Автор: Балова Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад
Населённый пункт: г. Нерехта
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Знакомство со звуками [п] и [п]
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» муниципального района
город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
Подготовка к обучению грамоте.
Звуки [п], [пь].
Подготовила и провела
Воспитатель первой квалификационной категории
Балова Наталия Михайловна
2018г.
Цель: уточнить произношение звуков[п], [пь]; учить выделять звуки из
состава слова; дифференцировать звуки по твёрдости - мягкости; определять
место звука в слове; упражнять в умении составлять звуковую схему слова,
схему предложения; познакомить с многозначностью слова плита, пила.
Оборудование: шарики су - джок (синий, зелёный, красный) по количеству
детей, альбом с заданием, предметные картинки по количеству детей и
картинки с изображением: запеканка, пирог, повидло, укроп, кухонная плита,
строительная плита, девочка пьёт компот, пила (инструмент), рыба пила,
сумочки синяя и зелёная, схема слова, схема предложения, магниты синий,
красный, зелёный, картинка с изображением повара, конверт с письмом,
запись песни «Варись кашка».
Ход:
Воспитатель: Ребята на наших занятиях мы с вами играем с разными
звуками, учимся их внимательно слушать и различать. Давайте вспомним,
какие бывают звуки?
(Звуки бывают гласными и согласными, согласные звуки делятся на твёрдые
и мягкие.)
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру. Я буду называть слово, а вы
должны мне показать и сказать, какой первый звук в слове вы слышите. Если
слышите твёрдый согласный, значит, поднимаем какой шарик? (синий), если
слышим мягкий согласный, то поднимаем, какой шарик? (зелёный), если
слышим гласный звук, поднимаем, какой шарик? (красный)
Небо, нитки, ветка, вата, мак, мел, кот, кит.
Воспитатель: Какой первый звук услышали в слове небо?, нитки?, ветка?,
вата?, мак?, мел?, кот?, кит?.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришёл гость, а кто он, вы узнаете, если
отгадаете мою загадку.
Слушайте внимательно:
Скажите кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки обеды?
Кто это? (повар)
Воспитатель: Правильно к нам пришёл повар Петя. А как вы думаете, с
какими звуками мы сегодня будем играть?
Из кастрюли лезет тесто,
Ему мало стало места.
Только тесто не молчит
А пыхтит, пыхтит, пыхтит:
П, п, п
Пь, пь, пь
2
- Давайте покажем, как пыхтит тесто:
Губы спокойно сомкните, вдохните через нос и быстро выдохните через рот,
воздушная струя легко разомкнет ваши губы.
- Когда мы произносим звук [п], губы смыкаются, а воздух преодолевает эту
преграду,
Когда мы произносим звук [пь] , губы тоже смыкаются, но напрягаются
сильнее.
Как вы думаете, эти звуки гласные или согласные?
Чем отличаются эти звуки?
Воспитатель: Повар Петя получил письмо, давайте его прочитаем.
Пётр Петрович, приглашаем вас, принять участие в конкурсе
поваров. Победители получат призы. Задания в конверте.
Председатель Поварёшкин.
Воспитатель: Ребята Петя очень волнуется, что не сможет победить, давайте
ему поможем. (да)
Воспитатель: Что бы выполнить первое задание нужно открыть тетради.
Откройте тетрадь там, где лежит закладка, посмотрите на страничку слева, на
ней изображён повар на своей кухне. Внимательно рассмотрите картину и
назовите мне слова со звуком [п]. А теперь слова со звуком [пь].
Молодцы первое задание мы с вами выполнили.
Воспитатель: Читаем следующее задание:
Ребята, а это оказывается загадки, а мы вами любим, отгадывать загадки.
Каждый, каждый с ним знаком,-
Вот берётся тест ком,
Заекают в нем творог,
Получается (пирог.)
Он и вкусный и душистый,
Сам зелёный, шелковистый.
Овощи собрали? Оп!
Не забудьте по (укроп)
На варенье оно похоже
Сладкое очень тоже,
3
Но фруктов - ягодок не видно
На хлеб намажем мы (повидло)
Мешем творог и яйцо
Потом песок и манка
Запекаем всё и вот
Получилась (запеканка)
- Все загадки отгадали, а теперь давайте определим какие звуки п или пь
спрятались в названиях этих предметов. И определим место звука в слове.
- В слове пирог, какой звук спрятался [п] или [пь] . Покажите , где он
спрятался в слове, в начале, середине или в конце.
- В слове укроп, какой звук спрятался [п] или[пь] . Покажите, где он
спрятался в слове, в начале, середине или в конце.
- В слове повидло, какой звук спрятался [п] или [пь] . Покажите, где он
спрятался в слове, в начале, середине или в конце.
- В слове запеканка, какой звук спрятался [п] или [пь]. Покажите, где он
спрятался в слове, в начале, середине или в конце.
Воспитатель: Следующее задание. Пете нужно сварить суп.
Чтобы суп получился нужно составить звуковую схему слова «суп».
Приготовьте символы звуков, разделите их пополам.
Какой первый звук в слове «суп»?
Какой это звук гласный или согласный?
Почему вы так думаете?
Как он звучит твёрдо или мягко?
Каким символом мы его обозначим?
Какой следующий звук мы слышим в слове «суп»?
Он гласный или согласный?
Почему вы так думаете?
Каким символом мы его обозначим?
Какой следующий звук в слое «суп» мы слышим?
Какой это звук гласный или согласный?
Почему вы так думаете?
Как он звучит твёрдо или мягко?
Каким символом мы его обозначим?
Сколько звуков в слове суп?
Кто назовёт их все по порядку?
Сколько слогов в слове суп?
4
Почему вы так решили?
Давайте составим с этим, словом какое - нибудь предложение.
Молодцы сколько разных предложений вы составили. Повар Петя тоже
составил предложение: Повар сварил вкусный суп.
Давайте разберём это предложение. Сколько слов в предложении?
Выложите схему этого предложения.
Каким знаком мы обозначим первое слово в предложении?
Какое это слово у нас?
Выкладываем дальше, проговаривая каждое слово.
Что поставим в конце предложения?
Молодцы ребята и это задание мы с вами выполнили.
Воспитатель: Суп мы сварили, а теперь давайте сварим кашу. Выходите на
коврик.
(проводится физ. минутка «Варись кашка»)
Воспитатель: Суп мы с вами сварили и кашу, давайте прочитаем следующее
задание:
Пете нужно приготовить праздничный ужин. Но сначала ему нужно сходит в
магазин и купить только те продукты в названии которых есть звуки [п] или
[пь].
У вас две сумочки синяя и зелёная. В синюю сумочку положим продукты, в
названии которых есть звук [п]. В зелёную сумочку положим продукты, в
названии которых есть звук [пь].
Что положили в синюю сумочку? (капуста, помидор, укроп)
Что положили в зелёную сумочку? (перец, петрушка, апельсин, персик)
Ребята в магазине остались ещё продукты, почему вы их не взяли? (горох,
слива)
Молодцы и с этим заданием вы справились.
Воспитатель: У нас с вами осталось последнее задание, давайте его
прочитаем:
На чём готовят еду? (на плите) Что ещё можно назвать, словом плита?
(строительная плита)
- Павел пил компот, а Полина компот……пила.
Что ещё называют, словом пила?
Вот плита и пила-
Интересные слова.
Одинаково звучат,
Но о разном говорят.
5
Воспитатель: Ребята конверт пустой, мы все задания выполнили. И Петя
получает приз.
Скажите, с какими звуками мы сегодня играли?
За то, что вы помогли Пете выполнить все задания, он приготовил для вас
сладкий подарок.
6
7