Напоминание

Этапы подготовки к ОГЭ по математике.


Автор: Резванцева Наталья Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Абакае Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Этапы подготовки к ОГЭ по математике.
Раздел: полное образование





Назад




Введение в практику школьного образования экзамена в формате ОГЭ и ЕГЭ до сих пор

провоцирует общество на нескончаемые споры между сторонниками и противниками

такой формы итоговой аттестации. И это неслучайно, поскольку единый экзамен имеет

как «плюсы», так и «минусы», как сильные, так и слабые стороны.

Любой

учитель

математики,

заинтересован

в

успешной

сдачи

основного

государственного экзамена каждым выпускником.

Не надо думать, что подготовка к ОГЭ по математике начинается в 9 классе.

Целенаправленная, систематическая работа должна осуществляться и в течение

нескольких предшествующих лет.

Начиная уже с пятого класса, можно включать в учебный процесс задания ОГЭ,

сопутствующие темам школьной программы. Полезно также проводить самостоятельные

и проверочные работы в форме тестов, составленных по аналогии с контрольно-

измерительными материалами итоговой аттестации. Тем более, что в последнее время мы

не испытываем недостатка в изданиях такого рода. В частности, книги из серии

«Готовимся к ГИА» удобны для работы с обучающимися любой параллели. В этих

изданиях можно найти комплекты тестовых заданий в формате государственной итоговой

аттестации для осуществления как текущего, так и итогового контроля знаний по

математике, начиная с пятого класса.

Для повседневной работы в классе можно и самостоятельно подбирать задания ОГЭ,

поддерживающие и углубляющие курс школьной математики. В частности, такие задания

несложно отыскать в Открытом банке заданий ОГЭ на сайте Федерального института

педагогических измерений (ФИПИ). Всё содержимое банка ФИПИ систематизировано и

разбито на 8 крупных разделов:

1) Числа и вычисления;

2) Алгебраические выражения;

3) Уравнения и неравенства;

4) Числовые последовательности;

5) Функции;

6) Координаты на прямой и плоскости;

7) Геометрия;

8) Статистика и теория вероятности.

Почти в каждом разделе, за редким исключением, можно отыскать задания для любого

возраста школьников.

В связи с тем , что экзамен по математике является обязательным для всех учеников

возникает необходимость научить учащихся решать быстро и качественно задачи

базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и

вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и

таблицы. Тем более, что многие вычислительные операции, которые мы имеем

обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста можно

выполнить устно. Для достижения правильности и беглости устных вычислений,

преобразований, решения задач в на каждом уроке в 5-9классах я отвожу несколько

минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой

каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют

осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь,

внимание, быстрота реакции.

Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся,

необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия

объяснения учителя;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению

изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.

Чтобы

навыки

устных

вычислений

постоянно

совершенствовались,

необходимо

установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов

вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

Практика показала, что систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ

открытого банка задач части 1способствует значительному повышению продуктивности

вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как

решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени,

разложение

на

множители,

построение

графиков

функций,

преобразования

иррациональных

выражений

и

другие.

Эти

операции

переходят

из

разряда

самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом для

решения более сложных задач.

При этом я использую готовые презентации для

подготовки к ОГЭ.

На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания,

соответствующие теме задания из Кимов.

Анализ проведенных диагностических работ позволяет увидеть , что большинство

учащихся не справляется с заданиями по геометрии. Поэтому особое внимание я уделяю

отработке вопросов теории. Для этого применяю интеллект- карты. Это хороший

инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию,

мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Мы готовим

интеллект -карты по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность». Ребята

устно рассказывают теорию, используя эти карты. С помощью созданной ребенком карты

материал усваивается быстрее. Затем решаем задачи разного типа сложности по этим

темам . Берем задания из открытого банка и из разных сборников.

Чтобы повысить уровень подготовки учащихся к ОГЭ систематически провожу

тестирование в формате ОГЭ в течение года.

Для проведения таких работ используем задания Стат-Града.

Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:

-

- Обучение постоянному жесткому контролю времени.

- Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно,

разумному выбору этих заданий.

- Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему

проверки, проводимой сразу после решения задания.

- Обучение приему «спирального движения» по тесту

Особое внимание в процессе подготовки учащихся к ОГЭ занимает мониторинг

качества и

обученности по предмету. Мониторинг качества провожу системно и

комплексно. Он включают следующие параметры: контроль текущих оценок, оценок по

контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного и

диагностического ОГЭ.

Анализирую их, выношу на обсуждение на совещания, довожу до сведения родителей.

Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ОГЭ.

Мониторинг показывает большое количество вычислительных ошибок, допущенных

учащимися как при выполнении задач базового, так и повышенного уровней сложности;

ошибки, связанные с незнанием свойств степени, квадратного корня; с неумением

использовать стандартные методы решения простейших уравнений и неравенств;

невнимательного чтения текста и т.д.

Как правило, каждый из вас имеет свои профессиональные хитрости, приёмы. Они

поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему у каждого из вас



В раздел образования