Автор: Белобородова Лариса Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с. Алкино-2 Чишминского района Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе".
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. АЛКИНО-2
СЕКЦИЯ ИНФОРМАТИКА (Начальные классы)
«Использование компьютерных
технологий на уроках в начальной школе».
Выполнила: Белобородова Л.Г.-
учитель начальных классов СОШ с. Алкино-2
с. Алкино -2, 2016-2017 учебный год.
1
СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ
1.Особенности развития компьютеризации обучения…………………. 4
2.Что дает использование ИКТ в школе……………………………….... 5
3.Основные преимущества применения ИКТ в образовании…………. 6
4.Основные недостатки применения ИКТ в образовании....................... 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 11
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из причин использования новых компьютерных технологий в
образовательном процессе является то, что учителя вынуждены постоянно
решать дилемму – как «уложить» растущий объём изучаемого материала в
небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой
стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-
методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при
проведении учебных и практических занятиях. Одним из путей решения этой
проблемы является создание презентаций, которые на современном этапе
развития компьютерных технологий являются одним из самых эффективных
методов представления и изучения любого материала.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1.
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по
использованию компьютерных технологий в обучении предметов
начальной школы.
2.
Изучить некоторые программные разработки в области компьютеризации
учебного процесса.
3.
Изучить методические особенности использования компьютерных
технологий на уроках математики, окружающего мира и русского языка.
4.
Разработать и апробировать презентации для уроков начальной школы.
Гипотеза: использование компьютерных технологий на уроках повышает
активизацию деятельности учащихся на уроке.
Методы исследования: а) теоретический - изучение педагогической и
методической литературы по теме; б) создание презентаций по темам начальной
школы и их апробация на уроках.
3
Наш век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок
живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в
информационной культуре — он должен стать координатором информационного
потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками
и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с
ребёнком.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире
в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело,
эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый
стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы,
к организации своей деятельности.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится
новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Одной из основных частей информатизации образования является использование
информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из
самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически
на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.
Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему
развивающим и познавательным. Учащиеся на примере учителя должны знать,
что компьютер – умная машина предназначена не только для игр. При
помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать
книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и
т. д.
Прежде всего, это компьютерные технологии, которые имеют необъятные
возможности в плане рационализации образовательной деятельности и
стимулирования познавательных интересов детей. Общаясь с компьютером,
дети хотят научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию,
пользоваться компакт-дисками и Интернетом. Для того чтобы
4
ученик начальной школы мог в соответствии со своими желаниями
использовать компьютер в качестве помощника в учебе, мы должны
позаботиться об универсальности его пользовательских навыков.
Огромную помощь в проведении таких уроков мне оказывают электронные
приложения к учебникам по УМК «Перспектива». На протяжении всего курса
нас сопровождает ЭП (электронные приложения) по русскому
языку, технологии, математике, окружающего мира. Яркие рисунки, необычные,
интересные задания, включённые в ЭП способствуют повышению интереса у
младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным
материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной
рефлексии.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного
материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций.
Очень важно учить сегодня ребенка работать с информацией. Получить ее
можно из разных источников – из учебника, от учителя, из дополнительной
литературы, из средств массовой информации. Сейчас появились мультимедиа-
энциклопедии. Важно научить школьника выбирать необходимую конкретную
информацию, нацелить учащихся на поиск нужной информации, для чего
необходимо научить их пользоваться программой поиска.
Итак, что-же на мой взгляд даёт мне применение ИКТ?
Во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и
эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого
количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти
индивидуализация).
5
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности;
формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам,
электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Использование компьютера в рамках поурочной структуры занятий сопряжено с
трудностями.
Но, как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного
педагогического направления. Во-первых, техника может отказать, погаснет свет,
не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей
офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический
вариант с доской, магнитофоном и т.д. Во-вторых, пожалуй, самый
распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня – это
применение презентаций. Итак, пусть приготовлена хорошая презентация по
теме урока , но чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать
затемнение (полное или частичное)- выпадает месяц май. . И если на всех пяти
уроках используется презентация, то ученики и учитель сидят при
искусственном освещении, без дневного света.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс
направлен на развитие логического и критического мышления, воображения,
самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску;
активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не
скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится
более благоприятным.
Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь
непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей.
6
Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1
классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.
Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она
действительно необходима.
7
Список литературы
1. Г. В.Карпов, Р. Д. Кейлина и др. Применение экранных пособий в начальной
школе/ Г.В. Карпов, Р. Д. Кейлина, В.А. Романин.- государственное учебно-
педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР.-М., 1962г.
-200с.
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие
для студ. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192
с.
3. Красношлыкова О.Г.// Проблемы развития профессионализма педагогов и их
решение в рамках муниципальной методической службы. - Информатика и
образование. - 2007. - №1. –С 100-103
4. Островский С. Л. //Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября. 2010.
5. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных
технологий. Управление начальной школой № 3 2009г
6. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников.
«Начальная школа». №1 2009г
8