Авторы: Мирзаханова Наиля Нугамировна, Мубаракшина Венера Рамильевна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Мамадышская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Мамадыш
Наименование материала: методическая разработка общешкольного новогоднего театрализованного представления
Тема: "Белоснежка в гостях у гномов"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Основная цель детского праздника – это доставить ребёнку как можно больше радости,
сформировать у него праздничную культуру и одновременно обогатить его новыми,
яркими впечатлениями. Но праздник – это не только отдых, организованный досуг,
развлечение, но и важное средство учебно-воспитательного процесса, так как содержат
богатые возможности для умственного и нравственного развития детей. Праздник дарит
ребёнку массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличным
стимулятором для детского воображения, способствуя развитию творческих
способностей. Тематические праздники дают много новой информации и закрепляют
знания, полученные воспитанниками на уроках. Наконец, праздник сплачивает ребят,
вносит коррективы в их образовательную и досуговую жизнь.
Праздник, как ни один другой вид деятельности, способствует развитию творческих
способностей у детей. Главное, что требуется от организаторов праздника, – это создать
оптимальные условия для творческого самовыражения ребёнка. Не секрет, что диапазон
способностей у детей самый широкий, да и интерес к разным видам деятельности
неодинаков. Празднично-досуговая деятельность позволяет разглядеть в каждом ребёнке
задатки той или иной деятельности, это способствует повышению самооценки ребёнка,
что особенно важно для тех, кто в силу разных причин не достиг успехов в учёбе. Задача
педагога – разглядеть уникальные способности своих подопечных и найти им лучшее
применение.
Форма проведения: общешкольное мероприятие.
Тип занятия: театрализованное представление.
Оборудование: костюмы в соответствии с действующими персонажами, елочные
украшения (игрушки), новогодний камин, макет домика для гномиков.
Персонажи: Белоснежка, Гномы, зверята, колдунья, Дед Мороз, Снегурочка.
Предварительная работа отбор воспитанников для участия в представлении, репетиции.
Интеграции образовательных областей: эмоциональное развитие с помощью музыки и
народного устного творчества, развитие творческого потенциала воспитанников.
Ведущая коррекционно-педагогическая деятельность – воспитание, научение, игра,
закрепление необходимых социальных умений и навыков, совместная творческая
продуктивная деятельность.
Подготовка праздника (предварительная работа): Предварительная работа по теме
«Новый год!» осуществлялась через коррекционно-развивающие занятия в группах,
классах: чтение художественной литературы; прослушивание музыкальных произведений;
заучивание стихотворений, песен. Через индивидуальные формы работы с
воспитанниками по закреплению знаний умений и навыков, развитие творческих
способностей.
Музыкальное оформление: Огромное значение для детей имеет музыкальное
оформление праздника. Неотъемлемой частью двигательной активности является
музыкально-ритмическая деятельность, которая является дополнительным резервом
двигательной активности детей, источником их радости.
Цель: Создать сказочную атмосферу новогоднего праздника, доставить детям радость,
вызвать положительные эмоции.
Создание социальной ситуации развития детей в процессе театрализованной
деятельности.
Задачи:
Создать условия для реализации индивидуальных возможностей и потребностей
детей в самовыражении и развитии, для раскрытия творческого потенциала детей,
их таланта.
Побуждать детей к речевому общению.
Обеспечить условия для выражения эмоций.
Развивать творческую фантазию, умение самостоятельно создать игровой образ,
поощрять неповторимость.
Учить владеть телом, мимикой, жестом.
Формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Методические советы: Мы работаем с детьми с интеллектуальными
нарушениями развития. Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением интеллекта
проходит более эффективно при организации систематических, целенаправленных
занятий театрализованной деятельностью. Дети приобретают навыки общения, более
успешно проходит процесс социализации.
Участие в общешкольных мероприятиях плодотворно влияет на психическое
состояние, развитие ребенка, помогает проявить свою индивидуальность, приобретает
навыки: общения с партнером (одноклассником), элементарного актерского мастерства,
образного восприятия окружающего мира, адекватного и образного реагирования на
внешние раздражители, коллективного творчества. А так же избавляется от излишней
стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает
общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность
перед коллективом.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мамадышская школа-
интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Ход мероприятия
Звучит праздничная новогодняя музыка, дети рассаживаются на стулья.
Свет неполный. Звучит сказочная музыка.
В дом входит Белоснежка, освещенная проектором.
Белоснежка: - Хорошо бы найти в лесу такое место, где можно было бы спрятаться от
злой колдуньи. ЗАГОРАЕТСЯ ЁЛКА
Белосн.: - Что это? Ёлка! Наверное, мне это снится. (Трёт глаза)
В костюмах зверей, исполняют танец “ Танец зверят“
Белосн.:
Здравствуйте, белочки!
Здравствуйте, зайчики!
Здравствуйте, лесные жители!
Белочка: - Ты кто?
Белосн.: - Я - Белоснежка. Я заблудилась в лесу, и вдруг увидела здесь это чудо.
(Показывает на ёлку)
Зайчик-: - Это Дед Мороз приготовил для гномов новогодний сюрприз.
Белосн.: - Кажется, сюда идут! Спрячемся за ёлку тут! (Вместе со зверятами прячется за
ёлку).
Света нет, горит ёлка, появляются гномы с фонариками, исполняют танец. Танец “Гномов
Становятся возле ёлки!
1 гном: - Смотрите, смотрите, какая красивая ёлка!
2 гном: - Кто сюда приходил?
3 гном: - Это грабители!?
4 гном: - Или разбойники!?
5 гном: - Или дикие звери!?
(Начинают ходить под фонограмму, синхронные упражнения в виде танцевальных
движений)
6 гном: - Скорее сюда, нашёл!
Гномы выводят из-за ёлки Белоснежку и девочек-белочку и зайчика. Свет полный.
Белосн.: - Простите нас, пожалуйста, если мы вас напугали. Дед Мороз приготовил эту
нарядную ёлку для вас.
Гномы: - Вот и хорошо! Оставайтесь с нами. Будем веселиться, и ждать Деда Мороза .
7 Гном: Что за ёлку нам принёс
Добрый Дедушка Мороз.
Как стройна и величава
Посмотрите слева, справа
Здесь подарки для гостей
Гномов и лесных зверей.
Зайчик: Вот так ёлка, просто диво!
Разукрашена красиво,
Звёзды, шарики, игрушки
Бусы, яркие хлопушки.
Белочка: Здравствуй, здравствуй,
Наша ёлочка–краса!
Как мы рады,
Что ты в гости к нам пришла
И огнями засверкало всё опять,
Значит, будем Новый год встречать.
Хоровод “ В лесу родилась Ёлочка»!
В конце песни в зал вбегает колпак и останавливается среди детей. Белоснежка пробует
дотронуться до него. Он чихает и убегает…
Белосн.: - Ой, кто это там?
Белоснежка читает загадку.
Угадайте, ребята!
На окне узор оставит
Шубу вас надеть заставит
Без бревна построит мост
В красный цвет покрасит нос
Кто же это?
(Дед Мороз)
Белоснежка развязывает мешок. Он падает.
Встаёт и всех детей спрашивает.
Д.Мороз: Вы узнали меня?
Дети: Да!!!
Д.Мороз: - А вы мороза боитесь?
Дети: - Нет!
Д.Мороз: - А я сейчас проверю. Кого догоню, заморожу.
Все дети разбегаются на стулья.
Д.Мороз: - Ах, какие ловкие. А я вот ещё одну игру знаю.
1. Игра «Снежинка» . Играть под весёлую музыку. Дед Мороз начинает игру, передавая
большую снежинку по кругу. По команде Деда Мороза (хлопок, удар посохом), движение
прекращается. У кого осталась снежинка, тот рассказывает зимнее стихотворение.
(Нескольким детям даётся возможно прочитать стихотворения.
2. Под песню Дед Мороз и Белоснежка показывают несложные упражнения. Звучит
песня «Согревалочка».
Д.Мороз: - Ох, и жарко мне стало. Уморили меня ребятишки. Ну и молодцы. Сяду,
посижу.
Белосн.: - Сядь, Дедушка, посиди, посмотри. Дети тебе покажут свои выступления .
Д.Мороз: - А петь вы умеете?
Дети: - Да!
Д.Мороз: - Люблю песни слушать.
Хоровод “ Маленькой ёлочке!“
Появляется в толпе Снегурочка.
Д.Мороз: А вот и моя внученька Снегурочка подоспела!
Ты так долго Снегурочка шла к нам.
Снегурочка: Здравствуйте, дорогие дети и друзья! Вот и встретились мы вновь. Снова на
пороге Новый год. Как же я рада вас всех видеть! Пришла я к вам на подмогу. Только
вижу, что ,Дед Мороз, детям подарки ты не даришь. Пора уже подарить. Где же, Дедушка
Мороз, подарки?
Д.Мороз: - Принёс, принёс, тут они, в моём мешке (поворачивается). Ой, а где же он? Вот
не задача, забыл. Ну, ничего, сейчас я их принесу.
Белосн.: - Давай я тебе помогу.
А ребята пока продолжат выступления.
Д.Мороз и Белосн.и Снегурочка уходят. В зале гаснет свет.
Появляется Колдунья, достаёт зеркало.
Колдунья : - Зеркальце, зеркальце. Кто всех прекрасней в нашей стране?
Зеркало (голос): - Госпожа Королева, вы прекраснее всех, но в гостях у гномов на
новогодней ёлке есть Белоснежка, которая в тысячу раз прекраснее вас!
Колдунья швыряет зеркало на пол.
Колдунья: - Белоснежка должна умереть, чего бы мне это не стоило. (Достаёт кувшинчик,
колдует)
Хи-хи-хи! Когда ты откусишь кусочек, моя милая девочка, можешь проститься со своей
красотой. Один кусочек - и ты заснёшь сном, похожим на смерть.
Полный свет. Входит Белоснежка.
Белосн.: - Дедушка Мороз, ау! Дети, Дед Мороз не приходил?
Дети: - Нет!
Из-за ёлки появляется сгорбленная старуха в плаще и капюшоне.
Колдунья: - Меня послал Дед Мороз, передать тебе подарочек. Вот возьми, моя милая.
Белосн.: - Спасибо, бабушка! (Кусает и падает).
Колдунья (наклоняется над Белоснежкой):
-Кожа белее снега, губы ярче кораллов! Ха-ха! Так было раньше, но теперь твоя красота
умерла. Теперь я самая красивая в этой стране. Ха-ха-ха!
Колдунья – гномам:
- Вам не догнать меня, карлики несчастные!
Гномы бегают вокруг Белоснежки.
Гномы: - Белоснежка, проснись!
Появляется Д.Мороз и Снегурочка из зрительного зала.
Д.Мороз: - Ребята! Я принёс подарки. Но что это? Дорогая Белоснежка. Вот беда!
(Сокрушается).
Снегурочка: Подожди ка ,Дед, я знаю, нам поможет твой волшебный посох. Сделай
доброе дело !
Д.Мороз: Чудо делать не впервой.
Помоги мне, посох мой.
Снегурочка: Месяц в солнце обернись! Сон волшебный прекратись!
Все: Раз, два, три! Раз, два, три!
Белоснежка, оживи!
(Д.Мороз обегает вокруг ёлки, дети за ним. Стучит посохом. Белоснежка оживает, встаёт.)
Белосн.:
Ах, как долго я спала.
Всё веселье проспала.
Д.Мороз: - Не горюй, Белоснежка.
Посмотри-ка, вся сверкая,
Ёлка светится у нас –
Снегурочка:
Под зелеными ветвями
Все закружимся сейчас!
Белосн.: -Д.Мороз, у наших деток сюрпризы для тебя ещё не закончились. Посмотри и
оцени.
- Д.Мороз. Может быть, у тебя есть свои сюрпризы!
Д.Мороз: - Ну, какой же Новый год без сюрпризов! Сейчас мой посох сослужит мне ещё
одну службу… Снегурочка мне помоги!
Снегурочка:
Надо за канат всем взяться,
Ближе к ёлке подойти.
И чтоб чудо получилось,
Потушить все огоньки!
Раз, два, три - тени!
Гаснет свет. Тянут за канат.
Полный свет. Перед ёлкой сундук.
Белосн.: - Чудо свершилось!
Д.Мороз: - А теперь заглянем в сундук! Да тут настоящий клад. Подарков видимо –
невидимо.
Снегурочка раздаёт подарки! Вручение подарков за костюмы и выступления.
Д.Мороз:
- Славно день прошёл у нас,
И грустно мне признаться,
Что настал прощанья час.
Пора нам расставаться.
Снегурочка:
У нарядной ёлки пела детвора,
Но прощаться с вами нам пришла пора.
Белосн.: До свидания ,дети,
Весёлых вам потех.
До свидания! До свидания! С Новым Годом …
Все: Всех! Всех! Всех!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и
сверстниками. – С-Пб. 1998г.
2.
Артемова Л.В. Театрализованная деятельность. – М: Просвещение, 1996.
3.
Арт-педагогика. Арт-терапия в специальном образовании. Под редакцией
Медведевой Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольской Т.А. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001.
4.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - Просвещение, 1987.
5.
Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы
детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.
6.
Аникина В.П., Гусева В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народной жизни человека в
русском фольклоре. М., «Худ. Литература», 1991.
7.
Базанов В.В. Техника и технология сцены. Л., 1976.
8.
Баряева Л.,Вечканова И.,Загребаева Е, Зарин А. Театрализованные игры-занятия с
проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Изд-во «Союз»,2001.-
(Коррекционная педагогика)
9.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1997.
10. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.