Автор: Грищук Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР Д/с №154"
Населённый пункт: Челябинская обл. г. Магнитогорск.
Наименование материала: Современные педагогические технологии развития детей.
Тема: «Особенности современных детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»
города Магнитогорска
Статья «Особенности современных детей
дошкольного возраста»
Составила воспитатель
МДОУ «ЦРР д/с № 154»
Грищук О. А.
08.02.2021г.
Магнитогорск
Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных
интеллектуальных и даже телепатических способностях, о том, что они
«пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». В то же
время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем,
замедленным
развитием
различных
отделов
мозга,
гиперактивных,
с
нарушениями эмоционально-волевой сферы. Почему порой сложно понять
мотивы его поведения? Почему современные дети трех-, четырехлетнего
возраста овладевают компьютером быстрее взрослых? Почему у бабушек и
дедушек поведение внуков вызывает тревогу и непонимание, так как «те
методы и приемы воспитания, которые они применяли для своих детей,
сейчас «не работают» (из анкеты бабушки).
Умные, настойчивые, требовательные
Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовали для
тестирования детей дошкольного и более старшего возраста выполняют дети
двух-трех лет. Ребенок в два с половиной – три года может увлеченно и
быстро собирать паззлы из двенадцати элементов. По мнения родителей и
педагогов о современных детях показали, что у детей повышенные
тревожность (98%) и агрессия (78%), возбудимость (93%) и гиперактивность
(87%), потребность к восприятию информации (69%), и вместе с этим –
повышенные
утомляемость
(95%)
и
эмоциональность
(93%).
Дети
настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные
действия (88%), они значительно отличаются от своих сверстников прошлого
века (86%), а методы воспитания и обучения должны быть другими (94%).
Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.
Рефлекс свободы
В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли
она в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и
обучения.
Первый вопрос, волнующий малыша: «зачем?» – пришел на смену
вопросу «почему
Шестимесячный малыш наблюдает за действиями мамы, которая
собирает и разбирает пирамидку. Вместо привычного подражательного
рефлекса у ребенка доминирует смысловая ориентация, и, дождавшись
момента, когда мама соберет пирамидку, малыш берет ее за основание,
сбрасывает все кольца и протягивает основание пирамидки маме. В глазах
вопрос: зачем ты это делаешь?
Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, и
он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей
преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего
поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или
действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет,
то откажется, выражая протест вплоть до агрессии. У современных детей
система отношений доминирует над системой знаний. Смысловая сфера
личности управляет развитием других четырех сфер: тела (физическое
развитие), души (эмоциональное развитие), разума (ментальное развитие) и
духа (развитие воли). Эти сферы личности должны развиваться гармонично с
момента рождения.
Сфера тела
У
современных
детей
повышенный
тонус
организма,
а
также
возбудимость и гиперактивность.
Развитие сферы тела ребенка зависит от питания, сна и двигательной
активности. На развитие сферы тела большое влияние оказывает сон. У
гиперактивных
детей
он
непродолжительный
и
беспокойный.
Время
бодрствования намного превышает время сна, что сказывается на его
физическом и эмоциональном состоянии: он капризничает, устраивает
истерики,
заставляет
окружающих
выполнять
свои
прихоти.
Иногда
наблюдается совершенно противоположная картина: ребенок может долгое
время не спать и чувствовать себя при этом комфортно
На развитие сферы тела значительное влияние оказывают перемещения
ребенка, в результате которых у него начинает развиваться ощущение
пространства.
Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять
в
создании
условий
для
снижения
гиперактивности,
развития
сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и
физического здоровья.
Сфера разума
В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента
рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на
образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим
путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная
потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно
искать возможности ее удовлетворения. Если он не получает необходимой
«порции» информационной энергии, то начинает проявлять недовольство
или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится
капризным
или
агрессивным.
Повышенная
потребность
ребенка
к
восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят
смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается
динамизмом и сжатостью информации.
У современного ребенка объем долговременной памяти намного
больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать
и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток
времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век
высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном
потоке. В ходе проведения занятий по речевому развитию детей по авторской
методике было установлено, что мыслительные операции у современных
детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами.
Например, трехлетний ребенок без особых усилий выполнит сложную
комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько
признаков предметов, но не сможет объяснить, почему он так сделал. Если
это комплексное задание разбить на элементы, он может с ним не справиться.
Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно,
интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.
В последнее время у детей трех-, пятилетнего возраста участились
случаи заикания нелогопедического характера, когда ребенок, «переводя»
мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной
речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но
не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки.
Сфера души
Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями,
чувствами и эмоциями.. С самого рождения душа ребенка наполнена страхом
и тревогой перед окружающим его огромным пространством.
Чтобы снять ощущение страха и тревоги, некоторые дети любят спать с
мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.Чувство тревоги и страха
дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей.
Обладая смысловой сферой, ребенок требует от взрослых всевозможных
разъяснений, и если не получает их, агрессия усиливается. Причем сами по
себе объяснения взрослых (куда сейчас пойдем, что будем делать и пр.)
только частично удовлетворяют потребности ребенка. Для снятия страха и
снижения
детской
агрессии
взрослым
необходимо
организовать
эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком,
что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.
Воспитание современных детей с повышенной тревожностью и
агрессией должно быть ориентировано на создание условий для снятия
тревожности и преобразования детской агрессии – разрушающей эмоции – в
положительную,
т.е.
созидательную
энергию,
насыщенную
богатым
спектром
чувств
и
эмоций,
познавательными
потребностями
и
познавательным интересом.
Сфера духа
Сфера
духа
современного
ребенка
наполнена
врожденным
стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры.
Именно этим можно объяснить тот факт, что он очень рано начинает
проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится
поскорее познать окружающий мир. Воспринимая ребенка как маленькое и
непонимающее существо, некоторые родители выполняют все его прихоти,
пожелания и требования, надеясь на то, что, когда малыш подрастет, то
станет другим. Современные дети настойчиво требуют от своих родителей
взять их на руки, но многие боятся, что ребенок «привыкнет к рукам». С
одной стороны, на руках у взрослого ребенок «видит» окружающий мир его
глазами и лучше понимает его. С другой – если взрослые постоянно берут
малыша на руки, стараются удовлетворить все его желания и потребности, то
при малейшей попытке родителей заставить ребенка подчиниться их
требованиям ребенок начнет проявлять настойчивость в форме упрямства и
агрессии. Он выражает протест, так как не может понять, почему вдруг
родители начали менять ими же установленные «правила игры», т. е. систему
отношений. Поэтому уже со дня рождения ребенка необходимо вовлекать его
в двустороннюю систему отношений.Учитывая тот факт, что современные
дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то
делать, развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках
определенной системы семейных отношений, когда ребенок выступает не
младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению
и совместной деятельности. При этих условиях у ребенка развивается
ощущение
успешности
и
уверенность
в
собственных
силах.
Задача
воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для
развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости,
ответственности и уверенности в себе.
Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют
о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют
современного подхода в воспитании и образовании.