Напоминание

Развитие нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения, детей 4-5 лет.


Автор: Денисенко Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Развитие нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения, детей 4-5 лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ХХIV научно-практическая конференция педагогических работников

образовательных учреждений города Пензы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 г. Пензы «Катюша»

Номинация «Педагогические чтения»

Развитие нравственной, социально адаптированной личности,

владеющей основами культуры поведения, детей 4-5 лет

в процессе организации проекта «Ежели вы вежливы»

Подготовила:

Денисенко Ольга Алексеевна,

воспитатель

Пенза, 2021

1

Содержание

1.Актуальность…………………………………………...……………………….3- 4 с.

2.Цель и задачи работы…………………………………………………………..4 -5с.

3.Опыт работы по проекту «Ежели вы вежливы»…………………………..….5-10 с.

4.Список использованной литературы и источников……………....…………...11 с.

5.Приложения

2

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших

проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и

нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе

культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием

ребенка до школы [9].

Одна

из

задач,

поставленная

Федеральным

государственным

образовательным стандартом дошкольного образования направлена на усвоение

норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и

сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

формирование

готовности

к

совместной

деятельности

со

сверстниками,

формирование

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к

сообществу детей и взрослых в организации и др. [II,2.6].

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон

общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного

воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические

представления,

навыки

культурного

поведения,

социально-общественные

качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо

оценивать свои поступки и поступки других детей [2]. В цивилизованном

обществе без применения правил этикета не обойтись, и проблема этического

воспитания стоит как никогда остро. Поэтому учить детей нужно начинать с

самого рождения [9].

Беря своё начало в семье, процесс социализации ребёнка-дошкольника, т.е.

«процесс врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), продолжается в

дошкольных группах образовательных учреждений.

В настоящее время в

обществе переоценивается роль семьи, происходит возрождение семьи как

социального института, где ребёнок проходит этапы первичной социализации.

Считается доказанным, что семья является источником передачи ребёнку

социально-исторического

опыта,

опыта

эмоциональных

и

деловых

взаимоотношений между людьми. Семья – это источник, дающий силу для

духовного развития, который помогает ребёнку адаптироваться в обществе, найти

себе место в жизни. Мы расширили представления детей о взаимоотношениях

между членами семьи, о взаимоуважении, понимании отношения к старшим, к

братьям, сестрам. Воспитывать у детей любовь и доброжелательные отношения к

членам семьи. Развивать интерес к знаниям о своих родственниках (бабушках,

дедушках) [11].

3

Что же такое этикет? Это порядок поведения, способствующий созданию

наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной

принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов,

убеждений, интересов. Суть его – в умении быть приятным для окружающих,

настраивать людей на общение с собой, понимать и видеть их достоинства.

Окунемся

немного

в

историю.

Городской

житель

XVI

веке

руководствовался указаниями “Домостроя»: хозяин дома, господин жены, детей и

слуг. Знать и богатство почиталось, они не задумывались над чувствами тех, кто

находится ниже по социальной лестнице. В XVIII веке в России на основе

европейского этикета и русских обычаев и традиций формируется новый порядок

поведения. Знатный человек руководствовался правилами, изложенными в книге

«Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное

от разных авторов» [4].

Мужчины все так же имели приоритетное положение – хозяин дома, но

стали активно входить понятия приятности общения, умение нравиться, быть

человеком галантным. Постепенно менялся сам стиль общения.

В XIX веке этикет - «знание приличий, умение держать себя в обществе так,

чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким из своих действий не оскорбить

людской слабости» (Светозарская.К. Светский человек).

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой

древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются

всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то

данного

общества,

но

и

представителями

самых

различных

социально-

политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой

страны

вносят

в

этикет

свои

поправки

и

дополнения,

обусловленные

общественным

строем

страны,

спецификой

ее

исторического

строения,

национальными традициями и обычаями [6].

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и

поведение. Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой

культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков

жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре,

справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте,

порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры

материальной. В связи с этим мы начали реализацию проекта с детьми 4-5 лет

«Ежели вы вежливы».

Определили

цель

проекта:

развитие

нравственной,

социально

адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Наметили задачи проекта:

Образовательные:

4

познакомить детей с азами этических норм;

учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь

освоить нормы этикета;

обучать детей правильному поведению в социуме.

Развивающие:

развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях

со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими

людьми с ориентацией на метод сопереживания;

развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на

анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего

эмоционального состояния в ходе общения.

Воспитательные:

воспитывать

положительные

качества:

вежливость,

тактичность,

сострадание, милосердие, доброту;

способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма;

воспитание привычки к социально одобряемому поведению в семье,

детском саду, в общественных местах.

Выбрали тип проекта: творчески-познавательный, информационный. В

данном проекте участвовали дети средней группы МБДОУ детского сада

№ 19 г. Пензы «Катюша», родители воспитанников, педагоги.

Обозначили принципы работы:

принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли

активных

исследователей;

формы

общения

педагога

с

детьми

партнёрство, соучастие и взаимодействие;

принцип последовательности: материал планируется и даётся детям

последовательно,

чтобы

дети

усваивали

знания

постепенно,

в

определённой системе;

принцип наглядности – широкое представление иллюстраций, наглядного

материала;

принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен,

т.к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий,

стремимся к достижению результатов;

принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков;

принцип опоры на зону ближайшего развития детей;

принцип гуманизации.

Определили сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2018-май 2019).

Разработали этапы проекта:

5

1.

Подготовительный (сентябрь 2018 г.)

2.

Практический (октябрь 2018 г.- апрель 2019 г.)

3.

Заключительный (май 2019 г.)

Работу вели поэтапно.

На I этапе занимались разработкой проекта:

изучили психолого-педагогическую литературу;

изучили педагогический опыт работы по проблеме;

определили основные цели, задачи по реализации проекта;

определили основные ресурсы для реализации проекта (материальных,

программно – методических);

Определили формы взаимодействия с детьми (Приложение №1)

На II этапе мы реализовывали проект - организовали деятельность всех

участников проекта: детей, педагога и родителей. На родительском собрании

разобрали тему: «Воспитание культуры поведения у детей», проанкетировали

родителей по теме: «Уровень культуры поведения вашего ребенка».

Первое, с чего мы начали знакомить детей, это понятие «этикет». Нашей

задачей было сформировать навыки использования в речи вежливых слов и

выражений. Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать

контакты со сверстником, взрослыми людьми. Вежливым нужно быть всегда.

Вежливость должна быть искренней.

Правила этикета мы использовали в режимных моментах (Приложение №3).

Учились

решать

некоторые

этические

задачи.

Развивать

внимательное,

доброжелательное отношение к окружающим. Продолжали формировать стойкие

навыки детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Упражняли в

формировании своих взглядов, интересов.

Дети в нашей группе испытывали трудности в общении и взаимодействии

со сверстниками, связанные с неумением или не желанием учитывать интересы и

позицию партнёров, найти взаимопонимание. Поэтому мы решили расширить

представления детей о взаимоотношениях людей. Провели беседу «Дружить

значит весело жить» (Приложение №3). Побуждали к активному проявлению

эмоциональной отзывчивости к друзьям. Предложили детям решение проблемной

ситуации: «если болен друг». Побуждали к соблюдению правил поведения между

друзьями.

Развивали речевой этикет,

использовав

тренинг «Комплименты». В

реализации проекта для закрепления навыков доброжелательного отношения друг

к другу, нам очень помог, созданный нами на 1 этапе проекта каталог

«художественной литературы для воспитания культуры поведения» (Приложение

№2).

6

Когда дети уже имели представление об элементарных правилах этикета,

мы решили продолжить формировать представление о нормах поведения в

детском саду. Развивать умение вежливо обращаться к воспитателю, помощнику

воспитателя и другим взрослым. Продолжали учить детей использовать в речи

добрые и «волшебные» слова. В этом нам помогали такие д/и, как: «Доскажи

словечко», «хорошие, плохие поступки», «если вежлив ты».

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной

жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно

на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво

и, самое главное, аккуратно питаться.

Для этого мы формировали понятие о

сервировке стола. Познакомили с правилами пользования столовыми приборами

во время трапезы. В этом нам помогло

упражнение «Накроем на стол» (по

алгоритму) (Приложение №3). Правильное питание – одно из важнейших условий

сохранения здоровья ребёнка, его нормального роста и развития.

Дети активно

принимали участие в сервировке стола, старались правильно вести себя за столом,

и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятными и вежливыми.

Важным в реализации нашего проекта стал раздел семьеведение. В рамках

ознакомления дошкольников с семьей и их традициями мы воспитываем у них

гуманное отношение к своим близким, уточняем представление о родственных

связях, именах близких родственников, о их занятиях.

Учим детей осознавать, что

семья – это объединение людей разного возраста, основанное на родственных

связях. Дети начали осознавать, что семья, родители – самые близкие для них

люди. Надо сказать, что до этого мы испытывали трудности во взаимодействии с

родителями: скептическое отношение к проекту, неохотная помощь, но именно

этот раздел помог нам заинтересовать родителей в реализации нашего проекта,

т.к. сами дети подтолкнули их к изучению семейных традиций – передачи из

поколения в поколение правил поведения в семье. Родителям было предложено

активно участвовать в проекте: изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр и

театральной деятельности. Провести акцию «Навести бабушку» и др.

Позже

последовало участие в концерте посвященному «Дню матери». Цель этого

прекрасного праздника - поддержать традиции бережного отношения к женщине,

особо отметить значение в нашей жизни самого главного человека-матери.

Детьми были изготовлены портреты-шаржи, с описанием главных качеств их мам

(Приложение №4).

Изучая семейные традиции, дети узнали много информации о семейных

праздниках, торжествах. Поэтому мы решили перейти к изучению правил

поведения в гостях. С целью ознакомления детей с культурой преподнесения

подарка, поведения за столом, мы провели беседу «Правила поведения в гостях»

(Приложение №5). Важными помощниками на данном этапе стали сюжетно-

7

ролевые игры, игровые упражнения, игры-инсценировки. В этой связи мы с

педагогами разработали картотеку сюжетно-ролевых игр.

Позже мы перешли к формированию представления о том, что соблюдение

правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости.

Закрепили такие понятия как: «водитель», «пассажир», «пешеход» в сюжетно-

ролевой игре «Автобус» (Приложение №5). Формировали осознанное отношение

к правилам поведения в общественном транспорте, инсценировками ситуаций

«Кому

уступить

место?»

(Приложение

№5).

Воспитывали

уважительное

отношение к незнакомым взрослым и сверстникам с помощью дидактических игр

по этикету «Приветствие», «Вежливые слова», «Если вежлив ты». Побуждали

детей к использованию в речи вежливых форм обращения. В итоге изучения этого

раздела, ребята решили сами составить правила поведения в транспорте.

В

последние

годы

увеличивается

число

детей

с

нарушениями

психоэмоционального развития, к сожалению в нашей группе тоже есть такие

дети. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся

эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д.,

что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме

того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные

отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и

общения, деформацию личностного роста детей в целом.

Соответственно

организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не

только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить

или даже полностью устранить недостатки личностного развития. Вместе мы

разбирались, что такое эмоции, почему человек может быть огорчен, а от чего

полон радости, как определить по лицу человека его настроение, использовав

игры: «мой смайлик», «зеркало», «тренажер эмоций» (Приложение №4). Вместе

проводили психогимнастику (Приложение №4) на совершенствование умения

детей и родителей, создавать образы с помощью пластики и жестов. Пробуждали

радостные эмоции при общении с близкими. Изучали виды эмоций, и почему они

происходят.

Продолжали формировать навыки детей соблюдать речевой этикет,

разговаривая по телефону. Использовали игры инсценировки: «Телефонный

разговор»,

«Плачет телефон в квартире». Подвели детей к способности

самостоятельных

суждений,

умению

вести

диалог,

умению

выслушать.

Воспитывали в детях уважение к другим людям, желание быть вежливыми. В

этом разделе нам помогло чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит», «У меня

зазвонил телефон». Мы формировали навыки употребления вежливых слов и

выражений. Упражняли в умении коротко излагать свои мысли.

8

Мы активно вводили в реализацию нашего проекта детское творчество,

используя

рисунки,

поделки,

придуманные

детьми

сказки

и

рассказы

(Приложение №5). Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный

конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи

научились что-то делать, многое узнали и поняли, нарушители исправились. Для

усиления

эмоциональной

направленности

использовали

литературные,

музыкальные и живописные произведения (Приложение №4). Для закрепления

правил мы рекомендовали простейшие домашние задания: придумать сказку,

накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.

Вместе с детьми мы решили создать папку-раскладушку «Наши поступки».

Ребятам было интересно посмотреть на себя со стороны, с нашей же стороны

создание

папки-раскладушки

было

направлено

на

развитие

способности

оценивать

свое

отношение

к

позитивным

и

негативным

поступкам.

Развивать эстетические чувства и желание все делать красиво (сервировать стол,

сидеть за столом и т.д.).

На III завершающем этапе мы провели повторное анкетирование родителей,

проанализировав их ответы. На основе диагностики анкет, провели родительское

собрание: «Какие стали наши детки». Подготовили и раздали родителям памятки

по нравственно-эстетическому воспитанию их детей.

Наши предположения оправдались: у дошкольников сформировались

представления

нравственной,

социально-эстетической

и

адаптированной

личности, владеющей основами культуры поведения. Проделанная работа пусть и

с трудностями, но позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и

предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от

требований и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более

сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи

негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе

родителям.

Занятия по этикету становятся своеобразным аккумулятором накопленных

нравственных представлений в жизненном опыте. Проект позволяет выстроить

действенный

воспитывающий

диалог,

пробуждающий

желание

самосовершенствоваться;

развивает

коммуникабельность

и

толерантность.

Углубление воспитанников в нравственный выбор даёт возможность им

соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом,

задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к

осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.

Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.

Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более

общительными

в

играх,

улучшилось

их

эмоциональное

состояние.

9

Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта

(фотографирование, поиск информации).

Но самое главное, что мы смогли донести до родителей, убеждение в том,

что именно они являются главным примером для своих детей, то есть родители

воспитывают ребёнка собственной воспитанностью.

В перспективе мы планируем продолжать работу по данному направлению

в будущем учебном году:

Пополнение и расширение оборудования (создание пособий, дидактических

игр, сюжетных-игровых постановок и т.д.) на различные разделы этикета;

Создание методической разработки с играми по темам и градацией

познавательных процессов, работа с родителями и коллегами;

Участие в фестивале проектов в МБДОУ детском саду № 19 г. Пензы

«Катюша» и знакомство других специалистов ДОУ с возможностями

данного оборудования на примере нашего проекта.

Участие во всероссийских конкурсах на различных интернет платформах.

10

Список литературы:

1.

Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки,

стихи. М., 2013.

2.

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.,

2004.

3.

Арушанова А.Г. «Истоки диалога». – М.: Мозаика – Синтез, 2003.

4.

Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету

для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.

5.

Безгина О.Ю. «Речевой этикет дошкольников». – М.: Мозаика , 2004.

6.

Вольф И.Т. «Современный этикет».- М., 2011.

7.

Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М., 1983.

8.

Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической

грамматике с детьми 6—7 лет. Практ. пособие для воспитателей и

методистов ДОУ. Воронеж, 2009.

9.

Микляева Н.В. «Социально - нравственное воспитание детей от 2 до 5

лет».М.: Айрис-Пресс, 2009.

10.Мулько И.Ф. Этика для детей 5—7 лет: Метод, пособие. М., 2012.

Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5—8 лет. М., 2009.

11.Титаренко А.И. «Нравственные основы общения». М.,1997.

12.Шалаева Г.П. «Правила поведения». М., 2016.

11

Приложение№ 1

Формы взаимодействия с детьми.

12

Формы

взаимодействия

с детьми

Формы

взаимодействия

с детьми

Этические

беседы

Этические

беседы

Познавательно-

поисковая

деятельность

Познавательно-

поисковая

деятельность

Дидактические

игры

Дидактические

игры

Игры - упражнения

Игры - упражнения

Игры -

инсценировки

Игры -

инсценировки

Сюжетно-ролевые

игры

Сюжетно-ролевые

игры

Праздники

Развлечения

Праздники

Развлечения

Продуктивная

деятельность

Продуктивная

деятельность

Приложение № 2

Детская художественная литература для воспитания культуры поведения

За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого:

Баруздин С. «Про Светлану».

Носов Н. «Карасик».

Если друг попал в беду, помоги ему:

Воронкова Л.Ф. «Что сказала бы мама?»

Осеева В. «Три товарища», «До первого дождя».

Помогай друзьям мириться:

Берестов В. «Петушки».

Орлов В.Н. «Кто кого?»

Будь заботливым всегда, быстрее подрастешь тогда:

Гренева Н. «Участливый»

Зернова В. «Как Антон полюбил ходить в детский сад»

Старайся подать хороший пример:

Александрова З.Н. «Невидимка».

Гернет Н. «Хорошая вода».

Делись с друзьями:

Александрова З.И. «Шарик» /из цикла «Про маленькую Таню»/.

Осеева В.А. «Сторож», «Печенье».

Будь с людьми приветливым:

Аким Я.Л. «Есть такие мальчики».

Мошковская Э.Э. «Я пою».

Вежливые слова не лень говорить нам каждый день:

Белова Б. «С добрым утром!»

Осеева В. «Волшебное слово».

Умей договариваться:

Кузнецова А. «Подружки».

Михалков С. «Бараны»

Не ссорься с другом никогда, счастливый будешь ты тогда:

Бороздина В. «Медовые камешки».

Лагздынь Г.Р. «Почему один Егорка?»

Говори всегда красиво, четко и неторопливо:

Драгунский В.Ю. «Заколдованная буква».

Петрушевская Л.С. «Пуськи бятые».

Пантелеев Л. «Буква «ты».

Руки теплою водой с мылом мой перед едой:

Барто А. «Девочка чумазая».

Тувим Ю. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».

13

Приложение № 3

Фотоотчет о реализации проекта «Ежели вы вежливы».

14

Приложение №4

Фотоотчет о реализации проекта «Ежели вы вежливы».

15

Приложение №5

Фотоотчет о реализации проекта «Ежели вы вежливы».

16

17



В раздел образования