Автор: Денисенко Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Развитие нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения, детей 4-5 лет.
Раздел: дошкольное образование
ХХIV научно-практическая конференция педагогических работников
образовательных учреждений города Пензы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 г. Пензы «Катюша»
Номинация «Педагогические чтения»
Развитие нравственной, социально адаптированной личности,
владеющей основами культуры поведения, детей 4-5 лет
в процессе организации проекта «Ежели вы вежливы»
Подготовила:
Денисенко Ольга Алексеевна,
воспитатель
Пенза, 2021
1
Содержание
1.Актуальность…………………………………………...……………………….3- 4 с.
2.Цель и задачи работы…………………………………………………………..4 -5с.
3.Опыт работы по проекту «Ежели вы вежливы»…………………………..….5-10 с.
4.Список использованной литературы и источников……………....…………...11 с.
5.Приложения
2
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших
проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и
нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе
культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием
ребенка до школы [9].
Одна
из
задач,
поставленная
Федеральным
государственным
образовательным стандартом дошкольного образования направлена на усвоение
норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в организации и др. [II,2.6].
Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон
общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного
воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические
представления,
навыки
культурного
поведения,
социально-общественные
качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо
оценивать свои поступки и поступки других детей [2]. В цивилизованном
обществе без применения правил этикета не обойтись, и проблема этического
воспитания стоит как никогда остро. Поэтому учить детей нужно начинать с
самого рождения [9].
Беря своё начало в семье, процесс социализации ребёнка-дошкольника, т.е.
«процесс врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), продолжается в
дошкольных группах образовательных учреждений.
В настоящее время в
обществе переоценивается роль семьи, происходит возрождение семьи как
социального института, где ребёнок проходит этапы первичной социализации.
Считается доказанным, что семья является источником передачи ребёнку
социально-исторического
опыта,
опыта
эмоциональных
и
деловых
взаимоотношений между людьми. Семья – это источник, дающий силу для
духовного развития, который помогает ребёнку адаптироваться в обществе, найти
себе место в жизни. Мы расширили представления детей о взаимоотношениях
между членами семьи, о взаимоуважении, понимании отношения к старшим, к
братьям, сестрам. Воспитывать у детей любовь и доброжелательные отношения к
членам семьи. Развивать интерес к знаниям о своих родственниках (бабушках,
дедушках) [11].
3
Что же такое этикет? Это порядок поведения, способствующий созданию
наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной
принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов,
убеждений, интересов. Суть его – в умении быть приятным для окружающих,
настраивать людей на общение с собой, понимать и видеть их достоинства.
Окунемся
немного
в
историю.
Городской
житель
XVI
веке
руководствовался указаниями “Домостроя»: хозяин дома, господин жены, детей и
слуг. Знать и богатство почиталось, они не задумывались над чувствами тех, кто
находится ниже по социальной лестнице. В XVIII веке в России на основе
европейского этикета и русских обычаев и традиций формируется новый порядок
поведения. Знатный человек руководствовался правилами, изложенными в книге
«Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное
от разных авторов» [4].
Мужчины все так же имели приоритетное положение – хозяин дома, но
стали активно входить понятия приятности общения, умение нравиться, быть
человеком галантным. Постепенно менялся сам стиль общения.
В XIX веке этикет - «знание приличий, умение держать себя в обществе так,
чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким из своих действий не оскорбить
людской слабости» (Светозарская.К. Светский человек).
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой
древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются
всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то
данного
общества,
но
и
представителями
самых
различных
социально-
политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой
страны
вносят
в
этикет
свои
поправки
и
дополнения,
обусловленные
общественным
строем
страны,
спецификой
ее
исторического
строения,
национальными традициями и обычаями [6].
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и
поведение. Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой
культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков
жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре,
справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте,
порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры
материальной. В связи с этим мы начали реализацию проекта с детьми 4-5 лет
«Ежели вы вежливы».
Определили
цель
проекта:
развитие
нравственной,
социально
адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Наметили задачи проекта:
Образовательные:
4
познакомить детей с азами этических норм;
учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь
освоить нормы этикета;
обучать детей правильному поведению в социуме.
Развивающие:
развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях
со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими
людьми с ориентацией на метод сопереживания;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на
анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения.
Воспитательные:
воспитывать
положительные
качества:
вежливость,
тактичность,
сострадание, милосердие, доброту;
способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма;
воспитание привычки к социально одобряемому поведению в семье,
детском саду, в общественных местах.
Выбрали тип проекта: творчески-познавательный, информационный. В
данном проекте участвовали дети средней группы МБДОУ детского сада
№ 19 г. Пензы «Катюша», родители воспитанников, педагоги.
Обозначили принципы работы:
принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли
активных
исследователей;
формы
общения
педагога
с
детьми
–
партнёрство, соучастие и взаимодействие;
принцип последовательности: материал планируется и даётся детям
последовательно,
чтобы
дети
усваивали
знания
постепенно,
в
определённой системе;
принцип наглядности – широкое представление иллюстраций, наглядного
материала;
принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен,
т.к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий,
стремимся к достижению результатов;
принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков;
принцип опоры на зону ближайшего развития детей;
принцип гуманизации.
Определили сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2018-май 2019).
Разработали этапы проекта:
5
1.
Подготовительный (сентябрь 2018 г.)
2.
Практический (октябрь 2018 г.- апрель 2019 г.)
3.
Заключительный (май 2019 г.)
Работу вели поэтапно.
На I этапе занимались разработкой проекта:
изучили психолого-педагогическую литературу;
изучили педагогический опыт работы по проблеме;
определили основные цели, задачи по реализации проекта;
определили основные ресурсы для реализации проекта (материальных,
программно – методических);
Определили формы взаимодействия с детьми (Приложение №1)
На II этапе мы реализовывали проект - организовали деятельность всех
участников проекта: детей, педагога и родителей. На родительском собрании
разобрали тему: «Воспитание культуры поведения у детей», проанкетировали
родителей по теме: «Уровень культуры поведения вашего ребенка».
Первое, с чего мы начали знакомить детей, это понятие «этикет». Нашей
задачей было сформировать навыки использования в речи вежливых слов и
выражений. Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать
контакты со сверстником, взрослыми людьми. Вежливым нужно быть всегда.
Вежливость должна быть искренней.
Правила этикета мы использовали в режимных моментах (Приложение №3).
Учились
решать
некоторые
этические
задачи.
Развивать
внимательное,
доброжелательное отношение к окружающим. Продолжали формировать стойкие
навыки детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Упражняли в
формировании своих взглядов, интересов.
Дети в нашей группе испытывали трудности в общении и взаимодействии
со сверстниками, связанные с неумением или не желанием учитывать интересы и
позицию партнёров, найти взаимопонимание. Поэтому мы решили расширить
представления детей о взаимоотношениях людей. Провели беседу «Дружить
значит весело жить» (Приложение №3). Побуждали к активному проявлению
эмоциональной отзывчивости к друзьям. Предложили детям решение проблемной
ситуации: «если болен друг». Побуждали к соблюдению правил поведения между
друзьями.
Развивали речевой этикет,
использовав
тренинг «Комплименты». В
реализации проекта для закрепления навыков доброжелательного отношения друг
к другу, нам очень помог, созданный нами на 1 этапе проекта каталог
«художественной литературы для воспитания культуры поведения» (Приложение
№2).
6
Когда дети уже имели представление об элементарных правилах этикета,
мы решили продолжить формировать представление о нормах поведения в
детском саду. Развивать умение вежливо обращаться к воспитателю, помощнику
воспитателя и другим взрослым. Продолжали учить детей использовать в речи
добрые и «волшебные» слова. В этом нам помогали такие д/и, как: «Доскажи
словечко», «хорошие, плохие поступки», «если вежлив ты».
Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной
жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно
на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво
и, самое главное, аккуратно питаться.
Для этого мы формировали понятие о
сервировке стола. Познакомили с правилами пользования столовыми приборами
во время трапезы. В этом нам помогло
упражнение «Накроем на стол» (по
алгоритму) (Приложение №3). Правильное питание – одно из важнейших условий
сохранения здоровья ребёнка, его нормального роста и развития.
Дети активно
принимали участие в сервировке стола, старались правильно вести себя за столом,
и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятными и вежливыми.
Важным в реализации нашего проекта стал раздел семьеведение. В рамках
ознакомления дошкольников с семьей и их традициями мы воспитываем у них
гуманное отношение к своим близким, уточняем представление о родственных
связях, именах близких родственников, о их занятиях.
Учим детей осознавать, что
семья – это объединение людей разного возраста, основанное на родственных
связях. Дети начали осознавать, что семья, родители – самые близкие для них
люди. Надо сказать, что до этого мы испытывали трудности во взаимодействии с
родителями: скептическое отношение к проекту, неохотная помощь, но именно
этот раздел помог нам заинтересовать родителей в реализации нашего проекта,
т.к. сами дети подтолкнули их к изучению семейных традиций – передачи из
поколения в поколение правил поведения в семье. Родителям было предложено
активно участвовать в проекте: изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр и
театральной деятельности. Провести акцию «Навести бабушку» и др.
Позже
последовало участие в концерте посвященному «Дню матери». Цель этого
прекрасного праздника - поддержать традиции бережного отношения к женщине,
особо отметить значение в нашей жизни самого главного человека-матери.
Детьми были изготовлены портреты-шаржи, с описанием главных качеств их мам
(Приложение №4).
Изучая семейные традиции, дети узнали много информации о семейных
праздниках, торжествах. Поэтому мы решили перейти к изучению правил
поведения в гостях. С целью ознакомления детей с культурой преподнесения
подарка, поведения за столом, мы провели беседу «Правила поведения в гостях»
(Приложение №5). Важными помощниками на данном этапе стали сюжетно-
7
ролевые игры, игровые упражнения, игры-инсценировки. В этой связи мы с
педагогами разработали картотеку сюжетно-ролевых игр.
Позже мы перешли к формированию представления о том, что соблюдение
правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости.
Закрепили такие понятия как: «водитель», «пассажир», «пешеход» в сюжетно-
ролевой игре «Автобус» (Приложение №5). Формировали осознанное отношение
к правилам поведения в общественном транспорте, инсценировками ситуаций
«Кому
уступить
место?»
(Приложение
№5).
Воспитывали
уважительное
отношение к незнакомым взрослым и сверстникам с помощью дидактических игр
по этикету «Приветствие», «Вежливые слова», «Если вежлив ты». Побуждали
детей к использованию в речи вежливых форм обращения. В итоге изучения этого
раздела, ребята решили сами составить правила поведения в транспорте.
В
последние
годы
увеличивается
число
детей
с
нарушениями
психоэмоционального развития, к сожалению в нашей группе тоже есть такие
дети. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся
эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д.,
что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме
того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные
отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и
общения, деформацию личностного роста детей в целом.
Соответственно
организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не
только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить
или даже полностью устранить недостатки личностного развития. Вместе мы
разбирались, что такое эмоции, почему человек может быть огорчен, а от чего
полон радости, как определить по лицу человека его настроение, использовав
игры: «мой смайлик», «зеркало», «тренажер эмоций» (Приложение №4). Вместе
проводили психогимнастику (Приложение №4) на совершенствование умения
детей и родителей, создавать образы с помощью пластики и жестов. Пробуждали
радостные эмоции при общении с близкими. Изучали виды эмоций, и почему они
происходят.
Продолжали формировать навыки детей соблюдать речевой этикет,
разговаривая по телефону. Использовали игры инсценировки: «Телефонный
разговор»,
«Плачет телефон в квартире». Подвели детей к способности
самостоятельных
суждений,
умению
вести
диалог,
умению
выслушать.
Воспитывали в детях уважение к другим людям, желание быть вежливыми. В
этом разделе нам помогло чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит», «У меня
зазвонил телефон». Мы формировали навыки употребления вежливых слов и
выражений. Упражняли в умении коротко излагать свои мысли.
8
Мы активно вводили в реализацию нашего проекта детское творчество,
используя
рисунки,
поделки,
придуманные
детьми
сказки
и
рассказы
(Приложение №5). Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный
конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи
научились что-то делать, многое узнали и поняли, нарушители исправились. Для
усиления
эмоциональной
направленности
использовали
литературные,
музыкальные и живописные произведения (Приложение №4). Для закрепления
правил мы рекомендовали простейшие домашние задания: придумать сказку,
накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.
Вместе с детьми мы решили создать папку-раскладушку «Наши поступки».
Ребятам было интересно посмотреть на себя со стороны, с нашей же стороны
создание
папки-раскладушки
было
направлено
на
развитие
способности
оценивать
свое
отношение
к
позитивным
и
негативным
поступкам.
Развивать эстетические чувства и желание все делать красиво (сервировать стол,
сидеть за столом и т.д.).
На III завершающем этапе мы провели повторное анкетирование родителей,
проанализировав их ответы. На основе диагностики анкет, провели родительское
собрание: «Какие стали наши детки». Подготовили и раздали родителям памятки
по нравственно-эстетическому воспитанию их детей.
Наши предположения оправдались: у дошкольников сформировались
представления
нравственной,
социально-эстетической
и
адаптированной
личности, владеющей основами культуры поведения. Проделанная работа пусть и
с трудностями, но позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и
предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от
требований и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более
сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи
негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе
родителям.
Занятия по этикету становятся своеобразным аккумулятором накопленных
нравственных представлений в жизненном опыте. Проект позволяет выстроить
действенный
воспитывающий
диалог,
пробуждающий
желание
самосовершенствоваться;
развивает
коммуникабельность
и
толерантность.
Углубление воспитанников в нравственный выбор даёт возможность им
соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом,
задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к
осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.
Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.
Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более
общительными
в
играх,
улучшилось
их
эмоциональное
состояние.
9
Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта
(фотографирование, поиск информации).
Но самое главное, что мы смогли донести до родителей, убеждение в том,
что именно они являются главным примером для своих детей, то есть родители
воспитывают ребёнка собственной воспитанностью.
В перспективе мы планируем продолжать работу по данному направлению
в будущем учебном году:
Пополнение и расширение оборудования (создание пособий, дидактических
игр, сюжетных-игровых постановок и т.д.) на различные разделы этикета;
Создание методической разработки с играми по темам и градацией
познавательных процессов, работа с родителями и коллегами;
Участие в фестивале проектов в МБДОУ детском саду № 19 г. Пензы
«Катюша» и знакомство других специалистов ДОУ с возможностями
данного оборудования на примере нашего проекта.
Участие во всероссийских конкурсах на различных интернет платформах.
10
Список литературы:
1.
Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки,
стихи. М., 2013.
2.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.,
2004.
3.
Арушанова А.Г. «Истоки диалога». – М.: Мозаика – Синтез, 2003.
4.
Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету
для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.
5.
Безгина О.Ю. «Речевой этикет дошкольников». – М.: Мозаика , 2004.
6.
Вольф И.Т. «Современный этикет».- М., 2011.
7.
Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М., 1983.
8.
Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической
грамматике с детьми 6—7 лет. Практ. пособие для воспитателей и
методистов ДОУ. Воронеж, 2009.
9.
Микляева Н.В. «Социально - нравственное воспитание детей от 2 до 5
лет».М.: Айрис-Пресс, 2009.
10.Мулько И.Ф. Этика для детей 5—7 лет: Метод, пособие. М., 2012.
Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5—8 лет. М., 2009.
11.Титаренко А.И. «Нравственные основы общения». М.,1997.
12.Шалаева Г.П. «Правила поведения». М., 2016.
11
Приложение№ 1
Формы взаимодействия с детьми.
12
Формы
взаимодействия
с детьми
Формы
взаимодействия
с детьми
Этические
беседы
Этические
беседы
Познавательно-
поисковая
деятельность
Познавательно-
поисковая
деятельность
Дидактические
игры
Дидактические
игры
Игры - упражнения
Игры - упражнения
Игры -
инсценировки
Игры -
инсценировки
Сюжетно-ролевые
игры
Сюжетно-ролевые
игры
Праздники
Развлечения
Праздники
Развлечения
Продуктивная
деятельность
Продуктивная
деятельность
Приложение № 2
Детская художественная литература для воспитания культуры поведения
За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого:
Баруздин С. «Про Светлану».
Носов Н. «Карасик».
Если друг попал в беду, помоги ему:
Воронкова Л.Ф. «Что сказала бы мама?»
Осеева В. «Три товарища», «До первого дождя».
Помогай друзьям мириться:
Берестов В. «Петушки».
Орлов В.Н. «Кто кого?»
Будь заботливым всегда, быстрее подрастешь тогда:
Гренева Н. «Участливый»
Зернова В. «Как Антон полюбил ходить в детский сад»
Старайся подать хороший пример:
Александрова З.Н. «Невидимка».
Гернет Н. «Хорошая вода».
Делись с друзьями:
Александрова З.И. «Шарик» /из цикла «Про маленькую Таню»/.
Осеева В.А. «Сторож», «Печенье».
Будь с людьми приветливым:
Аким Я.Л. «Есть такие мальчики».
Мошковская Э.Э. «Я пою».
Вежливые слова не лень говорить нам каждый день:
Белова Б. «С добрым утром!»
Осеева В. «Волшебное слово».
Умей договариваться:
Кузнецова А. «Подружки».
Михалков С. «Бараны»
Не ссорься с другом никогда, счастливый будешь ты тогда:
Бороздина В. «Медовые камешки».
Лагздынь Г.Р. «Почему один Егорка?»
Говори всегда красиво, четко и неторопливо:
Драгунский В.Ю. «Заколдованная буква».
Петрушевская Л.С. «Пуськи бятые».
Пантелеев Л. «Буква «ты».
Руки теплою водой с мылом мой перед едой:
Барто А. «Девочка чумазая».
Тувим Ю. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».
13
Приложение № 3
Фотоотчет о реализации проекта «Ежели вы вежливы».
14
Приложение №4
Фотоотчет о реализации проекта «Ежели вы вежливы».
15
Приложение №5
Фотоотчет о реализации проекта «Ежели вы вежливы».
16
17