Напоминание

Современный воспитатель


Автор: Акимов Алексей Николаевич
Должность: воспитатель детского дома
Учебное заведение: ГКУ Серафимовичский детский дом
Населённый пункт: г. Серафимович Волоградской области
Наименование материала: доклад
Тема: Современный воспитатель
Раздел: среднее образование





Назад




ГКУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей «Серафимовичский детский дом»

“Утверждаю”

Директор:________Щелчкова Т.А.

от «___»________2012г.

М.П.

Выступление на методическом объединении

воспитателей

«Современный воспитатель»

Подготовила воспитатель

II группы-семьи: Акимов А.Н.

Серафимович 2012г.

Уважаемые коллеги!

Нестабильность современного образа жизни, рост внебрачной

рождаемости, увеличение разводов, рост смертности лиц

среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций, отказов от

детей-все это обуславливает основные социальные проблемы

детей, ограничивает их право жить и воспитываться в семье.

Сложившаяся ситуация разрушает мир ребенка, подростка, потому

что его родители, естественные защитники оказываются

несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость

жизненного уклада, достаточность средств к существованию.

Оказавшись в подобной ситуации, дети в первую очередь

нуждаются в родительской заботе и любви. Величайшую

ответственность за жизнь ребенка берет на себя воспитатель

детского дома. Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с

большим количеством людей. В такой ситуации он учится жизни,

овладевает различными социальными ролями. В детском доме

особенно значимой фигурой для ребенка является воспитатель,

который находится с ним в непрерывном взаимодействии,

направляет его развитие. В связи с этим исключительное

значение приобретают личность воспитателя и отношения в

учреждении в целом:все дети должны чувствовать себя

непринужденно и любимыми воспитателем и всеми сотрудниками

детского дома. Без такого отношения к ребенку его развитие

будет существенно затрудненно, а в отдельных случаях

невозможно, так как вне рамок детского дома ему негде

компенсировать недостаток или отсутствие любви. Создание

отношений, основанных на любви и взаимоуважении членов

сообщества, является важнейшим условием успешного развития

детей-сирот и становится главной задачей воспитателя.

Педагогической основой этих отношений является освоение

педагогом личностного подхода в воспитании, постижение

(прочитывание) им проблем ребенка, развитие способности

работать не столько на организационном, сколько на

психологическом уровне. Позиция воспитателя существенно

меняется:на первый план выходят не функции контроля и

организации, а создание условий для позитивного развития

воспитанников и разрешения их личностных проблем, помощь в

осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых

детьми событиях.

Усилия воспитателя при этом направляются на организацию

психологической поддержки в процессе воспитания. При таком

подходе к воспитанию педагог превращается из руководителя,

чаще всего (формирующего) личность ребенка по собственному

образу и подобию в мудрого (путеводителя) и помощника,

осуществляющего совместное с ребенком движение (восхождение)

по пути жизни, а если необходимо-становится врачевателем

детской души. Подобное изменение миссии педагога-воспитателя

предполагает необходимость перестройки собственной души,

собственного сознания и отношения к сущности педагогического

процесса. Начинать профессиональный рост не с овладения

педагогическими технологиями, а с роста личностного всегда

труднее. Однако этот путь-пусть (длинный, но самый верный.

В учреждениях для детей-сирот, как нигде, уместен

принцип"врачебной педагогики"Л. С. Выгодского-"воспитывать и

лечить детей одновременно"."В лечебной педагогике, -указывал

Выгодский Л. С., -оздоровление детей дополняется воспитанием,

а воспитание растворяется в лечении психолого-педагогическими

методами воздействия".

Воспитатель-это не профессия, суть которой дать знания. Это

высокая миссия, предназначение которой-сотворение личности,

утверждения человека в человеке. Задача педагога-в том, чтобы

в детях, которых он воспитывает заложить предпосылки

гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны

такие качества, как духовность, умение творить красоту,

стремление делать добро, гражданская ответственность. Конечно

воспитание-процесс длительный и кропотливый, требующий от

каждого педагога знаний, терпения, большой любви к

детям;процесс в котором роль "первой скрипки" играет ребенок,

а педагог должен тактично и профессионально помочь ему стать

человеком.

Жизнь в педагогической профессии-это неустанный труд души.

Труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзании

и поисков, -это вечное испытание на мудрость и терпение,

профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Это благороднейшая и труднейшая профессия требует от

человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества,

неустанной работы мыслей, любви к детям и безграничной

верности делу. Помочь высветиться лучшим, сильным качествам

личности, найти свое предназначение, светить в полный накал

для людей-в этом великая миссия учителя, воспитателя,

педагога, психолога. В такой работе не меньше слов значит

взгляд, не меньше взгляда-касание руки и улыбка,

показывающая, что в ошибке или неудачном поступке нет ничего

страшного, все поправимо.

Материнство-это самая большая ответственность в мире. Матерью

нужно становиться осознанно. Материнство-это большое

искусство, и ему необходимо учиться. Есть некоторые советы,

которыми можно показать, как лучше всего строить

взаимоотношения с детьми:

- нельзя относиться к ребенку как к предмету своей

собственности, ребенком нельзя владеть. Относитесь к нему как

к взрослому;

- думайте о материнстве как о празднике;

- ребенок - подарок от Бога;

- уважительно относитесь к ребенку, не только любите и

уважайте его;

- дарите свою любовь, а не командуйте;

- делитесь опытом, но ничего не навязывайте ребенку.

Материнство- это чистая, безусловная любовь. Когда мать

безусловно, а только мать способна на такую любовь- ребенок

познает радость такой любви. Ребенок сам становится способным

на безусловную любовь.

Основные педагогические принципы, на которые должен опираться

каждый воспитатель:

- воспитывайте детей только любовью;

- в общении с детьми проявляйте доброту и ласку к ним;

- не мешайте ребенку проявлять свою индивидуальность. Не

мешайте быть самостоятельным;

- нельзя всех детей мерить одной меркой.

Чтобы разбудить творческие способности, необходимо показать

ребенку различные варианты. Когда он выберет и попробует свои

силы и убедиться, что он может, что он в силах, тогда

работать будет легче. Опыт будет накапливаться около

основного стержня его творческой активности.

Таким образом, воспитатель детского дома-не просто Учитель,

который ведет ребенка во взрослую жизнь, но и в первую

очередь близкий человек, который в ответе перед Богом и

государством за каждого ребенка, принятого на воспитание. Это

воспитатель детского дома призван закладывать фундамент в

жизни ребенка, а как известно, именно от фундамента зависит

устойчивость здания.



В раздел образования