Напоминание

"Эмоциональное выгорание"


Автор: Доманская Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "Богашевская СОШ им. А.И.Федорова" Томского района
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: разработка педагогического совета
Тема: "Эмоциональное выгорание"
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогический

совет

29.12.2020

зам.директора по УВР Доманская Е.А.

изменчивость, непоследовательность,

неопределенность, возбужденность.

Любознательность, позитивная

установка ко всему новому, смелость,

низкая самооценка, неуверенность в

себе, доверчивость. Нервозность,

быстрые, резкие колебания настроения,

избегание конфликтов, забывчивость,

склонность терять вещи,

непунктуальность. Новые друзья,

имитация поведения других людей,

тенденция к простудам, травмам,

дорожно-транспортным происшествиям.

лидер, стремление к власти,

честолюбие, установка на победу.

Прагматизм, ориентация на суть

проблемы, уверенность в себе,

решительность. Импульсивность, сила

чувств, смелость, неукротимая энергия,

склонность к риску. Высокая

работоспособность, буйные

развлечения, нетерпеливость.

Остроумие, широкий круг общения,

узкий круг близких и друзей.

жажда изменений, креативность,

жажда знаний, великолепная

интуиция. Одержимость своими

идеями, мечтательность,

устремленность в будущее.

Позитивная установка ко всему

новому, восторженность, энтузиазм,

непосредственность. Непрактичность,

импульсивность, непостоянство

настроения, поведения. Стремление

работать в одиночку, отвращение к

бумажной работе, безалаберность в

финансовых вопросах. Остроумие,

душа компании.

организованность, пунктуальность,

строгое соблюдение инструкций,

правил. Аналитическое мышление,

внимательность к деталям,

ориентация на факты. Пристрастие к

письменной речи, аккуратность,

чистоплотность, рациональность,

осторожность, сухость, холодность.

Практичность, экономность,

упорство, настойчивость, твердость в

решениях, терпеливость, трудолюбие.

Профессиональная эрудиция, узкий

круг друзей и знакомых

высокая потребность в общении,

контактность, доброжелательность,

забота о другом. Щедрость,

способность к сопереживанию,

хорошая интуиция. Спокойствие,

склонность к самообвинению и

меланхолии, эмоциональная

чувствительность. Доверчивость,

ориентация на мнение окружающих,

нерешительность. Болтливость,

способность уговаривать, убеждать

других, сентиментальность, тяга к

прошлому. Склонность к

общественной работе, гибкий

распорядок дня, широкий круг друзей

и знакомых

«Эмоциональное

выгорание

педагогов»

Римский император Диоклетиан

«эмоциональное

выгорание»

«профессиональная

усталость»

- познакомится с таким

явлением, как профессиональное

выгорание в учительской среде;

- вспомнить симптомы его

проявления;

- разобраться в себе, понять,

насколько велик наш запас

прочности в отношении

стрессовых факторов;

- найти способы противостоять

этим факторам

Работа в группах

Как вы понимаете,

что такое

«эмоциональное

выгорание»?

Как оно

проявляется?

Какие факторы,

могут приводить к

эмоциональному

выгоранию?

Профессиональное

выгорание –

это синдром,

развивающийся

на фоне

хронического

неразрешенного

стресса на

рабочем месте

и ведущий к

эмоциональному,

психическому,

физическому,

энергетическому

истощению.

Как проявляется?

1. Ухудшение отношений со всеми.

2. Нарастающий негативизм.

3. Утрата чувства юмора.

4. Постоянное чувство неудачи, вины.

5. Повышенная раздражительность.

6. Упорное желание переменить род

занятия.

7. Часто возникающая рассеянность.

8. Нарушение сна.

9. Обостренная восприимчивость к

инфекционным заболеваниям.

10. Повышенная утомляемость,

чувство усталости на протяжении

рабочего дня.

и отчаяние.

Эмоциональное истощение, соматизация

Внешние факторы

специфика

педагогической

деятельности

организационные

факторы

необходимость

сопереживания

стаж работы

нравственная

ответственность за жизнь

и здоровье вверенных

детей

условия

работы

содержание

труда

социально-

психологические

Внутренние факторы

коммуникативный

фактор

ролевой и

личностный фактор

отсутствие

навыков

коммуникации

неумения выходить из

трудных ситуаций при

общении с участниками

ОП

неумение регулировать

свои эмоциональные

ситуации

семейные проблемы

материальные

затруднения

неудовлетворенность своей

самореализацией в

различных ситуациях.

Ответы на каждый вопрос

оцениваются по балльной

шкале:

«очень часто» – 4 балла;

«часто» – 3 балла;

«иногда» – 2 балла;

«редко» – 1 балл;

«никогда» – 0 баллов.

Оценка результатов:

суммарный показатель до 10 баллов –

низкий

показатель

эмоционального

выгорания;

суммарный показатель от 11 до 20 –

средний

показатель

эмоционального

выгорания;

суммарный

показатель

от

21

и

более

баллов

высокий

показатель

эмоционального выгорания.

Типы личности, которым

угрожает ЭВ

«педантичный»

добросовестность,

возведенная в абсолют,

чрезмерная, болезненная

аккуратность,

стремление всегда

добиваться образцового

порядка

«демонстративный»

стремление первенствовать

во всем,

всегда быть на виду,

высокая степень

истощаемости даже при

незаметной рутинной работе

«эмотивный»

впечатлительность и

чувствительность,

отзывчивость,

склонность воспринимать чужую

боль как собственную граничит с

патологией, с саморазрушением

Типы личностей, наиболее склонных к

СЭВ

Гиперответственный тип -

полностью посвящает себя работе,

слишком много берёт на себя,

находится во власти потребностей

участников ОП и своих собственных.

Однонаправленный сотрудник -

чрезмерно предан работе,

жизнь вне работы неудовлетворительна,

работа - заместитель социальной жизни,

настолько погружается в работу, что не остается

времени на себя,

потеря своего «Я».

Типы личностей, наиболее склонных к

СЭВ

Авторитарный работник –

полагается на свои полномочия, чтобы управлять

другими,

ожидает повиновения со стороны учащихся во что бы то

ни стало.

Самоуверенный администратор -

оценивает себя как незаменимого работника.

Трудоголик -

отождествляет себя с теми, с кем и для кого он работает ,

слишком вовлечен в работу,

работает таким образом долгие часы и теряет самого

себя в этой жизни.

Заботьтесь о своём психическом здоровье.

Не доводите уровень психических нагрузок

до критических значений.

Не залезайте в "долгосрочный кредит"

ваших внутренних резервов и возможностей.

Не забывайте о том, что не только ваши

ученики, но и вы сами в не меньшей степени

нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по

защите и сбережению вашего здоровья и

психоэмоционального ресурса

Работа в группах

Где человеку

черпать ресурсы,

чтобы избежать

СЭВ?

Близкие значимые люди

(семья).

Работа

Интересы, увлечения,

хобби.

Друзья

Упражнение «Баланс

реальный и желаемый»

Реальный

Желаемый

«Баланс реальный и желаемый»

Перестаньте искать в работе

спасение. Она — не убежище, а

деятельность, которая хороша сама

по себе.

«Сверхактивность» вредна, если

она отвлекает внимание от помощи,

в которой нуждаетесь вы сами.

Находите время для себя,

выделяйте достаточно времени

для сна и отдыха.

если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии -

смело используйте красный цвет;

если Вам не хватает чувства психологической свободы

и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам -

работайте с оранжевым цветом;

желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок

сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы

находитесь в конфликте с самим собой;

при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть

более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый

цвет;

голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят

ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о

последствиях своих поступков;

если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не

контролируете свои реакции, используйте синий цвет;

фиолетовый цвет оказывает большое влияние на

область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто

по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете

себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в

состояние депрессии.

МУДРЫ

Первый

(большой)

палец представляет

Огонь (Агни).

Второй

(указательн

ый)

энергию

Воздуха (Ветра).

Третий

(средний)

Эфир или Космос.

Четвёртый

(безымя

нный) связывает нас с

энергией Земли.

Пятый

(мизинец)

это Вода

Мудра

«

Лестница небесного

храма

»

от депрессии

на физическом плане

помогает при нервных

расстройствах в моменты

переутомления, на

эмоциональном

улучшает настроение,

снимает состояние тоски.

Эта мудра делает

человека более

собранным,

целеустремлённым,

наделяет красноречием,

умением убеждать

Мудра

«

Хакини

»

для улучшения

памяти

налаживает связь между правым

и левым полушарием. Она

помогает сконцентрироваться и

вспомнить забытую информацию

Мудра

«

Лотос

»

для

позитивного настроя

Эту комбинацию ещё называют «мудрой счастья». Мудра

лотоса взаимодействует с сердечной чакрой, пробуждая в

человеке высшие чувства: любовь, понимание, милосердие,

умение прощать. Практика помогает избавиться от чувства

одиночества, отчаяния, подавленности и улучшает общий

психологический фон

Мудра Земли

для улучшения

психоэмоционального состояния

Эта мудра может оказать помощь в моменты

нервного срыва, истерики или сильного стрессового

состояния.

При

регулярном

выполнении

мудра

помогает

достичь

гармонии

с

собой

и

улучшить

самооценку

Мудра жизни

для поднятия тонуса

Эта

мудра

повышает

работоспособность

и

выносливость,

улучшает

зрение

и

общее

состояние.

Более

того,

мудра

жизни

помогает

излечить

некоторые

глазные

заболевания.

Особо

рекомендуем использовать её людям, страдающим от бессилия или

быстрой утомляемости и тем, кто подолгу работает за компьютером

Мудра

«

Черепаха

»

для

укрепления здоровья

Эта мудра рекомендуется при переутомлении и болезнях сердечно-

сосудистой системы, особенно, при астении и нервном истощении. На

эмоциональном

плане

мудра

приходит

на

помощь

в

стрессовых

состояниях

«ДА»

«НЕТ»

«МОЖЕТ БЫТЬ»

Сегодняшний педсовет был

мне полезен. Получены

ответы на вопросы,

сформулированные в начале

педсовета.

«ДА»

«НЕТ»

«МОЖЕТ БЫТЬ»

Информация, полученная на

педсовете, требует

осмысления. Буду изучать

проблему.

«ДА»

«НЕТ»

«МОЖЕТ БЫТЬ»

Форма проведения

педсовета способствовала

взаимодействию,

сотрудничеству.

Проект решения педсовета

1.Расширить информированность

сотрудников о том, как помочь себе

сохранить профессиональное здоровье и

работоспособность, для чего:

а) размещать информацию с

рекомендациями на сайте лицея,

б) выпускать буклеты, постеры, печатать

памятки.

в) создать информационный стенд

«Психология и жизнь».

2. Поддерживать благоприятный психологический климат внутри коллектива:

а) оказание достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации,

б) проведение совместных вечеров, праздников, участие в спортивной жизни

школы,

в) организация экскурсий, поездок, отдыха на природе.

3. Для желающих педагогов организовать занятия по психологической разгрузке

с использованием телесно-ориентированных методов.

Любите жизнь, и

она обязательно

ответит вам тем же !



В раздел образования