Автор: Овсянникова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№47 г.Белгорода
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка
Тема: "Имена существительные собственные и нарицательные"
Раздел: начальное образование
План-конспект урока русского языка по УМК «Начальная школа XXI века»
3 класс
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель: создание условий на уроке для формирования представлений о собственных и нарицательных именах существительных.
Задачи: Содействовать формированию умений группировать слова в соответствии с лексико-грамматическим признаком имен
существительных
–
собственные
и
нарицательные,
подбирать
слова
в
соответствии
с
заданным
условием,
сравнивать
собственные и нарицательные имена существительные, соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенным
вариантом
ответа
и
аргументированно
доказывать
свою
позицию,
уметь
слушать
вопрос,
понимать
его,
отвечать
на
поставленный
вопрос;
формировать
навыки
грамотного
каллиграфического
письма;
организовать
работу
над
словарным
словом, и предложением; работа над связной речью.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: интерес к познанию русского языка; положительное отношение к школе и учебной деятельности; оценка
одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные
УУД:
принимать
и
сохранять
учебную
задачу,
соответствующую
этапу
обучения;
понимать
выделенные
ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; ориентироваться в
учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других; признавать существование различных точек зрения;
высказывать собственное мнение; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении
правила вежливости.
Оборудование: учебник «Русский язык» (Иванов С.В и др.) 3класс 2 часть, записи на доске.
Ход урока
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы и приемы
Организационный
момент
2-3
мин
1.Проверяет готовность к уроку
2.Предлагает
вспомнить
правила
по садки
(гигиенические правила письма)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Искандеров Ризван.)
3.Предлагает
упражнения
для
кистей
и
пальцев
рук;
обращает
внимание
на
одновременное
в ы п о л н е н и е
у п р а ж н е н и й
у ч а щ и м и с я
в
соответствии со счетом, ускоряя темп.
. “Семья”.
Исходное положение: сжать пальчики в кулачок.
Затем
поочередно
разгибать
их,
начиная
с
большого пальца.
– Этот пальчик – дедушка,
– Этот пальчик – бабушка,
– Этот пальчик – папочка,
– Этот пальчик – мамочка.
– Этот пальчик – это я.
– Вот и вся моя семья.
1. Показывают готовность к уроку.
2.Показывают правильность посадки и
расположения тетради на столе
3. Выполняют упражнения по образцу
учителя.
П р о в е р к а
готовности
рабочего места
Работа с плакатом
«Сиди
правильно!»,
работа с правилами
письма.
Работа
по
образцу
учителя,
тактический прием,
речевое
сопровождение
массажа пальцев .
Словарно-
орфографическая
работа
Каллиграфическая
минутка
.
5 мин
1.Организует
знакомство
с
новым
словарным
словом:
Предлагает отгадать загадки:
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут.
(Метро)
Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я, что есть мочи —
1.Отгадывают загадки
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа.
День—деньской. (Молоток)
Красная ягода приятна,
Душиста, ароматна,
На колючих кустах растёт,
По нескольку раз урожай нам даёт! (Малина)
2.Предлагает записать отгаданные слова в тетрадь,
прокомментировать
написание
слов,
выделить
опасные места.
-
Правильность
написания
слов
проверьте
с
п о м о щ ь ю
о р ф о г р а ф и ч .
с л о в а р и к а
н а
с.178.Пропишите слова в тетрадь до конца строки
каллиграфическим почерком.
3. Организует самопроверку:
- Поменяйтесь тетрадями с соседом и установите
уровень выполнения работы товарищем, пользуясь
следующими критериями:
Шкала самооценки:
1-2 ошибки высокий уровень;
3-4 ошибки – средний;
5и более- низкий
Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв,
обведите карандашом.
4.Предлагает
устно
составить
предложения
с
одним из слов.
К какой части речи относятся данные слова?
2.
Записывают
слова
в
тет радь
каллиграфическим почерком до конца
строки,
ориентируясь
на
образец
на
доске,
комментируют,
выделяют
опасные места.
3.Осуществляют взаимопроверку.
4. Устно составляют предложения со
словарными
словами,
отвечают
на
вопрос учителя.
Работа с учебником
Правила
красивого
письма,
образ ец
написания слов.
Р а б о т а
с
орфографич.
словариком.
Взаимопроверка
Активизация
словаря.
Самоопределение
к
деятельности:
постановка
цели
и
з а д а ч
у р о к а .
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся
5 мин
1.Создает проблемную ситуацию:
- Послушайте стихотворение Е. Измайлова.
ПРОПИСНАЯ БУКВА
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
1.Слушают учителя и читают рассказ
на слайде. Высказывают свое мнение.
П р и е м
а н а л и з а
текста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
- О чем это стихотворение?
- Для чего нам нужны большие буквы?
- На какие две большие группы можно разделить
существительные?
2. Просит учащихся сформулировать тему урока и
найти материалы урока в учебнике.
-А
какую,
по
вашему
мнению,
тему
мы
будем
сегодня изучать?
- Найдите в содержании тему урока.
-Как
вы
понимаете
слово
«одушевленные»
и
«неодушевленные»?
2.Мотивирует деятельность учащихся:
-Как вы думаете, ребята, где и когда вам могут
пригодиться знания по теме урока?
Приходят
к
выводу,
что
речь
идет
существительных, которые пишутся с
большой и маленькой буквы.
2. Работают по учебнику: зачитывают
тему и отвечают на вопросы учителя.
Определяют цель и задачи урока.
Ц е л ь :
Н а у ч и т ь с я
р а з л и ч а т ь
собственные
и
нарицательные
имена
существительные.
Задачи:
*Сегодня мы узнаем про собственные
и
н а р и ц а т е л ь н ы е
и м е н а
существительные.
*Мы
научимся
определять,
к
какой
группе
существительных
относится
слово.
*Будем
работать
с
учебником
и
рабочей тетрадью.
Высказывают
свое
мнение
делают
выводы
Работа с учбником
Фронтальный
опрос
Первичное
усвоение
новых знаний
7-8
мин
Предлагает
прочитать
текст
в
учебнике
(упр.1,
с.66) и ответить на вопрос:
–
Почему
некоторые
имена
существительные
в
середине предложения пишутся с большой буквы?
Все имена существительные можно разделить на
две
большие
группы.
Одни
существительные
пишутся с большой буквы, другие – с маленькой.
Прочитайте в рубрике «Тайны русского языка» о
том, как называются такие существительные и что
они обозначают (учебник).
Чтение материалов учебника, отвечают
на вопрос учителя.
Фронтальный
опрос
Работа
с
рубрикой
«Тайны
русского
языка»
-
Выпишите
из
упр.1
существительные
в
два
столбика
(собственные
и
нарицательные).
Поменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.
Обратите внимание, что среди собственных имен
существительных
встречаются
несклоняемые
слова. Познакомьтесь с ними в рубрике «Обрати
внимание».
– Как у них определить род?
Выписывают
имена
собственные
и
нарицательные
Работают с учебником. Отвечают на
вопросы учителя.
Взаимопроверка.
Работа
с
рубрикой
«Обрати внимание»
Физ. Минутка
2мин
1.Предлагает
детям
выполнять
движения
по
образцу, под речевое сопровождение
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
1.Повторяют за учителем.
Первичная
проверка
понимания
7-8
мин
Предлагает выполнить упр. 2 с.67.
Один человек у доски.
Проверка по цепочке.
Выполняют работу в тетрадях.
Фронтальная
работа
Работа в тетрадях
Первичное
закрепление
5мин
-Обратимся к рубрике «Давай подумаем» на стр 68.
Прочитайте текст. Какой вывод мы можем сделать?
С помощью «Цепочки» напишите 1 вар.
Собственное существительное, 2 вар. –
нарицательное.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Формулируют вывод.
Фронтальный
опрос
Групповая работа
И н ф о р м а ц и я
о
домашнем
задании,
инструктаж
по
его
выполнению
1 мин
-Выучить все изученные на уроке правила,
выполнить упр.3 на стр.68
Записывают в дневник
Самооценка
деятельности
Рефлексия
(подведение
итогов
занятия)
1 мин
1.Предлагает
продолжить
н е з а ко н ч е н н ы е
предложения на слайде:
*Сегодня я узнал..
*Я научился…
*Теперь я умею…
В ы с к а з ы в а ю т
с в о е
м н е н и е
и
оценивают
свою
деятельность
на
уроке
Фронтальный
опрос
Прием
незаконченных
предложений.
Итог урока
1 мин
Предлагает
вспомнить
цель
и
задачи
урока
и
ответить на вопрос- «Была ли достигнута нами
цель (задачи) урока?»
Высказываю свое мнение
Фронтальный
опрос