Напоминание

Некоторые аспекты развития музыкальной памяти


Автор: Шубина Елена Дмитриевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ
Населённый пункт: город Кандалакша Мурманской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Некоторые аспекты развития музыкальной памяти
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования детская музыкальная школа

Методическая разработка

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Шубина Елена Дмитриевна

Преподаватель по классу фортепиано

2019г

г. Кандалакша

Хорошая музыкальная память — это быстрое запоминание музыкального

произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение

даже спустя длительный срок после выучивания. Феноменальной музыкальной

памятью

обладали:

В.А.Моцарт,

Ф.Лист,

И.Брамс,

Антон

Рубинштейн,

С.Рахманинов, Артуро Тосканини, которые без труда могли удерживать в своей

памяти почти всю основную музыкальную литературу. Румынский скрипач и

композитор Джордже Энеску

(1881-1955) также обладал необыкновенной

способностью запоминать музыкальные произведения. Услышав однажды новую

сонату для скрипки и фортепиано Равеля, Д. Энеску по памяти абсолютно точно

воспроизвел музыкальный текст пьесы.

Но то, что гениальные музыканты

достигали без видимого труда, рядовым музыкантам

даже при наличии

способностей приходится завоевывать с большими усилиями. Это относится ко

всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности.

С точки зрения Н.А.Римского-Корсакова, «музыкальная память, как и память,

вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее

поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее

примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы».

Этой фаталистичной точке зрения противостоит другая, согласно

которой музыкальная память «поддается значительному развитию в процессе

специальных педагогических воздействий». Наблюдения за учащимися всех

ступеней

музыкального

образования

подтверждают,

что

неспособных

к

запоминанию музыки и к ее исполнению на память — ничтожный процент.

Если вспомнить, что каждый ребенок, даже дошкольного возраста, как

правило, поет, а иногда и играет по слуху ряд песенок, то должно быть ясно,

что музыкальная память присуща людям как норма.

В педагогической практике нередко возникают проблемы, связанные с

заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Одни

ученики обладают цепкой, прочной памятью, другие схватывают "на лету", но

запоминают произведение неточно, поверхностно, третьи продвигаются по этому

пути с трудом. В процессе работы, на уроке с некоторыми учениками порой с

большим трудом удается исправить неверно заученную фразу, аппликатуру,

прием. Казалось бы, цель достигнута, но момент выступления на эстраде ученик

неожиданно "вспоминает первый, неправильно заученный вариант. В чем

причина этого явления? Возникает и ряд других практических вопросов,

например, как лучше работать над произведением, "доводить" его, заучив сразу на

память, или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не "выиграется"

в пальцы, в движения рук. Для того чтобы управлять процессом запоминания,

максимально его активизировать, разумно обращаться с памятью ученика,

необходимо хотя бы в общих чертах иметь представление о типах и видах памяти,

о ее природе.

Память лежит в основе всей деятельности человека. А поскольку он

действует непрерывно, следовательно, постоянно работает и его память. Как и

внимание, она обращена и в прошлое и в будущее одновременно, ибо память

"запоминает" не только то, что прошло, но и то, что предстоит сделать. Один из

парадоксов памяти состоит в том, что человек запоминает все когда-либо

виденное,

слышанное,

прочувствованное.

Но

в

процессе

деятельности

произвольно

вспомнить

он

может

далеко

не

все.

Между

понятиями

"запоминание" и "вспоминание" есть принципиальная разница, ибо в их основе

лежат совершенно различные механизмы. Часто обращаясь не к тем механизмам

и неверно оценивая возможности памяти, педагог требует от ученика то, что тот

не в силах сделать.

Музыкальная память, как и все психические процессы, также раскрывается

в практической деятельности. Именно ее характер во многом определяет и

внешние проявления памяти. Так, например, Дж. Россини по памяти не мог

воспроизвести только что написанную музыку. Но это совсем не означало, что у

него нет музыкальной памяти; просто созданная им или воспринятая музыка

почти сразу "выключалась" из сознания, чтобы не мешать интенсивному процессу

создания новых произведений. С. Рахманинов, обладая замечательной памятью, в

то же время иногда допускал на эстраде ошибки при исполнении и подчас

вынужден был импровизировать даже в собственных произведениях.

Уже это сопоставление заставляет прийти к выводу, что существует не один

тип памяти, а по крайней мере два: память репродуктивная (механическая) и

реконструктивная (творческая).

Репродуктивная (образная) память, связанная главным образом с первой

сигнальной системой, особенно ярко представлена у детей пяти-шести лет. Их

мозг еще недостаточно творчески перерабатывает поступающую из окружающего

мира информацию.

Дети запоминают действительность целиком, как мгновенную картинку,

которая сохраняется в памяти нерасчлененно. Такое запоминание - вынужденная

мера, которую выработал организм: в детском возрасте на маленького человека

обрушивается около 80% всей жизненной информации. Вот почему в этот период

запоминание обычно кратковременно, держится недолго, информация не столько

перерабатывается, сколько образно комбинируется (в детском возрасте особый

интерес представляют сказки). У ребенка пяти-шести лет воспроизведение

обычно дословно, узнавание происходит при точном повторении. Это та память,

которая нужна человеку, как основа для будущей деятельности.

Работа над произведением с ребенком в этом возрасте и несколько позже

имеет свои особенности. Менять штрихи, аппликатуру не всегда целесообразно,

так как новый вариант заставляет ребенка в значительной мере перестраивать в

своем сознании все произведение в целом.

Реконструктивная (творческая) память

связана с творческой работой

сознания,

избирательной

переработкой

информации.

С

годами

детская

репродуктивная механическая память оттесняется на второй план, и в работу все

больше вступает новая система памяти.

В практике оба типа памяти у человека действуют сообща. Так, детально

выучив произведение, исполнитель опирается как на репродуктивную, так и

особенно на свою творческую, реконструктивную память. Ведь подлинно

художественное исполнение произведения - это не репродукция его, а как бы

новое воссоздание авторского замысла.

По содержанию в памяти можно выделить три структуры: запоминающую

(направленную в прошлое), воспроизводящую (связанную с настоящим) и

синтезирующую (направленную в будущее). Если попытаться расшифровать

некоторые уровни памяти от наиболее простых к наиболее сложным, то у

исполнителя в связи с его спецификой можно уловить характерные признаки по

крайней мере четырех таких уровней

Первый связан с поведенческой, двигательной памятью, а психологически -

с интересом. Чем интенсивнее интерес, чем больше ярких моментов на уроке, тем

крепче запоминаются нотный текст и игровые движения.

Второй

связан уже не с самим запоминанием текста, а с поиском и

запоминанием выразительных инструментальных средств для художественного

воплощения произведения - нужного характера, штрихов, выразительных

комплексов.

Третий связан с памятью художественно-образного решения произведения,

то есть с творческой фантазией.

Четвертый связан уже не только с изучаемым произведением, но и с общим

художественным развитием личности.

Органическая связь всех уровней в единый взаимодействующий комплекс

приводит к продуктивным результатам, способствует взаимной их активизации.

По форме музыкальная память имеет несколько фаз, которые иногда носят

название "кругов памяти".

Оперативных кругов памяти насчитывается пять. В течение 0,1- 0,3 секунды

действует

самая

кратковременная,

сенсорная

память

(механическая),

обусловленная структурой физиологического аппарата зрения, слуха. За это время

выделяется звуковая линия. Во втором круге - около 1 секунды - запоминается

общий образ, условная "картинка" (поэтому этот круг и называется "иконической"

памятью), звуковое "поле". Здесь начинается осмысление информации. На стадии

второго круга начинают вырабатываться и двигательные программы - моторные

инструкции, что особенно важно для инструменталистов. Этот механизм, эти

возможности мозга еще мало используются в исполнительской практике, хотя

интуитивно гениальные музыканты, видимо, его применяли (Паганини, Лист и

другие).

Третий круг музыкальной памяти

- пятиминутный - повторение с

наложением последующей информации и предыдущего опыта, установление

логической связи событий. Он связан с удержанием внимания на запоминании, в

работу активно включается творческая фантазия.

Четвертый круг памяти (20-60 минут) - упрочнение, закрепление следа в

памяти. После же одного часа обработанная информация может уходить в

долговременную память. Пятый круг - "отстаивание" (одни сутки.). За это время

происходит отбор нужного, необходимого для запоминания, отсев постороннего

("утро вечера мудренее")

Трехдневный

цикл

-

завершающий

процесс,

образование

опыта,

окончательный "уход" обработанной информации, обогащенной ассоциациями, в

долговременную память. Не случайно учебный процесс

возобновляется с

интервалом в трое - четверо суток (два раза в неделю). Это и есть тот

необходимый срок, дающий возможность полученной на уроке информации

отстояться и уйти в долговременную память.

Процесс воспроизведения музыкального сочинения по памяти - это всегда

творческий процесс реконструкции образов. Поэтому необходимо разобрать

вопрос, связанный с активизацией разных видов памяти для эффективного

"вспоминания" произведения.

Музыкальная память - это в первую очередь художественная память на

музыку и свою интерпретацию образов - "лента видения". Мы говорим об образе,

его драматургии, о целом, которое помогает "увидеть" частности. Для этого

важны кульминации и прочие вехи, которые помогают конкретизировать

внимание (по дороге, где много ярких знакомых примет, двигаться всегда легче и

безошибочней).

Память музыканта-исполнителя соединяет художественное мышление с

двигательным, связанным со средствами как реализацией "ленты видения".

В двигательной памяти выделяют осязательно-тактильную, направленную

на контроль настоящего (точки опоры ладони, дающие ощущение чувства грифа,

концы пальцев, дающие информацию о степени прикосновения и давления), и

двигательно-мышечную, направленную в прошлое и будущее (контроль за тем,

как движение совершено и подготовка будущего движения).

Среди

элементов

художественной

памяти

можно

выделить

много

комплексных, например память на ощущение окраски звука (связь мышечных,

темброво-слуховых ощущений и художественных представлений).

Каковы же стимулы запоминания произведения? Прежде всего это

возбуждение максимального интереса к музыке, специальности, произведению,

нахождению своего отношения, постановка определенной художественной цели.

Все, что исполнитель осуществляет на инструменте, в этот же момент не

запоминается и не выучивается. Это процесс с "оттяжкой времени". В процессе

заучивания пять минут однотипной работы - это максимум, на что способна наша

память (ее "третий круг"). После этого лучший интервал для того, чтобы получить

ответ, что запомнилось, - двадцать минут. Через двадцать минут переработка

информации мозгом осуществляется всего на 50-60%, через сутки-на 65-70%, а

через трое суток - около 75%. Это так называемое явление "реминисценции"

(непроизвольное

воспроизведение

невоспроизводимого

сразу).

Улучшение

долговременной памяти зависит от непроизвольного повторения в уме (благодаря

"кругам"); от обязательного повторения по памяти при заучивании (включение

волевых процессов, благотворное влияние первых повторений, одного-двух,

максимум трех, не более); от обогащения информации в скрытый период

(особенно во время покоя, сна).

Это

необходимо

для

содержательной,

художественной

стороны.

Для

двигательной стороны здесь интервалы несколько иные: от конца упражнения

(достаточно короткого по времени) наилучший период для воспроизведения

составляет от тридцати секунд до двух минут, когда повторение эффективно. К

десятой минуте наилучший период заканчивается и реминисценция исчезает,

следовательно, через десять минут можно начать учить уже новое. Движение

лучше запоминается при оптимальном мышечном тонусе, близком к предельному

("образному"), и резко падает при расслабленных мышцах или излишне

напряженных. "Зажатый" ученик вследствие этого может очень плохо запоминать

текст.

Какова польза повторения? Повтор необходим на первых стадиях работы

для сравнения и проверки варианта: что сделано, что недоделано, что необходимо

закрепить. Следует учесть следующую особенность режима работы мозга: два

повторения в день. Втрое эффективней восьмикратного повторения. Музыка

неповторима,

любое

повторение

лишает

ее

эстетической

сущности.

Переключение внимания, интервалы способствуют поддержанию оптимального

творческого состояния, а следовательно, и работы памяти.

Секрет быстрого и прочного запоминания произведения - использование

нескольких каналов. Например, зрительная память на графическое изображение

той или иной ноты недостаточна. Зрительно важнее представлять общую

структуру произведения, а не только ноты и их место на странице. Основная

задача музыкальной памяти - помочь воссоздать единый комплекс, в котором

конец

замыкался

бы

на

начало

в

целостном

художественном

процессе

интерпретации.

Педагогу

необходимо

всячески

развивать

у

ученика

способность

к

музыкальному представлению, фантазированию. Один ученик, потеряв текст,

беспомощно остановился, другой - сымпровизировал и пошел дальше; это

говорит о различном характере работы с материалом.

Отвечая на вопрос, как лучше работать над произведением - выучив сперва

на память, или, поработав над ним, потом заучивать, - следует сказать, что

полное осознание произведения - это уже память. Проблемы запоминания

произведения без его осмысления не должно существовать. Изучение наизусть

неготового сочинения может стать помехой и двигательной стороне на эстраде.

Понимание

механизмов

музыкальной

памяти

может

помочь

в

музыкальной педагогике вскрыть неиспользованные резервы, объяснить сложные

психологические процессы, происходящие во время исполнения произведения

наизусть, выработать современные методы изучения произведения и активизации

запоминания.

Список литературы.

1.

Лорейн Г. Л. Джерри. Развитие памяти. Перевод на русский язык, издание

на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015.

2.

Сергеев Б. Тайны памяти. - Р-на-Д.: «Феникс», 2006.

3.

Тарас А.Е. Психология музыки и музыкальных способностей. - М.:

«АСТ», 2005.

4.

Хорошевский Н.И. Как запомнить, чтобы помнить. - Р-на-Д.: «Феникс»,

2005.

5.

Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. - М.: «Попурри», 2018.

6.

Стерн В. Психология раннего детства. - М.: «Харвест». 2003.

7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: «Питер» 2012.



В раздел образования