Напоминание

Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей при подготовки к школе.


Автор: Былкова Марина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 12
Населённый пункт: Забайкальский край г.Краснокаменск
Наименование материала: предентация
Тема: Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей при подготовки к школе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Презентация :

Выполнила: Былкова М.В.

Важным условием полноценного

овладения навыком письма является

готовность руки как непосредственного

орудия графической деятельности к

выполнению точных и сложных

движений.

Письмо – это сложный навык,

включающий выполнение тонких

координированных движений руки.

При этом формируются:

технические навыки;

графические навыки;

орфографические навыки.

Письмо как «ритмический процесс

предполагает выполнение особых

ритмичных движений, обеспечивающих

красоту, равномерность, одинаковую

высоту и ширину графических знаков,

предусматривает изображение знаков

различной конфигурации неотрывным и

плавным движением руки».

Двигательный навык, по мнению

В.А.Силивон, включает:

развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость

руки, сенсорно-двигательные связи и координации,

способствующие выполнению произвольных движений

и коррекций высокой точности по силе, скорости,

направленности и размаху;

развитие пространственно-ориентированной

способности двигательной ориентации и координации

на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке;

быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;

сформированность зрительно-двигательных образов и

представлений. Развитие аналитического восприятия

и воспроизведения предметных изображений и

буквенных знаков поэлементно-целостным способом.

Графический навык предполагает:

умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать

колебательными, вращательными, плавными, отрывными и

ритмизированными движениями графические элементы

различного содержания (предметные изображения, линии

любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные,

спиралевидные и т.д.; условные знаки, в том числе и буквенные

графемы и т.д.), выполняя их с разной силой нажима,

скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их

правильную форму, величину и рисунок;

легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент

(карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;

устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или

пишущего ребенка;

выполнение графических движений с интересом, увлеченно,

без повышенной напряженности.

Зрительно-двигательная координация занимает

важное место в формировании готовности к письму.

Зрительно-моторная координация –

согласованность движений и их элементов в

результате совместной и одновременной

деятельности зрительного и мышечно-двигательного

анализаторов.

Зрительно-двигательная координация – это

согласованные действия рук и глаза. С помощью

зрения ребенок изучает окружающую

действительность, контролирует свои движения,

благодаря чему они становятся более

совершенными и точными. Глаз как бы «обучает»

руку, а с помощью ручных движений в предметах,

которыми манипулирует ребенок, открывается

больше новой информации. Зрение и движения рук

становятся основным источником познания ребенком

окружающей действительности.

Еще одним важным компонентом готовности

руки к письму является развитие мелкой

моторики руки.

Под понятием «мелкая

моторика» подразумевают движения мелких

мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти

руки развиваются у ребенка постепенно в

течение всего дошкольного периода.

При недостатках зрительно-пространственного

восприятия и зрительной памяти у детей

возможны такие школьные трудности, как:

трудности формирования зрительного образа буквы, цифры,

графического элемента: нарушено соотношение элементов,

путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние

элементы или не дописывает элементы буквы, цифры;

заменяет буквы другими по графическому сходству.

плохое запоминание конфигурации букв при чтении и,

соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные

движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв;

затруднение понимания прочитанного.

возможно зеркальное написание букв, цифр, графических

элементов.

плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по

форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник).

трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур.

При овладении навыком письма

немаловажную роль играет и

организация предшествующей

деятельности детей (изобразительной,

продуктивной, игровой, бытовой), прямо

или опосредованно влияющей на

развитие функции руки.

Работа по подготовке руки к письму должна

быть систематической и комплексной, то есть

осуществляться, по мнению педагогов и

психологов, в следующих основных

направлениях в работе с детьми:

тренировка зрительно-моторных и слухо-

моторных координаций;

обучение ориентировки на листе бумаги;

формирование базовых графических навыков

(с 5-5,5 лет – рекомендуют физиологи и

медики);

развитие мелкой моторики руки.

Тренировка зрительно-

двигательной координации

Особое внимание педагогу необходимо обратить на

выработку у детей навыков точной и четкой

координации в системе «глаз – рука», которые также

нередко оказываются недостаточно

сформированными к началу систематического

обучения. Ребенку в процессе учебы часто

приходится одновременно смотреть на предмет

(например, на доску) и списывать или срисовывать

задание. Поэтому-то так важны согласованные

действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту

информацию, которую дает им глаз.

Обучение ориентировке на

листе бумаги

Формирование графического навыка как

технической стороны письма во многом

зависит от умения ребенка ориентироваться

на листе бумаги. Это связано с тем, что

формы букв (к письму которых ребенок

приступит в дальнейшем) определяются не

только составом входящих в них элементов,

но и их количеством, размером и

расположением относительно рабочей

строки.

Формирование базовых

графических навыков

Низкий уровень развития графического навыка является причиной

целого ряда трудностей в обучении письму:

1) низкий темп письма;

2) быстрая утомляемость при письме;

3) неровная, «дрожащая» линия;

4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

5) слишком сильный нажим;

6) трудности в воспроизведении формы графических

элементов;

7) несоблюдение размера графических элементов;

8) несоблюдение наклона письма;

9) большое количество помарок и исправлений, «грязное»

письмо;

10) нежелание выполнять письменные упражнения.

Развитие мелкой моторики

руки

Письмо первоклассника – это

продукция (плохая или хорошая)

работы мелких мышц руки,

руководимых мозгом. Мелкие мускулы

детской руки развиваются в

упражнениях. И труд, и упражнения это

не обязательно письмо.

Гигиенические правила

письма.

Посадка при письме.

Положение рук при письме.

Положение кисти пишущей руки.

Положение ручки.

Положение тетради.



В раздел образования