Автор: Портнягина Мария Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Улусный Детский Центр
Населённый пункт: Эвено-Бытантайский национальный улус
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приобщение учащихся к эвенской культуре на занятиях студии "Архитектура и дизайн"
Раздел: дополнительное образование
ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ЭВЕНСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЗАНЯТИЯХ
СТУДИИ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Портнягина М.В
Педагог МБУ ДО
«Улусный Детский Центр»
Эвено-Бытантайский национальный улус
Республика Саха (Якутия)
Руководитель студии «Архитектура и дизайн»
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное управление образования
Эвено-Бытантайского национального улуса
В
современных
условиях
реформирования
всей
системы
российского
образования,
возрождения
национального
самосознания
и
реализации
этнического
потенциала
особую
актуальность
приобретает
изучение
педагогической
национальной
духовной
культуры,
которая
является
фундаментом личностного развития достойного молодого поколения.
В
процессе
этнокультурного
образования
подрастающего
поколения,
изучаются не только знания об обычаях, традициях, культуре, языке, но и
формируются уважительное отношение к родному языку, чувство гордости за
свой народ, за малую Родину, где они родились и выросли. И что самое ценное
-
воспитывается
культурное
взаимодействие
и
толерантность
к
другим
народам, их культуре.
Народная
педагогика
коренных
народов
Севера,
в
частности
эвенов,
рассматривается
нами
как
совокупность
проверенных
практикой,
передаваемых из поколения в поколение практических знаний, нравственных и
эстетических
воззрений,
идей
сведений,
способов
и
средств
обучения
и
воспитания
подрастающего
поколения,
приобщения
их
к
условиям
общественной жизни и производства.
Основным источником материального и духовного богатства любого народа,
главным
критерием
социального
престижа
человека
является
труд,
правильно
осуществляемое
трудовое
воспитание
и
обучение,
непосредственное
участие
учащихся
в
общественно
полезном,
производительном
труде,
является
действенным факторов гражданского взросления, морального и интеллектуального
формирования
личности,
ее
физического
развития.
Как
бы
ни
сложилась
дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребуются
им в любой сфере деятельности, а для жителей арктических районов Республики
Саха
(Якутия)
–
эти
навыки
тесно
связаны
с
вековой
борьбой
человека
за
существование
и
продолжение
своего
рода.
Вот
почему
трудовой
элемент
в
школьном
воспитании
с
давних
времен
выступает
как
существенная
педагогическая тенденция.
Необходимость трудового обучения и воспитания в школе обусловила большое
значение
научного
исследования
многих
зарубежных,
отечественных
ученых,
педагогов. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков
педагогики Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д.
Каждый народ имел своих мыслителей, уникальных философов-мудрецов.Это
относится и к эвенскому этносу. Это зачинатели эвенской литературы Николай
Тарабукин,
Платон
Ламутский,
А.
Кривошапкин,
которые
свои
произведения
адресуют
детям.
И
в
этом
заключен
большой
смысл:
язык,
культура
могут
возродиться
тогда,
когда
дети
понимают
обычаи,
традиции
своего
народа,
понимают своих предков и окружающий их природу.
Таким образом, актуальность и те проблемы, которые стоят перед
школой, перед эвенским этносом по воспитанию развитой личности,
определили выбор темы доклада:
«Приобщение учащихся к эвенской культуре на занятиях студии
«Архитектура и дизайн».
Цель: - теоретическое и практическое обоснование роли занятий
студии
«Архитектура
и
дизайн»
на
развитие
умений
и
навыков
традиционных занятий коренных народов Севера, исследовательской
деятельности по изучению жизни и быта эвенов.
Задачи:
- изучить педагогическую, методическую и специальную литературу
по проблеме исследования;
- изучить роль системы дополнительного образования в приобщении
учащихся к традиционной эвенской культуре;
- обосновать методику проведения занятий студии «Архитектура и
дизайн» по изучению традиционных технологий обустройства жилья и
обработки материалов;
- выявить динамику развития исследовательских и практических
умений, навыков и знаний по выживанию в экстремальных условиях
Арктики.
Актуальность
создания
программы
студии
«Архитектура
и
дизайн»
обусловлена
желанием
дать
учащимся
возможность
познакомиться
с
эвенской
культурой,
освоить
их
историю,
воспитать
патриотического
отношения.
Гипотеза: заключается в том, что приобщение учащихся к родной
эвенской культуре будет успешно реализоваться если:
-
педагогическая
образовательная
среда
развивается
по
инновационным идеям, системам и современным технологиям обучения и
воспитания;
•
создаются
благоприятные
условия
для
творческого
развития
учащихся,
•
материально-техническая
база
школ,
обеспечение
учебно-
методической литературой соответствует требованиям, предъявляемым к
образовательным учреждениям:
•
учителя,
руководители
кружков
и
студий
систематически
повышают свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство,
готовят
учащихся
к
творческой,
исследовательской
деятельности
в
различных областях знаний.
Заключение
Целью моей работы является приобщение подрастающего
поколения малочисленных народов севера к родной культуре, через
техническое
творчество,
а
значит
и
сохранение
ее
в
наших
детях.
Трудовое воспитание коренных народов осуществлялось в тесной связи с
техническим
творчеством.
Оно
главным
образом,
осуществлялось
в
процессе труда. На занятии происходит усвоение учащимися знаний и
овладения умениями и навыками. Одновременно с этим осуществляется
воспитание, прежде всего через учебный материал и самостоятельных
практических работ.
На занятиях студии «Архитектура и дизайн» обучающиеся детально
изучают особенностей строения Илуму, жилища эвенов, изготавливают
макеты,
усваивают
технологии
обработки
ровдуги,
работают
с
природными материалами. В процессе всего обучения большое внимание
уделяется приобщения учащихся к эвенской культуре.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!