Автор: Доманская Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "Богашевская СОШ им. А.И.Федорова" Томского района
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: разработка педагогического совета
Тема: "Эмоциональное выгорание"
Раздел: начальное образование
Педагогический
совет
29.12.2020
зам.директора по УВР Доманская Е.А.
изменчивость, непоследовательность,
неопределенность, возбужденность.
Любознательность, позитивная
установка ко всему новому, смелость,
низкая самооценка, неуверенность в
себе, доверчивость. Нервозность,
быстрые, резкие колебания настроения,
избегание конфликтов, забывчивость,
склонность терять вещи,
непунктуальность. Новые друзья,
имитация поведения других людей,
тенденция к простудам, травмам,
дорожно-транспортным происшествиям.
лидер, стремление к власти,
честолюбие, установка на победу.
Прагматизм, ориентация на суть
проблемы, уверенность в себе,
решительность. Импульсивность, сила
чувств, смелость, неукротимая энергия,
склонность к риску. Высокая
работоспособность, буйные
развлечения, нетерпеливость.
Остроумие, широкий круг общения,
узкий круг близких и друзей.
жажда изменений, креативность,
жажда знаний, великолепная
интуиция. Одержимость своими
идеями, мечтательность,
устремленность в будущее.
Позитивная установка ко всему
новому, восторженность, энтузиазм,
непосредственность. Непрактичность,
импульсивность, непостоянство
настроения, поведения. Стремление
работать в одиночку, отвращение к
бумажной работе, безалаберность в
финансовых вопросах. Остроумие,
душа компании.
организованность, пунктуальность,
строгое соблюдение инструкций,
правил. Аналитическое мышление,
внимательность к деталям,
ориентация на факты. Пристрастие к
письменной речи, аккуратность,
чистоплотность, рациональность,
осторожность, сухость, холодность.
Практичность, экономность,
упорство, настойчивость, твердость в
решениях, терпеливость, трудолюбие.
Профессиональная эрудиция, узкий
круг друзей и знакомых
высокая потребность в общении,
контактность, доброжелательность,
забота о другом. Щедрость,
способность к сопереживанию,
хорошая интуиция. Спокойствие,
склонность к самообвинению и
меланхолии, эмоциональная
чувствительность. Доверчивость,
ориентация на мнение окружающих,
нерешительность. Болтливость,
способность уговаривать, убеждать
других, сентиментальность, тяга к
прошлому. Склонность к
общественной работе, гибкий
распорядок дня, широкий круг друзей
и знакомых
«Эмоциональное
выгорание
педагогов»
Римский император Диоклетиан
«эмоциональное
выгорание»
«профессиональная
усталость»
- познакомится с таким
явлением, как профессиональное
выгорание в учительской среде;
- вспомнить симптомы его
проявления;
- разобраться в себе, понять,
насколько велик наш запас
прочности в отношении
стрессовых факторов;
- найти способы противостоять
этим факторам
Работа в группах
•
Как вы понимаете,
что такое
«эмоциональное
выгорание»?
•
Как оно
проявляется?
•
Какие факторы,
могут приводить к
эмоциональному
выгоранию?
Профессиональное
выгорание –
это синдром,
развивающийся
на фоне
хронического
неразрешенного
стресса на
рабочем месте
и ведущий к
эмоциональному,
психическому,
физическому,
энергетическому
истощению.
Как проявляется?
•
1. Ухудшение отношений со всеми.
•
2. Нарастающий негативизм.
•
3. Утрата чувства юмора.
•
4. Постоянное чувство неудачи, вины.
•
5. Повышенная раздражительность.
•
6. Упорное желание переменить род
занятия.
•
7. Часто возникающая рассеянность.
•
8. Нарушение сна.
•
9. Обостренная восприимчивость к
инфекционным заболеваниям.
•
10. Повышенная утомляемость,
чувство усталости на протяжении
рабочего дня.
и отчаяние.
Эмоциональное истощение, соматизация
Внешние факторы
специфика
педагогической
деятельности
организационные
факторы
необходимость
сопереживания
стаж работы
нравственная
ответственность за жизнь
и здоровье вверенных
детей
условия
работы
содержание
труда
социально-
психологические
Внутренние факторы
коммуникативный
фактор
ролевой и
личностный фактор
отсутствие
навыков
коммуникации
неумения выходить из
трудных ситуаций при
общении с участниками
ОП
неумение регулировать
свои эмоциональные
ситуации
семейные проблемы
материальные
затруднения
неудовлетворенность своей
самореализацией в
различных ситуациях.
Ответы на каждый вопрос
оцениваются по балльной
шкале:
•
«очень часто» – 4 балла;
•
«часто» – 3 балла;
•
«иногда» – 2 балла;
•
«редко» – 1 балл;
•
«никогда» – 0 баллов.
Оценка результатов:
•
суммарный показатель до 10 баллов –
низкий
показатель
эмоционального
выгорания;
•
суммарный показатель от 11 до 20 –
средний
показатель
эмоционального
выгорания;
•
суммарный
показатель
от
21
и
более
баллов
–
высокий
показатель
эмоционального выгорания.
Типы личности, которым
угрожает ЭВ
«педантичный»
•
добросовестность,
возведенная в абсолют,
•
чрезмерная, болезненная
аккуратность,
•
стремление всегда
добиваться образцового
порядка
«демонстративный»
•
стремление первенствовать
во всем,
•
всегда быть на виду,
•
высокая степень
истощаемости даже при
незаметной рутинной работе
«эмотивный»
•
впечатлительность и
чувствительность,
•
отзывчивость,
•
склонность воспринимать чужую
боль как собственную граничит с
патологией, с саморазрушением
Типы личностей, наиболее склонных к
СЭВ
Гиперответственный тип -
полностью посвящает себя работе,
слишком много берёт на себя,
находится во власти потребностей
участников ОП и своих собственных.
Однонаправленный сотрудник -
чрезмерно предан работе,
жизнь вне работы неудовлетворительна,
работа - заместитель социальной жизни,
настолько погружается в работу, что не остается
времени на себя,
потеря своего «Я».
Типы личностей, наиболее склонных к
СЭВ
Авторитарный работник –
полагается на свои полномочия, чтобы управлять
другими,
ожидает повиновения со стороны учащихся во что бы то
ни стало.
Самоуверенный администратор -
оценивает себя как незаменимого работника.
Трудоголик -
отождествляет себя с теми, с кем и для кого он работает ,
слишком вовлечен в работу,
работает таким образом долгие часы и теряет самого
себя в этой жизни.
•
Заботьтесь о своём психическом здоровье.
•
Не доводите уровень психических нагрузок
до критических значений.
•
Не залезайте в "долгосрочный кредит"
ваших внутренних резервов и возможностей.
Не забывайте о том, что не только ваши
ученики, но и вы сами в не меньшей степени
нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по
защите и сбережению вашего здоровья и
психоэмоционального ресурса
Работа в группах
•
Где человеку
черпать ресурсы,
чтобы избежать
СЭВ?
Близкие значимые люди
(семья).
Работа
Интересы, увлечения,
хобби.
Друзья
Упражнение «Баланс
реальный и желаемый»
Реальный
Желаемый
«Баланс реальный и желаемый»
•
Перестаньте искать в работе
спасение. Она — не убежище, а
деятельность, которая хороша сама
по себе.
•
«Сверхактивность» вредна, если
она отвлекает внимание от помощи,
в которой нуждаетесь вы сами.
Находите время для себя,
выделяйте достаточно времени
для сна и отдыха.
если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии -
смело используйте красный цвет;
если Вам не хватает чувства психологической свободы
и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам -
работайте с оранжевым цветом;
желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок
сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы
находитесь в конфликте с самим собой;
при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть
более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый
цвет;
голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят
ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о
последствиях своих поступков;
если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не
контролируете свои реакции, используйте синий цвет;
фиолетовый цвет оказывает большое влияние на
область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто
по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете
себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в
состояние депрессии.
МУДРЫ
•
Первый
(большой)
палец представляет
Огонь (Агни).
•
Второй
(указательн
ый)
–
энергию
Воздуха (Ветра).
•
Третий
(средний)
–
Эфир или Космос.
•
Четвёртый
(безымя
нный) связывает нас с
энергией Земли.
•
Пятый
(мизинец)
—
это Вода
Мудра
«
Лестница небесного
храма
»
—
от депрессии
на физическом плане
—
помогает при нервных
расстройствах в моменты
переутомления, на
эмоциональном
—
улучшает настроение,
снимает состояние тоски.
Эта мудра делает
человека более
собранным,
целеустремлённым,
наделяет красноречием,
умением убеждать
Мудра
«
Хакини
»
—
для улучшения
памяти
налаживает связь между правым
и левым полушарием. Она
помогает сконцентрироваться и
вспомнить забытую информацию
Мудра
«
Лотос
»
—
для
позитивного настроя
Эту комбинацию ещё называют «мудрой счастья». Мудра
лотоса взаимодействует с сердечной чакрой, пробуждая в
человеке высшие чувства: любовь, понимание, милосердие,
умение прощать. Практика помогает избавиться от чувства
одиночества, отчаяния, подавленности и улучшает общий
психологический фон
Мудра Земли
—
для улучшения
психоэмоционального состояния
Эта мудра может оказать помощь в моменты
нервного срыва, истерики или сильного стрессового
состояния.
При
регулярном
выполнении
мудра
помогает
достичь
гармонии
с
собой
и
улучшить
самооценку
Мудра жизни
—
для поднятия тонуса
Эта
мудра
повышает
работоспособность
и
выносливость,
улучшает
зрение
и
общее
состояние.
Более
того,
мудра
жизни
помогает
излечить
некоторые
глазные
заболевания.
Особо
рекомендуем использовать её людям, страдающим от бессилия или
быстрой утомляемости и тем, кто подолгу работает за компьютером
Мудра
«
Черепаха
»
—
для
укрепления здоровья
Эта мудра рекомендуется при переутомлении и болезнях сердечно-
сосудистой системы, особенно, при астении и нервном истощении. На
эмоциональном
плане
мудра
приходит
на
помощь
в
стрессовых
состояниях
«ДА»
«НЕТ»
«МОЖЕТ БЫТЬ»
Сегодняшний педсовет был
мне полезен. Получены
ответы на вопросы,
сформулированные в начале
педсовета.
«ДА»
«НЕТ»
«МОЖЕТ БЫТЬ»
Информация, полученная на
педсовете, требует
осмысления. Буду изучать
проблему.
«ДА»
«НЕТ»
«МОЖЕТ БЫТЬ»
Форма проведения
педсовета способствовала
взаимодействию,
сотрудничеству.
Проект решения педсовета
•
1.Расширить информированность
сотрудников о том, как помочь себе
сохранить профессиональное здоровье и
работоспособность, для чего:
•
а) размещать информацию с
рекомендациями на сайте лицея,
•
б) выпускать буклеты, постеры, печатать
памятки.
•
в) создать информационный стенд
«Психология и жизнь».
•
2. Поддерживать благоприятный психологический климат внутри коллектива:
•
а) оказание достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации,
•
б) проведение совместных вечеров, праздников, участие в спортивной жизни
школы,
•
в) организация экскурсий, поездок, отдыха на природе.
•
3. Для желающих педагогов организовать занятия по психологической разгрузке
с использованием телесно-ориентированных методов.
Любите жизнь, и
она обязательно
ответит вам тем же !