Напоминание

Духовно-нравственное воспитание дошкольников .


Автор: Панова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 53 д.Кабаново
Населённый пункт: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, деревня Кабаново
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников .
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Мы не должны забывать о своем

культурном прошлом, о памятниках,

литературе, языке, живописи …

Национальные отличия сохраняются

и в ХХI веке, если будем озабоченны

воспитанием душ, а не только

передачей знаний …» Д. Лихачев.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и

телесных,

приобретение

знаний

об

окружающем

мире,

образование

нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит

активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни

начинается

так

же

в

дошкольном

возрасте

с

нравственного

самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-

нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его

адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. В

наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в

своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего

мира.

В

настоящее

время

Россия

переживает

один

из

непростых

исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше

общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической

системы,

а

в

разрушении

личности.

Ныне

материальные

ценности

доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о

доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и

патриотизме. Духовно-нравственное воспитание на основе православных

традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и

формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое

развитие,

мировоззрение

и

формирование

гражданской

позиции,

патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал,

эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в

процессе

воспитания

не

соблюдается

историческая

преемственность

поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в

прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто

пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь,

подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-

нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой

деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что

именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм,

моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в

семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи

и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за

воспитание детей.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную

личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и

за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего

народа.

Православная

педагогика

обогащала

педагогику

светскую

цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития

гармоничной личности.

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного

отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к

своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование

чувства собственного достоинства как представителя своего народа и

толерантного отношения к представителям других национальностей (к

сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании

согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно

основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в

соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и

специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных

регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип

расширения

связей

ребенка

с

окружающим

миром

предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных

учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение

общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир

других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип

приоритетности

регионального

культурного

наследия

означает

воспитание

патриотизма

на

местном

материале

с

целью

формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к

своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе

родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию,

образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным

художественным

промыслам,

национально-культурным

традициям,

произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует

создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития

эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания,

собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и

прогнозирование развития ситуации.

Духовно-нравственное

воспитание

в

детском

саду

является

неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой

предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой

ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является

интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской

деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Духовно-

нравственное воспитание на основе православных традиций формировало

ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений

человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и

формирование

гражданской

позиции,

патриотическую

и

семейную

ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и

общее

физическое

и

психическое

развитие.

Обращение

к

опыту

православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск возрождения

России, особенно актуально, так как общество и государство остро

нуждаются

в

образовательных

моделях,

обеспечивающих

духовно-

нравственные

компоненты

в

содержании

образования.

Православная

педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания,

направляя воспитание на развитие гармоничной личности.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый

период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших

детях,

заложить

нравственные

основы,

которые

сделают

их

более

устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения

умению

жить

среди

людей

главные

идеи

воспитания

духовно-

нравственных

качеств

личности.

В

этот

период

расширяется

и

перестраивается

система

взаимоотношений

ребенка

с

взрослыми

и

сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со

сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру

взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.

Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по

которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения.

Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях,

деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям

культуры. Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами,

включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу

духовно-нравственного сознания.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку

слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого

русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время,

полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие»,

«безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том,

какими

вырастут

нынешние

дошкольники.

Рост

научно-технического

прогресса,

непрерывный

каскад

открытий,

изобретений

породили

гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического

познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над

духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует

спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной

культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к

искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице

современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких

нравственных ценностей?

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше

коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных

чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание

кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и

журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни

является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или

добрым, нравственным или безнравственным. Воспитание детей без духовно

- нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы

выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких

представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы

не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души.

Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать

упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое

внимание именно на этом. Главный результат, на который очень хотелось бы

надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия,

сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.



В раздел образования