Напоминание

«Роль сказки в жизни ребёнка - дошкольника».


Автор: Деменкова Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ - детский сад № 233
Населённый пункт: Город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: «Роль сказки в жизни ребёнка - дошкольника».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Роль сказки в

-

жизни ребёнка

».

дошкольника

Что такое сказка?

Сказка – эпическое повествование, преимущественно

прозаического характера, с установкой на вымысел. Она

отражает древнейшие представления народа о жизни и

смерти, о добре и зле, рассчитана на устную передачу,

поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов.

Феномен сказки, ее очарование заключается в по-особому

организованном повествовании, в использовании сказочных

формул, символической образности. Сказки бывают

фольклорные (народные) и литературные (имеют

конкретного автора).

Русская народная сказка – явление в мировой культуре

уникальное. Это сложное, весьма искусно построенное

произведение, свидетельствующее о большом таланте и

мастерстве ее создателей. Пусть наши дети воспитываются

на сказках, растут вместе с ними и становятся умными,

добрыми, сильными, как сказочные богатыри.

Тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского

народа. Оказывала влияние чудодейственной силы на

человеческую душу. Воспитывала. Помогала становиться

мудрее, осознавать главнейшие истины человеческой

жизни, формировать основы нравственности, морали, по

законам которой предстоит жить детям.

КАК ЧИТАТЬ СКАЗКУ?

В дошкольном возрасте

дети знакомятся с русским и

мировым фольклором во всём

многообразии его жанров - от

колыбельных песен, потешек,

считалок, дразнилок, загадок,

пословиц до сказок и былин, с

русской и зарубежной

классикой. Слушая сказки,

дети, прежде всего,

устанавливают связи, когда

события чётко следуют друг за другом и последующее

логически вытекает из предыдущего.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их

познания и кругозор, показывающие, что помимо реального

существует и волшебный мир. Именно через сказки,

обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о

человеке, его проблемах и способах их решения.

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время –

когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии,

в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном,

когда есть время поразмыслить и поговорить. При

засыпании полученный опыт лучше закладывается в

подсознание. Трудно переоценить чтение сказки ребёнку

перед сном, создание близости и любви с родителями,

особое состояние перехода ко сну с чувством тепла,

спокойствия и некоторого волшебства.

Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда

ребенок получит больше пользы, а вы положительные

эмоции. Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы

ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять

смысл сказки, пережить вместе с героями различные

ситуации. Необходимо проанализировать поступки

персонажей, представить себя на их месте, попытаться

привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.

Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Не бойтесь читать одну и ту же сказку несколько раз. При

повторном чтении ребенку становится яснее суть

услышанного, в его воображении возникают более

красочные образы персонажей.

Сказочные истории должны быть яркими, образными, но

небольшими.

Читая сказку, старайтесь много не говорить (это отвлекает).

Пусть в паузах ребенок научится думать, осмысливать

услышанную историю.

Уважаемые родители, помните, что сказки — совершенно

необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей,

которым родители читают или рассказывают сказки,

формируется так называемый запас жизненной прочности –

некая картотека жизненных ситуаций. Читайте с детьми как

можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали.

Читайте сказки ребенку каждый день.

СКАЗКИ, КОТОРЫЕ МЫ ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в

формировании личности, в развитии ребенка. В

современном обществе русские народные сказки отходят на

второй план, они заменяются многочисленными

энциклопедиями и обучающей литературой. Это

аргументируется тем, что дети должны познавать реальный

окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В

действительности дошкольный возраст - это возраст сказки.

На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с

самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении

всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю

жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром

литературы, с миром человеческих взаимоотношений и

окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку

передается культурное наследие человечества. Сказка

будит любознательность и воображение ребенка, развивает

его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и

эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней

сочетается не только занимательный сюжет с

удивительными героями, но и чувствуется присутствие

ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю

мир человеческих чувств, утверждает доброту и

справедливость, а также приобщает к русской культуре, к

мудрому народному опыту, к родному языку.

Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие

истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать

основы нравственности, морали, по законам которой им

предстоит жить. Сказки учат детей любить и уважать своих

родителей. Из сказок дети также узнают, что сын, любящий

своих родителей, никогда не оставит в беде свою Родину.

Чувство сопричастности всему, что происходит на земле,

патриотизм и героизм простого русского человека – все эти

качества национального характера и нашли отражение в

русских народных сказках.

К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей

серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать

возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не

напугала его. Также, выбирая сказку для ребенка, нужно

учитывать особенности его характера и темперамента.

Чтобы понять, подходит ли выбранная сказка для вашего

ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами –

причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами

ребенка. Если вас что-то смущает в сказке – лучше

отложите ее до того времени, когда ребенок немного

подрастет.

Сказки должны иметь достаточно понятный сюжет,

описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать

несложные слова и речевые обороты, быть поучительными

для ребенка и заставлять его размышлять.

Сказки должны подбираться с учетом того, насколько

хорошо в них показаны чувства и переживания персонажей.

С помощью сказки ребенок знакомится с чувственным

миром людей, на примере сказочных персонажей

наблюдает, как выстраиваются отношения в реальном мире.

Детей младшего дошкольного возраста необходимо

знакомить с произведениями народного творчества.

Рекомендуем обратить внимание на следующие сказки:

«Репка» обр. К. Ушинского;

«Колобок» обр. К. Ушинского;

«Курочка ряба» обр. К. Ушинского;

«Козлята и волк» обр. К. Ушинского;

«Волк и козлята» обр. А. Толстого;

«Теремок» обр. М. Булатова;

«Теремок» обр. Е. Чарушина;

«Маша и медведь» обр. М. Булатова;

«Заюшкина избушка» обр. О. Капицы;

«Лиса и заяц» обр. В. Даля;

«Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской;

«Гуси-лебеди» обр. М. Булатова;

«Снегурочка и лиса» обр. М. Булатова;

«Бычок – черный бочок, белые копытца» обр. М. Булатова;

«У страха глаза велики» обр. М. Серовой.

СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

В наше время моральные ценности во многих семьях стали

более материальны, они довлеют над духовными. Родители

не часто покупают книги, считая достаточным наличие

компьютера или планшета у ребёнка, не ходят с ним в

библиотеку. Им порой кажется более удобным посмотреть

сокращённый фильм по произведению в интернете или

купить видеокассету сомнительного качества. Исчезла из

семейного воспитания удивительно важная и ценная

традиция семейного чтения, которая не только развивала

ребёнка, его речь, но и позволяла каждому члену семьи

высказаться по содержанию прочитанного, определить

ценности, близкие этой семье, особенностям её уклада.

Современные дети погружены в искусственный визуальный

мир телевидения, компьютеров и видео. Непосредственно

же рассказанная сказка стимулирует внутренний взор. Но

самое главное состоит в том, что сказка притягивает к себе

лишь потому, что доставляет удовольствие, как ребенку, так

и родителю.

В сказке заложены морально-нравственные ценности, она

развивает навыки общения, любознательность,

воображение, формирует представление об объектах

окружающего мира.

Сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые

представления о времени и пространстве, о связи человека

с природой, с предметным миром.

В художественно-эстетическом развитии сказка

стимулирует ребенка к творческой деятельности.

В физическом развитии игровые сказочные моменты,

народные игры способствуют правильному формированию

опорно-двигательной системы организма.

В речевом развитии сказка обогащает словарь ребёнка,

знакомит его с разными культурами, традициями.

Сказка корректирует мышление, внимание, память,

воображение, мимику лица и жесты.

Сказка - это в первую очередь особая среда: через сказку

ребенок совершенствуется в овладении языком. Образность

и ритмичность сказки помогают малышу сосредоточить

внимание на происходящих в ней событиях. Структура

сказочного текста, построенная на повторах, помогает

запоминанию.

Естественно, слушать сказку можно лишь в том случае, если

в работу включается переживание и воображение. Но

развитие памяти, внимания, речи и воображения всего лишь

«побочные» следствия взаимодействия сказки и ребенка. То

есть, это развитие возможно лишь потому, что сказка

близка ребенку по мироощущению и помогает ему решить

фундаментальную психологическую задачу адаптации к

реальности.

Сказка помогает ему обрести эмоциональный комфорт и

примириться с окружающим его непонятным и часто

пугающим миром.

Сказка устроена так, что ребенок легко отождествляется с

кем-то из ее персонажей и через воображаемые

приключения приобретает опыт разрешения конфликтов.

Именно поэтому она обладает своеобразным

психотерапевтическим эффектом. Но учит сказка не в лоб,

как басня. Мораль не свойственна сказке. Ее советы

скрыты, часто не однозначны, предлагаемые решения

многослойны – т. е. сказка, ко всему прочему, еще и учит

ребенка выбирать.

Именно сказка приобщает ребенка к миру искусства: учит

понимать и любить художественное слово, видеть

прекрасное в живописных полотнах, слушать музыку.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его

эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться

разнообразию мира, развивает воображение и фантазию.

Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей

уважительное отношение к окружающим людям.

РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

«Сказка – это духовное богатство народной культуры,

познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.

Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и

чувствами

ребенка,

невозможно

представить

детское

мышление,

детскую

речь,

как

определенную

ступень

человеческого

мышления

и

речи».

В.А.

Сухомлинский

Сказка для ребенка – это не просто вымысел,

фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка

раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая

сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них

появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к

защите.

В

дошкольном

возрасте

восприятие

сказки

становится специфической деятельностью ребенка (помимо

игры

и

изобразительной

деятельности),

обладающей

невероятно

притягательной

силой,

позволяющей

ему

свободно

мечтать

и

фантазировать.

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм

языка, которые дают возможность выработки у детей

собственных речевых навыков при рассказывании», - писал

К.Д. Ушинский. Если говорить традиционно, то сказки

расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно

строить диалоги, влияют на развитие связной, логической

речи,

способствуют

формированию

эмоциональной,

образной, красивой речи.



В раздел образования