Автор: Летягина Екатерина Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации»
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации
детей к условиям дошкольной образовательной организации»
Летягина Екатерина Николаевна
Студентка, Южно – Уральский государственный гуманитарно –
педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация.
Аннотация
Статья
посвящена
вопросам
психолого-педагогическому
сопровождению адаптации детей к условиям дошкольной образовательной
организации. Состоит из введения, методов исследования, основной части,
результатов исследования, списка использованной литературы.
Во введении описывается актуальность, научная разработанность, цель
и
задачи
исследования
по
вопросам
психолого-педагогического
сопровождения адаптации детей к условиям дошкольной образовательной
организации.
Проведено исследование психолого-педагогического сопровождения
адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации при
помощи
методик:
наблюдение
в
специально
-
созданной
ситуации
«Матрешка»
(автор
Е.И.Морозова);
метод
опроса
родителей
(автор
Л.П.Стрельникова);
«Психолого-педагогические
параметры
поступления
ребенка в дошкольное учреждение» (автор К. Л. Печора); «Изучение степени
адаптации ребенка к ДОУ» (автор А. Остроухова); метод математической
статистики: Т-критерий Вилкоксона.
Так же представлены результаты проведенного исследования.
Ключевые
слова:
адаптация,
психолого-педагогическое
сопровождение, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная
организация.
Одним
из
основных
принципов
дошкольного
образования,
закрепленных
в
ФГОС
ДО
является
создание
благоприятных
условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, а также поддержание и
укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка физического,
нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях
современного
детского сада
является
приоритетной,
особенно
в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического
и эмоционального напряжения.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и
связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского
организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте
ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное
пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным
нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Можно отметить отечественных ученых занимающихся проблемой
адаптации К.А. Абульхановой-Славской, В.Ф. Березина, Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, А.А. Налчаджян, А.В. Петровского, А.А. Реана, С.Л.
Рубинштейна, проблема адаптации ребенка раннего и дошкольного возраста
раскрыта в
исследованиях Н.М.
Аксариной,
В.А.
Алямовской, Н.П.
Бадьиной, Л.В. Белкиной, Д.Н. Исаева, Л.Н. Павловой, Г.В. Пантюхиной,
К.Л. Печоры и др.
Разработка
и внедрение
различных программных комплексов по
психологическому сопровождению детей раннего возраста в период их
адаптации к дошкольной образовательной организации является важной
задачей, реализация которой может существенным образом повлиять на
дальнейшее психическое развитие ребенка. Важно выстроить отношения, в
которых
будет
создаваться
чувство
комфортности,
уверенности,
взаимоуважения, взаимопомощи, возможности разрешать проблемы по мере
их возникновения. Осуществляется все это через организацию психолого-
педагогического сопровождения всех участников процесса, включающую в
себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование
родителей и педагогов.
Цель исследования:
теоретически обосновать и экспериментально
проверить
психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к
условиям дошкольной образовательной организации.
Объект исследования:
адаптация детей к условиям дошкольной
образовательной организации.
Предмет
исследования:
психолого-педагогическое
сопровождение
адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Гипотеза
исследования:
процесс
адаптации
детей
дошкольного
возраста будет проходить наиболее успешно при реализации программы
психолого-педагогического сопровождения.
Цель исследования предполагает постановку и решение следующих
задач:
1.
Проанализировать
проблему
психолого-педагогического
сопровождения
адаптации
детей
к
условиям
дошкольной
образовательной организации в психолого-педагогической литературе.
2.
Изучить особенности адаптации детей дошкольного возраста к
условиям дошкольной образовательной организации.
3.
Дать характеристику модели психолого-педагогическое сопровождение
адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольной
образовательной организации.
4.
Описать этапы, методы и методики исследования.
5.
Составить характеристику выборки и провести анализ исследования.
6.
Составить
и
реализовать
программу
психолого-педагогического
сопровождения адаптации детей дошкольного возраста к условиям
дошкольной образовательной организации.
7.
Проанализировать
результаты
опытно-экспериментального
исследования психолого-педагогического сопровождения адаптации
детей
раннего
и
младшего
дошкольного
возраста
к
условиям
дошкольной образовательной организации.
8.
Составить рекомендации педагогам и родителям по сопровождению
адаптации детей к дошкольной образовательной организации.
Исследование уровня адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОО проходило в три этапа:
этап
1
–
подготовительно-поисковый.
Теоретическое
изучение
литературы
и
составление
модели
психолого-педагогического
сопровождения адаптации к условиям ДОО, подбор методик для проведения
опытно-экспериментального
исследования.
На
этом
этапе
выполнено
изучение литературы по проблеме
адаптации детей к условиям ДОО,
определение возрастных особенностей адаптации детей раннего возраста.
Был подобран комплекс методик с учетом возрастных характеристик и темы
нашего исследования;
этап 2 – опытно - экспериментальный. Проведение констатирующего и
формирующего
эксперимента
по
методикам,
анализ
и
обобщение
полученных результатов. В ходе формирующего эксперимента: разработка
и
реализация
психолого-педагогической
программы
сопровождения
адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО;
этап
3
–
контрольно-обобщающий.
Проведение
повторной
диагностики, анализ и обобщение результатов исследования, статистическая
обработка
результатов,
формулирование
выводов
и
разработка
рекомендаций.
Для достижения поставленных задач были использованы методы и
методики исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ, синтез и обобщение
данных научной,
учебной и методической
литературы по проблеме
исследования, моделирование, целепологание.
2.
Эмпирические:
наблюдение,
констатирующий
эксперимент,
формирующий эксперимент, опрос, тестирование по следующим методикам:
Методики исследования:
наблюдение в специально - созданной
ситуации «Матрешки» (автор Е.И.Морозова); метод опроса родителей (автор
Л.П. Стрельникова); «Психолого-педагогические параметры поступления
ребенка в дошкольное учреждение» (автор К. Л. Печора); «Изучение степени
адаптации ребенка к ДОУ» (автор А. Остроухова).
3.
Статистические
методы:
непараметрический
критерий
Т-
Вилкоксона.
По данным наблюдения по методике «Матрешка» выявлено у 16% ( 6 детей)
высокий уровень адаптации, у 52% ( 19 детей) средний уровень, у 32% (11
детей) низкий уровень адаптации. Воспитанники с высоким уровнем
адаптированности проявляли положительное эмоциональное состояние,
умение сотрудничать как со взрослыми, так и со сверстниками. У детей со
средним
уровнем
адаптированности
чаще
наблюдали
нейтральное
эмоциональное
состояние.
Отрицательное
эмоциональное
состояние
отмечали у детей с низким уровнем адаптированности.
Анкетирование родителей показало, 10% (4 человека) отмечают что
ребенок посещает детский сад с желанием и интересом, 41% (15 человек)
отмечают что ребенок не испытывает особого желания, предпочитает
оставаться дома, 49% (17 человек) отметили, что дети не хотят ходить в
детский сад. 27 % (10 человек) быстро включаются в общение, 32 % (11
человек) – не сразу вступают в общение, 41 % (15 человек) не проявляют
радости от встречи ни с воспитателем, ни со сверстниками. При встрече с
родителями 27 % (10 человек) спокойны и жизнерадостны, 32 % (11 человек)
– возбуждены, беспокойны, капризничают при сборах домой, 41 % (15
человек) тревожны, с нетерпением ждут родителей. Таким образом, у 27 %
(10 человек) высокий уровень адаптированности, у 32 % (11 человек) –
средний уровень адаптированности и у 41 % (15 человек) низкие результаты
адаптации при поступлении ребенка в ДОО. У этих детей плохой сон,
аппетит, они не идут на контакт с детьми.
По данным опроса родителей о готовности ребенка к ДОО
по
методике К.Л.Печора сделали вывод, что 16 % (6 человек) готовы к
поступлению в ДОО. 52 % (19 человек) условно готовы, у этих детей
неспокойный сон, часто снижен аппетит. 32% (11 человек) не готовы к
поступлению в ДОО. Эти дети с трудом идут на контакт со взрослым и
детьми, не спят во время дневного сна, они отказываются от еды.
В ходе проведения методики «Изучение степени адаптации ребенка к
ДОУ» разработанный А.Остроуховой, получены следующие результаты: у
16% (6 человек) адаптация находится на высоком уровне. Дети с таким
уровнем легко идут на контакт со взрослыми и детьми, у них спокойный сон,
хороший аппетит. Такие дети с легкостью отпускают родителей, с
увлечением включаются в игровой и воспитательный процесс. У 52% (19
человек) уровень адаптации является средним. Что является вполне
допустимым показателем. Периодически появляются небольшие трудности с
общением со сверстниками или послушанием; им бывает тяжело соблюдать
режим, проявляются трудности со сном или питанием. У 32 % (11 человек)
процесс адаптации проходит непросто и характеризуется сложным. У этих
детей отмечается неспокойный сон и плохой аппетит; они эмоционально
нестабильны, очень огорчаются и расстраиваются из-за любого пустяка;
плохо идут на контакт с ребятами; у них снижен аппетит и активность.
Таким образом, выявилась группа детей со средним и низким уровнем
адаптации, которые нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.
Эти дети нуждаются в
щадящем режиме, который предусматривает,
например, увеличение двигательной активности, организацию прогулок с
подвижными играми, отсутствие повышенных умственных нагрузок на
занятиях, организацию профилактических и оздоровительных мероприятий.
Программа
психолого-педагогического
сопровождения
адаптации
детей раннего возраста кусловиям ДОО разработана на основании «Дерева
целей» процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО и модели
психолого-педагогического
сопровождения
адаптации
детей
раннего
возраста к условиям ДОО.
Цель:
психолого-педагогическое
сопровождение
адаптации
детей
раннего возраста к условиям ДОО.
В ходе достижения цели решались задачи:
1.
Создание условий для преодоления стрессовых состояний у детей
раннего возраста в период адаптации.
2.
Психолого-педагогическая помощь воспитателям в работе с детьми
раннего возраста в период адаптации.
3.
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу
адаптации детей.
Методы и техники, используемые в программе:
релаксационные
упражнения, игровая терапия, психогимнастика,
телесно-ориентированная
терапия, сказкотерапия, арт – терапия.
Программа
психолого-педагогического
сопровождения
адаптации
детей раннего возраста
к условиям
ДОО включала 24 психолого-
педагогических занятия, которые проводились 1 раз в неделю в утренние
часы, в сформированной нами группе из 30 детей (19 мальчиков, 11
девочек), которые до формирующего эксперимента имели средний и низкий
уровни адаптации к условиям ДОО. Занятия проводили по подгруппам.
Общая продолжительность психолого-педагогического занятия в первую
половину дня составляла 15 минут, что не превышает требований к
максимально допустимому объему образовательной нагрузки в первой
младшей группе ДОО и соответствует возрастным и психологическим
особенностям детей раннего возраста.
Структура
программы
психолого-педагогического
сопровождения
адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО:
Вводная часть:
позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу
доброжелательности, группового доверия и принятия
.
Основная
часть:
работа
в
соответствии
с
целями
и
задачами
программы, активизация детей на работу в группе.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают
детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции,
активно взаимодействовать со сверстниками.
Последовательность
упражнений
должна
предполагать
чередование
деятельности,
смену
психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от
интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны
также располагаться в порядке от сложного к простому.
Заключительная часть: упражнения на эмоциональное и физическое
расслабление, закрепление полученных результатов, дается оценка самому
себе и группе. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми
и упражнениями.
После реализации программы психолого – педагогической программы
сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, была
проведена повторная диагностика по тем же методикам используемых на
констатирующем этапе.
По результатам повторного исследования уровня адаптации детей
раннего возраста к условиям ДОО по методике «Наблюдение в специально -
созданной ситуации «Матрешка» Е.И.Морозовой (Приложение 4, таб.1) мы
видим что, у 27 % (10 человек) выявлен высокий уровень
адаптации.
Сравнительно с результатами констатирующего эксперимента значение
которого было 16 % (6 человек), показатель изменился на 11 % (4 человека).
0%
20%
40%
60%
80%
100%
16%
52%
32%
27%
62%
11%
до реализации про-
граммы
после реализации
программы
УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ
КОЛИЧЕСЧТВО ИСПЫТУЕМЫХ В %
Рисунок 6. Распределение показателей адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОО по методике «Наблюдение в специально - созданной ситуации «Матрешка»
Е.И.Морозовойдо и после реализации программы
Средний уровень составляет 62% (22 человека), это характеризовалось
Сравнительно с результатами предшествующими эксперименту значение
которого было 52 % (19 человек), показатель изменился на 10 % (3 человека).
11 % (4 человек) выявлен низкий уровень
адаптации. Результат до
эксперимента
имел
показатель
32%
(11
человек),
после
реализация
психолого-педагогической
программы
показатель
уровня
адаптации
снизился на 21 % (7 человек).
ВЫСОКИЙ
СРЕДНИЙ
НИЗКИЙ
0%
20%
40%
60%
80%
100%
27%
32%
41%
41%
45%
14%
до реализации программы
после реализации программы
УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ
КОИЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В %
Рисунок 7.Распределение показателей адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО
по методу опроса родителей по Л.П.Стрельниковой до и после реализации программы
По результатам метода опроса родителей по Л. П. Стрельниковой
получены следующие результаты– высокий уровень наблюдается у 41% (15
человек).
На этапе
констатирующего эксперимента
показатель после
проведения формирующего эксперимента изменился на 14% (5 человек).
Средний уровень адаптации составляет 45% (16 человек),сравнительно
с результатами предшествующими эксперименту, значение которого было
32% (11 человек), показатель изменился на 15% (5 человек).
Низкий уровень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО на
контрольном этапе эксперимента составляет 14% (5 человек). Данный
показатель до эксперимента 41 % (15 человек) изменился после проведения
эксперимента на 27 % (10 человек).
41% (15 человек) отмечали, что процесс привыкания проходил легко.
Эти дети с желание посещают детский сад. 41% (15 человек) процесс
привыкания оценивают средним и 16% (6человек) оценивают процесс
привыкания у своих детей сложным. В анкетах этих детей, родители
отмечают, что эти дети не хотят ходить в детский сад.
Рассмотрев результаты полученные с помощью методики «Психолого-
педагогические параметры поступления ребенка в дошкольное учреждение»
(автор К. Л. Печора) сделали вывод,
что большинство детей готовы и
условно готовы к поступлению в ДОО.
ГОТОВ
УСЛОВНО ГОТОВ
НЕ ГОТОВ
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
16%
16%
14%
41%
45%
18%
до реализации программы
после реализациии программы
УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ
КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В %
Рисунок 8. Распределение показателей адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОО по методике «Психолого-педагогические параметры поступления ребенка в
дошкольное учреждение» К. Л. Печора до и после реализации программы
Готовность детей к условиям ДОО выявлена у 41 % (15 человек).
Результат до эксперимента имеет показатель 16 % (6 человек).
45% (16 человек) условно готовы к условиям ДОО. Показатель
изменился на 7 % (3 человека).
14% (5 человек) не готовы к поступлению в ДОО.
К данному
показателю относятся дети с низким уровнем адаптации. Показатель
изменился на 18 % (6 человек).
Можно
сказать,
что
результатом
сотрудничества
родителей
и
педагогического коллектива стала успешная адаптация большинства ребят к
дошкольному учреждению.
ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
16%
52%
32%
41%
50%
9%
до программы реали-
зации
УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ
КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В%
Рисунок 9. Распределение показателей адаптации детей раннего возраста к условиям
ДООпо методике «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» А.Остроуховой до и
после реализации программы
В ходе проведения методики «Изучение степени адаптации ребенка к
ДОУ» А.Остроуховой, мы получили следующие результаты: у 36 % (13
человек) адаптация находится на высоком уровне. Результат до эксперимента
имеет показатель 16 % (6 человек). У детей восстановился аппетит и сон, они
охотно общаются с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации
свидетельствует о том, что дети этой подгруппы привыкли к коллективу.
У 55 % (20 детей) уровень адаптации является средним. Показатель
изменился на 3 % (1 человек).
У 9% (3 человека) уровень адаптации остается на низком уровне. У
этих детей сохраняется подавленное эмоциональное состояние, внутренняя
напряженность,
которая
проявляется
в
малой
речевой
активности,
безынициативности. Это дети, которые практически не посещали детский сад
из-за болезни. Родители этих детей считают, что этим детям лучше создать
домашний режим, поэтому эти дети практически не принимали участия в
организованных нами психолого-педагогических занятиях.
Показатель низкого уровня адаптации детей к условиям ДОО после
реализованной программы снизился на 23% (8 человек).
По полученным результатам после проведения эксперимента, видна
положительная динамика.
У испытуемых изменилось психическое состояние с низкого уровня
адаптации к среднему и высокому уровню.
Для того чтобы определить разницу между результатами одной и той
же выборки до и после реализации психолого – педагогической программы
сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОО мы провели
математическую обработку данных по Т– критерию Вилкоксона.
Сформулируем гипотезы:
Н0 – уровень адаптации детей раннего возраста повысился случайно.
Н1 –
уровень адаптации детей раннего возраста повысился
после
реализации психолого – педагогической программы.
Алгоритм подсчета Т
–
критерия Вилкоксона:
1. Составляем список испытуемых в алфавитном порядке.
2. Вычисляем разницу между замерами до проведения психолого-
педагогической сопровождения и после. Определяем, что будет считаться
«типичным» сдвигом, формулируем гипотезы.
3. Переводим разности в абсолютные величины.
4. Ранжируем абсолютные величины разностей, начисляя меньшему
значению меньший ранг.
5. Подсчитываем сумму рангов не типичных значений по формуле:
T=ΣR, Где R,
–
ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
6. Определяем критические значения для Т.
7. Строим ось значимости.
7. Строим ось значимости.
Зона значимости 0.01 0 0.05 Зона незначимости
x
y
0
42
r
кр=185
r
кр=227
Рисунок 10. Ось значимости Т-критерия Вилкоксона
В ходе расчетов было установлено, что эмпирическое значение
находится в зоне значимости (Тэмп- 42) и мы можем сделать вывод, что
изменение
уровня
адаптации
до
проведения
программы
и
после
присутствует. Тем самым гипотеза Н1 подтверждается, реализованная
психолого–педагогическая
программа
сопровождения
адаптации
детей
раннего возраста к условиям ДОО повлияла на уровень адаптации детей,
выявлена положительная динамика.
Таким образом, у испытуемых после проведения формирующего
эксперимента произошли количественные и качественные изменения.
По всем методикам, после реализации программы сопровождения,
количество детей с низким уровнем адаптации снизилось, а количество
детей со средним и высоким уровнем адаптации значительно повысилось. Из
этого следует, что дети значительно повысили свои социальные и бытовые
навыки, навыки взаимодействия, способствующие процессу адаптации.
Библиографический список
1.
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям
[Текст] / сост. А. С. Русаков - М. : СПб. : Речь, Образовательные
проекты, М.: Сфера, 2010 – 218 с.
2.
Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом,
диагностика, рекомендации [Текст] / авт.- сост. Н.В. Соколовская -
Волгоград. : Учитель, 2008. - 127 с.
3.
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст]
/ М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 2001. – 298 с.
4.
Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ:
Практическое пособие [Текст]/ Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель,
2006. – 236с.
5.
Васильева, Л.И. Эмоциональное благополучие ребенка в период
адаптации к детскому саду [Текст] /Л. И. Васильева
// Психолог в
детском саду. - 2011. - № 3. - С. 99-102.
6.
Ватутина,
Н.
Д.
Ребенок
поступает
в
детский
сад:
пособие
длявоспитателей дет. сада [Текст] / под ред. Л.И. Каплан. – М.:
Просвещение, 1983. - 80 с.
7.
Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии
в работе с дошкольниками /монография.
[Текст]
/ В.И.Долгова,
Е.В.Попова - М.: Издательство Перо, 2015. 208 с.
8.
Доронова, Т. Н. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы [Текст] / Т.
Н. Доронова // Обруч. - 2006.- № 5. - C. 21-25.
9.
Печора, К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного
возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и
семьи.[Текст] / К. Л. Печора - М: «Издательство Скрипторий 2003»,
2006. - 96 с.
10.Пистун, Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации
ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного
учреждения [Текст] / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г. П. Ковачева //
Молодой ученый, 2014. - №4. - С. 1064-1066.
11.Чепракова, Е. А.
Адаптация ребенка к детскому саду [Текст] /
Е.А.Чепракова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2011. -
№ 1. - C. 23-27.
12.Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного
возраста [Текст] / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галямова //
под науч. ред. проф. Л. М. Шипициной. – СПб. : Речь, 2005. – 240 с.
13.Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст] / Д. Б. Эльконин. - 4-е
изд.– М.: Академия, 2007. – 384 с.