Автор: Зинченко Елена Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ ЦППМСП
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: презентация
Тема: Актуальность и особенности ранней логопедической помощи
Раздел: дополнительное образование
Актуальность и особенности оказания
ранней логопедической помощи
Актуальность ранней логопедической помощи детям
младшего дошкольного возраста
•
В возрасте 3 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 1000), и в
норме пользуется ими активно, составлять словесные конструкции, строит
предложения, описывает свои действия и переживания словами.
•
В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со
сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка
людьми.
•
При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не
развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие
словесного мышления.
•
Обладая свободной речью ребенку легче встроиться в систему
социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить
моральные и этические нормы, познать окружающий мир.
Оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях
способна предупредить тяжелые формы общего недо
развития речи.
Ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В
связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции
отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста
приобретает особое значение для их дальнейшего
полноценного развития и обучения.
Особенности развития речи детей 3-4 лет
Словарный запас ребенка 3 лет составляет примерно 800-1000 слов. К 4
годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
В активном словаре ребенка появляются почти все части речи:
существительные, прилагательные, глаголы, местоимения,
числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.
Понимание речи:
•
слушают длинные сказки и рассказы;
•
понимают сложноподчиненные предложения;
•
способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если
предмет находится вне поля зрения.
Дети 3-4 лет:
•
начинают говорить сложными предложениями состоящие из 4-5 слов;
•
задают большое количество вопросов (Что? Где? Как? Почему?);
•
употребляют некоторые предлоги и союзы (На, В, союз И);
•
рассказывают, какими признаками обладают окружающие предметы
(например: мама красивая, яблоко грязное);
•
правильно употребляют глаголы в прошедшем времени (мы гуляли на улице);
•
внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются
их воспроизвести;
•
стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
•
начинают группировать предметы (одежда, животные);
•
пытаются придумывать стихи и рифмы к словам;
•
с удовольствием пересказывают сказку, мультфильм, который смотрели.
•
обладают способностью разговаривать тихо или громко.
В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении
некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, перестановка слогов, а
также нечеткое произношение ряда звуков. Не совсем правильно строят
предложения, переставляют слова.
Повышенного внимания требуют следующие случаи:
•
речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет (ту-ту, би-би);
•
скудный активный словарный запас – ребенок не может назвать
предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно, не может понять,
что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
•
плохо развито звукопроизношение;
•
выражения односложны, а составление предложений вызывает
затруднения (не может построить даже простое предложение);
•
ребенок говорит очень быстро или наоборот замедленно;
•
у ребенка часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.
Все
эти
признаки
могут
указывать
на
речевые
отклонения,
и
в
этом
случае
родителям
необходимо
обратится
к
специалистам.
Консультация педиатра, детского невролога
и
логопеда
поможет
выяснить
причину
речевых
отклонений
и
вовремя
начать
лечение и/или коррекцию.
Для детей 3-4 лет проводятся занятия по коррекционно-
развивающей программе
Программа рассчитана на 10 часов, двадцать (20)
занятий, длительность одного занятия – 15 минут,
периодичность проведения занятий – 4 занятия в неделю,
продолжительность программы – 3 недели.
Занятия проводятся в игровой форме по лексическим темам.
Форма проведения – подгрупповая (4-5чел.).
В подгруппу зачисляются дети 3-4 лет с различными видами
речевых нарушений (ЗРР, ОНР) с нормальным слухом и
сохранным интеллектом.
Цель
программы
–
развитие
всех
компонентов
речевой
системы у детей раннего возраста.
Задачи:
1.
Развивать
артикуляционную
моторику,
фонематические
процессы, грамматический строй.
2.
Обогащать
и
активировать
понятийный,
пассивный
и
активный
словарный
запас
детей,
развивать
коммуникативные
навыки
посредством
повышения
уровня
общего
речевого
развития.
3.
Формировать
просодические
компоненты
речи
(темп,
тональность, громкость, интонацию).
4.
Развивать
слуховое
и
зрительное
восприятие,
внимание,
память.
5.
Развивать
мелкую
моторику,
общую
координацию
движений.
РОДИТЕЛИ
ДЕТИ
ЛОГОПЕД
ДИАГНОСТИЧЕСИЙ БЛОК
КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Диагностический блок
п/
п
Фамилия,
имя
Начало
Конец
обученя
Звуко
произно
шение
Слоговая
структура
Фонемати
ческие
представл
ения
Граммати
ческий
строй
речи
Лексичес
кий запас
Понимание
речи
Связ
ная
речь
Итого
Логопеди
ческое
заключен
ие
1.
Иван
начало
4
3
4
3
3
1
1
19
ОНР ІІ
уровень
конец
4
3
4
3
2
1
1
18
ОНР ІІІ
уровень
2.
Алена
начало
3
4
4
4
4
3
4
26
ОНР І
уровень
конец
3
3
4
4
3
3
4
24
ОНР ІІ
уровень
3.
Илья
начало
4
4
4
4
4
4
4
28
ОНР І
уровень
конец
4
4
4
4
4
4
4
28
ОНР І
уровень
4.
Александр
начало
3
3
3
3
2
2
1
17
ОНР ІІІ
уровень
конец
3
2
2
3
1
1
1
13
ОНР ІІІ
уровень
Результаты обследования в баллах речевого развития детей, зачисленных
на групповые занятия по программе
Коррекционно-развивающий блок
Консультативно-рекомендательный блок
Обобщающие результаты речевого развития детей.
Уровни
развития
Без
улучшений
Улучшение
состояния
Возрастная
норма
Звукопроизно
шение
4
0
0
Фонематическ
ие процессы
3
1
0
Слоговая
структура
слова
2
2
0
Грамматическ
ий строй речи
4
0
0
Лексика
1
3
0
Связная речь
4
0
0
Понимание
речи
3
1
0
Артикуляцион
ная моторика
0
4
0
Мелкая
моторика
0
3
1
ФИО
В д/c
лог
Уровень развития
речи
Рекомендации
зачислен
ы
выпущен
ы
Возраст 5-6 лет
Бессарабов
Кирилл
ОНР II
ОНР III
Рекомендовано продолжить
организационно-образовательное,
развивающее обучение при
МБДОУ
Деврим
Мурат
ОНР I
ОНР II
Рекомендовано продолжить
организационно-образовательное,
развивающее обучение при
МБДОУ
Минибаев
Илья
ОНР I
ОНР I
Рекомендовано обследование
специалистами ПМПК с целью
определения образовательного
маршрута.
Хачаурьян
Дмирий
ОНР III
ОНР III
Рекомендовано продолжить
организационно-образовательное,
развивающее обучение при
МБДОУ
ФИО
В д/c
лог
Уровень развития речи
Рекомендации
зачислены
выпущены
Возраст 5-6 лет
Иван
ОНР II
ОНР III
Рекомендовано продолжить организационно-
образовательное, развивающее обучение при МБДОУ
Илья
ОНР I
ОНР II
Рекомендовано продолжить организационно-
образовательное, развивающее обучение при МБДОУ
Ярослав
ОНР I
ОНР I
Рекомендовано обследование специалистами ПМПК с
целью определения образовательного маршрута.
Александр
ОНР III
ОНР III
Рекомендованы коррекционно-развивающие занятия
Литература
1.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия.
2.
Большакова С. Е. Логопедическое обследование ребенка.
3.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика.
4.
Герасимова А. С. и др. Программа развития и обучения дошкольника. Мой
первый словарь.
5.
Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей.
6.
Крупенчук О.И. Речевая карта.
7.
Романович О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого
развития детей 3-4 лет
Спасибо за внимание!