Автор: Переворочаева Юлия Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №41
Населённый пункт: город Белгород Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическое восприятие младших школьников через восприятие прекрасного".
Раздел: начальное образование
«Эстетическое воспитание младших школьников через восприятие
прекрасного».
учитель начальных классов
Переворочаева Ю.С.
Основная задача педагогического процесса в современной школе - это
развитие ребенка. Степень этого развития есть не что иное, как мера оценки
работы школы и ее педагогов.
Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты,
музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрылся
перед
ребенком
классной
дверью.
Школе
необходимо
развивать
своих
питомцев, но она и сама должна развиваться, чтобы не «подтягивать» себя к
жизни, а идти в ногу с ней.
«Все мы взрослые хотим видеть своих детей не только грамотными,
профессионально
подготовленными
к
самостоятельной
жизни,
но
и
культурными, эмоционально отзывчивыми, духовно чуткими людьми».
Культура чувств формирует нравственные и моральные принципы
личности, которые обуславливают поступки и поведение людей. Воспитание
духовной сферы личности возможно только через развитие эмоционального
восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к
искусству.
Значит,
эстетическое
воспитание
детей
-
ключ
к
духовному
оздоровлению общества».
Наблюдая за учащимися своего класса и общаясь с ними, учитывая
публичные выступления на уроках, из бесед с родителями, я убедилась в том,
что эстетическому воспитанию и образованию во время школьных занятий
уделяется
мало
времени
и
внимания.
Главной
проблемой
в
воспитании
духовной
сферы
у
детей
является
отсутствие
целостной
эстетической
образовательной системы. По данной проблеме я провела анкетирование,
которое показало, что большой процент учащихся считают уроки музыки,
изобразительного
искусства,
художественного
труда
второстепенными,
следствием чего является не серьезное к ним отношение учащихся и их
родителей.
Проанализировав
полученные
результаты
анкетирования,
я
составила
план
внеклассной
работы
по
изобразительному
искусству,
поставила перед собой следующие задачи дифференциации:
помочь
каждому
ученику
ощутить
радость
от
результатов
своего
труда,
поверить в свои силы;
менее
способным
по
природным
данным
детям
не
чувствовать
себя
беспомощным по сравнению с одаренными детьми;
способным
учащимся
создать
условия
для
подготовки
в
детскую
школу
искусств.
Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического
воспитания
и
взаимосвязь
занятий
рисования,
лепки
и
аппликации
с
различными видами деятельности.
Яркое, приметное, наглядное, привлекательное - прежде всего
воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он
осваивает
в
жизни
и
искусстве
цвет,
линии,
звуки,
ритм,
движения,
симметрию
и
асимметрию,
которые
постепенно,
по
мере
его
развития
выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.
Богатство явлений действительности открываются перед детьми, если
приучать их прислушиваться к голосам и звукам природы, присматриваться к
ее красотам. Природа выступает перед ребенком в самых ярких красках,
постепенно меняющихся образах, явлениях, картинах.
Ко всему этому привлекается внимание детей, с возрастом усложняются
и разнообразятся его целенаправленные наблюдения. В результате у детей
накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она
меняется, если приложить к ней труд.
Эстетика быта, работа над культурой поведения в мире человеческих
отношений,
и
наконец,
искусство
–
особенно
сильное
и
незаменимое
средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет
его пристально всматриваться во
все окружающее, внимательнее, ярче и
полнее откликаться на прекрасное в жизни.
Изобразительная
деятельность,
включая
рисование,
лепку
и
аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности
детей
младшего
школьного
возраста.
Она
позволяет
ребенку
отразить
в
изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить
свое
отношение.
Вместе
с
тем
изобразительная
деятельность
имеет
неоценимое
значение
для
всестороннего
эстетического,
нравственного,
трудового и умственного развития детей.
Изучив множество литературы по данной теме, собрав и проработав
большое
количество
работ
ведущих
педагогов
нашей
страны,
проанализировав опыт, хотя совсем еще малый, собственной педпрактики,
пришла
к
выводу,
что
изобразительная
деятельность
специфическое,
образное познание деятельности. Поэтому она имеет большое значение для
умственного воспитания детей и их творческих способностей.
Одно из важнейших условий полноценного всестороннего развития
детей в процессе занятий изобразительной деятельностью – осуществление
индивидуального
подхода,
который
стараюсь
базировать
в
своей
педпрактике, на знании индивидуальных особенностей детей. Я считаю, что
именно
в
изобразительной
деятельности,
как
ни
в
какой
другой
дети
проявляют себя по-разному. Выделяются два направления индивидуального
подхода:
Первый заключается в предупреждении и устранении пробелов и
усвоении детьми содержания средств и способов деятельности.
Второе
направление
заключается
в
углублении
и
расширении
возможностей тех детей, которые проявили более высокие способности к
деятельности,
оно
ставит
своей
целью
формирование
индивидуальности,
своеобразия проявления и тем самым не позволяет нивелировать детей в
изобразительной
деятельности,
придерживать
всех
на
некоем
среднем
уровне. Индивидуальные различия детей определяют и характер действий
педагога по отношению к тому или иному ребенку.
Я считаю, что индивидуальный подход к детям повышает эффективность
овладения
ими
знаниями,
навыками
и
умениями
в
изобразительной
деятельности, развивает их художественное творчество.
Литература:
1.Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной
личности. - М.: Журнал «Начальная школа: + -», 2000.- №1.
2. Исупова Л.С. Ж. « Начальная школа», 1996.- №2.