Автор: Катаева Елена Николаевна
Должность: педагог дополнителнього образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества" г.Перми
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Практика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества» г.Перми
Катаева Е.Н.,
педагог дополнительного образования
высшей категории
Практика работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Во Дворце детского (юношеского) творчества г.Перми работаю педагогом
по вокалу образцового детского коллектива эстрадной студии «Антарес» на
протяжении 31 года, также обучаю вокалу детей с ОВЗ. Основное заболевание
моих воспитанников – ДЦП разной степени тяжести. Имеются и сопутствующие
проблемы с речью, зрением, неустойчивой психикой и др.
Свои первые шаги в работе с детьми-инвалидами я сделала в 2006 году,
когда ко мне привели 10-летнюю девочку с врожденным наследственным
заболеванием, у нее постепенно атрофировались мышцы всего тела. Сначала ее
носили на руках, затем она передвигалась в инвалидной коляске. Девочка была
талантливая, занималась различными видами творчеством, училась игре на
фортепиано. Она была способна разучить до пяти песен в год, она выходила на
сцену, участвуя в концертах, побеждая в конкурсах различного уровня.
За 14 лет работы я выпустила девять учащихся, они освоили программу в
полном объеме, некоторые из них связали свою жизнь с творчеством.
Педагогический опыт убеждает меня в том, что только работа по
индивидуальному образовательному маршруту с ребенком с ОВЗ приводит к
гарантированному результату. Мне пришлось адаптировать разработанную для
эстрадной студии дополнительную общеобразовательную программу по вокалу
под
каждого
из
моих
воспитанников
исходя
из
природных
данных,
психологических возможностей, а также степени здоровья
моих особенных
учеников.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это своеобразная
персонифицированная учебная программа для ребенка, разработанная, как
правило, на учебный год. ИОМ включает исходные данные ребенка, личностные
показатели и психологические особенности, возможности, цели и задачи. В ИОМ
фиксируются изменения в поведении, выступления, достижения, образовательные
результаты.
Разработка
ИМО
обязательно
учитывает
степень
тяжести
заболевания,
возможность
ребенка
контролировать
мышцы
лица,
рук,
самостоятельно стоять или сидеть. Поэтому нет единых приемов и методов для
обучения вокалу всех детей с ОВЗ.
С каждым ребенком начинался новый этап в моей педагогической практике,
и к каждому нужно было найти подход, способы, помогающие наиболее
эффективно достигать желаемого результата.
Сейчас у меня занимаются трое детей: Аня К., 10 лет, 1-й год обучения,
Полина М., 17 лет, 4-й год обучения, Володя П., 18 лет, 4-й год обучения.
Вот практика работы с Володей П., который пришел во Дворец 4 года назад.
Юноше было 15 лет, он приехал из Костромы, где занимался вокалом и
фортепиано, много выступал, был местной звездой. У него хороший слух,
приятный тембр, но проблемы с зажатой челюстью, связанные с заболеванием. На
первых занятиях он категорически отказывался заниматься речью: проговаривать
скороговорки,
выполнять
тренинговые
и
вокальные
упражнения.
Володя
приходил в состояние резкого раздражения, гнева, потому что он хотел петь
только то, что хочется ему. Традиционные и даже адаптированные упражнения
для него не подходили.
Тогда я стала придумывать попевки, мелодии на разные скороговорки, мини-
песенки (это применяется при работе с дошкольниками), и потихоньку водить
некоторые тренинговые упражнения, но в виде игры и со смешными словами.
Будучи очень эмоциональным и впечатлительным, Володя живо откликается на
все веселое, смешное, нежное и красивое, любит рассказывать о себе и своих
интересах. Какую-то часть занятия мы посвящали общению, беседам на разные
темы. Через игру удалось включить в тренинг упражнение на дикцию, которое
ему показалось смешным: чередование слогов с изменением первой буквы - пра-
прэ-при, бра-брэ-бри, вра-врэ-ври и т.д. Постепенно стала добавлять отдельные
несложные мелодичные упражнения. Выяснили, что ему нравятся песни о мечте,
чудесах, счастье, природе, песни из мультфильмов. Любимыми распевками стали
песня «Утро начинается» из мультфильма «Чучело мяучело» и веселая песенка с
названием нот «До-до-до-ре-ми-фа-фа-фа». Когда накопился репертуар, мы стали
распеваться еще и на песнях («Волшебная страна», «Белые ангелы» и т.д.).
Так, Володя стал эмоционально раскрепощаться и распеваться не только на
попевках, но и на уже выученных песнях. И проблема положительного
адекватного эмоционального состояния на занятиях была отчасти решена. В
случае вспышек гнева мы слушаем вместе красивую песню или я переключаю его
внимание на цветы.
Володя слушает много музыки и у него есть склонность становиться
фанатом какого-либо исполнителя, он начинает штудировать все его творчество,
заучивает песни наизусть. Очень сложно его убедить, что та или иная песня не
подходит для концерта или конкурса. Только, когда на краевом конкурсе
«Преодоление», он получил диплом Лауреата 1 степени за песню, которую очень
не хотел учить и петь, но я настояла на своем, началось понимание разницы
между концертным, конкурсным репертуаром и пением для души.
Очень важным в своей работе я считаю обратную связь и общение с
родителями своих воспитанников. Очень часто родители неадекватно оценивают
своих детей, завышают их способности или закрывают глаза на некоторые
проблемы, сами «закрываются» и не идут на контакт с педагогом. В моей
практике приходилось решать много проблем в выстраивании эффективной
коммуникации с родителями и в результате мы находили общий язык, что
благоприятно сказывалась как на общей атмосфере и настроении, так и на
работоспособности и достижениях детей.
Вот еще один пример ИОМ с Полиной М. Пришла ко мне 4 года назад
очень замкнутым ребенком, это выражалось в том, что она не смотрела в глаза,
все время опускала голову вниз, предпочитала петь с закрытыми глазами,
тактируя себе рукой. Девочка была эмоционально закрыта и зажата, не всегда
справлялась с эмоциями. Занятия я начала по обычной схеме: скороговорки и
вокальные упражнения. Ребенок проявил настойчивость и самокритичность.
С проблемой эмоционального напряжения я начала работать с самых
первых занятий, мы разговаривали о музыке, поэзии, сначала больше я, потом она
стала подключаться, понемногу рассказывать о себе, об учебе, своих интересах и
вкусах. Но с неадекватной реакцией я столкнулась, когда первый раз поставила
Полину в гипотетическую ситуацию - «Представь, что ты выступаешь на
концерте». Поставила посередине класса стул (Полина занимается сидя),
поставила микрофон на стойке, села на место зрителя. Она начала петь и вдруг
неожиданно расплакалась. Неумение управлять эмоциями, отсутствие опыта
публичных выступлений и боязни ошибиться привело
Полину состояние
сильного волнения, случился зажим мышц, спазмы, сбой дыхания. Впоследствии
каждый выход Полины на публику было настоящим преодолением себя. В такое
же состояние ее может привести очень душевный текст или мелодия.
В процессе обучения выявилась еще одна проблема: плохое запоминание.
Даже после детального проучивания ритма и мелодии девочка вновь может
вернуться к старым ошибкам. Получается, что ей запомнилось в первый момент,
то она и поет, причем это касается не только мелодии, но и текста (ударения в
словах, на распевах) и дыхания (в каком месте, после какого слога взять). Со
временем
я
поняла,
что
и
эта
проблема
возникает
из-за
чрезмерной
ответственности и боязни ошибиться, начинается волнение, и Полина еще больше
ошибается.
Для снятия зажимов и эмоционального напряжения в моем педагогическом
арсенале есть комплекс дыхательных и психологических тренингов, бесед на
различные темы. Я использую их не только в начале занятия, но и перед
исполнением песни. Мы с Полиной всегда подводим итог занятия, с ее стороны
это чаще всего очень самокритично, я постоянно стараюсь повышать ее
самооценку, настраивать на позитив.
В этом году Полина начала поднимать голову и смотреть мне в глаза, хоть и
недолго, стала проявлять инициативу в выборе репертуара. Песни предлагаю не
только я, но и она, мы их прослушиваем, вместе определяем сложность
произведения, возможность ее исполнения. В одной из бесед Полина рассказала,
что использует скороговорки в подготовке к выступлениям и на уроках в школе.
Большим шагом вперед было согласие девочки принять участие в открытом
занятии и выступить на ответственном мероприятии, хотя первая реакция была –
нет!
За время обучения Полина приняла участие в пяти концертах и конкурсах
во Дворце, где получила дипломы 3 и 2 степени, участвовала в международном
конкурсе «Урал собирает друзей» - диплом Лауреата 3 степени, 2018г., дважды
участвовала в краевом конкурсе «Преодоление», в городском мероприятии
«Творчество без границ» для детей с ОВЗ, где выступала на сцене с детским
хором Дворца «Искорки».
Для
того,
чтобы
эффективно
заниматься
с
детьми
с
ОВЗ
нужен
индивидуальный подход, знания особенностей заболевания ребенка и его влияния
на нервную систему. С каждым годом у меня повышаются требования к
собственному
уровню
профессиональной
компетентности.
Появляется
необходимость в знаниях и практических навыках по специальной педагогики,
дефектологии, психологии.
А главное, что приводит к положительному результату – вера в детей,
терпение и настойчивость, чтобы научить их верить в себя и свое будущее.