Напоминание

«Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации»


Автор: Летягина Екатерина Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации

детей к условиям дошкольной образовательной организации»

Летягина Екатерина Николаевна

Студентка, Южно – Уральский государственный гуманитарно –

педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация.

Аннотация

Статья

посвящена

вопросам

психолого-педагогическому

сопровождению адаптации детей к условиям дошкольной образовательной

организации. Состоит из введения, методов исследования, основной части,

результатов исследования, списка использованной литературы.

Во введении описывается актуальность, научная разработанность, цель

и

задачи

исследования

по

вопросам

психолого-педагогического

сопровождения адаптации детей к условиям дошкольной образовательной

организации.

Проведено исследование психолого-педагогического сопровождения

адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации при

помощи

методик:

наблюдение

в

специально

-

созданной

ситуации

«Матрешка»

(автор

Е.И.Морозова);

метод

опроса

родителей

(автор

Л.П.Стрельникова);

«Психолого-педагогические

параметры

поступления

ребенка в дошкольное учреждение» (автор К. Л. Печора); «Изучение степени

адаптации ребенка к ДОУ» (автор А. Остроухова); метод математической

статистики: Т-критерий Вилкоксона.

Так же представлены результаты проведенного исследования.

Ключевые

слова:

адаптация,

психолого-педагогическое

сопровождение, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная

организация.

Одним

из

основных

принципов

дошкольного

образования,

закрепленных

в

ФГОС

ДО

является

создание

благоприятных

условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, а также поддержание и

укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка физического,

нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях

современного

детского сада

является

приоритетной,

особенно

в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического

и эмоционального напряжения.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и

связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского

организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте

ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное

пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным

нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

Можно отметить отечественных ученых занимающихся проблемой

адаптации К.А. Абульхановой-Славской, В.Ф. Березина, Л.С. Выготского,

А.Н. Леонтьева, А.А. Налчаджян, А.В. Петровского, А.А. Реана, С.Л.

Рубинштейна, проблема адаптации ребенка раннего и дошкольного возраста

раскрыта в

исследованиях Н.М.

Аксариной,

В.А.

Алямовской, Н.П.

Бадьиной, Л.В. Белкиной, Д.Н. Исаева, Л.Н. Павловой, Г.В. Пантюхиной,

К.Л. Печоры и др.

Разработка

и внедрение

различных программных комплексов по

психологическому сопровождению детей раннего возраста в период их

адаптации к дошкольной образовательной организации является важной

задачей, реализация которой может существенным образом повлиять на

дальнейшее психическое развитие ребенка. Важно выстроить отношения, в

которых

будет

создаваться

чувство

комфортности,

уверенности,

взаимоуважения, взаимопомощи, возможности разрешать проблемы по мере

их возникновения. Осуществляется все это через организацию психолого-

педагогического сопровождения всех участников процесса, включающую в

себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование

родителей и педагогов.

Цель исследования:

теоретически обосновать и экспериментально

проверить

психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к

условиям дошкольной образовательной организации.

Объект исследования:

адаптация детей к условиям дошкольной

образовательной организации.

Предмет

исследования:

психолого-педагогическое

сопровождение

адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.

Гипотеза

исследования:

процесс

адаптации

детей

дошкольного

возраста будет проходить наиболее успешно при реализации программы

психолого-педагогического сопровождения.

Цель исследования предполагает постановку и решение следующих

задач:

1.

Проанализировать

проблему

психолого-педагогического

сопровождения

адаптации

детей

к

условиям

дошкольной

образовательной организации в психолого-педагогической литературе.

2.

Изучить особенности адаптации детей дошкольного возраста к

условиям дошкольной образовательной организации.

3.

Дать характеристику модели психолого-педагогическое сопровождение

адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольной

образовательной организации.

4.

Описать этапы, методы и методики исследования.

5.

Составить характеристику выборки и провести анализ исследования.

6.

Составить

и

реализовать

программу

психолого-педагогического

сопровождения адаптации детей дошкольного возраста к условиям

дошкольной образовательной организации.

7.

Проанализировать

результаты

опытно-экспериментального

исследования психолого-педагогического сопровождения адаптации

детей

раннего

и

младшего

дошкольного

возраста

к

условиям

дошкольной образовательной организации.

8.

Составить рекомендации педагогам и родителям по сопровождению

адаптации детей к дошкольной образовательной организации.

Исследование уровня адаптации детей раннего возраста к условиям

ДОО проходило в три этапа:

этап

1

подготовительно-поисковый.

Теоретическое

изучение

литературы

и

составление

модели

психолого-педагогического

сопровождения адаптации к условиям ДОО, подбор методик для проведения

опытно-экспериментального

исследования.

На

этом

этапе

выполнено

изучение литературы по проблеме

адаптации детей к условиям ДОО,

определение возрастных особенностей адаптации детей раннего возраста.

Был подобран комплекс методик с учетом возрастных характеристик и темы

нашего исследования;

этап 2 – опытно - экспериментальный. Проведение констатирующего и

формирующего

эксперимента

по

методикам,

анализ

и

обобщение

полученных результатов. В ходе формирующего эксперимента: разработка

и

реализация

психолого-педагогической

программы

сопровождения

адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО;

этап

3

контрольно-обобщающий.

Проведение

повторной

диагностики, анализ и обобщение результатов исследования, статистическая

обработка

результатов,

формулирование

выводов

и

разработка

рекомендаций.

Для достижения поставленных задач были использованы методы и

методики исследования:

1. Теоретические методы: теоретический анализ, синтез и обобщение

данных научной,

учебной и методической

литературы по проблеме

исследования, моделирование, целепологание.

2.

Эмпирические:

наблюдение,

констатирующий

эксперимент,

формирующий эксперимент, опрос, тестирование по следующим методикам:

Методики исследования:

наблюдение в специально - созданной

ситуации «Матрешки» (автор Е.И.Морозова); метод опроса родителей (автор

Л.П. Стрельникова); «Психолого-педагогические параметры поступления

ребенка в дошкольное учреждение» (автор К. Л. Печора); «Изучение степени

адаптации ребенка к ДОУ» (автор А. Остроухова).

3.

Статистические

методы:

непараметрический

критерий

Т-

Вилкоксона.

По данным наблюдения по методике «Матрешка» выявлено у 16% ( 6 детей)

высокий уровень адаптации, у 52% ( 19 детей) средний уровень, у 32% (11

детей) низкий уровень адаптации. Воспитанники с высоким уровнем

адаптированности проявляли положительное эмоциональное состояние,

умение сотрудничать как со взрослыми, так и со сверстниками. У детей со

средним

уровнем

адаптированности

чаще

наблюдали

нейтральное

эмоциональное

состояние.

Отрицательное

эмоциональное

состояние

отмечали у детей с низким уровнем адаптированности.

Анкетирование родителей показало, 10% (4 человека) отмечают что

ребенок посещает детский сад с желанием и интересом, 41% (15 человек)

отмечают что ребенок не испытывает особого желания, предпочитает

оставаться дома, 49% (17 человек) отметили, что дети не хотят ходить в

детский сад. 27 % (10 человек) быстро включаются в общение, 32 % (11

человек) – не сразу вступают в общение, 41 % (15 человек) не проявляют

радости от встречи ни с воспитателем, ни со сверстниками. При встрече с

родителями 27 % (10 человек) спокойны и жизнерадостны, 32 % (11 человек)

– возбуждены, беспокойны, капризничают при сборах домой, 41 % (15

человек) тревожны, с нетерпением ждут родителей. Таким образом, у 27 %

(10 человек) высокий уровень адаптированности, у 32 % (11 человек) –

средний уровень адаптированности и у 41 % (15 человек) низкие результаты

адаптации при поступлении ребенка в ДОО. У этих детей плохой сон,

аппетит, они не идут на контакт с детьми.

По данным опроса родителей о готовности ребенка к ДОО

по

методике К.Л.Печора сделали вывод, что 16 % (6 человек) готовы к

поступлению в ДОО. 52 % (19 человек) условно готовы, у этих детей

неспокойный сон, часто снижен аппетит. 32% (11 человек) не готовы к

поступлению в ДОО. Эти дети с трудом идут на контакт со взрослым и

детьми, не спят во время дневного сна, они отказываются от еды.

В ходе проведения методики «Изучение степени адаптации ребенка к

ДОУ» разработанный А.Остроуховой, получены следующие результаты: у

16% (6 человек) адаптация находится на высоком уровне. Дети с таким

уровнем легко идут на контакт со взрослыми и детьми, у них спокойный сон,

хороший аппетит. Такие дети с легкостью отпускают родителей, с

увлечением включаются в игровой и воспитательный процесс. У 52% (19

человек) уровень адаптации является средним. Что является вполне

допустимым показателем. Периодически появляются небольшие трудности с

общением со сверстниками или послушанием; им бывает тяжело соблюдать

режим, проявляются трудности со сном или питанием. У 32 % (11 человек)

процесс адаптации проходит непросто и характеризуется сложным. У этих

детей отмечается неспокойный сон и плохой аппетит; они эмоционально

нестабильны, очень огорчаются и расстраиваются из-за любого пустяка;

плохо идут на контакт с ребятами; у них снижен аппетит и активность.

Таким образом, выявилась группа детей со средним и низким уровнем

адаптации, которые нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.

Эти дети нуждаются в

щадящем режиме, который предусматривает,

например, увеличение двигательной активности, организацию прогулок с

подвижными играми, отсутствие повышенных умственных нагрузок на

занятиях, организацию профилактических и оздоровительных мероприятий.

Программа

психолого-педагогического

сопровождения

адаптации

детей раннего возраста кусловиям ДОО разработана на основании «Дерева

целей» процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО и модели

психолого-педагогического

сопровождения

адаптации

детей

раннего

возраста к условиям ДОО.

Цель:

психолого-педагогическое

сопровождение

адаптации

детей

раннего возраста к условиям ДОО.

В ходе достижения цели решались задачи:

1.

Создание условий для преодоления стрессовых состояний у детей

раннего возраста в период адаптации.

2.

Психолого-педагогическая помощь воспитателям в работе с детьми

раннего возраста в период адаптации.

3.

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу

адаптации детей.

Методы и техники, используемые в программе:

релаксационные

упражнения, игровая терапия, психогимнастика,

телесно-ориентированная

терапия, сказкотерапия, арт – терапия.

Программа

психолого-педагогического

сопровождения

адаптации

детей раннего возраста

к условиям

ДОО включала 24 психолого-

педагогических занятия, которые проводились 1 раз в неделю в утренние

часы, в сформированной нами группе из 30 детей (19 мальчиков, 11

девочек), которые до формирующего эксперимента имели средний и низкий

уровни адаптации к условиям ДОО. Занятия проводили по подгруппам.

Общая продолжительность психолого-педагогического занятия в первую

половину дня составляла 15 минут, что не превышает требований к

максимально допустимому объему образовательной нагрузки в первой

младшей группе ДОО и соответствует возрастным и психологическим

особенностям детей раннего возраста.

Структура

программы

психолого-педагогического

сопровождения

адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО:

Вводная часть:

позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу

доброжелательности, группового доверия и принятия

.

Основная

часть:

работа

в

соответствии

с

целями

и

задачами

программы, активизация детей на работу в группе.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают

детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции,

активно взаимодействовать со сверстниками.

Последовательность

упражнений

должна

предполагать

чередование

деятельности,

смену

психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от

интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны

также располагаться в порядке от сложного к простому.

Заключительная часть: упражнения на эмоциональное и физическое

расслабление, закрепление полученных результатов, дается оценка самому

себе и группе. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми

и упражнениями.

После реализации программы психолого – педагогической программы

сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, была

проведена повторная диагностика по тем же методикам используемых на

констатирующем этапе.

По результатам повторного исследования уровня адаптации детей

раннего возраста к условиям ДОО по методике «Наблюдение в специально -

созданной ситуации «Матрешка» Е.И.Морозовой (Приложение 4, таб.1) мы

видим что, у 27 % (10 человек) выявлен высокий уровень

адаптации.

Сравнительно с результатами констатирующего эксперимента значение

которого было 16 % (6 человек), показатель изменился на 11 % (4 человека).

0%

20%

40%

60%

80%

100%

16%

52%

32%

27%

62%

11%

до реализации про-

граммы

после реализации

программы

УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ

КОЛИЧЕСЧТВО ИСПЫТУЕМЫХ В %

Рисунок 6. Распределение показателей адаптации детей раннего возраста к условиям

ДОО по методике «Наблюдение в специально - созданной ситуации «Матрешка»

Е.И.Морозовойдо и после реализации программы

Средний уровень составляет 62% (22 человека), это характеризовалось

Сравнительно с результатами предшествующими эксперименту значение

которого было 52 % (19 человек), показатель изменился на 10 % (3 человека).

11 % (4 человек) выявлен низкий уровень

адаптации. Результат до

эксперимента

имел

показатель

32%

(11

человек),

после

реализация

психолого-педагогической

программы

показатель

уровня

адаптации

снизился на 21 % (7 человек).

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

0%

20%

40%

60%

80%

100%

27%

32%

41%

41%

45%

14%

до реализации программы

после реализации программы

УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ

КОИЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В %

Рисунок 7.Распределение показателей адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО

по методу опроса родителей по Л.П.Стрельниковой до и после реализации программы

По результатам метода опроса родителей по Л. П. Стрельниковой

получены следующие результаты– высокий уровень наблюдается у 41% (15

человек).

На этапе

констатирующего эксперимента

показатель после

проведения формирующего эксперимента изменился на 14% (5 человек).

Средний уровень адаптации составляет 45% (16 человек),сравнительно

с результатами предшествующими эксперименту, значение которого было

32% (11 человек), показатель изменился на 15% (5 человек).

Низкий уровень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО на

контрольном этапе эксперимента составляет 14% (5 человек). Данный

показатель до эксперимента 41 % (15 человек) изменился после проведения

эксперимента на 27 % (10 человек).

41% (15 человек) отмечали, что процесс привыкания проходил легко.

Эти дети с желание посещают детский сад. 41% (15 человек) процесс

привыкания оценивают средним и 16% (6человек) оценивают процесс

привыкания у своих детей сложным. В анкетах этих детей, родители

отмечают, что эти дети не хотят ходить в детский сад.

Рассмотрев результаты полученные с помощью методики «Психолого-

педагогические параметры поступления ребенка в дошкольное учреждение»

(автор К. Л. Печора) сделали вывод,

что большинство детей готовы и

условно готовы к поступлению в ДОО.

ГОТОВ

УСЛОВНО ГОТОВ

НЕ ГОТОВ

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

16%

16%

14%

41%

45%

18%

до реализации программы

после реализациии программы

УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ

КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В %

Рисунок 8. Распределение показателей адаптации детей раннего возраста к условиям

ДОО по методике «Психолого-педагогические параметры поступления ребенка в

дошкольное учреждение» К. Л. Печора до и после реализации программы

Готовность детей к условиям ДОО выявлена у 41 % (15 человек).

Результат до эксперимента имеет показатель 16 % (6 человек).

45% (16 человек) условно готовы к условиям ДОО. Показатель

изменился на 7 % (3 человека).

14% (5 человек) не готовы к поступлению в ДОО.

К данному

показателю относятся дети с низким уровнем адаптации. Показатель

изменился на 18 % (6 человек).

Можно

сказать,

что

результатом

сотрудничества

родителей

и

педагогического коллектива стала успешная адаптация большинства ребят к

дошкольному учреждению.

ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

16%

52%

32%

41%

50%

9%

до программы реали-

зации

УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ

КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В%

Рисунок 9. Распределение показателей адаптации детей раннего возраста к условиям

ДООпо методике «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» А.Остроуховой до и

после реализации программы

В ходе проведения методики «Изучение степени адаптации ребенка к

ДОУ» А.Остроуховой, мы получили следующие результаты: у 36 % (13

человек) адаптация находится на высоком уровне. Результат до эксперимента

имеет показатель 16 % (6 человек). У детей восстановился аппетит и сон, они

охотно общаются с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации

свидетельствует о том, что дети этой подгруппы привыкли к коллективу.

У 55 % (20 детей) уровень адаптации является средним. Показатель

изменился на 3 % (1 человек).

У 9% (3 человека) уровень адаптации остается на низком уровне. У

этих детей сохраняется подавленное эмоциональное состояние, внутренняя

напряженность,

которая

проявляется

в

малой

речевой

активности,

безынициативности. Это дети, которые практически не посещали детский сад

из-за болезни. Родители этих детей считают, что этим детям лучше создать

домашний режим, поэтому эти дети практически не принимали участия в

организованных нами психолого-педагогических занятиях.

Показатель низкого уровня адаптации детей к условиям ДОО после

реализованной программы снизился на 23% (8 человек).

По полученным результатам после проведения эксперимента, видна

положительная динамика.

У испытуемых изменилось психическое состояние с низкого уровня

адаптации к среднему и высокому уровню.

Для того чтобы определить разницу между результатами одной и той

же выборки до и после реализации психолого – педагогической программы

сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОО мы провели

математическую обработку данных по Т– критерию Вилкоксона.

Сформулируем гипотезы:

Н0 – уровень адаптации детей раннего возраста повысился случайно.

Н1 –

уровень адаптации детей раннего возраста повысился

после

реализации психолого – педагогической программы.

Алгоритм подсчета Т

критерия Вилкоксона:

1. Составляем список испытуемых в алфавитном порядке.

2. Вычисляем разницу между замерами до проведения психолого-

педагогической сопровождения и после. Определяем, что будет считаться

«типичным» сдвигом, формулируем гипотезы.

3. Переводим разности в абсолютные величины.

4. Ранжируем абсолютные величины разностей, начисляя меньшему

значению меньший ранг.

5. Подсчитываем сумму рангов не типичных значений по формуле:

T=ΣR, Где R,

ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

6. Определяем критические значения для Т.

7. Строим ось значимости.

7. Строим ось значимости.

Зона значимости 0.01 0 0.05 Зона незначимости

x

y

0

42

r

кр=185

r

кр=227

Рисунок 10. Ось значимости Т-критерия Вилкоксона

В ходе расчетов было установлено, что эмпирическое значение

находится в зоне значимости (Тэмп- 42) и мы можем сделать вывод, что

изменение

уровня

адаптации

до

проведения

программы

и

после

присутствует. Тем самым гипотеза Н1 подтверждается, реализованная

психолого–педагогическая

программа

сопровождения

адаптации

детей

раннего возраста к условиям ДОО повлияла на уровень адаптации детей,

выявлена положительная динамика.

Таким образом, у испытуемых после проведения формирующего

эксперимента произошли количественные и качественные изменения.

По всем методикам, после реализации программы сопровождения,

количество детей с низким уровнем адаптации снизилось, а количество

детей со средним и высоким уровнем адаптации значительно повысилось. Из

этого следует, что дети значительно повысили свои социальные и бытовые

навыки, навыки взаимодействия, способствующие процессу адаптации.

Библиографический список

1.

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям

[Текст] / сост. А. С. Русаков - М. : СПб. : Речь, Образовательные

проекты, М.: Сфера, 2010 – 218 с.

2.

Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом,

диагностика, рекомендации [Текст] / авт.- сост. Н.В. Соколовская -

Волгоград. : Учитель, 2008. - 127 с.

3.

Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст]

/ М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 2001. – 298 с.

4.

Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ:

Практическое пособие [Текст]/ Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель,

2006. – 236с.

5.

Васильева, Л.И. Эмоциональное благополучие ребенка в период

адаптации к детскому саду [Текст] /Л. И. Васильева

// Психолог в

детском саду. - 2011. - № 3. - С. 99-102.

6.

Ватутина,

Н.

Д.

Ребенок

поступает

в

детский

сад:

пособие

длявоспитателей дет. сада [Текст] / под ред. Л.И. Каплан. – М.:

Просвещение, 1983. - 80 с.

7.

Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии

в работе с дошкольниками /монография.

[Текст]

/ В.И.Долгова,

Е.В.Попова - М.: Издательство Перо, 2015. 208 с.

8.

Доронова, Т. Н. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы [Текст] / Т.

Н. Доронова // Обруч. - 2006.- № 5. - C. 21-25.

9.

Печора, К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного

возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и

семьи.[Текст] / К. Л. Печора - М: «Издательство Скрипторий 2003»,

2006. - 96 с.

10.Пистун, Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации

ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного

учреждения [Текст] / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г. П. Ковачева //

Молодой ученый, 2014. - №4. - С. 1064-1066.

11.Чепракова, Е. А.

Адаптация ребенка к детскому саду [Текст] /

Е.А.Чепракова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2011. -

№ 1. - C. 23-27.

12.Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного

возраста [Текст] / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галямова //

под науч. ред. проф. Л. М. Шипициной. – СПб. : Речь, 2005. – 240 с.

13.Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст] / Д. Б. Эльконин. - 4-е

изд.– М.: Академия, 2007. – 384 с.



В раздел образования