Автор: Чешуина Наталья Альбертовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: КГКУ
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Вовлечение воспитанников в музыкально-творческую деятельность, как средство развития их эмоциональной сферы"
Раздел: дошкольное образование
Вовлечение воспитанников в музыкально-творческую деятельность, как средство
развития их эмоциональной сферы
Чешуина Наталья Альбертовна
музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория
Удивительна и прекрасна гармония окружающего мира. Совершенны краски
природы – здесь все живет, дышит, поет по своим особым законам. Нужно только
вглядеться в эту красоту, услышать неповторимую мелодию, рождённую рядом с тобой,
испытать палитру разноцветных эмоций – радость, волнение, восторг, а может быть
лёгкую печаль или тихую грусть.
В ритме современной жизни это совсем непросто. Люди торопятся, спешат,
испытывают страхи, тревоги, раздражения. Не все умеют и хотят видеть переживания
окружающих, проявлять сочувствие и сострадание. Даже маленькие дети часто
предоставлены
самим
себе,
телевизору,
компьютеру,
гаджетам.
Детская
жизнь
недостаточно обогащена положительными эмоциями и впечатлениями. Растет количество
детей с ОВЗ.
Чем можно помочь маленькому человеку? Как раскрасить его мир яркими
красками? Уникальным средством воздействия на формирование эмоциональной сферы
ребёнка является музыка. Под влиянием звуков, мелодий и ритмов дети создают
собственные эмоциональные образы людей, животных, растений, цветов, постепенно
постигая мир добра и красоты. Л.С. Выготский важнейшим фактором развития ребёнка
считал «врастание его в культуру».
Целью
своей
профессиональной
деятельности
определила
развитие
эмоциональной сферы детей через музыкально-творческую деятельность.
Развитие эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нем
игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои
чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Поэтому на
каждом занятии к детям приходят куклы, клоуны, зверушки. С их помощью дети
знакомятся
с
базовыми
эмоциями
(весело-грустно).
А
в
празднично-досуговой
деятельности с ними общаются персонажи сказок, детских фильмов и другие герои,
которые преподносят детям элементарные представления об окружающем мире,
понимание добра и зла. Разнообразный материал игровых атрибутов, костюмов,
тематический материал оформления зала, театральный реквизит – все это создаёт
атмосферу праздника, положительно воздействует на чувства ребенка. Разнообразный
дидактический
материал:
карточки-настроение,
пиктограммы,
«дерево
эмоций»,
формирует у детей умение сравнивать и анализировать эмоции, отражаемые в музыке.
Очень важно младших детей побудить эмоционально отозваться,
а у старших
дошкольников расширить диапазон слухового восприятия и накопить впечатления.
Обязательным элементом в детской музыкальной деятельности является слушание
музыки, в ходе которого дети приобщаются к миру прекрасного. В. Сухомлинский
подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального
произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих
чувств, он поднимается на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута
никакими другими средствами».
Слушая пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского воспитанники расширяют
кругозор, учатся понимать язык музыки, рассказывают о своих ощущениях. Дети
слушают, изображают эмоции, подсказанные музыкой, при помощи мимики, жестов,
ритмических движений. Девочки, под пьесу «Новая кукла» кружатся, придумывают новые
движения. Мальчики под «Марш деревянных солдатиков» ударяют по воображаемому
барабану, играют на трубе. Импровизируя, ребятишки создают свои образы, передают
характер музыки Чайковского. Впечатления от прослушанной классической музыки они
отображают в своих рисунках.
Выставка детских работ «Я слышу, вижу, рисую…» вызывает в них бурные
эмоции, восторг, гордость, тем самым обогащается и накапливается опыт восприятия
музыки. Дети открывают для себя, что музыка может изображать картины или явления
природы,
сказочные
и
исторические
события.
Очень
хорошо
иллюстрирует
изобразительность музыки итальянский композитор А. Вивальди «Времена года», его
знаменитая «Гроза» или Н. Римский-Корсаков в поэтических картинках «Три чуда».
Старшие дошкольники слышат, чувствуют выразительный компонент музыки. Они могут
рассказать, какое настроение хотел выразить композитор. Произведения детских
композиторов-песенников делают встречу с музыкой интересной, увлекательной, ведь
детская песня и есть эмоция, настроение, чувство.
Важнейшим средством для развития эмоциональной сферы дошкольников является
музыкально-игровая деятельность, так как сам процесс игры происходит в образной
форме под воздействием ярких эмоций.
Дети активно отзываются на любые
ритмопластические игры, изображая пластикой, мимикой, эмоциями характеры животных
(кто по лесу идёт), сказочных персонажей, явления природы (осенние листочки, хрупкие
снежинки). В играх-драматизациях особо уделяю внимание созданию образа через
движение, пение, элементы пантомимы. Использую игры-инсценировки «Ходит Васька-
кот», «Весёлая прогулка», «Приглашение» и т.д., обогащающие детскую палитру чувств.
Для
старших
дошкольников
применяю
метод
драматургии
в
исполнении
мимических этюдов «Плакса», «Злюка», «Резвушка». В музыкально-сюжетных ролевых
играх побуждаю детей согласовывать свои интересы и действия с партнерами по игре, учу
чувствовать и понимать своего напарника. Музыкальная игра-драматизация способствует
развитию культуры общения и эмоционально обогащает практику социального поведения.
Накопленные на занятиях музыкальные умения, эмоциональные впечатления дети
отражают и представляют в празднично-досуговой деятельности. Особенно хочется
отметить мероприятия, направленные на воспитание чувства любви к Родине. Воспитание
основ патриотизма у старших дошкольников и младших школьников начинается с
формирования «чувства Родины», так как ребенок воспринимает мир через чувство,
эмоции, сердцем, а не рассудком. Осознать себя маленьким гражданином большой
страны, почувствовать себя частичкой детского сообщества, освоить пространство малой
родины помогают мероприятия: «Наша Армия сильна», «День единения России», «Никто
не забыт, ничто не забыто», «День Космонавтики», «Уголок России – отчий дом». Одной
из интересных форм работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками
являются встречи в «Музыкальной гостиной», где дети знакомятся не только с шедеврами
музыки, произведениями военного времени, но и живыми исполнителями, воспевающими
красоту природы, героев русской земли. Принимая гостей, дети знакомятся с творчеством
преподавателей и учащихся музыкальных школ города, а ветеранам и почётным
гражданам города дарят свои музыкальные подарки.
Незабываемые впечатления наши дети получают от участия в акции «Бессмертный
полк», приобщаясь к страницам истории нашей страны. Стало доброй традицией
представление старшими воспитанниками своих творческих работ на городских и
региональных конкурсах и фестивалях. В своих песенно-танцевальных инсценировках
(«Песня о маленьком трубаче», «Будем солдатами», сценках «На привале», «В лесу
прифронтовом» и т.д.) дети продолжают живую связь поколений, отражают свои
представления о войне, праздновании Великой Победы. Создание образов и их
выразительное исполнение приносит детям радость и удовольствие, позволяет себя
чувствовать нужным, уверенным принятым, признанным. Моделирование музыкальных
образов, постижение детьми основ драматургии помогает им освоить изобразительные и
художественные средства исполнения, тем самым обогащается внутренний мир детских
переживаний.
Вовлечение детей в музыкально-творческую деятельность через разные виды и
формы музыкального воспитания способствует развитию и обогащению эмоциональной
сферы ребенка. В процессе взаимодействия с музыкой младшие школьники испытывают
удовольствие,
радость,
увлечённость,
выражают
ее
доступными
средствами
в
исполнительской деятельности, импровизируют. Дети активны в процессе слушания,
способны выразительно передавать настроения, образы. Они активно высказывают свои
мнения, делятся впечатлениями из личного опыта,
иногда любят поспорить о
музыкальных образах. Дети не пытаются спрятать свои эмоции и чувства, каждому
хочется высказаться, поделиться впечатлениями. На музыкальных занятиях зачастую
присутствует оживлённая беседа, а на тематических мероприятиях и праздниках дети
адекватно и позитивно проявляют свои эмоции, демонстрируя навыки общей и
сценической культуры.
Организация культурно-эмоциональных событий осуществляется в творческом
сотрудничестве и плотном взаимодействии всего педагогического сообщества детского
дома. Специалисты, увлечённые своим делом, сеющие разумное, доброе, вечное
наполняют сердца детей добротой, красотой и любовью. Все вместе мы сеем в душу
ребенка «зерно искусства», создавая условия для встречи детей с музыкой, для праздника,
яркого эмоционального события.
Музыке дана волшебная власть – заставлять наши сердца грустить и радоваться,
плакать и смеяться. Стараюсь, чтобы у каждого маленького человека, оказался этот
«золотой ключик», открывающий дверь в волшебный мир красоты, несущий душе светлое
и благотворное чувство.