Автор: Акимов Алексей Николаевич
Должность: воспитатель детского дома
Учебное заведение: ГКУ Серафимовичский детский дом
Населённый пункт: г. Серафимович Волоградской области
Наименование материала: доклад
Тема: Современный воспитатель
Раздел: среднее образование
ГКУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей «Серафимовичский детский дом»
“Утверждаю”
Директор:________Щелчкова Т.А.
от «___»________2012г.
М.П.
Выступление на методическом объединении
воспитателей
«Современный воспитатель»
Подготовила воспитатель
II группы-семьи: Акимов А.Н.
Серафимович 2012г.
Уважаемые коллеги!
Нестабильность современного образа жизни, рост внебрачной
рождаемости, увеличение разводов, рост смертности лиц
среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций, отказов от
детей-все это обуславливает основные социальные проблемы
детей, ограничивает их право жить и воспитываться в семье.
Сложившаяся ситуация разрушает мир ребенка, подростка, потому
что его родители, естественные защитники оказываются
несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость
жизненного уклада, достаточность средств к существованию.
Оказавшись в подобной ситуации, дети в первую очередь
нуждаются в родительской заботе и любви. Величайшую
ответственность за жизнь ребенка берет на себя воспитатель
детского дома. Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с
большим количеством людей. В такой ситуации он учится жизни,
овладевает различными социальными ролями. В детском доме
особенно значимой фигурой для ребенка является воспитатель,
который находится с ним в непрерывном взаимодействии,
направляет его развитие. В связи с этим исключительное
значение приобретают личность воспитателя и отношения в
учреждении в целом:все дети должны чувствовать себя
непринужденно и любимыми воспитателем и всеми сотрудниками
детского дома. Без такого отношения к ребенку его развитие
будет существенно затрудненно, а в отдельных случаях
невозможно, так как вне рамок детского дома ему негде
компенсировать недостаток или отсутствие любви. Создание
отношений, основанных на любви и взаимоуважении членов
сообщества, является важнейшим условием успешного развития
детей-сирот и становится главной задачей воспитателя.
Педагогической основой этих отношений является освоение
педагогом личностного подхода в воспитании, постижение
(прочитывание) им проблем ребенка, развитие способности
работать не столько на организационном, сколько на
психологическом уровне. Позиция воспитателя существенно
меняется:на первый план выходят не функции контроля и
организации, а создание условий для позитивного развития
воспитанников и разрешения их личностных проблем, помощь в
осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых
детьми событиях.
Усилия воспитателя при этом направляются на организацию
психологической поддержки в процессе воспитания. При таком
подходе к воспитанию педагог превращается из руководителя,
чаще всего (формирующего) личность ребенка по собственному
образу и подобию в мудрого (путеводителя) и помощника,
осуществляющего совместное с ребенком движение (восхождение)
по пути жизни, а если необходимо-становится врачевателем
детской души. Подобное изменение миссии педагога-воспитателя
предполагает необходимость перестройки собственной души,
собственного сознания и отношения к сущности педагогического
процесса. Начинать профессиональный рост не с овладения
педагогическими технологиями, а с роста личностного всегда
труднее. Однако этот путь-пусть (длинный, но самый верный.
В учреждениях для детей-сирот, как нигде, уместен
принцип"врачебной педагогики"Л. С. Выгодского-"воспитывать и
лечить детей одновременно"."В лечебной педагогике, -указывал
Выгодский Л. С., -оздоровление детей дополняется воспитанием,
а воспитание растворяется в лечении психолого-педагогическими
методами воздействия".
Воспитатель-это не профессия, суть которой дать знания. Это
высокая миссия, предназначение которой-сотворение личности,
утверждения человека в человеке. Задача педагога-в том, чтобы
в детях, которых он воспитывает заложить предпосылки
гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны
такие качества, как духовность, умение творить красоту,
стремление делать добро, гражданская ответственность. Конечно
воспитание-процесс длительный и кропотливый, требующий от
каждого педагога знаний, терпения, большой любви к
детям;процесс в котором роль "первой скрипки" играет ребенок,
а педагог должен тактично и профессионально помочь ему стать
человеком.
Жизнь в педагогической профессии-это неустанный труд души.
Труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзании
и поисков, -это вечное испытание на мудрость и терпение,
профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.
Это благороднейшая и труднейшая профессия требует от
человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества,
неустанной работы мыслей, любви к детям и безграничной
верности делу. Помочь высветиться лучшим, сильным качествам
личности, найти свое предназначение, светить в полный накал
для людей-в этом великая миссия учителя, воспитателя,
педагога, психолога. В такой работе не меньше слов значит
взгляд, не меньше взгляда-касание руки и улыбка,
показывающая, что в ошибке или неудачном поступке нет ничего
страшного, все поправимо.
Материнство-это самая большая ответственность в мире. Матерью
нужно становиться осознанно. Материнство-это большое
искусство, и ему необходимо учиться. Есть некоторые советы,
которыми можно показать, как лучше всего строить
взаимоотношения с детьми:
- нельзя относиться к ребенку как к предмету своей
собственности, ребенком нельзя владеть. Относитесь к нему как
к взрослому;
- думайте о материнстве как о празднике;
- ребенок - подарок от Бога;
- уважительно относитесь к ребенку, не только любите и
уважайте его;
- дарите свою любовь, а не командуйте;
- делитесь опытом, но ничего не навязывайте ребенку.
Материнство- это чистая, безусловная любовь. Когда мать
безусловно, а только мать способна на такую любовь- ребенок
познает радость такой любви. Ребенок сам становится способным
на безусловную любовь.
Основные педагогические принципы, на которые должен опираться
каждый воспитатель:
- воспитывайте детей только любовью;
- в общении с детьми проявляйте доброту и ласку к ним;
- не мешайте ребенку проявлять свою индивидуальность. Не
мешайте быть самостоятельным;
- нельзя всех детей мерить одной меркой.
Чтобы разбудить творческие способности, необходимо показать
ребенку различные варианты. Когда он выберет и попробует свои
силы и убедиться, что он может, что он в силах, тогда
работать будет легче. Опыт будет накапливаться около
основного стержня его творческой активности.
Таким образом, воспитатель детского дома-не просто Учитель,
который ведет ребенка во взрослую жизнь, но и в первую
очередь близкий человек, который в ответе перед Богом и
государством за каждого ребенка, принятого на воспитание. Это
воспитатель детского дома призван закладывать фундамент в
жизни ребенка, а как известно, именно от фундамента зависит
устойчивость здания.