Автор: Ирина Валерьевна Кириллова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ г. Омска
Населённый пункт: г Омск
Наименование материала: "Мастер-класс по теме «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературы при работе с неуспешными детьми"
Тема: Использование современных технологий в образовании
Раздел: среднее образование
МАСТЕР-КЛАСС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ «ИНСЕРТ»
Добрый день, коллеги!!! Я очень рада видеть Вас на мастер-классе.
Надеюсь, он будет для вас интересным, полезным, а главное принесет Вам
много положительных эмоций!
- Предлагаю взять карточку с заданием и его сделать. (Учителя
выполняют работу)
Как хорошо ты выполняешь задания.
1. Прочитай все, перед тем, как ты будешь делать что-то другое.
2. Напиши свое имя в правом верхнем углу.
3. Обведи кругом слово «имя» во втором предложении.
4. Нарисуй пять маленьких четырехугольника в левом верхнем
углу этого листа.
5. Поставь Х (крестик) в каждом четырехугольнике.
6. Опиши круг вокруг каждого четырехугольника.
7. Поставь свою подпись под заголовком этого листа.
8. Рядом со своей подписью напиши три раза слово «нет».
9. Обведи кругом первое слово во втором предложении.
10. Поставь Х (крестик) в левом нижнем углу этой страницы.
11. Обведи этот крестик.
12. Переверни листок и умножь 25 на 4.
13. Обведи прямоугольником слово «лист» в 4-ом предложении.
14. Выкрикни громко свое имя.
15. Если ты выполнил все указания, скажи громко «Я - супер».
16. Опять переверни листок и сложи 345 и 23.
17. Обведи в круг то число, которое у тебя получилось.
18. Громко сосчитай от 9 до 5.
19. Ну, сейчас, после того, как ты все прочитал, выполни только
2-ое задание и отложи листок в сторону.
20. Когда ты закончил тест, спокойно посиди и посмотри, что
делают все остальные.
А теперь еще раз прочитайте 1 задание!!!!!!
СЛАЙД 1.
«КАК ХОРОШО ТЫ ВЫПОЛНЯЕШЬ
ЗАДАНИЕ»
1. Прочитай всё. Перед тем как ты будешь делать задание!!
1. Прочитай все, перед тем, как ты будешь делать что-то другое.
А сейчас прочитайте 19 задание!
«Сейчас, после того, как ты все прочитал, выполни только 2-ое задание
и отложи листок в сторону»
- Как Вы думаете? У всех получилось сделать это задание?
- У кого-то «да». У кого-то «нет»!
- Как вы думаете? Если задание не получилось сделать
правильно, почему это произошло?
- Потому что мы не внимательно читали инструкцию!
- Как вы думаете, почему получилось справиться с заданием?
- Внимательно читали инструкцию!
И у наших детей при выполнении работ возникают трудности, дети
невнимательно читают инструкции и не всегда глубоко понимают
содержание текста!
И сегодня я вам покажу приём работы, позволяющий научить детей
относиться внимательно к той информации, которую они получают.
Осмысливать её, самостоятельно добывать знания и выстраивать
причинно-следственные связи.
Тема моего мастер - класса:
СЛАЙД 1.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА «ИНСЕРТ»
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ
СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ
СЛАЙД 2.
«ИНСЕРТ» - технология эффективного чтения, чтение с пометками.
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё
понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост.
На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом,
будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Так как текст всё-
таки
является
основной
учебно-методической
единицей
обучения.
Переводится это так:
СЛАЙД 3
I — interactive(и нтерактивная)
N — noting (познавательная)
S — system for (система)
E — effective (для эффективного)
R — reading and (чтения и)
T — thinking (размышления).
СЛАЙД 4.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с
технологической цепочкой: вызов - осмысление – размышление-
рефлексия. Данный приём можно применять на любом этапе урока.
Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации. В
традиционных уроках этот этап часто называли актуализацией знаний.
Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и
терминов.
Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с
уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.
Рефлексия
- Сейчас я проведу фрагмент урока с использованием приёма «Инсерт».
Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться
высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении
урока, за что заранее вам благодарна.
- Возьмите пожалуйста текст и начнём работу.
СЛАЙД 5
1 этап Вызов: прочитайте, пожалуйста, внимательно текст.
Из чего построить дом? Если нам нужен дом для игры, мы
быстро сообразим, как его построить. Используем то, что под рукой.
Возьмём стол или стул, накинем сверху покрывало — вот уже можно
забираться внутрь и играть! Но ведь и взрослые делают примерно так же.
Домá строят из того, что находится вокруг человека, что может дать ему
природа в той местности, где он живёт.
В такой лесной стране, как Россия, дома с древних времён
строили из сосны, ели и других деревьев. Название у такого русского дома из
брёвен — избá. В избе два главных места — печь-кормилица и напротив неё
красный (то есть красивый) угол, где висели иконы и стоял обеденный стол.
Многие предметы в избе тоже сделаны из дерева: мебель, посуда, игрушки. В
деревянном доме тепло и дышится легко.
В Таилáнде и во Вьетнáме главный материал для строительства —
травянистое растение бамбýк. Бамбук быстро растёт, он лёгкий и прочный.
Из него, как и из дерева, можно сделать всё: посуду, водопроводные трубы,
мебель, даже ковры. И крыша в бамбуковом доме изготовлена из бамбуковых
листьев.
А японцы строили дома… из рисовой бумаги; конечно, из
специальной, промасленной.
Из неё делали перегородки внутри дома и одну из стен, которую можно
полностью убрать. Захотелось полюбоваться на сад — не нужно выглядывать
в окно, можно просто взять да убрать стену. А остальные стены, попрочнее,
изготовлялись из тонких деревянных планок. Такой лёгкий дом не причинял
жильцам неприятностей в случае землетрясений, которые в Японии бывают
очень
часто.
Сейчас
японцы
перебрались
в
современные
дома,
но
традиционные бумажные жилища — минка — очень берегут. И если на том
месте, где нужно строить высокий дом, уже стоит старинный домик, его
аккуратно возьмут и переставят на крышу нового небоскрёба.
(По книге Ольги Колпаковой «Дома мира»)
- Вы познакомились с текстом «Из чего построен дом»?
- Для того, чтобы нам применить приём «ИНСЕРТ»,
- нужно создать систему маркировки текста.
- И на первом этапе мы будем
создавать систему маркировки текста.
СЛАЙД 6
Создание системы маркировки текста.
- Я предлагаю Вам следующую систему маркировки текста, чтобы
подразделить заключенную в нем информацию:
V информация мне уже известна;
+ новые факты для меня;
- я думал по-другому;
? в этом тексте есть что-то непонятное для меня, нужны уточнения.
СЛАЙД 7
Этап осмысления: Расставить пометки в тексте
- Читаем текст и помечаем соответствующими знаками отдельные абзацы,
слова и предложения, вы можете подчеркивать слова, при этом можете
оставлять свои комментарии по ходу чтения. (Учителя работают с текстом)5
мин
- Вы поработали с текстом. Второй этап закончен.
(Текст с пометками) Учителя работают с текстом.
СЛАЙД 8
Этап размышления: Заполнение таблицы
- Возьмите пожалуйста таблицы и перенесите из текста ваши пометки.
(Учителя заполняют таблицу)
V
Здесь тезисно
записываются
термины и
понятия,
встречающиеся в
тексте, которые
уже были
известны.
+
Отмечается все
новое, что стало
известно из
текста.
-
Отмечаются
противоречия. То
есть, ученик
отмечает то, что
идет вразрез с
его знаниями и
убеждениями.
?
Перечисляются
непонятные
моменты, те, что
требуют
уточнения или
вопросы,
возникшие по
мере прочтения
текста.
СЛАЙД 9
4 этап: Рефлексия
Последовательное обсуждение каждой графы таблицы
- Обсудите в парах, что у вас получилось
- Проверьте, что вы знаете?
- Новые факты для вас?
- Кто думал по-другому?
- Что было не понятно?
- Проговорите вслух усвоенное знание
- МЫ с ВАМИ СЕГОДНЯ НАУЧИЛИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИЁМ
«ИНСЕРТ» при работе с текстом. Преимущества приёма «Инсерт»
заключаются в следующем. СЛАЙД 10
- Подведём итоги
СЛАЙД 11
В качестве вашей рефлексии на мастер-класс я хочу предложить вам
написать синквейн. Правила написания синквейна перед вами на слайде.
СЛАЙД 12 Спасибо за работу!!!!!!!