Автор: Болсуновская Ольга Валерьевна
Должность: учитель матматики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Дифференцированный подход в обучении математики
Раздел: полное образование
Болсуновская Ольга Валерьевна
Учитель математики МБОУ «СОШ№10» г.Абакана
Дифференцированный подход в обучении математики.
Современная школа ставит задачу формирования у учащихся глубоких
прочных знаний, практических умений и навыков.Но современный ученик
получает огромное количество информации вне школы и интерес к учебному
процессу со стороны некоторых учащихся снижается. Поэтому педагогу
необходимо искать пути решения данной проблемы. В современных
условиях важно осознать и принять принципиальную педагогическую
установку - каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень
усвоения и отчетности о результатах своего учебного труда.
Обязанностью ученика становится выполнение обязательных требований,
что позволяет ему иметь положительную оценку по математике. В то же
время он получает право самостоятельно решать, ограничиться ли ему
уровнем обязательных требований или двигаться дальше. Это кардинально
меняет традиционные подходы к организации обучения: не следует решать за
ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует
создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного
уровня будет реальным, обучающиеся, способные двигаться дальше, будут
заинтересованы в этом продвижении. Итак, особое значение для
внедрения в практику любых форм и приемов дифференцированного
обучения имеет организация предметного содержания учебного материала.
Одним из условий осуществления дифференцированного подхода в обучении
является определение конкретных направлений его реализации:
дифференциация содержания учебного материала, методов и форм обучения;
совершенствование способов организации учебной деятельности.
При осуществлении дифференцированного подхода в обучении можно
выделить такие основные направления работы учителя как:
- деление учеников на группы, различающихся успешностью обучения;
-определение трудности предлагаемого задания.
Целесообразно различать следующие уровни обучения:
- на первом уровне ученики воспроизводят знания в том виде, как они
изложены в учебнике или были первоначально изложены учителем;
- второй уровень характеризуется применением знаний по образцу в
повторяющейся учебной ситуации;
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одной классе,
по одной программе и учебнику, ученики могут усваивать материал на
разных уровнях. Вот ряд условий, выполнение которых необходимо для
успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:
-Выделенные уровни усвоения материала и, в первую очередь, обязательные
результаты обучения должны быть открытыми для ученика.
-Наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем
обучения. Уровень требований должен быть в целом существенно выше, чем
обязательный уровень усвоения материала.
-В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении
ученика по уровням.
-Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый
подход.
-Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.
В соответствии с уровнями дифференциации выделяю следующие методы и
формы, которые использую при обучении учеников математике:
Самостоятельные работы с внепрограммным материалом,групповая работа
(КСО),деловые игры,внеклассные учебные занятия, программированный
контроль,работа временных групп во внеурочное время.
На различных этапах занятия применяется дифференцированный подход при
обучении математике следующим образом.
Первый этап: введение нового материала. Дифференцированный подход не
есть что-то отдельно взятое, в процессе обучения он тесно связан с
различными подходами.
Второй этап: а) самостоятельные работы учеников по изучению нового;
б) самостоят. работы по применению изученной теории к решению задач.
Третий этап: работа с учебником. При работе с учебником задания,
предлагаемые ученикам, также могут быть дифференцированы.
Четвертый этап: дифференцированный контроль подготовленности к
занятию. На занятии математики можно проводить фронтальный
письменный опрос всех учеников.Такие письменные опросы целесообразно
проводить отдельно по трем основным компонентам содержания:
а)формулировка определений, теорем, правил б)доказательствав) решение
задач (выполнение упражнений).
Пятый этап: домашнее задание. Удобно составлять дифференцированные
домашние задания, которые могли бы более полно использовать
возможности учеников и позволили бы организовать их проверку в классе.
Уровневая дифференциация способствует более полному учету
индивидуальных запросов обучающихся, развитию их интересов и
способностей. В условиях дифференцированного обучения каждый ученик
реализует право выбора предмета или уровня обучения в соответствии со
своими склонностями. Анализ результатов успеваемости и качества знаний
учащихся показал, что данная методика оказалась эффективной, так как
способствовала повышению качества знаний и успеваемости учащихся.