Напоминание

Приобщение учащихся к эвенской культуре на занятиях студии "Архитектура и дизайн"


Автор: Портнягина Мария Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Улусный Детский Центр
Населённый пункт: Эвено-Бытантайский национальный улус
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приобщение учащихся к эвенской культуре на занятиях студии "Архитектура и дизайн"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ЭВЕНСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЗАНЯТИЯХ

СТУДИИ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

Портнягина М.В

Педагог МБУ ДО

«Улусный Детский Центр»

Эвено-Бытантайский национальный улус

Республика Саха (Якутия)

Руководитель студии «Архитектура и дизайн»

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное управление образования

Эвено-Бытантайского национального улуса

В

современных

условиях

реформирования

всей

системы

российского

образования,

возрождения

национального

самосознания

и

реализации

этнического

потенциала

особую

актуальность

приобретает

изучение

педагогической

национальной

духовной

культуры,

которая

является

фундаментом личностного развития достойного молодого поколения.

В

процессе

этнокультурного

образования

подрастающего

поколения,

изучаются не только знания об обычаях, традициях, культуре, языке, но и

формируются уважительное отношение к родному языку, чувство гордости за

свой народ, за малую Родину, где они родились и выросли. И что самое ценное

-

воспитывается

культурное

взаимодействие

и

толерантность

к

другим

народам, их культуре.

Народная

педагогика

коренных

народов

Севера,

в

частности

эвенов,

рассматривается

нами

как

совокупность

проверенных

практикой,

передаваемых из поколения в поколение практических знаний, нравственных и

эстетических

воззрений,

идей

сведений,

способов

и

средств

обучения

и

воспитания

подрастающего

поколения,

приобщения

их

к

условиям

общественной жизни и производства.

Основным источником материального и духовного богатства любого народа,

главным

критерием

социального

престижа

человека

является

труд,

правильно

осуществляемое

трудовое

воспитание

и

обучение,

непосредственное

участие

учащихся

в

общественно

полезном,

производительном

труде,

является

действенным факторов гражданского взросления, морального и интеллектуального

формирования

личности,

ее

физического

развития.

Как

бы

ни

сложилась

дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребуются

им в любой сфере деятельности, а для жителей арктических районов Республики

Саха

(Якутия)

эти

навыки

тесно

связаны

с

вековой

борьбой

человека

за

существование

и

продолжение

своего

рода.

Вот

почему

трудовой

элемент

в

школьном

воспитании

с

давних

времен

выступает

как

существенная

педагогическая тенденция.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школе обусловила большое

значение

научного

исследования

многих

зарубежных,

отечественных

ученых,

педагогов. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков

педагогики Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д.

Каждый народ имел своих мыслителей, уникальных философов-мудрецов.Это

относится и к эвенскому этносу. Это зачинатели эвенской литературы Николай

Тарабукин,

Платон

Ламутский,

А.

Кривошапкин,

которые

свои

произведения

адресуют

детям.

И

в

этом

заключен

большой

смысл:

язык,

культура

могут

возродиться

тогда,

когда

дети

понимают

обычаи,

традиции

своего

народа,

понимают своих предков и окружающий их природу.

Таким образом, актуальность и те проблемы, которые стоят перед

школой, перед эвенским этносом по воспитанию развитой личности,

определили выбор темы доклада:

«Приобщение учащихся к эвенской культуре на занятиях студии

«Архитектура и дизайн».

Цель: - теоретическое и практическое обоснование роли занятий

студии

«Архитектура

и

дизайн»

на

развитие

умений

и

навыков

традиционных занятий коренных народов Севера, исследовательской

деятельности по изучению жизни и быта эвенов.

Задачи:

- изучить педагогическую, методическую и специальную литературу

по проблеме исследования;

- изучить роль системы дополнительного образования в приобщении

учащихся к традиционной эвенской культуре;

- обосновать методику проведения занятий студии «Архитектура и

дизайн» по изучению традиционных технологий обустройства жилья и

обработки материалов;

- выявить динамику развития исследовательских и практических

умений, навыков и знаний по выживанию в экстремальных условиях

Арктики.

Актуальность

создания

программы

студии

«Архитектура

и

дизайн»

обусловлена

желанием

дать

учащимся

возможность

познакомиться

с

эвенской

культурой,

освоить

их

историю,

воспитать

патриотического

отношения.

Гипотеза: заключается в том, что приобщение учащихся к родной

эвенской культуре будет успешно реализоваться если:

-

педагогическая

образовательная

среда

развивается

по

инновационным идеям, системам и современным технологиям обучения и

воспитания;

создаются

благоприятные

условия

для

творческого

развития

учащихся,

материально-техническая

база

школ,

обеспечение

учебно-

методической литературой соответствует требованиям, предъявляемым к

образовательным учреждениям:

учителя,

руководители

кружков

и

студий

систематически

повышают свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство,

готовят

учащихся

к

творческой,

исследовательской

деятельности

в

различных областях знаний.

Заключение

Целью моей работы является приобщение подрастающего

поколения малочисленных народов севера к родной культуре, через

техническое

творчество,

а

значит

и

сохранение

ее

в

наших

детях.

Трудовое воспитание коренных народов осуществлялось в тесной связи с

техническим

творчеством.

Оно

главным

образом,

осуществлялось

в

процессе труда. На занятии происходит усвоение учащимися знаний и

овладения умениями и навыками. Одновременно с этим осуществляется

воспитание, прежде всего через учебный материал и самостоятельных

практических работ.

На занятиях студии «Архитектура и дизайн» обучающиеся детально

изучают особенностей строения Илуму, жилища эвенов, изготавливают

макеты,

усваивают

технологии

обработки

ровдуги,

работают

с

природными материалами. В процессе всего обучения большое внимание

уделяется приобщения учащихся к эвенской культуре.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



В раздел образования