Автор: Ирина Александровна Дьяченко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ
Населённый пункт: Орск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Час общения на тему: «Мой путь к доброте».
Раздел: начальное образование
Час общения для учащихся 3-го класса на тему:
«Мой путь к доброте».
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие
эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
3. Формировать умение совместно работать в группе;
4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех
сферах жизни;
Оборудование:
1. запись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)
2. минусовка песни «Дорогою Добра»,
3. карта путешествия,
4. мультимедийный проектор,
5. презентация,
6. компьютер.
(Ребята делятся на 2 группы, рассаживаются по группам).
Ход занятия
- Приветствие гостей.
Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и
подумайте, чему будет посвящен наш час общения. (дети слушают аудиозапись песни
Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков).
- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)
Тема: часа общения «Мой путь к доброте» (на слайде 1 при щелчке мыши появляется
тема).
Девиз: Жизнь дана на добрые дела.
- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)
- В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик
читает определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать
добро другим.
Подберите противоположное слово, антоним.
Зло – нечто дурное, вредное.
Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал Анатолий Чепуров
(читает подготовленный ученик).
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются ответы
детей)
Чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, мы отправимся в необычное
путешествие и возьмём в дорогу карту (слайд 3).
На чём можно путешествовать? (самолёт, автомобиль, велосипед, пешком….). На чём мы
будем путешествовать узнаете, отгадав загадку:
Это что за чудеса;
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль-
По волнам плывёт…(корабль)
Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути?
(Остров пословиц) Слайд 5.
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в
пословицах, которые передавались из уст в уста.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы:
Живи добрее, будешь всем милее.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Добрые вести прибавят чести.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Про доброе дело говори смело.
ла.
Вам нужно из словосочетаний собрать пословицы, обсудить и объяснить смысл
пословиц.
(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц)
При щелчке слайда 6 соединяются части пословиц.
- Но не только народ сочиняет пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и
известные во всём мире люли. Авторов вы ещё можете не знать, но послушайте, какие
высказывания они посвящали доброте (Слайд 7):
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зло. Толстой
Л. Н.
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
Вывод: Из этих пословиц и высказываний мы видим, что добро всегда приносит радость
людям.
Первый шаг к доброте –это вежливое слово. Поэтому мы отправляемся в Город
вежливости.
Разминка:
-Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…(спасибо)
-Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…( добрый день)
-Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
-Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(извините, пожалуйста)
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания)
- Все люди знают волшебные слова. Но сила этих волшебных слов зависит от того, когда
и как именно они были сказаны. Сказанные грубо и невежливо, такие слова просто перестают
быть волшебными.
Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь
”
В этом городе дети учатся быть вежливыми, но у них не всегда получается. Давайте им
поможем разобраться в ошибках.
Ситуация №1. Девочка возмущённо жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой
мальчик-всё время зовёт меня Валькой».
- А как ты его зовёшь?- спросила мама.
-я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Ситуация №2. Мальчик крикнул прохожему: « Сколько время?»
Ситуация №3. На День рождения мальчику неожиданно подарили две одинаковые
машинки.
- На что мальчик сказал: «Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня уже такая
есть!»
Ситуация №4. В школьном коридоре разговаривали два учителя. Среди них Катя увидела
свою учительницу и вежливо поздоровалась: «- Здравствуйте, Ольга Ивановна!»
Физминутка: «Море волнуется раз, море волнуется два»
- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю
жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые
сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 9). Ведь именно в сказках
Добро всегда побеждает зло.
- Ребята, я предлагаю вам стать волшебниками.
-Зная противоположность двух слов добро и зло, создайте модели доброй девочки и злой,
используя слова на доске.
-Какие качества можно ещё отнести к доброму человеку.(Чуткий, отзывчивый, скромный,
весёлый, умеет прощать обиды, ласковый)
Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани мыс «Добрая Земля»
(Слайд 10). Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Как вы думаете, что
должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (должно быть солнышко,
жить животные, петь птицы, цвести сады) (При нажатии на мышь, на слайде 12 появляются
названные детьми предметы).
- А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле? (почти все дети отвечают «да»)
- Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей.
- Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и
маленького, свой путь к доброте.
- Ребята, какой девиз нашего урока?
- А вы, ребята, готовы творить добрые дела?
Д/З: на следующее занятие вы должны рассказать о своих добрых делах и поступках.
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за
творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием
о доброте (Слайд 13)
Учитель. Пусть эти слова станут вашим девизом на всю жизнь (слайд 9)
Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Закончить наш час общения я предлагаю песней « Дорогою Добра». И прошу наших
гостей нам помочь.
Творческое задание «Доброе дело»
Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего
мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый
должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны
угадать, о ком рассказывали их друзья.
Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.