Напоминание

"Эстетическое восприятие младших школьников через восприятие прекрасного".


Автор: Переворочаева Юлия Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №41
Населённый пункт: город Белгород Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическое восприятие младших школьников через восприятие прекрасного".
Раздел: начальное образование





Назад




«Эстетическое воспитание младших школьников через восприятие

прекрасного».

учитель начальных классов

Переворочаева Ю.С.

Основная задача педагогического процесса в современной школе - это

развитие ребенка. Степень этого развития есть не что иное, как мера оценки

работы школы и ее педагогов.

Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты,

музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрылся

перед

ребенком

классной

дверью.

Школе

необходимо

развивать

своих

питомцев, но она и сама должна развиваться, чтобы не «подтягивать» себя к

жизни, а идти в ногу с ней.

«Все мы взрослые хотим видеть своих детей не только грамотными,

профессионально

подготовленными

к

самостоятельной

жизни,

но

и

культурными, эмоционально отзывчивыми, духовно чуткими людьми».

Культура чувств формирует нравственные и моральные принципы

личности, которые обуславливают поступки и поведение людей. Воспитание

духовной сферы личности возможно только через развитие эмоционального

восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к

искусству.

Значит,

эстетическое

воспитание

детей

-

ключ

к

духовному

оздоровлению общества».

Наблюдая за учащимися своего класса и общаясь с ними, учитывая

публичные выступления на уроках, из бесед с родителями, я убедилась в том,

что эстетическому воспитанию и образованию во время школьных занятий

уделяется

мало

времени

и

внимания.

Главной

проблемой

в

воспитании

духовной

сферы

у

детей

является

отсутствие

целостной

эстетической

образовательной системы. По данной проблеме я провела анкетирование,

которое показало, что большой процент учащихся считают уроки музыки,

изобразительного

искусства,

художественного

труда

второстепенными,

следствием чего является не серьезное к ним отношение учащихся и их

родителей.

Проанализировав

полученные

результаты

анкетирования,

я

составила

план

внеклассной

работы

по

изобразительному

искусству,

поставила перед собой следующие задачи дифференциации:

помочь

каждому

ученику

ощутить

радость

от

результатов

своего

труда,

поверить в свои силы;

менее

способным

по

природным

данным

детям

не

чувствовать

себя

беспомощным по сравнению с одаренными детьми;

способным

учащимся

создать

условия

для

подготовки

в

детскую

школу

искусств.

Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического

воспитания

и

взаимосвязь

занятий

рисования,

лепки

и

аппликации

с

различными видами деятельности.

Яркое, приметное, наглядное, привлекательное - прежде всего

воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он

осваивает

в

жизни

и

искусстве

цвет,

линии,

звуки,

ритм,

движения,

симметрию

и

асимметрию,

которые

постепенно,

по

мере

его

развития

выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Богатство явлений действительности открываются перед детьми, если

приучать их прислушиваться к голосам и звукам природы, присматриваться к

ее красотам. Природа выступает перед ребенком в самых ярких красках,

постепенно меняющихся образах, явлениях, картинах.

Ко всему этому привлекается внимание детей, с возрастом усложняются

и разнообразятся его целенаправленные наблюдения. В результате у детей

накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она

меняется, если приложить к ней труд.

Эстетика быта, работа над культурой поведения в мире человеческих

отношений,

и

наконец,

искусство

особенно

сильное

и

незаменимое

средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет

его пристально всматриваться во

все окружающее, внимательнее, ярче и

полнее откликаться на прекрасное в жизни.

Изобразительная

деятельность,

включая

рисование,

лепку

и

аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности

детей

младшего

школьного

возраста.

Она

позволяет

ребенку

отразить

в

изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить

свое

отношение.

Вместе

с

тем

изобразительная

деятельность

имеет

неоценимое

значение

для

всестороннего

эстетического,

нравственного,

трудового и умственного развития детей.

Изучив множество литературы по данной теме, собрав и проработав

большое

количество

работ

ведущих

педагогов

нашей

страны,

проанализировав опыт, хотя совсем еще малый, собственной педпрактики,

пришла

к

выводу,

что

изобразительная

деятельность

специфическое,

образное познание деятельности. Поэтому она имеет большое значение для

умственного воспитания детей и их творческих способностей.

Одно из важнейших условий полноценного всестороннего развития

детей в процессе занятий изобразительной деятельностью – осуществление

индивидуального

подхода,

который

стараюсь

базировать

в

своей

педпрактике, на знании индивидуальных особенностей детей. Я считаю, что

именно

в

изобразительной

деятельности,

как

ни

в

какой

другой

дети

проявляют себя по-разному. Выделяются два направления индивидуального

подхода:

Первый заключается в предупреждении и устранении пробелов и

усвоении детьми содержания средств и способов деятельности.

Второе

направление

заключается

в

углублении

и

расширении

возможностей тех детей, которые проявили более высокие способности к

деятельности,

оно

ставит

своей

целью

формирование

индивидуальности,

своеобразия проявления и тем самым не позволяет нивелировать детей в

изобразительной

деятельности,

придерживать

всех

на

некоем

среднем

уровне. Индивидуальные различия детей определяют и характер действий

педагога по отношению к тому или иному ребенку.

Я считаю, что индивидуальный подход к детям повышает эффективность

овладения

ими

знаниями,

навыками

и

умениями

в

изобразительной

деятельности, развивает их художественное творчество.

Литература:

1.Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной

личности. - М.: Журнал «Начальная школа: + -», 2000.- №1.

2. Исупова Л.С. Ж. « Начальная школа», 1996.- №2.



В раздел образования