Автор: Панова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 53 д.Кабаново
Населённый пункт: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, деревня Кабаново
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников .
Раздел: дошкольное образование
«Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные отличия сохраняются
и в ХХI веке, если будем озабоченны
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …» Д. Лихачев.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и
телесных,
приобретение
знаний
об
окружающем
мире,
образование
нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит
активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни
начинается
–
так
же
в
дошкольном
возрасте
–
с
нравственного
самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-
нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его
адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. В
наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в
своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего
мира.
В
настоящее
время
Россия
переживает
один
из
непростых
исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше
общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической
системы,
а
в
разрушении
личности.
Ныне
материальные
ценности
доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о
доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме. Духовно-нравственное воспитание на основе православных
традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и
формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое
развитие,
мировоззрение
и
формирование
гражданской
позиции,
патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал,
эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в
процессе
воспитания
не
соблюдается
историческая
преемственность
поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в
прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто
пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь,
подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-
нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой
деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что
именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм,
моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в
семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи
и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за
воспитание детей.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную
личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и
за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего
народа.
Православная
педагогика
обогащала
педагогику
светскую
цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития
гармоничной личности.
Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного
отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к
своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование
чувства собственного достоинства как представителя своего народа и
толерантного отношения к представителям других национальностей (к
сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).
Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании
согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно
основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в
соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и
специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных
регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип
расширения
связей
ребенка
с
окружающим
миром
предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных
учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение
общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир
других людей, приобщение к культуре родного края.
Принцип
приоритетности
регионального
культурного
наследия
означает
воспитание
патриотизма
на
местном
материале
с
целью
формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к
своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе
родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию,
образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным
художественным
промыслам,
национально-культурным
традициям,
произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует
создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития
эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания,
собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и
прогнозирование развития ситуации.
Духовно-нравственное
воспитание
в
детском
саду
является
неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой
предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой
ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является
интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской
деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Духовно-
нравственное воспитание на основе православных традиций формировало
ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений
человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и
формирование
гражданской
позиции,
патриотическую
и
семейную
ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и
общее
физическое
и
психическое
развитие.
Обращение
к
опыту
православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск возрождения
России, особенно актуально, так как общество и государство остро
нуждаются
в
образовательных
моделях,
обеспечивающих
духовно-
нравственные
компоненты
в
содержании
образования.
Православная
педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания,
направляя воспитание на развитие гармоничной личности.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших
детях,
заложить
нравственные
основы,
которые
сделают
их
более
устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения
умению
жить
среди
людей
–
главные
идеи
воспитания
духовно-
нравственных
качеств
личности.
В
этот
период
расширяется
и
перестраивается
система
взаимоотношений
ребенка
с
взрослыми
и
сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со
сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру
взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.
Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по
которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения.
Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях,
деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям
культуры. Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами,
включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу
духовно-нравственного сознания.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку
слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого
русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время,
полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие»,
«безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том,
какими
вырастут
нынешние
дошкольники.
Рост
научно-технического
прогресса,
непрерывный
каскад
открытий,
изобретений
породили
гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического
познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над
духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует
спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной
культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к
искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице
современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких
нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше
коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных
чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание
кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и
журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни
является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или
добрым, нравственным или безнравственным. Воспитание детей без духовно
- нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы
выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких
представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы
не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души.
Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать
упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое
внимание именно на этом. Главный результат, на который очень хотелось бы
надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия,
сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.