
пословиц и поговорок.
Информационные ресурсы
1.Мультимедийные презентации: «В гостях у деда Краеведа», «Рождество»;
"Масленица".
Кадровые ресурсы
Воспитатели.
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
1. Выбор темы проекта,
подготовка целей и задач,
подбор методической
литературы и литературы
по устному народному
творчеству; оформление и
оснащение проекта.
1.Организация
диагностического
исследования речи детей.
2.Организация игрового
взаимодействия.
3.Выставка книг с
различными жанрами
фольклора.
4.Рассматривание
иллюстраций.
5.Инсценирование
произведений фольклора.
6.Организация режимных
моментов с
использованием
фольклорных
1.Обобщение
результатов работы, их
анализ, формулировка
выводов.
2.Презентация проекта
на педсовете и
родительском собрании.
произведений.
7.Привлечение родителей
к созданию игровой среды
в группе.
8. Выставка рисунков,
аппликаций, мини –
книжек, созданных в
семье, на основе
фольклорных
произведений.
План реализации проекта
Таблица 5
Эта
пы
Наименование мероприятия
Сроки
Место
проведения
мероприятия
Ответ
ствен
ные
Под
гот
ови
тел
ьны
й
С детьми
Организация и проведение
диагностических процедур.
Наблюдение.
С родителями
Анкетирование
родителей
«Малые
формы фольклора».
С педагогами
Изучение опыта педагогов – практиков
по
развитию
речи
с
помощью
фольклора у дошкольников.
Сентя
брь
МБДОУ
Благодатски
й
детский
сад
Восп
итате
ли.
Осн
овн
ой
С детьми
1.Чтение песенок, потешек, закличек.
Октяб
рь
–
Январ
МБДОУ
Благодатски
й
детский
Восп
итате
ли,
2.Чтение сказок.
3.Просмотр
мультипликационных
фильмов:
«Идет
коза
рогатая»,
«Сорока – ворона», «Два голубочка».
5.Инсценировка сказок.
6.Настольный театр.
7.Русские народные подвижные игры.
8.Русские народные игры- хороводы.
9.Игры – драматизации.
10.Иллюстрирование
сказок
и
потешек.
11.Пальчиковые игры.
С родителями
1.Консультация
"Роль
фольклора
в
развитии речи детей".
2.Семинар
–
практикум
«Детский
игровой фольклор».
3.Памятка «Фольклор в повседневной
жизни малышей».
4.Консультация
"Воспитание
детей
средствами фольклора».
С педагогами
1.Разработка
методических
рекомендаций для воспитателей по
развитию речи детей через устное
народное творчество.
2.Консультация
«Приобщение
дошкольников
к
национальной
культуре и традициям».
ь
сад
воспи
танни
ки.
Зак
С детьми
Февра
МБДОУ
Восп
люч
ите
льн
ый
Развлечение «В гости к бабушке»
С родителями
1.Оформление уголка для родителей
"Фольклор в нашей семье".
2.Оформление альбома «Пословицы и
поговорки русского народа».
3.
Презентация
проекта
на
родительском собрании.
С педагогами
1.Обобщение результатов проекта и
представление
их
коллегам.
2.Презентация проекта на педсовете.
ль
Благодатски
й
детский
сад
итате
ли,
воспи
танни
ки,
родит
ели.
Ожидаемые результаты
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и
лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами,
выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной
литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6.У родителей сформируется понимание необходимости использования
малых форм фольклора в развитии речи детей.
7. У родителей повысится общий культурный уровень.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:
1.Накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций,
альбомов и т.д.
2.Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора.
3.Организация и проведение праздника «Весна - красна» на основе
изученных малых форм фольклора.
4.Организовать в ДОУ уголок «Русская изба» с использованием малых форм
фольклора.
Список литературы
1.Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.
Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез,
2008. – 112 с.
4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.;
«Академия развития», 2002г.
5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд.
«Просвещение», 1987г.
6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от
рождения до 5 лет. М., 2005.
8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста:
науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ,
2010. – вып. 1 – 197 с.
9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими
руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.