Напоминание

Дифференцированный подход в обучении математики


Автор: Болсуновская Ольга Валерьевна
Должность: учитель матматики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Дифференцированный подход в обучении математики
Раздел: полное образование





Назад




Болсуновская Ольга Валерьевна

Учитель математики МБОУ «СОШ№10» г.Абакана

Дифференцированный подход в обучении математики.

Современная школа ставит задачу формирования у учащихся глубоких

прочных знаний, практических умений и навыков.Но современный ученик

получает огромное количество информации вне школы и интерес к учебному

процессу со стороны некоторых учащихся снижается. Поэтому педагогу

необходимо искать пути решения данной проблемы. В современных

условиях важно осознать и принять принципиальную педагогическую

установку - каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень

усвоения и отчетности о результатах своего учебного труда.

Обязанностью ученика становится выполнение обязательных требований,

что позволяет ему иметь положительную оценку по математике. В то же

время он получает право самостоятельно решать, ограничиться ли ему

уровнем обязательных требований или двигаться дальше. Это кардинально

меняет традиционные подходы к организации обучения: не следует решать за

ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует

создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного

уровня будет реальным, обучающиеся, способные двигаться дальше, будут

заинтересованы в этом продвижении. Итак, особое значение для

внедрения в практику любых форм и приемов дифференцированного

обучения имеет организация предметного содержания учебного материала.

Одним из условий осуществления дифференцированного подхода в обучении

является определение конкретных направлений его реализации:

дифференциация содержания учебного материала, методов и форм обучения;

совершенствование способов организации учебной деятельности.

При осуществлении дифференцированного подхода в обучении можно

выделить такие основные направления работы учителя как:

- деление учеников на группы, различающихся успешностью обучения;

-определение трудности предлагаемого задания.

Целесообразно различать следующие уровни обучения:

- на первом уровне ученики воспроизводят знания в том виде, как они

изложены в учебнике или были первоначально изложены учителем;

- второй уровень характеризуется применением знаний по образцу в

повторяющейся учебной ситуации;

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одной классе,

по одной программе и учебнику, ученики могут усваивать материал на

разных уровнях. Вот ряд условий, выполнение которых необходимо для

успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:

-Выделенные уровни усвоения материала и, в первую очередь, обязательные

результаты обучения должны быть открытыми для ученика.

-Наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем

обучения. Уровень требований должен быть в целом существенно выше, чем

обязательный уровень усвоения материала.

-В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении

ученика по уровням.

-Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый

подход.

-Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.

В соответствии с уровнями дифференциации выделяю следующие методы и

формы, которые использую при обучении учеников математике:

Самостоятельные работы с внепрограммным материалом,групповая работа

(КСО),деловые игры,внеклассные учебные занятия, программированный

контроль,работа временных групп во внеурочное время.

На различных этапах занятия применяется дифференцированный подход при

обучении математике следующим образом.

Первый этап: введение нового материала. Дифференцированный подход не

есть что-то отдельно взятое, в процессе обучения он тесно связан с

различными подходами.

Второй этап: а) самостоятельные работы учеников по изучению нового;

б) самостоят. работы по применению изученной теории к решению задач.

Третий этап: работа с учебником. При работе с учебником задания,

предлагаемые ученикам, также могут быть дифференцированы.

Четвертый этап: дифференцированный контроль подготовленности к

занятию. На занятии математики можно проводить фронтальный

письменный опрос всех учеников.Такие письменные опросы целесообразно

проводить отдельно по трем основным компонентам содержания:

а)формулировка определений, теорем, правил б)доказательствав) решение

задач (выполнение упражнений).

Пятый этап: домашнее задание. Удобно составлять дифференцированные

домашние задания, которые могли бы более полно использовать

возможности учеников и позволили бы организовать их проверку в классе.

Уровневая дифференциация способствует более полному учету

индивидуальных запросов обучающихся, развитию их интересов и

способностей. В условиях дифференцированного обучения каждый ученик

реализует право выбора предмета или уровня обучения в соответствии со

своими склонностями. Анализ результатов успеваемости и качества знаний

учащихся показал, что данная методика оказалась эффективной, так как

способствовала повышению качества знаний и успеваемости учащихся.



В раздел образования