Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24
Населённый пункт: .Ессентуки ,Ставропольский край
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект в группе раннего возраста
Тема: "Зимушка-зима"
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-исследовательский
творческий проект
в группе раннего возраста
«Зимушка – зима».
Подготовила: воспитатель Бородина Т.Г.
Проект «Зимушка-зима»
для детей раннего возраста.
Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий,
Сроки реализации: 12 января – 26 февраля 2021 г.
Участники проекта :воспитатель, дети ,родители.
Цель проекта: Формировать у детей представление о зиме. Развитие
познавательных, исследовательских, творческих способностей детей.
Задачи;
- Расширить представления детей о зиме (состояние погоды, холодно, идет
снег, люди надевают зимнюю одежду, особенности жизни диких животных и
птиц в зимний период).
- Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе,
пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию
заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей)
- Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
Знакомить с зимними развлечениями.
-Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, ледянках, лепке
фигур из снега.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других
детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки)
- Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе
экспериментирования с водой и льдом.
- Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы
Аннотация к проекту:
Данный проект рассчитан для детей 2-3 лет. В ходе проекта дети
сформируют знания о времени года «зима», о животных нашего края,
познакомятся с разными состояниями воды, с зимними видами развлечений,
укрепять здоровье.
Актуальность данного проекта:
в том, что он позволяет расширить, обогатить знания детей о зимнем
времени года. Познакомить с разными состояниями воды, с опытами с водой
и снегом с целью развития интереса к познавательно – исследовательской
деятельности. Ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в
результате непосредственного общения с природой в ходе наблюдений, игр и
экспериментирований именно поэтому у ребенка можно заложить основы
понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
План поэтапных мероприятий.
1-й этап «Подготовительный»:
- Беседа с родителями
- Беседа с детьми о зиме.
- Подготовка материала для продуктивной и изобразительной
деятельности (бумага, бросовый материал, пластилин, стеки, карандаши,
краски и пр.)
- Оформление книжного уголка художественной литературой о зиме:
С. Родин «Лесные забавы», «К нам опять пришла зима».
Стихи: А. Барто «Снег», О. Высотская «Холодно », О. Высотская «На
санках», Н. Саконская «Где мой пальчик?», В. Хорол «Зайчик»,
И. Токмакова «Медведь». Сказка «Рукавичка». Потешки: «Валенки»,
«Наша Маша»
Развивающая среда.
- Сюжетные картины на тему «Зима»
- Альбомы для рассматривания:
2-й этап «Реализация проекта»:
Социально – коммуникативное развитие.
Сюжетно – изобразительные игры: «Кукла Катя заболела», «Кукла Катя
идёт гулять», «Путешествие в зимний лес», «Встреча с доктором».
Игровые упражнения: "Составь животное", "Выбери животное» и т. д.
Дидактические игры: «У кого какая шубка?», «Оденем Машу на прогулку»
Беседы: «Приметы зимы», « Какая одежда нужна людям зимой?», «Во что
играют дети зимой?», «Как вести себя на улице зимой?», «Птицы - наши друзья
Познавательное развитие.
- Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с
окружающим: «Зимние развлечения».
- Экскурсии по территории детского сада с целью проведения наблюдений
за зимними природными явлениями (снег, сугробы, иней на деревьях, птицы
- Беседа о здоровом образе жизни зимой.
- Опытно-экспериментальная деятельность: «Почему растаял снег?»
- Просмотр развивающего мультфильма: «Зимние забавы».
- Организованная образовательная деятельность по развитию речи:
«Маленькой елочке холодно зимой»;
«Как по снегу, по метели…»
- Рассматривание иллюстраций по теме «Зима»: «Зимние забавы», «В
зимнем лесу», «Птичья столовая».
- Упражнения по звукоподражанию: (голоса птиц и зверей)
- Загадки: о лесных животных, времени года «Зима», погодных явлениях.
Чтение художественной литературы:
С. Родин «Лесные забавы», «К нам опять пришла зима». Стихи: А. Барто
«Снег», О. Высотская «Холодно », О. Высотская «На санках», Н. Саконская
«Где мой пальчик?», В. Хорол «Зайчик», И. Токмакова «Медведь». Сказка
«Рукавичка». Потешки: «Валенки», «Наша Маша»
Художественно – эстетическое развитие.
- Лепка: «Снеговик».
- Рисование: «Скатаем снежный ком».
- Прослушивание аудиозаписей со звуками птиц и зверей; песнями о зиме
(А. Александрова «Уж ты, Зимушка-зима», М. Красева «Зима»,
А. Филлипенко «Первый снег»)
Физическое развитие.
- Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышке»,
«Кто быстрее?»
- Игры и упражнения со снегом (на прогулке): «Мы скатаем снежный
ком», «Снайперы», «Большие ноги шли по дороге», «След в след»
- Катание на санках.
- Физкультминутки: «Снеговик пропал», «Собрались мы все в кружок»,
«В наших тепленьких сапожках», «Мороз».
- Самомассаж: Поглаживание пальцев рук и ног.
Взаимодействие с родителями.
- Консультация для родителей: «Как вести здоровый образ жизни вместе с
ребенком?»
3-й этап «Заключительный»:
- Презентация проекта:
- Выставка работ : рисунки на тему «Скатаем снежный ком», лепка на тему
«Снеговик».
- Развлечение «Ах ты, Зимушка-зима!…» (Лепка снеговика из снега,)
- Экспериментирование со снегом и льдом.
- Просмотр развивающего фильма «Зимние развлечения»
Предполагаемый результат:
- У детей сформируются элементарные представления о зиме.
- Дети будут проявлять интерес к наблюдению за объектами и явлениями
природы.
-У детей появится представление о бережном отношении к природе ,
здоровом образе жизни.
- Будут проведены беседы с детьми на тему: «Приметы зимы», « Какая одежда
нужна людям зимой?», «Во что играют дети зимой?», «Как вести себя на
улице зимой?», «Птицы - наши друзья! ».
- Дети будут повторять за взрослым несложные произведения ( Стихи: А.
Барто «Снег», О. Высотская «Холодно », О. Высотская «На санках», Н.
Саконская «Где мой пальчик?», В. Хорол «Зайчик». И. Токмакова
«Медведь». Потешки: «Валенки», «Наша Маша…» )
- Дети проявят более активный интерес к художественному творчеству:
(Рисование: «Скатаем снежный ком»; Лепка: «Снеговик».)
- Родители будут принимать активное участие в совместной деятельности с
детьми и ДОУ; проводить с детьми наблюдения за природными явлениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Физкультминутки: «Снеговик пропал», «Собрались мы все в кружок»,
«В наших тепленьких сапожках», «Мороз».
Снеговик пропал
Снеговик в лесу пропал Поднимают обе руки вверх, пальцы раскрыты,
Он куда-то убежал. Указательным и средним пальцами правой
руки изображают бег.
Может, испугался волка? Обнимают себя руками, изображая страх.
Может, зайка сбил с дороги? Показывают руками ушки
И в сугробах тонут ноги? Поочередно высоко поднимают ноги.
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились
Мороз.
Но вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в
сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).
Стихи и потешки о зиме.
Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок
А. Барто
Холодно.
Кто мяукнул у дверей?
- Открывайте поскорей! —
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
О. Высотская.
Зайчик
Жил-был зайчик,
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и славно,
Волка нет.
И дают морковку
На обед.
В. Хорол
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
Н. Саконская
Медведь
На санках
Как на горке — снег, снег,
Покатились санки вниз.
И под горкой — снег, снег,
Крепче, куколка, держись!
И на ёлке — снег, снег,
Ты сиди, не упади –
И под ёлкой — снег, снег.
Там канавка впереди!
А под снегом спит медведь.
Надо ездить осторожно!
Тише, тише… Не шуметь
А не то разбиться можно!
И. Токмакова.
О. Высотская.
Наша Маша
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.
Потешка
Валенки
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
потешка.
Песенки о зиме.
Песня «Зима»
Музыка В. Красевой
Слова Н. Френкель
Вот зима, кругом бело:
Много снега намело.
Утром Ваня санки взял,
По дорожке побежал. Припев:
Белый снег, белый снег,
Белый снег пушистый.
Белый снег, белый снег,
Очень, очень чистый.
Стали белыми дома,
И румяны лица.
Это зимушка-зима
В гости к нам стучится.
А в саду у нас гора,
Все катаются с утра.
Крикнул Ваня: «Берегись!» —
Покатился с горки вниз.
Уж ты, зимушка-зима
Слова народные,
Музыка А. Александрова
Уж ты, зимушка-зима,
Зима снежная была,
Зима снежная была,
Все дороги замела.
Первый снег
Слова: А. Горина
Музыка: А. Филиппенко
С неба звёздочки летят,
Весело играют,
Опустились прямо в сад,
Землю укрывают.
Все дороги и пути, -
Не проехать, не пройти.