Автор: Зуенкова Наталья Григорьевна
Должность: Воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №33"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: НОД
Тема: «Как «родился» огонь. Как человек «приручил» огонь.» (Реализация парциальной программы и УМК «Мир без опасности» И.А.Лыкова.)
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№
33»
НОД для детей 4-5 лет.
Интеграция образовательных областей.
Тема: «Как «родился» огонь. Как человек «приручил»
огонь.»
(Реализация парциальной программы и УМК «Мир без опасности»
И.А.Лыкова.)
Подготовила :
воспитатель
1 квалификационной категории
Зуенкова Наталья Григорьевна
Курск,2020г
Цель:
формирование представления о разнообразном применении огня, его
значимости в жизни и основах безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с огнем, как природным и культурным явлением;
- расширять и уточнять знания детей об истории возникновения огня,
стимулировать познавательный интерес;
- дать детям понятие о том, как «родился» огонь, и как человек сумел
приручить его;
- показать необходимость огня, как условия жизни на Земле;
Развивающие:
- развивать навыки общения и речь;
- развивать слуховое внимание, память, мышление;
- расширять детский кругозор;
Воспитательные:
- воспитывать у детей исследовательский интерес и любознательность;
- воспитывать дружелюбие, умение действовать согласованно.
Оборудование:
показ мультфильма «Игры с огнем», сюжетные картинки по теме, ленточки
голубые и красные, султанчики для ветра, палочки – «лучины», сухая кора,
камешки «кремни», мягкая игрушка «Огонь».
Литература:
1. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей
дошкольного возраста «Мир Без Опасности». — М.: Издательский дом
«Цветной мир», 2017. — 128 с., 2-е издание, перераб. и доп.
2. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В.
Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.
3. Интернет источники.
Ход занятия:
•
Приветствие.
Дети входят в зал, становятся в полукруг.
-Ребята, у вас хорошее настроение?
Тогда давайте крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Но, посмотрите мы сегодня не одни в нашем зале, у нас много гостей, и
чтобы у них тоже было хорошее настроение мы с ними поздороваемся и
подарим им наши светлые улыбки.
-Ребята, но к нам сегодня пришел еще один гость. Этот гость бывает
полезным, и вредным, добрым, и злым, помощником, и разрушителем.
А о каком госте идет речь, мы сейчас узнаем, посмотрев мультфильм.
•
Показ мультфильма «Смешарики» - «Игры с огнем».
- Ребята, вы догадались какой же гость к нам сегодня пришел?
(Огонь.)
•
Беседа.
-А вам интересно узнать, как появился огонь в жизни людей и как
человек сумел его «приручить».
-Давайте посмотрим на картинку. Что вы видите?
(Около костра собрались люди.)
-Ребята, а для чего людям нужен огонь?
(Чтобы греться, отпугивать зверей, готовить еду. Возле огня тепло,
светло, не кусают комары. Дикие звери не нападают и убегают
подальше.)
-Но было и такое время, когда люди жили без огня. Днем они грелись
на солнышке, а ночью замерзали. Не было у них тогда ни жилья, ни
семейного очага, ни вкусной горячей еды.
И вот однажды была гроза, от молнии загорелось дерево. Один
смельчак подобрал горящую ветку, но она быстро догорала. Тогда он
стал «кормить» свой огонь.
-Ребята, как вы думаете, чем можно «кормить» огонь?
(Сухие листья, шишки, ветки, хворост.)
-Этот смельчак оберегал свой огонь от ветра и дождя.
-Почему огонь боится дождя?
(Вода тушит огонь.)
•
Под. игра «огонь и вода».
-Конечно, ребята, огонь боится воды. И сейчас мы с вами поиграем в
игру «Огонь и вода». Эта игра вам уже знакома, мы в нее играли,
поэтому слова повторяйте вместе со мной.
(Дети делятся на 2 команды «Огонь» и «Вода» и выбирается
ребенок-«ветер».)
Разгорается огонь
Пламя выше, пламя круче
Достает до самой тучи.
(Дети становятся в 2 шеренги, лицом друг к другу. У детей одной
шеренги в руках красные ленточки, у другой – голубые. Дети из
команды «Огонь» медленно идут навстречу команде «Вода» и машут
ленточками.)
Но появится вода
И огню тогда беда.
(Дети из команды «Вода» выступают вперед и машут ленточками.)
Но ветер огонь раздувает
И пламя вновь полыхает.
(Один из детей – «ветер» пробегает между шеренгами детей с
султанчиками.)
Но добавим мы воды,
Чтобы избежать беды!
(Дети из команды «Вода» выступают вперед и машут голубыми
ленточками.)
-Вот, ребята, оказывается огонь боится воду, дождь.
- А теперь присаживайтесь на места.
- Ребята, именно поэтому древние люди и берегли свой огонь от воды.
Так человек и «приручил» свой огонь.
Огонь разгонял тьму, и люди стали смелее. Дикие звери боялись огня и
близко не подходили к жилищам людей. Дым отгонял вредных
насекомых. Возле костра можно было согреться и обсушиться. А еще на
костре жарили рыбу и мясо.
-А в наше время люди так делают?
(Люди готовят себе еду на даче или на природе – в лесу, возле реки.)
-А в домашних условиях люди готовят еду на костре?
(Нет. Это очень опасно, может случиться пожар.
Сейчас есть газовые плиты, микроволновки, другая техника.)
-Ребята, но у древних людей случалось, что огонь угасал. Почему?
И человеку пришлось задуматься, как добыть огонь без молнии.
Давайте посмотрим на нашу картинку и найдем, как же люди пытались
«добыть» огонь. Посмотрите, мальчик на картинке сделал углубление в
коре сухого дерева, вставил в это отверстие палочку и стал вращать
ладонями «туда-сюда», как мы с вами раскатываем колбаски из
пластилина. Палочка вращается - дерево трется и нагревается - огонь
зажигается. Только вращать нужно долго-долго.
-Ребята, посмотрите, а что же делает девочка. Она взяла камушки и
стала стучать ими друг о друга. А этот камешек называется «кремень».
Ура! Появились искры, а из искорки разгорается огонек.
Вот такими способами люди и стали добывать огонь.
•
Игра-пантомима «Добудь огонь»
-Ребята, а сейчас мы с вами перенесемся в те далекие времена, когда
люди только научились добывать огонь.
-Давайте мы с вами встанем со своих стульчиков и…
Мы глазки с вами дружно закрываем,
Волшебство к себе мы призываем.
Чудо в гости к нам придет
И в старину нас унесет.
-Открываем глазки, мы с вами очутились в те далекие-далекие
времена.
Дети, я попрошу взять себе в помощники взрослого человека из наших
гостей, (вы же знаете, что огонь можно разжигать только в присутствии
взрослых) и мы все вместе постараемся «добыть» огонь, как добывали
его древние люди.
(Дети вместе с взрослыми садятся в круг на ковре и при помощи
«лучины» стараются «добыть» огонь, другие дети при помощи камней
«кремней». В результате воспитатель вносит в круг игрушку «Огонь».)
- Какие мы все молодцы, мы сумели «добыть» огонь.
6. Посмотрите, какой у нас огонек красивый и добрый, и чтобы он у нас
не заскучал, давайте с ним поиграем. А игра наша называется «Скажи
наоборот». Я каждому из вас дам в руки огонек и назову слово, а вы
должны подобрать противоположное по смыслу слово и передать
огонек мне в руки.
Горячий – холодный.
Сильный – слабый.
Смелый – трусливый.
Маленький – большой.
Мокрый – сухой.
Яркий – бледный.
Сырой – жареный.
Высокий – низкий.
Добрый – злой.
Друг – враг.
Огонь – вода.
Верх – низ.
Право – лево.
- Молодцы, ребята, вы все правильно назвали.
Но мне кажется, что наши гости что-то заскучали. Давайте мы и с ними
поиграем.
•
Игра называется «Скажи ласково».
А если нашим гостям будет трудно, то мы с вами им обязательно
поможем.
Огонь – огонечек.
Язык – язычок.
Костер – костерок.
Дым – дымок.
Искра – искорка.
Пламя – пламечко.
Факел – факелочек.
Свеча – свечечка.
Спичка – спичечка.
Лучина – лучинка.
Друг – дружок.
Вода – водичка.
Ветер – ветерок.
- Ребята, я думаю, что взрослые тоже справились с заданием,
конечно же, при помощи вас.
- А сейчас я хочу предложить всем: и взрослым, и детям придумать
по одному ласковому слову и подарить его друг другу.
-Молодцы!
Но пришло время возвращаться нам в детский сад.
Глазки снова мы закроем.
Волшебство появится.
И наш любимый детский сад.
Встретить деток очень рад.
(Дети садятся на стульчики.)
•
Подведение итогов.
- Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним,
что нового мы сегодня узнали, чем занимались?
(Ответы детей).
-Да, ребята, все правильно. Мы теперь с вами знаем, как в жизни
людей появился огонь. Вспомните, что я говорила в начале нашего
занятия, что огонь может быть разным – добрым, и злым,
помощником, и разрушителем. И именно об этом мы с вами
поговорим на следующем занятии.
- А наш огонек тоже был очень рад побывать в гостях у таких умных
и добрых детей. И ему бы очень понравилось, чтобы вы похвалили
себя и друг друга. Давайте погладим себя по головке и скажем
«Умничка», «Молодец». А теперь погладим по головке своего
соседа и похвалим его.
- И за то, что вы так хорошо сегодня работали, отвечали на все мои
вопросы, наш друг огонек принес вам сладкие сюрпризы, которыми
мы полакомимся в группе.
- Ребята, а теперь пришло время поблагодарить за участие наших
гостей, сказать им спасибо и попрощаться.