Напоминание

С.А. Есенин "Береза"


Автор: Овсянникова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№47 г.Белгорода
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: технологическая карта урока литературного чтения
Тема: С.А. Есенин "Береза"
Раздел: начальное образование





Назад




План-конспект урока литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века»

3 класс

Тема: С.А. Есенин "Береза"

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: создание условий на уроке для знакомства учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Береза».

Задачи:

способствовать

формированию

навыка

эстетического

слушания

и

восприятия

поэтического

текста;

развитию

творческого воображения и фантазии; развитию умения находить в тексте образные средства и определять их авторское

назначение; определять авторское отношение к изображаемому, выражению личностного отношения к прочитанному; развитию

выразительности чтения; воспитанию бережного отношения к природе

Планируемые результаты:

Личностные УУД: основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному литературному произведению;

умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении

Регулятивные УУД: принимать установленные правила работы с текстом; работать со словарями учебника; произвольно

строить внешнюю речь с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий

Познавательные УУД: определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения; самостоятельно находить в тексте

ответ на заданный вопрос участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста

Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других; признавать существование различных точек зрения;

высказывать собственное мнение; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении

правила вежливости.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова 3 класс, 2-я часть; рабочая тетрадь

«Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, презентация к уроку.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы

Организационный

момент

2 мин

1.Проверяет готовность к уроку

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

2. Дыхательная гимнастика.

Представьте,

что

на

вашей

ладони

осенний

опавший лист клёна. Мы должны на него дуть

медленно

и

равномерно,

чтобы

он

кружился

в

воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос,

медленный выдох через рот. Смотрим во время

выдоха

на

листок.

Он

должен

кружиться

над

ладонью. Приготовились, начали

1. Показывают готовность к уроку.

2 . В ы п о л н я ю т

д ы х а т е л ь н у ю

гимнастику.

П р о в е р к а

готовности

рабочего места

2 . Р а б о т а

н а д

правилом «Говорим

всегда на выдохе»

Слайд

Проверка

домашнего

задания

5 мин

- Домашним заданием было выразительное чтение

наизусть стихотворений со с. 70 (уч) на оценку.

Прежде

чем

выступить,

вспомним,

что

перед

чтением наизусть мы называем автора и название

произведения.

Читают наизусть стихотворение,

.

Самоопределение

к

деятельности:

о п р е д е л е н и е

и

формулирование

т е м ы

у р о к а ,

постановка

целей

и

з а д а ч

у р о к а ,

мотивация

деятельности

учащихся

5 мин

1. Определение темы и цели урока.

– Определите тему урока. (Стихи Сергея Есенина)

– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт

речь в стихотворении? (Об осени)

– Тема нашего урока «С. Есенин, стихотворение

«Нивы сжаты, рощи голы».

Какие

цели

поставим

перед

собой

на

уроке?

(Познакомиться

с

новым

стихотворением,

научиться его читать выразительно и получать от

этого

удовольствие;

понимать

образный

язык

произведения,

развивать

поэтический

вкус,

Формулируют цель урока.

Работают

с

содержанием

учебника

определяют фамилию автора и находят

название произведения

Работа с учебником

получать

от

чтения

стихотворения

эстетическое

наслаждение).

Ч т о

п о с т а р а е м с я

п о н я т ь ,

п р о ч и т а в

стихотворение? (Работая над стихотворением, мы

должны

доказать,

что

С.

Есенин

испытывал

глубокую щемящую любовь к родному краю.)

Высказывают свое мнение

Подготовительная

работа перед чтением

текста

5

1.Предлагает

послушать

рассказ

о

творчестве

писателя:

Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе

Константиново

на

берегу

красивой

реки

Оки.

Родители его были бедными крестьянами.

С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери.

Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам

Есенин мечтал о литературе. А писать он начал

рано - в девять лет. Его бабушка знала множество

песен, сказок и частушек, и, по признанию самого

поэта, именно она подтолкнула его

к написанию первых стихотворений. Ещё в раннем

детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую

природу – он чувствовал себя частью этой природы

и

воспевал

её

в

своих

стихах.

Стихи

Есенина

полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый

перезвон

берёз”,

“вызванивают

ивы”,

“шумят

тростники”.

Слушая

стихи,

мы

представляем

прекрасный

русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся

и останется в людских сердцах. Постараемся и мы

увидеть,

услышать

и

прочувствовать

мир,

созданный поэтом.

2. Обратить внимание детей на выставку книг

-С какими произведениями вы знакомы?

Знакомятся с биографией и

творчеством писателя

2.Обращают внимание на выставку

книг.

Рассматривают обложки книг,

отвечают на вопросы учителя

1.Слайд:

Портрет

С.А.

Есенина

и

годы жизни

2 . С л а й д :

с

изображением

выставки книг

Первичное чтение

текста

7-8

мин

1.

Закройте

глаза,

послушайте

стихотворение

и

постарайтесь

увидеть

берёзку.

А

затем

скажете

мне, какой вы её увидели.

Чтение стихотворения учителем.

2. Какой же предстала перед вами берёзка?

В какое время года описано деревце?

Давайте

прочитаем

стихотворение

по

строфе.

Подчеркните непонятные слова и выражения.

Как вы понимаете слова: кайма, бахрома?

Кайма

отличающаяся

по

цвету

или

рисунку

полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома

тесьма

для

обшивки

чего-нибудь,

с

рядом

свободно

свисающих

нитей,

а

также

ряд

свисающих нитей, кистей.

1. слушают стихотворение

2 .

В к л ю ч а ю т с я

в

б е с е д у

э м о ц и о н а л ь н о - о ц е н о ч н о г о

и

содержательного характера.

Высказывают свое мнение

Читают слова на слайде.

и выясняют их значение

Слайд

Работа с толковым

словарем

Повторное чтение по

частям и анализ

каждой части

Анализ произведения.

-Какие краски использовал автор, чтобы описать

берёзку? Белая, серебристая.

-Найдите

строчки,

в

которых

рассказывается

о

цвете.

-Особенно

интересно

в

стихотворении

описание

инея, найдите это описание.

-Какой художественный прием использует автор?

Сравнение.

-Как говорит о кистях берёзы?

-О чем ещё мы так говорим? Цветы.

-Как называется такой прием? Сравнение.

-Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.

-Какое время дня рисует поэт? Утро.

-Почему вы так решили? Заря.

-Солнечное

это

утро,

или

пасмурное?

Горят

в

золотом огне.

-Прочитайте, как занимается заря зимой.

-Какой

литературный

приём

использует

автор

в

создании образа берёзы? Олицетворение.

Докажите это строчками из стихотворения.

-Где ещё используется этот прием?

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свое мнение

Анализируют произведение по частям

Фронтальный

опрос

-Какое

чувство,

настроение

создал

по эт?

Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда..

Подумайте,

каким

должен

быть

темп

чтения:

быстрый, неторопливый или медленный?

Физ. Минутка

2мин

Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки

вверх, опустить)

Постучал

в

окошко,

(постучать

кулачками

по

парте)

Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по

парте)

Покачал

тихонько

ветками

черёмух

(помахать

руками вправо, влево)

Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить

пальчиком)

И,

расправив

гордо

молодые

крылья,

(взмахи

руками)

Полетел куда-то вперемешку с пылью.

– Ребята! Вам не показалась знакомой напевность и

мелодичность этого стихотворения? Да, ребята, это

стихотворение С. Есенина.

1.Повторяют за учителем.

Анализ произведения

7-8

мин

1. Работа над выразительностью.

Чтобы научиться выразительно читать, правильно

чувствовать

это

произведение,

нужно

наметить

паузы,

логическое

ударение

и

определить

темп

чтения.

Давайте повторим условные обозначения, которые

используются для построения речевой партитуры:

на доске и составим партитуру стихотворения.

| - короткая пауза

|| - длительная пауза

_________ - слово, на которое падает логическое

ударение

Берёза

Белая берёза

1. Составляют партитуру

стихотворения

2. Выполняют работу в тетрадях.

Фронтальная

работа

2.Работа в тетрадях

Под моим окном /

Принакрылась снегом,

Точно серебром.//

На пушистых ветках/

Снежною каймой/

Распустились кисти

Белой бахромой.//

И стоит береза

В сонной тишине,/

И горят снежинки

В золотом огне.//

А заря,/ лениво

Обходя кругом,/

Обсыпает ветки

Новым серебром.//

2. Работа в раб. тетр. (с. 43) Выполнение упр. 1-2.

Чтобы

выполнить

первое

задание,

прослушайте

стихотворение:

Сестре Шуре

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь —

Будто я из родимого дома

Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну, а я с такою,

Вот с такою же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою —

Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой. Ведь моя отрада —

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

Осуществляют взаимопроверку.

И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну, а я припомню

И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне

Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко —

Мне за песнею и за вином

Показалась ты той березкой,

Что стоит под родимым окном.

Выполнение упр. 3-4.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга и

поставьте оценку.

Обобщающая беседа

5мин

- С творчеством какого поэта мы сегодня начали

знакомство?

Какова тема стихотворения, прочитанного нами.

Мог ли написать такие строки человек, который

редко бывает наедине с природой?

Я надеюсь, что вас не оставило равнодушными

творчество С. Есенина, и вы обязательно почитаете

его стихи.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

О п р е д е л я ю т

г л а в н у ю

м ы с л ь

произведения

Формулируют вывод.

Фронтальный

опрос

И н ф о р м а ц и я

о

домашнем задании

1 мин

Комментирует домашнее задание:

-

Выучить

наизусть

стихотворение

С

Есенина

«Берёза»

Записывают в дневник

Самооценка

деятельности

Рефлексия

(подведение

итогов

занятия)

1 мин

1.Предлагает

продолжить

н е з а ко н ч е н н ы е

предложения на слайде:

*Сегодня я узнал..

*Я научился…

*Теперь я умею…

В ы с к а з ы в а ю т

с в о е

м н е н и е

и

оценивают

свою

деятельность

на

уроке.

Фронтальный

опрос



В раздел образования