Напоминание

"Имена существительные собственные и нарицательные"


Автор: Овсянникова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№47 г.Белгорода
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка
Тема: "Имена существительные собственные и нарицательные"
Раздел: начальное образование





Назад




План-конспект урока русского языка по УМК «Начальная школа XXI века»

3 класс

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: создание условий на уроке для формирования представлений о собственных и нарицательных именах существительных.

Задачи: Содействовать формированию умений группировать слова в соответствии с лексико-грамматическим признаком имен

существительных

собственные

и

нарицательные,

подбирать

слова

в

соответствии

с

заданным

условием,

сравнивать

собственные и нарицательные имена существительные, соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенным

вариантом

ответа

и

аргументированно

доказывать

свою

позицию,

уметь

слушать

вопрос,

понимать

его,

отвечать

на

поставленный

вопрос;

формировать

навыки

грамотного

каллиграфического

письма;

организовать

работу

над

словарным

словом, и предложением; работа над связной речью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: интерес к познанию русского языка; положительное отношение к школе и учебной деятельности; оценка

одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные

УУД:

принимать

и

сохранять

учебную

задачу,

соответствующую

этапу

обучения;

понимать

выделенные

ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; ориентироваться в

учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других; признавать существование различных точек зрения;

высказывать собственное мнение; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении

правила вежливости.

Оборудование: учебник «Русский язык» (Иванов С.В и др.) 3класс 2 часть, записи на доске.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы

Организационный

момент

2-3

мин

1.Проверяет готовность к уроку

2.Предлагает

вспомнить

правила

по садки

(гигиенические правила письма)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Искандеров Ризван.)

3.Предлагает

упражнения

для

кистей

и

пальцев

рук;

обращает

внимание

на

одновременное

в ы п о л н е н и е

у п р а ж н е н и й

у ч а щ и м и с я

в

соответствии со счетом, ускоряя темп.

. “Семья”.

Исходное положение: сжать пальчики в кулачок.

Затем

поочередно

разгибать

их,

начиная

с

большого пальца.

– Этот пальчик – дедушка,

– Этот пальчик – бабушка,

– Этот пальчик – папочка,

– Этот пальчик – мамочка.

– Этот пальчик – это я.

– Вот и вся моя семья.

1. Показывают готовность к уроку.

2.Показывают правильность посадки и

расположения тетради на столе

3. Выполняют упражнения по образцу

учителя.

П р о в е р к а

готовности

рабочего места

Работа с плакатом

«Сиди

правильно!»,

работа с правилами

письма.

Работа

по

образцу

учителя,

тактический прием,

речевое

сопровождение

массажа пальцев .

Словарно-

орфографическая

работа

Каллиграфическая

минутка

.

5 мин

1.Организует

знакомство

с

новым

словарным

словом:

Предлагает отгадать загадки:

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут.

(Метро)

Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я, что есть мочи —

1.Отгадывают загадки

Фронтальная

работа

Фронтальная

работа.

День—деньской. (Молоток)

Красная ягода приятна,

Душиста, ароматна,

На колючих кустах растёт,

По нескольку раз урожай нам даёт! (Малина)

2.Предлагает записать отгаданные слова в тетрадь,

прокомментировать

написание

слов,

выделить

опасные места.

-

Правильность

написания

слов

проверьте

с

п о м о щ ь ю

о р ф о г р а ф и ч .

с л о в а р и к а

н а

с.178.Пропишите слова в тетрадь до конца строки

каллиграфическим почерком.

3. Организует самопроверку:

- Поменяйтесь тетрадями с соседом и установите

уровень выполнения работы товарищем, пользуясь

следующими критериями:

Шкала самооценки:

1-2 ошибки высокий уровень;

3-4 ошибки – средний;

5и более- низкий

Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв,

обведите карандашом.

4.Предлагает

устно

составить

предложения

с

одним из слов.

К какой части речи относятся данные слова?

2.

Записывают

слова

в

тет радь

каллиграфическим почерком до конца

строки,

ориентируясь

на

образец

на

доске,

комментируют,

выделяют

опасные места.

3.Осуществляют взаимопроверку.

4. Устно составляют предложения со

словарными

словами,

отвечают

на

вопрос учителя.

Работа с учебником

Правила

красивого

письма,

образ ец

написания слов.

Р а б о т а

с

орфографич.

словариком.

Взаимопроверка

Активизация

словаря.

Самоопределение

к

деятельности:

постановка

цели

и

з а д а ч

у р о к а .

Мотивация

учебной

деятельности

учащихся

5 мин

1.Создает проблемную ситуацию:

- Послушайте стихотворение Е. Измайлова.

ПРОПИСНАЯ БУКВА

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

1.Слушают учителя и читают рассказ

на слайде. Высказывают свое мнение.

П р и е м

а н а л и з а

текста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

- О чем это стихотворение?

- Для чего нам нужны большие буквы?

- На какие две большие группы можно разделить

существительные?

2. Просит учащихся сформулировать тему урока и

найти материалы урока в учебнике.

какую,

по

вашему

мнению,

тему

мы

будем

сегодня изучать?

- Найдите в содержании тему урока.

-Как

вы

понимаете

слово

«одушевленные»

и

«неодушевленные»?

2.Мотивирует деятельность учащихся:

-Как вы думаете, ребята, где и когда вам могут

пригодиться знания по теме урока?

Приходят

к

выводу,

что

речь

идет

существительных, которые пишутся с

большой и маленькой буквы.

2. Работают по учебнику: зачитывают

тему и отвечают на вопросы учителя.

Определяют цель и задачи урока.

Ц е л ь :

Н а у ч и т ь с я

р а з л и ч а т ь

собственные

и

нарицательные

имена

существительные.

Задачи:

*Сегодня мы узнаем про собственные

и

н а р и ц а т е л ь н ы е

и м е н а

существительные.

*Мы

научимся

определять,

к

какой

группе

существительных

относится

слово.

*Будем

работать

с

учебником

и

рабочей тетрадью.

Высказывают

свое

мнение

делают

выводы

Работа с учбником

Фронтальный

опрос

Первичное

усвоение

новых знаний

7-8

мин

Предлагает

прочитать

текст

в

учебнике

(упр.1,

с.66) и ответить на вопрос:

Почему

некоторые

имена

существительные

в

середине предложения пишутся с большой буквы?

Все имена существительные можно разделить на

две

большие

группы.

Одни

существительные

пишутся с большой буквы, другие – с маленькой.

Прочитайте в рубрике «Тайны русского языка» о

том, как называются такие существительные и что

они обозначают (учебник).

Чтение материалов учебника, отвечают

на вопрос учителя.

Фронтальный

опрос

Работа

с

рубрикой

«Тайны

русского

языка»

-

Выпишите

из

упр.1

существительные

в

два

столбика

(собственные

и

нарицательные).

Поменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

Обратите внимание, что среди собственных имен

существительных

встречаются

несклоняемые

слова. Познакомьтесь с ними в рубрике «Обрати

внимание».

– Как у них определить род?

Выписывают

имена

собственные

и

нарицательные

Работают с учебником. Отвечают на

вопросы учителя.

Взаимопроверка.

Работа

с

рубрикой

«Обрати внимание»

Физ. Минутка

2мин

1.Предлагает

детям

выполнять

движения

по

образцу, под речевое сопровождение

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

1.Повторяют за учителем.

Первичная

проверка

понимания

7-8

мин

Предлагает выполнить упр. 2 с.67.

Один человек у доски.

Проверка по цепочке.

Выполняют работу в тетрадях.

Фронтальная

работа

Работа в тетрадях

Первичное

закрепление

5мин

-Обратимся к рубрике «Давай подумаем» на стр 68.

Прочитайте текст. Какой вывод мы можем сделать?

С помощью «Цепочки» напишите 1 вар.

Собственное существительное, 2 вар. –

нарицательное.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Формулируют вывод.

Фронтальный

опрос

Групповая работа

И н ф о р м а ц и я

о

домашнем

задании,

инструктаж

по

его

выполнению

1 мин

-Выучить все изученные на уроке правила,

выполнить упр.3 на стр.68

Записывают в дневник

Самооценка

деятельности

Рефлексия

(подведение

итогов

занятия)

1 мин

1.Предлагает

продолжить

н е з а ко н ч е н н ы е

предложения на слайде:

*Сегодня я узнал..

*Я научился…

*Теперь я умею…

В ы с к а з ы в а ю т

с в о е

м н е н и е

и

оценивают

свою

деятельность

на

уроке

Фронтальный

опрос

Прием

незаконченных

предложений.

Итог урока

1 мин

Предлагает

вспомнить

цель

и

задачи

урока

и

ответить на вопрос- «Была ли достигнута нами

цель (задачи) урока?»

Высказываю свое мнение

Фронтальный

опрос



В раздел образования