Напоминание

«Особенности современных детей дошкольного возраста»


Автор: Грищук Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР Д/с №154"
Населённый пункт: Челябинская обл. г. Магнитогорск.
Наименование материала: Современные педагогические технологии развития детей.
Тема: «Особенности современных детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»

города Магнитогорска

Статья «Особенности современных детей

дошкольного возраста»

Составила воспитатель

МДОУ «ЦРР д/с № 154»

Грищук О. А.

08.02.2021г.

Магнитогорск

Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных

интеллектуальных и даже телепатических способностях, о том, что они

«пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». В то же

время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем,

замедленным

развитием

различных

отделов

мозга,

гиперактивных,

с

нарушениями эмоционально-волевой сферы. Почему порой сложно понять

мотивы его поведения? Почему современные дети трех-, четырехлетнего

возраста овладевают компьютером быстрее взрослых? Почему у бабушек и

дедушек поведение внуков вызывает тревогу и непонимание, так как «те

методы и приемы воспитания, которые они применяли для своих детей,

сейчас «не работают» (из анкеты бабушки).

Умные, настойчивые, требовательные

Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовали для

тестирования детей дошкольного и более старшего возраста выполняют дети

двух-трех лет. Ребенок в два с половиной – три года может увлеченно и

быстро собирать паззлы из двенадцати элементов. По мнения родителей и

педагогов о современных детях показали, что у детей повышенные

тревожность (98%) и агрессия (78%), возбудимость (93%) и гиперактивность

(87%), потребность к восприятию информации (69%), и вместе с этим –

повышенные

утомляемость

(95%)

и

эмоциональность

(93%).

Дети

настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные

действия (88%), они значительно отличаются от своих сверстников прошлого

века (86%), а методы воспитания и обучения должны быть другими (94%).

Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.

Рефлекс свободы

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли

она в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и

обучения.

Первый вопрос, волнующий малыша: «зачем?» – пришел на смену

вопросу «почему

Шестимесячный малыш наблюдает за действиями мамы, которая

собирает и разбирает пирамидку. Вместо привычного подражательного

рефлекса у ребенка доминирует смысловая ориентация, и, дождавшись

момента, когда мама соберет пирамидку, малыш берет ее за основание,

сбрасывает все кольца и протягивает основание пирамидки маме. В глазах

вопрос: зачем ты это делаешь?

Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, и

он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей

преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего

поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или

действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет,

то откажется, выражая протест вплоть до агрессии. У современных детей

система отношений доминирует над системой знаний. Смысловая сфера

личности управляет развитием других четырех сфер: тела (физическое

развитие), души (эмоциональное развитие), разума (ментальное развитие) и

духа (развитие воли). Эти сферы личности должны развиваться гармонично с

момента рождения.

Сфера тела

У

современных

детей

повышенный

тонус

организма,

а

также

возбудимость и гиперактивность.

Развитие сферы тела ребенка зависит от питания, сна и двигательной

активности. На развитие сферы тела большое влияние оказывает сон. У

гиперактивных

детей

он

непродолжительный

и

беспокойный.

Время

бодрствования намного превышает время сна, что сказывается на его

физическом и эмоциональном состоянии: он капризничает, устраивает

истерики,

заставляет

окружающих

выполнять

свои

прихоти.

Иногда

наблюдается совершенно противоположная картина: ребенок может долгое

время не спать и чувствовать себя при этом комфортно

На развитие сферы тела значительное влияние оказывают перемещения

ребенка, в результате которых у него начинает развиваться ощущение

пространства.

Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять

в

создании

условий

для

снижения

гиперактивности,

развития

сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и

физического здоровья.

Сфера разума

В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента

рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на

образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим

путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная

потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно

искать возможности ее удовлетворения. Если он не получает необходимой

«порции» информационной энергии, то начинает проявлять недовольство

или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится

капризным

или

агрессивным.

Повышенная

потребность

ребенка

к

восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят

смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается

динамизмом и сжатостью информации.

У современного ребенка объем долговременной памяти намного

больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать

и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток

времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век

высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном

потоке. В ходе проведения занятий по речевому развитию детей по авторской

методике было установлено, что мыслительные операции у современных

детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами.

Например, трехлетний ребенок без особых усилий выполнит сложную

комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько

признаков предметов, но не сможет объяснить, почему он так сделал. Если

это комплексное задание разбить на элементы, он может с ним не справиться.

Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно,

интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

В последнее время у детей трех-, пятилетнего возраста участились

случаи заикания нелогопедического характера, когда ребенок, «переводя»

мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной

речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но

не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки.

Сфера души

Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями,

чувствами и эмоциями.. С самого рождения душа ребенка наполнена страхом

и тревогой перед окружающим его огромным пространством.

Чтобы снять ощущение страха и тревоги, некоторые дети любят спать с

мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.Чувство тревоги и страха

дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей.

Обладая смысловой сферой, ребенок требует от взрослых всевозможных

разъяснений, и если не получает их, агрессия усиливается. Причем сами по

себе объяснения взрослых (куда сейчас пойдем, что будем делать и пр.)

только частично удовлетворяют потребности ребенка. Для снятия страха и

снижения

детской

агрессии

взрослым

необходимо

организовать

эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком,

что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.

Воспитание современных детей с повышенной тревожностью и

агрессией должно быть ориентировано на создание условий для снятия

тревожности и преобразования детской агрессии – разрушающей эмоции – в

положительную,

т.е.

созидательную

энергию,

насыщенную

богатым

спектром

чувств

и

эмоций,

познавательными

потребностями

и

познавательным интересом.

Сфера духа

Сфера

духа

современного

ребенка

наполнена

врожденным

стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры.

Именно этим можно объяснить тот факт, что он очень рано начинает

проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится

поскорее познать окружающий мир. Воспринимая ребенка как маленькое и

непонимающее существо, некоторые родители выполняют все его прихоти,

пожелания и требования, надеясь на то, что, когда малыш подрастет, то

станет другим. Современные дети настойчиво требуют от своих родителей

взять их на руки, но многие боятся, что ребенок «привыкнет к рукам». С

одной стороны, на руках у взрослого ребенок «видит» окружающий мир его

глазами и лучше понимает его. С другой – если взрослые постоянно берут

малыша на руки, стараются удовлетворить все его желания и потребности, то

при малейшей попытке родителей заставить ребенка подчиниться их

требованиям ребенок начнет проявлять настойчивость в форме упрямства и

агрессии. Он выражает протест, так как не может понять, почему вдруг

родители начали менять ими же установленные «правила игры», т. е. систему

отношений. Поэтому уже со дня рождения ребенка необходимо вовлекать его

в двустороннюю систему отношений.Учитывая тот факт, что современные

дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то

делать, развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках

определенной системы семейных отношений, когда ребенок выступает не

младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению

и совместной деятельности. При этих условиях у ребенка развивается

ощущение

успешности

и

уверенность

в

собственных

силах.

Задача

воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для

развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости,

ответственности и уверенности в себе.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют

о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют

современного подхода в воспитании и образовании.



В раздел образования