Автор: Шубина Елена Дмитриевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ
Населённый пункт: город Кандалакша Мурманской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Некоторые аспекты развития музыкальной памяти
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования детская музыкальная школа
Методическая разработка
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Шубина Елена Дмитриевна
Преподаватель по классу фортепиано
2019г
г. Кандалакша
Хорошая музыкальная память — это быстрое запоминание музыкального
произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение
даже спустя длительный срок после выучивания. Феноменальной музыкальной
памятью
обладали:
В.А.Моцарт,
Ф.Лист,
И.Брамс,
Антон
Рубинштейн,
С.Рахманинов, Артуро Тосканини, которые без труда могли удерживать в своей
памяти почти всю основную музыкальную литературу. Румынский скрипач и
композитор Джордже Энеску
(1881-1955) также обладал необыкновенной
способностью запоминать музыкальные произведения. Услышав однажды новую
сонату для скрипки и фортепиано Равеля, Д. Энеску по памяти абсолютно точно
воспроизвел музыкальный текст пьесы.
Но то, что гениальные музыканты
достигали без видимого труда, рядовым музыкантам
даже при наличии
способностей приходится завоевывать с большими усилиями. Это относится ко
всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности.
С точки зрения Н.А.Римского-Корсакова, «музыкальная память, как и память,
вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее
поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее
примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы».
Этой фаталистичной точке зрения противостоит другая, согласно
которой музыкальная память «поддается значительному развитию в процессе
специальных педагогических воздействий». Наблюдения за учащимися всех
ступеней
музыкального
образования
подтверждают,
что
неспособных
к
запоминанию музыки и к ее исполнению на память — ничтожный процент.
Если вспомнить, что каждый ребенок, даже дошкольного возраста, как
правило, поет, а иногда и играет по слуху ряд песенок, то должно быть ясно,
что музыкальная память присуща людям как норма.
В педагогической практике нередко возникают проблемы, связанные с
заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Одни
ученики обладают цепкой, прочной памятью, другие схватывают "на лету", но
запоминают произведение неточно, поверхностно, третьи продвигаются по этому
пути с трудом. В процессе работы, на уроке с некоторыми учениками порой с
большим трудом удается исправить неверно заученную фразу, аппликатуру,
прием. Казалось бы, цель достигнута, но момент выступления на эстраде ученик
неожиданно "вспоминает первый, неправильно заученный вариант. В чем
причина этого явления? Возникает и ряд других практических вопросов,
например, как лучше работать над произведением, "доводить" его, заучив сразу на
память, или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не "выиграется"
в пальцы, в движения рук. Для того чтобы управлять процессом запоминания,
максимально его активизировать, разумно обращаться с памятью ученика,
необходимо хотя бы в общих чертах иметь представление о типах и видах памяти,
о ее природе.
Память лежит в основе всей деятельности человека. А поскольку он
действует непрерывно, следовательно, постоянно работает и его память. Как и
внимание, она обращена и в прошлое и в будущее одновременно, ибо память
"запоминает" не только то, что прошло, но и то, что предстоит сделать. Один из
парадоксов памяти состоит в том, что человек запоминает все когда-либо
виденное,
слышанное,
прочувствованное.
Но
в
процессе
деятельности
произвольно
вспомнить
он
может
далеко
не
все.
Между
понятиями
"запоминание" и "вспоминание" есть принципиальная разница, ибо в их основе
лежат совершенно различные механизмы. Часто обращаясь не к тем механизмам
и неверно оценивая возможности памяти, педагог требует от ученика то, что тот
не в силах сделать.
Музыкальная память, как и все психические процессы, также раскрывается
в практической деятельности. Именно ее характер во многом определяет и
внешние проявления памяти. Так, например, Дж. Россини по памяти не мог
воспроизвести только что написанную музыку. Но это совсем не означало, что у
него нет музыкальной памяти; просто созданная им или воспринятая музыка
почти сразу "выключалась" из сознания, чтобы не мешать интенсивному процессу
создания новых произведений. С. Рахманинов, обладая замечательной памятью, в
то же время иногда допускал на эстраде ошибки при исполнении и подчас
вынужден был импровизировать даже в собственных произведениях.
Уже это сопоставление заставляет прийти к выводу, что существует не один
тип памяти, а по крайней мере два: память репродуктивная (механическая) и
реконструктивная (творческая).
Репродуктивная (образная) память, связанная главным образом с первой
сигнальной системой, особенно ярко представлена у детей пяти-шести лет. Их
мозг еще недостаточно творчески перерабатывает поступающую из окружающего
мира информацию.
Дети запоминают действительность целиком, как мгновенную картинку,
которая сохраняется в памяти нерасчлененно. Такое запоминание - вынужденная
мера, которую выработал организм: в детском возрасте на маленького человека
обрушивается около 80% всей жизненной информации. Вот почему в этот период
запоминание обычно кратковременно, держится недолго, информация не столько
перерабатывается, сколько образно комбинируется (в детском возрасте особый
интерес представляют сказки). У ребенка пяти-шести лет воспроизведение
обычно дословно, узнавание происходит при точном повторении. Это та память,
которая нужна человеку, как основа для будущей деятельности.
Работа над произведением с ребенком в этом возрасте и несколько позже
имеет свои особенности. Менять штрихи, аппликатуру не всегда целесообразно,
так как новый вариант заставляет ребенка в значительной мере перестраивать в
своем сознании все произведение в целом.
Реконструктивная (творческая) память
связана с творческой работой
сознания,
избирательной
переработкой
информации.
С
годами
детская
репродуктивная механическая память оттесняется на второй план, и в работу все
больше вступает новая система памяти.
В практике оба типа памяти у человека действуют сообща. Так, детально
выучив произведение, исполнитель опирается как на репродуктивную, так и
особенно на свою творческую, реконструктивную память. Ведь подлинно
художественное исполнение произведения - это не репродукция его, а как бы
новое воссоздание авторского замысла.
По содержанию в памяти можно выделить три структуры: запоминающую
(направленную в прошлое), воспроизводящую (связанную с настоящим) и
синтезирующую (направленную в будущее). Если попытаться расшифровать
некоторые уровни памяти от наиболее простых к наиболее сложным, то у
исполнителя в связи с его спецификой можно уловить характерные признаки по
крайней мере четырех таких уровней
Первый связан с поведенческой, двигательной памятью, а психологически -
с интересом. Чем интенсивнее интерес, чем больше ярких моментов на уроке, тем
крепче запоминаются нотный текст и игровые движения.
Второй
связан уже не с самим запоминанием текста, а с поиском и
запоминанием выразительных инструментальных средств для художественного
воплощения произведения - нужного характера, штрихов, выразительных
комплексов.
Третий связан с памятью художественно-образного решения произведения,
то есть с творческой фантазией.
Четвертый связан уже не только с изучаемым произведением, но и с общим
художественным развитием личности.
Органическая связь всех уровней в единый взаимодействующий комплекс
приводит к продуктивным результатам, способствует взаимной их активизации.
По форме музыкальная память имеет несколько фаз, которые иногда носят
название "кругов памяти".
Оперативных кругов памяти насчитывается пять. В течение 0,1- 0,3 секунды
действует
самая
кратковременная,
сенсорная
память
(механическая),
обусловленная структурой физиологического аппарата зрения, слуха. За это время
выделяется звуковая линия. Во втором круге - около 1 секунды - запоминается
общий образ, условная "картинка" (поэтому этот круг и называется "иконической"
памятью), звуковое "поле". Здесь начинается осмысление информации. На стадии
второго круга начинают вырабатываться и двигательные программы - моторные
инструкции, что особенно важно для инструменталистов. Этот механизм, эти
возможности мозга еще мало используются в исполнительской практике, хотя
интуитивно гениальные музыканты, видимо, его применяли (Паганини, Лист и
другие).
Третий круг музыкальной памяти
- пятиминутный - повторение с
наложением последующей информации и предыдущего опыта, установление
логической связи событий. Он связан с удержанием внимания на запоминании, в
работу активно включается творческая фантазия.
Четвертый круг памяти (20-60 минут) - упрочнение, закрепление следа в
памяти. После же одного часа обработанная информация может уходить в
долговременную память. Пятый круг - "отстаивание" (одни сутки.). За это время
происходит отбор нужного, необходимого для запоминания, отсев постороннего
("утро вечера мудренее")
Трехдневный
цикл
-
завершающий
процесс,
образование
опыта,
окончательный "уход" обработанной информации, обогащенной ассоциациями, в
долговременную память. Не случайно учебный процесс
возобновляется с
интервалом в трое - четверо суток (два раза в неделю). Это и есть тот
необходимый срок, дающий возможность полученной на уроке информации
отстояться и уйти в долговременную память.
Процесс воспроизведения музыкального сочинения по памяти - это всегда
творческий процесс реконструкции образов. Поэтому необходимо разобрать
вопрос, связанный с активизацией разных видов памяти для эффективного
"вспоминания" произведения.
Музыкальная память - это в первую очередь художественная память на
музыку и свою интерпретацию образов - "лента видения". Мы говорим об образе,
его драматургии, о целом, которое помогает "увидеть" частности. Для этого
важны кульминации и прочие вехи, которые помогают конкретизировать
внимание (по дороге, где много ярких знакомых примет, двигаться всегда легче и
безошибочней).
Память музыканта-исполнителя соединяет художественное мышление с
двигательным, связанным со средствами как реализацией "ленты видения".
В двигательной памяти выделяют осязательно-тактильную, направленную
на контроль настоящего (точки опоры ладони, дающие ощущение чувства грифа,
концы пальцев, дающие информацию о степени прикосновения и давления), и
двигательно-мышечную, направленную в прошлое и будущее (контроль за тем,
как движение совершено и подготовка будущего движения).
Среди
элементов
художественной
памяти
можно
выделить
много
комплексных, например память на ощущение окраски звука (связь мышечных,
темброво-слуховых ощущений и художественных представлений).
Каковы же стимулы запоминания произведения? Прежде всего это
возбуждение максимального интереса к музыке, специальности, произведению,
нахождению своего отношения, постановка определенной художественной цели.
Все, что исполнитель осуществляет на инструменте, в этот же момент не
запоминается и не выучивается. Это процесс с "оттяжкой времени". В процессе
заучивания пять минут однотипной работы - это максимум, на что способна наша
память (ее "третий круг"). После этого лучший интервал для того, чтобы получить
ответ, что запомнилось, - двадцать минут. Через двадцать минут переработка
информации мозгом осуществляется всего на 50-60%, через сутки-на 65-70%, а
через трое суток - около 75%. Это так называемое явление "реминисценции"
(непроизвольное
воспроизведение
невоспроизводимого
сразу).
Улучшение
долговременной памяти зависит от непроизвольного повторения в уме (благодаря
"кругам"); от обязательного повторения по памяти при заучивании (включение
волевых процессов, благотворное влияние первых повторений, одного-двух,
максимум трех, не более); от обогащения информации в скрытый период
(особенно во время покоя, сна).
Это
необходимо
для
содержательной,
художественной
стороны.
Для
двигательной стороны здесь интервалы несколько иные: от конца упражнения
(достаточно короткого по времени) наилучший период для воспроизведения
составляет от тридцати секунд до двух минут, когда повторение эффективно. К
десятой минуте наилучший период заканчивается и реминисценция исчезает,
следовательно, через десять минут можно начать учить уже новое. Движение
лучше запоминается при оптимальном мышечном тонусе, близком к предельному
("образному"), и резко падает при расслабленных мышцах или излишне
напряженных. "Зажатый" ученик вследствие этого может очень плохо запоминать
текст.
Какова польза повторения? Повтор необходим на первых стадиях работы
для сравнения и проверки варианта: что сделано, что недоделано, что необходимо
закрепить. Следует учесть следующую особенность режима работы мозга: два
повторения в день. Втрое эффективней восьмикратного повторения. Музыка
неповторима,
любое
повторение
лишает
ее
эстетической
сущности.
Переключение внимания, интервалы способствуют поддержанию оптимального
творческого состояния, а следовательно, и работы памяти.
Секрет быстрого и прочного запоминания произведения - использование
нескольких каналов. Например, зрительная память на графическое изображение
той или иной ноты недостаточна. Зрительно важнее представлять общую
структуру произведения, а не только ноты и их место на странице. Основная
задача музыкальной памяти - помочь воссоздать единый комплекс, в котором
конец
замыкался
бы
на
начало
в
целостном
художественном
процессе
интерпретации.
Педагогу
необходимо
всячески
развивать
у
ученика
способность
к
музыкальному представлению, фантазированию. Один ученик, потеряв текст,
беспомощно остановился, другой - сымпровизировал и пошел дальше; это
говорит о различном характере работы с материалом.
Отвечая на вопрос, как лучше работать над произведением - выучив сперва
на память, или, поработав над ним, потом заучивать, - следует сказать, что
полное осознание произведения - это уже память. Проблемы запоминания
произведения без его осмысления не должно существовать. Изучение наизусть
неготового сочинения может стать помехой и двигательной стороне на эстраде.
Понимание
механизмов
музыкальной
памяти
может
помочь
в
музыкальной педагогике вскрыть неиспользованные резервы, объяснить сложные
психологические процессы, происходящие во время исполнения произведения
наизусть, выработать современные методы изучения произведения и активизации
запоминания.
Список литературы.
1.
Лорейн Г. Л. Джерри. Развитие памяти. Перевод на русский язык, издание
на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015.
2.
Сергеев Б. Тайны памяти. - Р-на-Д.: «Феникс», 2006.
3.
Тарас А.Е. Психология музыки и музыкальных способностей. - М.:
«АСТ», 2005.
4.
Хорошевский Н.И. Как запомнить, чтобы помнить. - Р-на-Д.: «Феникс»,
2005.
5.
Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. - М.: «Попурри», 2018.
6.
Стерн В. Психология раннего детства. - М.: «Харвест». 2003.
7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: «Питер» 2012.