Напоминание

"Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе".


Автор: Белобородова Лариса Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с. Алкино-2 Чишминского района Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе".
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. АЛКИНО-2

СЕКЦИЯ ИНФОРМАТИКА (Начальные классы)

«Использование компьютерных

технологий на уроках в начальной школе».

Выполнила: Белобородова Л.Г.-

учитель начальных классов СОШ с. Алкино-2

с. Алкино -2, 2016-2017 учебный год.

1

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………2

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

1.Особенности развития компьютеризации обучения…………………. 4

2.Что дает использование ИКТ в школе……………………………….... 5

3.Основные преимущества применения ИКТ в образовании…………. 6

4.Основные недостатки применения ИКТ в образовании....................... 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 11

2

ВВЕДЕНИЕ

Одной из причин использования новых компьютерных технологий в

образовательном процессе является то, что учителя вынуждены постоянно

решать дилемму – как «уложить» растущий объём изучаемого материала в

небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой

стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-

методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при

проведении учебных и практических занятиях. Одним из путей решения этой

проблемы является создание презентаций, которые на современном этапе

развития компьютерных технологий являются одним из самых эффективных

методов представления и изучения любого материала.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

1.

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по

использованию компьютерных технологий в обучении предметов

начальной школы.

2.

Изучить некоторые программные разработки в области компьютеризации

учебного процесса.

3.

Изучить методические особенности использования компьютерных

технологий на уроках математики, окружающего мира и русского языка.

4.

Разработать и апробировать презентации для уроков начальной школы.

Гипотеза: использование компьютерных технологий на уроках повышает

активизацию деятельности учащихся на уроке.

Методы исследования: а) теоретический - изучение педагогической и

методической литературы по теме; б) создание презентаций по темам начальной

школы и их апробация на уроках.

3

Наш век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок

живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в

информационной культуре — он должен стать координатором информационного

потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками

и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с

ребёнком.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире

в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело,

эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый

стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы,

к организации своей деятельности.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится

новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Одной из основных частей информатизации образования является использование

информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из

самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически

на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.

Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему

развивающим и познавательным. Учащиеся на примере учителя должны знать,

что компьютер – умная машина предназначена не только для игр. При

помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать

книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и

т. д.

Прежде всего, это компьютерные технологии, которые имеют необъятные

возможности в плане рационализации образовательной деятельности и

стимулирования познавательных интересов детей. Общаясь с компьютером,

дети хотят научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию,

пользоваться компакт-дисками и Интернетом. Для того чтобы

4

ученик начальной школы мог в соответствии со своими желаниями

использовать компьютер в качестве помощника в учебе, мы должны

позаботиться об универсальности его пользовательских навыков.

Огромную помощь в проведении таких уроков мне оказывают электронные

приложения к учебникам по УМК «Перспектива». На протяжении всего курса

нас сопровождает ЭП (электронные приложения) по русскому

языку, технологии, математике, окружающего мира. Яркие рисунки, необычные,

интересные задания, включённые в ЭП способствуют повышению интереса у

младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным

материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной

рефлексии.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного

материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций.

Очень важно учить сегодня ребенка работать с информацией. Получить ее

можно из разных источников – из учебника, от учителя, из дополнительной

литературы, из средств массовой информации. Сейчас появились мультимедиа-

энциклопедии. Важно научить школьника выбирать необходимую конкретную

информацию, нацелить учащихся на поиск нужной информации, для чего

необходимо научить их пользоваться программой поиска.

Итак, что-же на мой взгляд даёт мне применение ИКТ?

Во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует

познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и

эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого

количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти

индивидуализация).

5

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности;

формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам,

электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Использование компьютера в рамках поурочной структуры занятий сопряжено с

трудностями.

Но, как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного

педагогического направления. Во-первых, техника может отказать, погаснет свет,

не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей

офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический

вариант с доской, магнитофоном и т.д. Во-вторых, пожалуй, самый

распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня – это

применение презентаций. Итак, пусть приготовлена хорошая презентация по

теме урока , но чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать

затемнение (полное или частичное)- выпадает месяц май. . И если на всех пяти

уроках используется презентация, то ученики и учитель сидят при

искусственном освещении, без дневного света.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс

направлен на развитие логического и критического мышления, воображения,

самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску;

активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не

скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится

более благоприятным.

Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь

непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей.

6

Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1

классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.

Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она

действительно необходима.

7

Список литературы

1. Г. В.Карпов, Р. Д. Кейлина и др. Применение экранных пособий в начальной

школе/ Г.В. Карпов, Р. Д. Кейлина, В.А. Романин.- государственное учебно-

педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР.-М., 1962г.

-200с.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие

для студ. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192

с.

3. Красношлыкова О.Г.// Проблемы развития профессионализма педагогов и их

решение в рамках муниципальной методической службы. - Информатика и

образование. - 2007. - №1. –С 100-103

4. Островский С. Л. //Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября. 2010.

5. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных

технологий. Управление начальной школой № 3 2009г

6. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников.

«Начальная школа». №1 2009г

8



В раздел образования