Автор: Былкова Марина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 12
Населённый пункт: Забайкальский край г.Краснокаменск
Наименование материала: предентация
Тема: Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей при подготовки к школе.
Раздел: дошкольное образование
Презентация :
Выполнила: Былкова М.В.
Важным условием полноценного
овладения навыком письма является
готовность руки как непосредственного
орудия графической деятельности к
выполнению точных и сложных
движений.
Письмо – это сложный навык,
включающий выполнение тонких
координированных движений руки.
При этом формируются:
•
технические навыки;
•
графические навыки;
•
орфографические навыки.
Письмо как «ритмический процесс
предполагает выполнение особых
ритмичных движений, обеспечивающих
красоту, равномерность, одинаковую
высоту и ширину графических знаков,
предусматривает изображение знаков
различной конфигурации неотрывным и
плавным движением руки».
Двигательный навык, по мнению
В.А.Силивон, включает:
•
развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость
руки, сенсорно-двигательные связи и координации,
способствующие выполнению произвольных движений
и коррекций высокой точности по силе, скорости,
направленности и размаху;
•
развитие пространственно-ориентированной
способности двигательной ориентации и координации
на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке;
быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;
•
сформированность зрительно-двигательных образов и
представлений. Развитие аналитического восприятия
и воспроизведения предметных изображений и
буквенных знаков поэлементно-целостным способом.
Графический навык предполагает:
•
умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать
колебательными, вращательными, плавными, отрывными и
ритмизированными движениями графические элементы
различного содержания (предметные изображения, линии
любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные,
спиралевидные и т.д.; условные знаки, в том числе и буквенные
графемы и т.д.), выполняя их с разной силой нажима,
скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их
правильную форму, величину и рисунок;
•
легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент
(карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
•
устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или
пишущего ребенка;
•
выполнение графических движений с интересом, увлеченно,
без повышенной напряженности.
•
Зрительно-двигательная координация занимает
важное место в формировании готовности к письму.
•
Зрительно-моторная координация –
согласованность движений и их элементов в
результате совместной и одновременной
деятельности зрительного и мышечно-двигательного
анализаторов.
•
Зрительно-двигательная координация – это
согласованные действия рук и глаза. С помощью
зрения ребенок изучает окружающую
действительность, контролирует свои движения,
благодаря чему они становятся более
совершенными и точными. Глаз как бы «обучает»
руку, а с помощью ручных движений в предметах,
которыми манипулирует ребенок, открывается
больше новой информации. Зрение и движения рук
становятся основным источником познания ребенком
окружающей действительности.
•
Еще одним важным компонентом готовности
руки к письму является развитие мелкой
моторики руки.
•
Под понятием «мелкая
моторика» подразумевают движения мелких
мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти
руки развиваются у ребенка постепенно в
течение всего дошкольного периода.
При недостатках зрительно-пространственного
восприятия и зрительной памяти у детей
возможны такие школьные трудности, как:
•
трудности формирования зрительного образа буквы, цифры,
графического элемента: нарушено соотношение элементов,
путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние
элементы или не дописывает элементы буквы, цифры;
заменяет буквы другими по графическому сходству.
•
плохое запоминание конфигурации букв при чтении и,
соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные
движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв;
затруднение понимания прочитанного.
•
возможно зеркальное написание букв, цифр, графических
элементов.
•
плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по
форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник).
•
трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур.
•
При овладении навыком письма
немаловажную роль играет и
организация предшествующей
деятельности детей (изобразительной,
продуктивной, игровой, бытовой), прямо
или опосредованно влияющей на
развитие функции руки.
Работа по подготовке руки к письму должна
быть систематической и комплексной, то есть
осуществляться, по мнению педагогов и
психологов, в следующих основных
направлениях в работе с детьми:
•
тренировка зрительно-моторных и слухо-
моторных координаций;
•
обучение ориентировки на листе бумаги;
•
формирование базовых графических навыков
(с 5-5,5 лет – рекомендуют физиологи и
медики);
•
развитие мелкой моторики руки.
Тренировка зрительно-
двигательной координации
•
Особое внимание педагогу необходимо обратить на
выработку у детей навыков точной и четкой
координации в системе «глаз – рука», которые также
нередко оказываются недостаточно
сформированными к началу систематического
обучения. Ребенку в процессе учебы часто
приходится одновременно смотреть на предмет
(например, на доску) и списывать или срисовывать
задание. Поэтому-то так важны согласованные
действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту
информацию, которую дает им глаз.
Обучение ориентировке на
листе бумаги
•
Формирование графического навыка как
технической стороны письма во многом
зависит от умения ребенка ориентироваться
на листе бумаги. Это связано с тем, что
формы букв (к письму которых ребенок
приступит в дальнейшем) определяются не
только составом входящих в них элементов,
но и их количеством, размером и
расположением относительно рабочей
строки.
Формирование базовых
графических навыков
Низкий уровень развития графического навыка является причиной
целого ряда трудностей в обучении письму:
•
1) низкий темп письма;
•
2) быстрая утомляемость при письме;
•
3) неровная, «дрожащая» линия;
•
4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
•
5) слишком сильный нажим;
•
6) трудности в воспроизведении формы графических
элементов;
•
7) несоблюдение размера графических элементов;
•
8) несоблюдение наклона письма;
•
9) большое количество помарок и исправлений, «грязное»
письмо;
•
10) нежелание выполнять письменные упражнения.
Развитие мелкой моторики
руки
•
Письмо первоклассника – это
продукция (плохая или хорошая)
работы мелких мышц руки,
руководимых мозгом. Мелкие мускулы
детской руки развиваются в
упражнениях. И труд, и упражнения это
не обязательно письмо.
Гигиенические правила
письма.
•
Посадка при письме.
•
Положение рук при письме.
•
Положение кисти пишущей руки.
•
Положение ручки.
•
Положение тетради.