Автор: Максимова Алина Данисовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №15
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деятельность концертмейстера в детской музыкальной школе
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа №15
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Методическая разработка:
“Деятельность концертмейстера в детской музыкальной школе”
Составила: Максимова А.Д.
Уфа, 2021 год
2
Введение
Работа
концертмейстера
занимает
значительное
место
в
повседневной
профессиональной деятельности пианиста. Концертмейстер - это универсальный пианист,
который должен владеть обширным объемом знаний в области музыки, бегло читать с
листа, транспонировать, подбирать по слуху, редактировать музыкальные тексты, делать
переложения. Все эти качества концертмейстер приобретает с течением времени в
результате
обширной концертмейстерской практики. Одним из важнейших условий
эффективной
работы
концертмейстера становится
степень
сформированности
его
профессионально-коммуникативных качеств. Кроме этого пианист должен обладать рядом
таких свойств, как многоплоскостное внимание – ансамбль, исполнительские задачи,
звуковой баланс, художественный замысел.
Высокий профессионализм и безупречная музыкальная культура концертмейстера
должны сочетаться с эмоциональной чуткостью и безупречной выдержкой, творческой
изобретательностью и тщательным самоконтролем, трудолюбием и способностью к
концентрации внимания, высокой степени ответственности и развитой мобильности,
организаторской активности, требовательности к достижению художественного замысла.
Практическое значение данной работы заключается в том, что как работающие, так
и
начинающие концертмейстеры могут найти в ней
полезную
информацию
и
практические рекомендации для применения их в своей профессиональной деятельности.
3
Глава 1. Задачи концертмейстера в инструментальных классах музыкальной
школы
Концертмейстер дословно (нем.) - мастер концерта. Деятельность концертмейстера
начинается уже с самых первых уроков. Вся работа над музыкальным произведением от
фрагментарного прочтения до целостного охвата композиции проходит
при его
непосредственном участии. Конечно, учащийся, прежде всего, разбирает и выучивает
нотный текст. Но он твердо знает, что на уроке он будет выступать как настоящий артист в
сопровождении опытного пианиста. Между учеником и концертмейстером возникает
творческая
связь,
сотрудничество,
которое
будет
направлено
на
раскрытие
художественного
образа
каждого
музыкального
произведения.
В
деятельности
концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции.
Концертмейстер помогает ученику обогащать музыкальные представления, лучше понять,
усвоить
и
передать
содержание
произведения,
укрепляет
интонацию,
развивает
ритмическую дисциплину ученика и согласованность исполнения партий. Разнообразие
репертуара обязывает концертмейстера владеть различными приемами игры, богатством
нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. Он должен знать специфические
особенности солирующего инструмента – законы звукоизвлечения, дыхания, техники.
Игра концертмейстера с взрослым музыкантом отличается от игры с начинающим.
Именно в этом возрасте учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить
азы метро — ритма, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового
соответствия.
Необходимо
выработать
умение
приспособиться
к
личности
и
исполнительской манере ребенка: неритмично играющего — держать,
робкого —
воодушевлять, эмоционального — сопровождать. Важно также и умение быстро
ориентироваться в тексте, видеть весь текст, помогать в случае допущенной: ошибки,
уметь поддержать ученика в концертном выступлении, предугадывать его намерения.
В работе концертмейстера крайне важно чувство меры, слуховой контроль и
дирижерское начало, умение переживать и сопереживать. Существует несколько этапов
подготовки учащегося к выступлению. Огромный период проходит в классе. Это работа
над
произведением:
разбор,
многократные
повторения
фрагментов,
работа
над
метроритмом, ансамблем, сыгрывание, работа над формой произведения. Преподаватель
по специальности совместно с концертмейстером подсказывают ученику верные образы,
настроения музыки. Еще одним этапом является выучивание произведения. Здесь
необходимы детализация, игра с преувеличением, установление логических связей.
Концертмейстер шаг за шагом проделывает с учащимся эту трудную, но, безусловно,
интересную работу. Если все сделано правильно, то исполнение на эстраде станет
4
приятным и уверенным, как для ученика, так и для концертмейстера. Особую роль в
подготовке к концертным выступлениям играют репетиции в зале.
Мастерство
концертмейстера
заключается
в
нахождении
нужного
звукового
баланса,
соответствующего акустике помещения. Концертмейстер также помогает воспитаннику
приобретать артистические навыки общения с публикой. На эстраде волнуются все, но
каждый по - своему. Здесь необходимо учитывать различные типы темперамента юных
артистов и быть готовым к любым неожиданностям. Поэтому концертмейстер должен
наблюдать за повторяющимися и устойчивыми проявлениями психики ребенка на сцене.
Глава 2. Роль концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов
Наиболее сложным можно считать воплощение на фортепиано специфики
звучности струнно-смычковых инструментов. Нужно пытаться, по возможности, смягчить
атаку звука, прикосновение к клавиатуре должно осуществляться без жесткой фиксации
кисти и пальцев, а скорее способом «поглаживания» клавиш, добиваться мягкости при
исполнении гармонических и мелодических оборотов. Надо заметить,
что не всегда
найденный прием становится универсальным. Здесь необходимо учитывать характер
произведения, историческую эпоху,
в
которую оно было создано. Например, в
произведениях
старинных
мастеров
нужно
осторожно
пользоваться
педалью,
ее
применение должно быть строго ограничено. В пьесах романтического периода наоборот,
педаль будет фактурно-необходимой, обогащающей звучание солирующего инструмента.
Репертуар юных скрипачей и виолончелистов состоит не только из пьес, этюдов, но и
концертов. Именно при исполнении произведений крупной формы нужно стремиться
«оркестровать рояль», то есть пианист - концертмейстер будет выступать в роли оркестра.
Знание
тембров инструментов
симфонического оркестра и
умение передать их
многокрасочную
палитру
на
рояле
—
задача
не
из
легких.
От
воображения
концертмейстера зависит, сможет ли он ясно представить легкое стаккато флейты, мягкое
обволакивающее
звучание
валторн,
гнусавость
английского
рожка,
яркость
и
праздничность труб, ворчание контрабасов, раскаты литавр. Если концертмейстер сможет
передать звуки оркестра, то исполнение заиграет яркими красками, если нет - то
произведение получится плоским, одномерным. Характер оркестровых вступлений
(интродукций), проигрышей, заключений тоже целиком и полностью зависит
от
концертмейстера. Мастерство концертмейстера проявляется в точном определении темпа,
в котором будет исполнять произведение ученик, характера и общего тонуса. Здесь особое
значение имеет партия левой руки, которая придает звучности глубину и объемность.
5
Особенно это касается подходов к кульминациям, кульминационных tutti. В зависимости
от
подготовленности
учащегося
к
каждому
уроку,
его
способностей
задачи
концертмейстера могут быть различными.
Несколько слов о штрихах. Самуил Евгеньевич Фейнберг писал: «...Штрихи
смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз
от правой руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением,
спадом и сменой звучащих образов». То есть под штрихами скрипачи понимают не только
ведение смычка вверх или вниз, но и широкий круг самых разнообразных приемов
звукоизвлечения. Скрипичное легато артикуляционно однозначно и реализуется всегда
одним игровым приемом, в то время как нон легато представлено большим количеством
артикуляционных градаций и, соответственно, штриховых вариантов. Особое искусство
концертмейстера состоит в выборе штриха, соответствующего или приближенного к
штриху исполнителя.
Глава 3. О работе концертмейстера в классе духовых инструментов
В основе обучения молодых исполнителей -
духовиков лежит воспитание
музыканта в глубоком и всестороннем понимании этого слова. Обучающиеся и
преподаватели духового отделения принимают активное участие в многочисленных
концертных мероприятиях. Наверное, и по этой причине концертмейстер постоянно
находится
в
состоянии
концертной
готовности.
Пианист
в
ансамбле
дубовых
инструментов - равноправный участник всего музыкального действия. Репертуар,
изучаемый учащимися духового отделения, отличается по содержанию. Основной объем
занимают произведения эстрадного и джазового направления. А эта музыка сложнейших
ритмических сочетаний. Именно в классе духовых инструментов необходимы такие
навыки
творческого
музицирования
как
транспонирование
и
подбор
по
слуху.
Концертмейстер также должен владеть отличной фортепианной техникой, набором
специфических фортепианных приемов, так как фортепианные соло в композициях
достаточно виртуозны. Основное качество, которое выработано со временем - это умение
«держать» темп и метроритм. Жить живым ритмом произведения исключительно важно,
так
как
ритм
в
джазовой
музыке
является
мощным
средством
музыкальной
выразительности. Из технических приемов звукоизвлечения предпочтительна пальцевая
атака, максимальная весовая игра от плеча. Часто тембральная окраска в своем
воплощении на рояле зависит от регистра. При работе в классе духовых инструментов
нужно учитывать и моменты взятия дыхания, и жесты дирижера, то есть постоянно
6
воспитывать коллективное музыкальное мышление. От концертмейстера требуется
свободное ориентирование в ансамбле, оркестре, быстрое схватывание и запоминание
всего произведения в целом и в деталях. Цифры, способы записи сокращений,
повторений, вступления инструментов, отсчет пауз — все это необходимый набор знаний
и умений для успешной деятельности концертмейстера. И, в конечном счете, нужно
всегда понимать функции своей партии в ансамбле, уметь играть ярко, но не
противоречить другим исполнитялям, быть и ведомым, и ведущим, держать баланс
звучания и по вертикали, и по горизонтали.
Глава 4. Об особенностях работы концертмейстера с вокальными и
хоровыми коллективами
Работу концертмейстера с вокальным или хоровым коллективом отличает ряд
специфических черт. В распоряжении ансамбля мелодия и поэтический текст, в ведении
концертмейстера - гармонический план. В поле зрения пианиста находится нотная строка
с записью вокальной мелодии, поэтического текста и фортепианная партия. При работе с
вокалистами важно умение координировать мелодию со всей остальной фактурой.
Поэтому перед началом работы с коллективом необходимо детально проработать
музыкальный текст,
справиться с техническими трудностями, научиться играть без
зрительного контакта с клавиатурой, то есть добиться автоматизма. Однако нередки
случаи, когда приходится играть с листа неизвестные произведения и транспонировать их.
Очень, важно донести до слушателя смысл поэтического текста произведения. «По'-
видимому,
ни
один
инструментальный
аккомпанемент
не
играет
столь
важной
драматургической роли, как аккомпанемент вокальных произведений...» - пишет
Е.М.Шендерович в книге «В концертмейстерском классе», которая до сих пор является
лучшей книгой каждого концертмейстера. Аккомпанемент в вокальных произведениях
очень выразителен, это равноправная партия, которая усиливает глубину содержания, так
называемый поэтический образ. В вокальном ансамбле, как правило, отсутствует
дирижер, роль которого частично выпадает играть аккомпаниатору.
Здесь уместно
упомянуть об образном соответствии фортепианных вступлений и заключений духу
исполняемых произведений, о выборе темпа и его отклонениях в процессе развертывания
произведения, о цезурах, соответствующих технике дыхания вокалистов. Особое значение
для совместных репетиций имеет психологический климат. В создании настроения для
творческого общения концертмейстер принимает активное участие. Увлеченность своей
профессией, любовь к музыке, доброжелательная манера разговора, совместное
7
обсуждение с коллективом ошибок, недочетов, а также умение наладить контакт с
партнерами помогают достигать эффективных результатов. Чувствовать певца как себя,
обладать способностью к перевоплощению - одна из задач концертмейстера вокалистов.
В многогранной и разнообразной деятельности концертмейстера работа с хоровым
коллективом представляется, пожалуй, особенно сложной. Концертмейстер играет под
управлением дирижера, подражает звучанию хора, слышит многоголосие и читает
партитуры. От концертмейстера требуются следующие качества:
-
умение играть «под руку» дирижера, то есть способность понимать жесты и
намерения;
- работа над качеством звука;
-развитость интуиции, угадывание начала и конца звука;
В редких случаях брать инициативу в свои руки («держать хор»). Способность
понимать дирижерские жесты и намерения приобретается с Изучением основных приемов
дирижирования, с двух-, трех-, четырехдольными сетками, с понятиями «ауфтакта»,
«точки», «снятия звука»,
а также концертмейстер должен знать, какими жестами
изображаются штрихи и оттенки. Следующая проблема, с
которой сталкивается
концертмейстер хора - это проблема звука.
Она должна иметь вокальную природу.
Деятельность концертмейстера в хоровом коллективе включает в себя не только само
исполнение аккомпанемента, но и разучивание с певцом или хором партий, сольных
номеров, участие в подборе репертуара. Часто концертмейстеру приходится сталкиваться
с отсутствием фортепиано в учреждениях, производственных цехах и т.д. Владение игрой
на клавишном синтезаторе спасает ситуацию. При игре на синтезаторе концертмейстер
становится еще и аранжировщиком, экспериментирует с тембрами, стилями. В отдельных
случаях даже приходится менять технику звукоизвлечения, упрощать фактуру, так как
диапазон инструментов составляет меньшее число октав. В современных условиях
концертмейстер должен уметь записать фонограммы аккомпанементов. Это касается
выступлений на открытом воздухе или при больших аудиториях. Запись фонограммы -
процесс сложный. В этом процессе, помимо хора, ансамбля или вокалистов участвует еще
и звукорежиссер. Используя достижения технического прогресса, у концертмейстера
появляются большие возможности для экспериментирования со средствами музыкальной
выразительности.
8
Глава 5. Специфика работы концертмейстера в классе домры
В работе с солистом-инструменталистом концертмейстер решает, как общие, так и
специфические
профессиональные
задачи,
связанные
с
особенностями
данного
инструмента.
От специфики солирующего инструмента и репертуара зависит конкретное
решение ансамблевых и пианистических задач, направленное на воплощение основных
ансамблевых параметров: единства художественных намерений партнеров, синхронности
звучания,
динамического
баланса,
одинаковости
штрихов,
тембрового
слияния
инструментов. Методические рекомендации Н. Н. Темновой «Задачи концертмейстера в
работе над произведениями для домры» содержат анализ задач концертмейстера в классе
домры, исходя из специфики домры как сольного инструмента и особенностей домрового
репертуара.
Основные приемы игры на домре — удар и тремоло (быстрое чередование ударов),
которые непрерывно дополняются за счет применения приемов, заимствованных из
практики игры на других инструментах (струнных смычковых, балалайки): пиццикато
левой и правой рукой, натуральные и искусственные флажолеты, удар за подставкой,
пиццикато вибрато и тремоло вибрато. Имеет место одновременное использование
различных приемов. Звук домры, извлекаемый ударом медиатора, звонкий и ясный, а на
тремоло — льющийся и певучий.
Игра на грифе создает приглушенное, матовое звучание, а у подставки, наоборот,
дает открытый, слегка «гнусавый» звук, напоминающий банджо. Некоторую трудность
представляет собой игра в верхних ладах из-за меньшего размера и сложности попадания.
Струна ми, особенно в прижатом состоянии,
звучит
довольно глухо.
В целом
динамическая шкала может быть достаточно разнообразной:
От нежнейшего пианиссимо на пиццикато в левой и флажолетах до весьма
мощного фортиссимо на аккордах тремоло. Домра обладает широкими виртуозными
возможностями,
что с успехом
применяется композиторами в сочинениях для этого
инструмента.
В поисках тембрового и динамического слияния с домрой концертмейстер должен
стремиться к сухому, четкому звукоизвлечению, что особенно сложно сохранить в
параллельных с домрой пассажах. В таких случаях legato у пианиста должно быть non
troppo legato, слегка маркатированное, с очень резким отпусканием клавиши после ее
нажатия. Этот прием в сочетании с предельно ровным ритмичным исполнением позволяет
концертмейстеру решить не только проблему соответствия штрихов, но также и проблему
9
синхронности в виртуозных фрагментах. Здесь необходимо отметить, что работа со
струнными щипковыми инструментами подвигает концертмейстера на поиск новых
пианистических
приемов,
которые
порой
противоречат
звуковым
требованиям,
предъявляемым
в
сольном
исполнительстве,
с
целью
достижения
тембровой
и
артикуляционной идентичности звучания фортепиано и домры.
Особенно тщательно нужно следить за одновременностью снятия звуков и
аккордов.
С точки зрения синхронности особого внимания требует такой прием как
флажолеты: для их взятия домристу необходимо чуть больше времени, чем для обычно
удара, и в игре с неопытными исполнителями концертмейстер должен быть бдительным,
чтобы момент появления звука у фортепиано и домры точно совпадал.
Основой организации фактуры, как и в любых аккомпанементах, должен быть бас,
а звучание партии правой руки пианиста, в аккомпанементах типа «бас-аккорд»,
«гармоническая
фигурация»,
«мелодическая
фигурация»
должно
быть
легким
и
прозрачным, за исключением тематических произведений с обозначенной яркой
динамикой.
Выстраивая динамический баланс, необходимо учитывать приглушенным характер
звучания домры в нижней тесситуре (на струне ми), лёгкое, воздушное звучание
флажолетов, когда звук фортепиано должен встраиваться в звук домры, мягкое звучание
пиццикато вибрато. С другой стороны, плотное аккордовое звучание, особенно на
тремоло нуждается в мощной поддержке фортепиано.
Педаль при игре с домрой должна быть прозрачной: в исполнении аккомпанемента
типа
«бас-аккорд»
в
быстрых
эпизодах
от
ее
применения
лучше
отказаться.
Традиционную педаль можно использовать в фортепианных соло, а также в кантиленных
произведениях или фрагментах,
когда фортепиано плавностью и мягкостью должно
компенсировать возможный недостаток певучести домры на тремоло у учащихся.
Проблема педализации в игре со струнными щипковыми инструментами является очень
важной, но в ее решении не всегда можно надеяться на помощь педагога данного класса.
Начинающему пианисту лучше обращаться за помощью к более опытным коллегам,
которые могли бы послушать репетицию или концертное выступление. Следует
поинтересоваться не только общим впечатлением от игры, но и отдельными параметрами
исполнения, в частности педализацией. Кроме того,
желательно как можно чаще
записывать совместную игру с солистом на видео- или аудиоаппаратуру
и внимательно
прослушивать записи. Этот способ помогает концертмейстеру не только в решении
вопроса о педализации, но и в целом для улучшения качества ансамбля.
10
Заключение
Как известно, концертмейстер должен слышать произведение объемно - и по
вертикали, и по горизонтали. Вот почему так часто выступает принцип самоограничения,
когда приходится отступить на второй план ради выявления главного, основного, во имя
целого. А для этого требуется опыт,
мастерство знание, стиля композитора, ясное
понимание формы исполняемого произведения. Тщательное прочтение нотного и
словесного текстов, безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам,
внимание к точному выполнению ритма, логической акцентировке, интонационной
чистоте - таковы основные задачи концертмейстера. Выполнение их дает возможность
совместно с солистами участвовать в воплощении творческого замысла композитора,
передать слушателям образ произведения правдиво, одухотворенно, выразительно и ярко.
Концертмейстеру
приходится
приспосабливаться
к
творческой
манере
многих
преподавателей, в классах которых он работает. Многообразие требований повышает его
профессиональную компетентность. Концертмейстер должен быть готов ко всему:
всевозможным импровизациям, подсказке забытого слова, подыгрыванию мелодии (если
солист не держит тональность), проведению урока с учеником без преподавателя по
специальности. Область концертмейстерской практики для многих пианистов является
творческой
потребностью,
влияет
самым
благотворным
образом
на
дальнейшее
совершенствование художественной индивидуальности. Талант режиссера живет в его
фильмах,
художника
-
в
картинах,
поэта
-
в
стихах.
Исполнительский
труд
концертмейстера часто преходящ,
сиюминутен,
неуловим.
В этом его сложность и
благородство.