Автор: Овсянникова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№47 г.Белгорода
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: технологическая карта урока литературного чтения
Тема: С.А. Есенин "Береза"
Раздел: начальное образование
План-конспект урока литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века»
3 класс
Тема: С.А. Есенин "Береза"
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель: создание условий на уроке для знакомства учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Береза».
Задачи:
способствовать
формированию
навыка
эстетического
слушания
и
восприятия
поэтического
текста;
развитию
творческого воображения и фантазии; развитию умения находить в тексте образные средства и определять их авторское
назначение; определять авторское отношение к изображаемому, выражению личностного отношения к прочитанному; развитию
выразительности чтения; воспитанию бережного отношения к природе
Планируемые результаты:
Личностные УУД: основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному литературному произведению;
умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
Регулятивные УУД: принимать установленные правила работы с текстом; работать со словарями учебника; произвольно
строить внешнюю речь с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий
Познавательные УУД: определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения; самостоятельно находить в тексте
ответ на заданный вопрос участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста
Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других; признавать существование различных точек зрения;
высказывать собственное мнение; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении
правила вежливости.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова 3 класс, 2-я часть; рабочая тетрадь
«Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, презентация к уроку.
Ход урока
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы и приемы
Организационный
момент
2 мин
1.Проверяет готовность к уроку
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
2. Дыхательная гимнастика.
Представьте,
что
на
вашей
ладони
осенний
опавший лист клёна. Мы должны на него дуть
медленно
и
равномерно,
чтобы
он
кружился
в
воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос,
медленный выдох через рот. Смотрим во время
выдоха
на
листок.
Он
должен
кружиться
над
ладонью. Приготовились, начали
1. Показывают готовность к уроку.
2 . В ы п о л н я ю т
д ы х а т е л ь н у ю
гимнастику.
П р о в е р к а
готовности
рабочего места
2 . Р а б о т а
н а д
правилом «Говорим
всегда на выдохе»
Слайд
Проверка
домашнего
задания
5 мин
- Домашним заданием было выразительное чтение
наизусть стихотворений со с. 70 (уч) на оценку.
Прежде
чем
выступить,
вспомним,
что
перед
чтением наизусть мы называем автора и название
произведения.
Читают наизусть стихотворение,
.
Самоопределение
к
деятельности:
о п р е д е л е н и е
и
формулирование
т е м ы
у р о к а ,
постановка
целей
и
з а д а ч
у р о к а ,
мотивация
деятельности
учащихся
5 мин
1. Определение темы и цели урока.
– Определите тему урока. (Стихи Сергея Есенина)
– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт
речь в стихотворении? (Об осени)
– Тема нашего урока «С. Есенин, стихотворение
«Нивы сжаты, рощи голы».
–
Какие
цели
поставим
перед
собой
на
уроке?
(Познакомиться
с
новым
стихотворением,
научиться его читать выразительно и получать от
этого
удовольствие;
понимать
образный
язык
произведения,
развивать
поэтический
вкус,
Формулируют цель урока.
Работают
с
содержанием
учебника
определяют фамилию автора и находят
название произведения
Работа с учебником
получать
от
чтения
стихотворения
эстетическое
наслаждение).
–
Ч т о
п о с т а р а е м с я
п о н я т ь ,
п р о ч и т а в
стихотворение? (Работая над стихотворением, мы
должны
доказать,
что
С.
Есенин
испытывал
глубокую щемящую любовь к родному краю.)
Высказывают свое мнение
Подготовительная
работа перед чтением
текста
5
1.Предлагает
послушать
рассказ
о
творчестве
писателя:
Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе
Константиново
на
берегу
красивой
реки
Оки.
Родители его были бедными крестьянами.
С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери.
Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам
Есенин мечтал о литературе. А писать он начал
рано - в девять лет. Его бабушка знала множество
песен, сказок и частушек, и, по признанию самого
поэта, именно она подтолкнула его
к написанию первых стихотворений. Ещё в раннем
детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую
природу – он чувствовал себя частью этой природы
и
воспевал
её
в
своих
стихах.
Стихи
Есенина
полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый
перезвон
берёз”,
“вызванивают
ивы”,
“шумят
тростники”.
Слушая
стихи,
мы
представляем
прекрасный
русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся
и останется в людских сердцах. Постараемся и мы
увидеть,
услышать
и
прочувствовать
мир,
созданный поэтом.
2. Обратить внимание детей на выставку книг
-С какими произведениями вы знакомы?
Знакомятся с биографией и
творчеством писателя
2.Обращают внимание на выставку
книг.
Рассматривают обложки книг,
отвечают на вопросы учителя
1.Слайд:
Портрет
С.А.
Есенина
и
годы жизни
2 . С л а й д :
с
изображением
выставки книг
Первичное чтение
текста
7-8
мин
1.
Закройте
глаза,
послушайте
стихотворение
и
постарайтесь
увидеть
берёзку.
А
затем
скажете
мне, какой вы её увидели.
Чтение стихотворения учителем.
2. Какой же предстала перед вами берёзка?
В какое время года описано деревце?
Давайте
прочитаем
стихотворение
по
строфе.
Подчеркните непонятные слова и выражения.
Как вы понимаете слова: кайма, бахрома?
Кайма
–
отличающаяся
по
цвету
или
рисунку
полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома
–
тесьма
для
обшивки
чего-нибудь,
с
рядом
свободно
свисающих
нитей,
а
также
ряд
свисающих нитей, кистей.
1. слушают стихотворение
2 .
В к л ю ч а ю т с я
в
б е с е д у
э м о ц и о н а л ь н о - о ц е н о ч н о г о
и
содержательного характера.
Высказывают свое мнение
Читают слова на слайде.
и выясняют их значение
Слайд
Работа с толковым
словарем
Повторное чтение по
частям и анализ
каждой части
Анализ произведения.
-Какие краски использовал автор, чтобы описать
берёзку? Белая, серебристая.
-Найдите
строчки,
в
которых
рассказывается
о
цвете.
-Особенно
интересно
в
стихотворении
описание
инея, найдите это описание.
-Какой художественный прием использует автор?
Сравнение.
-Как говорит о кистях берёзы?
-О чем ещё мы так говорим? Цветы.
-Как называется такой прием? Сравнение.
-Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.
-Какое время дня рисует поэт? Утро.
-Почему вы так решили? Заря.
-Солнечное
это
утро,
или
пасмурное?
Горят
в
золотом огне.
-Прочитайте, как занимается заря зимой.
-Какой
литературный
приём
использует
автор
в
создании образа берёзы? Олицетворение.
Докажите это строчками из стихотворения.
-Где ещё используется этот прием?
Отвечают на вопросы учителя
Высказывают свое мнение
Анализируют произведение по частям
Фронтальный
опрос
-Какое
чувство,
настроение
создал
по эт?
Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда..
Подумайте,
каким
должен
быть
темп
чтения:
быстрый, неторопливый или медленный?
Физ. Минутка
2мин
Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки
вверх, опустить)
Постучал
в
окошко,
(постучать
кулачками
по
парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по
парте)
Покачал
тихонько
ветками
черёмух
(помахать
руками вправо, влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить
пальчиком)
И,
расправив
гордо
молодые
крылья,
(взмахи
руками)
Полетел куда-то вперемешку с пылью.
– Ребята! Вам не показалась знакомой напевность и
мелодичность этого стихотворения? Да, ребята, это
стихотворение С. Есенина.
1.Повторяют за учителем.
Анализ произведения
7-8
мин
1. Работа над выразительностью.
Чтобы научиться выразительно читать, правильно
чувствовать
это
произведение,
нужно
наметить
паузы,
логическое
ударение
и
определить
темп
чтения.
Давайте повторим условные обозначения, которые
используются для построения речевой партитуры:
на доске и составим партитуру стихотворения.
| - короткая пауза
|| - длительная пауза
_________ - слово, на которое падает логическое
ударение
Берёза
Белая берёза
1. Составляют партитуру
стихотворения
2. Выполняют работу в тетрадях.
Фронтальная
работа
2.Работа в тетрадях
Под моим окном /
Принакрылась снегом,
Точно серебром.//
На пушистых ветках/
Снежною каймой/
Распустились кисти
Белой бахромой.//
И стоит береза
В сонной тишине,/
И горят снежинки
В золотом огне.//
А заря,/ лениво
Обходя кругом,/
Обсыпает ветки
Новым серебром.//
2. Работа в раб. тетр. (с. 43) Выполнение упр. 1-2.
Чтобы
выполнить
первое
задание,
прослушайте
стихотворение:
Сестре Шуре
Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь —
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою —
Вижу вновь дорогие черты.
Ты мне пой. Ведь моя отрада —
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
Осуществляют взаимопроверку.
И опавшие листья с рябин.
Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Потому так и сердцу не жестко —
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.
Выполнение упр. 3-4.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга и
поставьте оценку.
Обобщающая беседа
5мин
- С творчеством какого поэта мы сегодня начали
знакомство?
Какова тема стихотворения, прочитанного нами.
Мог ли написать такие строки человек, который
редко бывает наедине с природой?
Я надеюсь, что вас не оставило равнодушными
творчество С. Есенина, и вы обязательно почитаете
его стихи.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
О п р е д е л я ю т
г л а в н у ю
м ы с л ь
произведения
Формулируют вывод.
Фронтальный
опрос
И н ф о р м а ц и я
о
домашнем задании
1 мин
Комментирует домашнее задание:
-
Выучить
наизусть
стихотворение
С
Есенина
«Берёза»
Записывают в дневник
Самооценка
деятельности
Рефлексия
(подведение
итогов
занятия)
1 мин
1.Предлагает
продолжить
н е з а ко н ч е н н ы е
предложения на слайде:
*Сегодня я узнал..
*Я научился…
*Теперь я умею…
В ы с к а з ы в а ю т
с в о е
м н е н и е
и
оценивают
свою
деятельность
на
уроке.
Фронтальный
опрос