Напоминание

"Помощь птицам в зимний период"


Автор: Эвгур Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ №20
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми в ДОУ
Тема: "Помощь птицам в зимний период"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Календарное планирование тематической недели

«Зимующие птицы» во 2 группе раннего возраста.

«Зимующие птицы»

во 2 группе раннего возраста.

Актуальность

• В холодное время года перед зимующими птицами встают

жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи

становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.

Иногда естественный корм становится практически недоступным,

поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

• Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям

по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни,

заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами,

можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные

знания о том, чем кормить птиц зимой.

Цель: Познакомить детей с зимующими птицами.

Задачи проекта:

• Обучающие:

• Обогащать знания детей о зимующих птицах, их образе жизни,

повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в

жизни птиц.

• Научить детей правильно подкармливать птиц.

•Развивающие:

• Способствовать развитию познавательной активности,

любознательности.

• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей,

развивать связанную речь.

•Воспитательные:

• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать

в трудных зимних условиях.

• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение

к ней.

• Укреплять детско-родительские отношения.

•Предварительная работа:

• - подготовка наглядного материала с изображением

зимующих птиц;

• - подборка детской литературы о птицах, стихов.

•Форма проведения: Беседы, наблюдения, дидактические и

подвижные игры, чтение детской литературы, продуктивные виды

деятельности.

День

недели

Режим Совместная деятельность взрослых и детей с

учетом интеграции

образовательных областей

Организаци

я

развивающе

й среды для

самостоятел

ьной

деятельност

и детей

(центры

активности)

Групповая/

подгруппова

я

Индивидуаль

ная

Образователь

ная

деятельность

в режимных

моментах

Понедел

ьник

Утро

Беседа

«Птицы».

Рассказать

детям о

птицах

(имеют

крылья -

летают,

живут в

гнёздах, тело

птиц

покрыто

перьями).

Дидактическ

Индивидуаль

ная трудовая

деятельность

в уголке

природы:

полить

комнатные

цветы в

группе.

Воспитывать

трудолюбие.

Игра

«Вороны»

Вот под

Формировани

е КГН.

Упражнение

«Мыло

душистое».

Побуждать

самостоятель

но брать

мыло из

мыльницы,

тереть

ладошки,

смывать

мыло, знать

Пополнить

предметну

ю среду

картинками

и

дидактичес

кими

играми на

тему

«Зимующие

птицы»

ая игра

«Найди

такую же».

Обучать

детей

находить и

узнавать

птиц,

образуя

парные

картинки.

Рассказать,

как они

называются.

П/и «Птички

летают» -

учить бегать

легко, не

сталкиваясь.

елочкой

зеленой

скачут весело

вороны (дети

летают,

машут

руками-

крыльями).

Кар- кар- кар,

кар- кар-

кар! (громко)

Только к

ночи

умолкают и

все вместе

засыпают (де

ти садятся,

затихают)

Кар- кар-

кар! (тихо) И

грают 2-3

раза.

Становятся в

круг.

- Ребята,

легко

ли птицам

зимой в

лесу?

Почему? Им

холодно и

голодно.

(Птицам тяж

ело найти

себе корм

под снегом.

Они

прилетают

ближе к

людям за

местонахожд

ения своего

полотенца.

помощью,

взрослые

делают

кормушки и

насыпают в

них корм.) -

Ребята,

давайте

вспомним,

чем

питаются пти

цы?

Посмотрите,

у меня в

коробочке

различные

угощения

для птиц:

пшено, овес,

семечки,

хлебные

крошки, сало,

ягоды,

яблоко.Дети

рассматрива

ют угощения

и называют:

Чем можно

угостить пти

ц?

НОД 1

Речевое развитие. Тема: «Составление рассказа на тему

«Как мы птичек кормили» В.В.Гербова «Развитие речи в

детском саду. Вторая группа раннего возраста» с.71 №2.

Цель: Учить детей следить за рассказом воспитателя;

добавлять слова, заканчивать фразы.

Прогу

лка

Наблюдение

за птицами –

рассказать о

Индивидуаль

ная работа.

Прыжки на

том, что с

приближени

ем холодов у

птиц

становится

меньше

корма, и

люди

должны

проявить

заботу о них.

Воспитывать

заботливое

отношение к

птицам.

Худ/слово.

Скачет

весело

синица

И мороза не

боится:

Нипочём ей

холода,

Коль в

кормушке

есть еда!

Подвижная

игра

«Ножки» -

упражнять в

чередовании

движений

(бег, ходьба,

прыжки,

приседания).

Дидактическ

ая игра

«Угадай по

двух ногах с

продвижение

м вперёд.

звуку» -

продолжать

вычленять и

узнавать

звуки

отдельных

музыкальны

х

инструменто

в.

Труд.

Подмести в

беседке –

привлекать к

выполнению

трудовых

поручений.

2

полов

ина

дня

Чтение

стихотворен

ие

Е.Благинино

й

«Прилетайте

» - приучать

слушать

внимательно

,

воспитывать

усидчивость.

Игра: «Птич

ья столовая»

Воробей –

хлебные

крошки,

Снегирь –

ягоды

рябины и

калины,

семена

Малоподв./и.

«Поймай

птичку»-

развивать

ловкость,

быстроту

реакции.

Учить

самостоятель

но одеваться,

словесно,

выражать

просьбу о

помощи.

шишек,

Синичка –

любит сало,

Ворона.

Сорока и

голубь –

всеядные.

Все птицы

клюют

зернышки,

семечки,

крошки.

НОД 2

Художественно-эстетическое развитие. Музыка. «Где

ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.

«Юрочка», бел. нар. пляс. мелодия, обр. Ан.

Александрова. «Колокольчик», муз. И. Арсеева,

сл.И.Черницкой

Вечер

Конструктив

ная игра

«Строим

домики для

птичек» -

закрепить

понятия

«выше-

ниже»,

«больше-

меньше»,

«цвет».

Д/игра

«Какая

птичка

улетела» –

развивать

зрительное

внимание.

Раскрасить

птичку –

учить

правильно

держать

карандаш,

проговорить

части тела

птицы:

глазки, ушки,

клюв, голова,

шея, крылья,

грудка, хвост,

лапки.

Д/игра «Кто

спрятался?»-

развивать

внимание,

память.

Предложит

ь цветные

карандаши,

бумагу для

свободного

рисования

- развивать

навыки

владения

карандашом

.

Игра малой

подвижност

и «Птички,

раз! Птички,

два!». Учить

детей

выполнять

движения по

показу

воспитателя,

считать.

Свободные

игры в

игровом

уголке -

воспитывать

бережное

отношение к

игрушкам,

дружеские

взаимоотно

шения.

Вторник

Утро

Беседа «Как

живут наши

пернатые

друзья

зимой»

- Закрепить

знания детей

о зимующих

птицах.

Познакомить

с жизнью

некоторых

их них.

Учить

узнавать

птиц на

картинках и

иметь

Дидактическа

я игра

«Разрезные

картинки.

Птицы» -

формировать

у детей

представлени

е в целостном

образе

предмета,

складывать

картинку,

разрезанную

на 2-3 части;

развивать

мелкую

моторику

Упражнение

«Мы моем

правильно

руки».

Формировать

у детей

базовые КГН,

учить

правильно

мыть руки

(брать мыло

из мыльницы,

намыливать

руки, класть

мыло на

место, тереть

ладошки друг

о друга,

Игры на

развитие

мелкой

моторики

пальцев

рук: пазлы,

мозаика,

«Пуговицы

»,

прищепки.

представлен

ие о том, чем

питаются

птицы, как

переносят

зимнюю

стужу.

Игры с

прищепками

– развивать

мелкую

моторику.

Д/игра «Дай

такую же»-

учить

подбирать

предметы по

предлагаемо

му

образцу и

слову,

развивать

мышление.

Подвижная

игра

«Ворона и

собачка» -

учить

подражать

движениям,

звукам птиц.

пальцев рук.

смывать

мыло,

отжимать

воду с рук).

НОД 1

Познавательное развитие. Ознакомление с миром

природы. Тема: «У кормушки» О.А.Соломенникова

«Ознакомление с природой в детском саду» с.24 №4.

Цель: Дать детям элементарные представления о

кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к

птицам, желание заботиться о них.

Прогу

лка

Наблюдение

за воробьями

воспитывать

заботливое

отношение к

птицам.

Худ/слово.

«Чик-

чирик!»

Среди

ветвей

Скачет

серый

воробей.

«Чик-чирик!

Я есть хочу.

Дайте

крошек!

Проглочу!»

Подвижная

игра

«Воробышки

и

автомобиль»

- упражнять

детей в беге

в разных

направления

х, не

наталкиваясь

друг на

друга, в

умении

начинать

движение и

менять его

по сигналу

Индивидуаль

ная работа.

Игровое

упражнение

«По узенькой

дорожке» -

упражнять в

ходьбе по

прямой.

воспитателя.

Дидактическ

ая игра «Кто

это? Что

это?» - учить

детей

отвечать на

простые

вопросы.

Труд.

Собираем

ветки в кучу

воспитывать

желание

выполнять

простейшие

поручения.

2

полов

ина

дня

Чтение

стихотворен

ия И.

Токмаковой

«Голуби».

Учить

понимать

художествен

ное слово.

Пальчиковы

е игры:

Сорока-

ворона.

«Сорока-

ворона, кашу

варила. На

порог

становила.

Деток

кормила.

Этому –

Формировани

е КГН.

Воспитывать

умение

самостоятель

но и опрятно

есть,

спокойно

сидеть за

столом,

соблюдая

правильную

позу.

дала, этому –

дала, этому –

дала, этому –

дала, а этому

– не дала, ты

братец мал,

кашу не

варил, дрова

не носил,

фыр тебя за

забор.

НОД 2

Физическое развитие. Тема: «Метание на дальность.

Ходьба по наклонной доске», С.Я.Лайзане «Физическая

культура для малышей», с.103 №5

Вечер

Рисование

«Ягодки для

снегирей» -

учить детей

рисовать

нетрадицион

ным

способом –

ватными

палочками.

Д/игра

«Мамы и

детки»-учить

видеть

разницу

между

взрослыми

птицами и

их

птенцами,

правильно

называть их.

Сюжетно –

Д/и «Много –

один» -

развивать

умение

формировать

группы

однородных

предметов,

различать

количество

предметов:

много и один.

Дать

книжки-

малышки

для

рассматрив

ания

картинок

про птиц-

развивать

наглядное

представлен

ие об их

внешнем

образе.

ролевая игра

«Игрушки у

врача»-

учить детей

уходу за

больными и

пользованию

медицински

ми

инструмента

ми,

воспитывать

в детях

внимательно

сть,

чуткость,

расширять

словарный

запас.

«Ровным

кругом» -

учить

образовыват

ь круг,

держась за

руки, водить

хоровод то в

одну

сторону, то в

другую.

Среда

Утро

Беседа «Кто

прилетел на

кормушку?»

-

закрепить

представлен

ие о птицах:

голубь,

воробей,

ворона,

Д/и «Далеко

– близко» -

учить

определть

расстояние

до

наблюдаемог

о объекта и

использовать

в речи

Упражнение

«Как зайка

правильно

учился

держать

ложку».

Формировать

у детей

культурно –

гигиенически

побуждать

имитировать

звукоподраж

ание их

голосам.

Д/и «Собери

бусы»-

развивать

мелкую

моторику

пальцев,

воспитывать

усидчивость.

П/и

«Птичка» -

побуждать к

подражанию

птицам;

совершенств

овать

ускоренную

ходьбу;

вызывать

радость от

общения со

взрослыми.

соответствую

щие слова.

е навыки,

учить

держать

ложку тремя

пальцами,

подносить ко

рту боковой

частью.

НОД 1

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Тема: «Корм для птичек» Е.В.Полозова «Продуктивная

деятельность с детьми раннего возраста» с.51.

Цель: Учить рисовать на целом листе, развивая чувство

ритма. Развивать мелкую моторику руки. Закрепить цвета.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Прогу

лка

Наблюдение

за птицами

на

кормушке,

кормление

птиц –

Индивидуаль

ная работа.

Потешка

«Большие

ноги шли по

воспитывать

заботливое

отношение к

птицам.

Худ/слово.

Смотрит

важный

воробей

Вниз с

высокой

ветки:

-Дайте

крошек мне

скорей,

Маленькие

детки!

Труд.

Развешивани

е кормушек

воспитывать

желание

трудиться

вместе с

воспитателе

м.

Подвижная

игра «Кто

тише?» -

упражнять в

ходьбе на

носках в

указанном

направлении

.

Дидактическ

ая игра «Что

в мешочке?»

дороге…»

- учить детей

наощупь

определять,

какие зёрна

находятся в

мешочке.

2

полов

ина

дня

Заучивание

пальчиковой

игры

«Сорока-

белобока»

Закреплять

умение

повторять

слова и

движения за

педагогом.

Упражнение

«Сами

одеваемся».

Закрепить

умения

расстёгивать

и застёгивать

обувь,

обращаться с

просьбой о

помощи,

употребляя

вежливые

слова.

НОД 2

Художественно-эстетическое. Музыка. «Где ты, зайка?»,

рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой. «Юрочка», бел.

нар. пляс. мелодия, обр. Ан. Александрова.

«Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл.И.Черницкой

Вечер

Рассматрива

ние

зимующих

птиц на

иллюстрация

х

в книгах и

журналах.

Цель:

уточнить

представлен

ия о

зимующих

птицах,

Дидактическ

ие игры на

произношени

е звуков п-пь,

б-бь –

формировать

умение чётко

произносить

звуки.

Оформлени

е уголка

книги

(подбор

книг о

птицах)

Цель:

расширить

представлен

ия детей о

зимующих

птицах, их

особенност

ях,

Активизиров

ать

словарный

запас

детей.

С/р игра

«Собираемся

на

прогулку»-

развивать у

детей

умение

подбирать

одежду для

разного

сезона,

научить

правильно

называть

элементы

одежды,

закреплять

обобщенные

понятия

«одежда»,

«обувь»,

воспитывать

заботливое

отношение к

окружающи

м.

П/и

«Воронята» -

упражнять в

беге;

развивать

внимание,

умение

подражать;

учить

повадках.

Воспитание

любви к

пернатым

друзьям.

действовать

в

соответствии

с текстом.

Четверг

Утро

Беседа на

тему «Что

мы знаем о

птицах?»

Цель:

развивать

связную

речь детей,

активизиров

ать словарь

детей по

теме недели.

Д/игра «Что

лишнее?» -

закрепить

признаки

зимы.

П/и «Птички

в

гнездышках»

-

учить

спрыгивать с

небольшой

высоты,

бегать

врассыпную;

развивать

внимание.

Дидактическ

ие игры и

упражнения с

кубиками и

кирпичиками

– упражнять

в различении

кубиков и

кирпичиков,

выполнении

заданий

воспитателя.

Формировани

е КГН.

Упражнение

«Чистый

нос».

Побуждать

детей следить

за своим

внешним

видом,

своевременно

пользоваться

носовым

платком,

воспитывать

опрятность,

самостоятель

ность.

Плакаты и

дидактичес

кий

материал

«зимующие

птицы».

НОД 1

Речевое развитие. Тема: «Птичка прилетела к

нам». Задачи: Уточнить представления детей о птицах.

Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду.

Закрепить ранее полученные знания о зимующих птицах,

их образе жизни, повадках, роли человека в жизни птиц.

Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.

Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Прогу

лка

Наблюдение

за птицами –

формировать

у детей

желание

заботиться о

птицах,

учить

узнавать

птиц,

называть

части тела.

Худ/слово.

Скоком-

боком,

боком-

скоком

Ходит галка

мимо окон.

Ветром вся

взъерошена,

Снегом

запорошена..

.

Подвижная

игра «Мама-

воробьиха» -

учить

выполнять

движения по

сигналу.

Дидактическ

ая игра

«Какие

бывают

птицы?» -

упражнять

Индивидуаль

ная работа.

Упражнения

на

звукоподража

ние голосам

птиц.

Упражнять в

бросании

одной рукой.

детей в

умении

находить

нужную

птицу на

картинке.

Труд.

Кормление

птиц –

воспитывать

желание

заботиться о

птицах.

2

полов

ина

дня

Чтение «Где

обедал

воробей» из

цикла

“Детки в

клетке.

Маршак С.

Учить

внимательно

слушать,

отвечать на

вопросы по

содержанию.

Дидактическа

я игра

«Причешем

куклу».

Учить

отображать

часто

производимы

е взрослыми

действия

(причесывани

е).

РазвиватьКГ

Н.

Воспитывать

опрятность.

Использовать

потешку для

расширения

словаря.

НОД 2

Физическое развитие. Тема: «Птички-невелички».

Задачи: Упражнять детей в ходьбе друг за другом.

Упражнять детей в беге в разных направлениях, не

наталкиваясь друг на друга. Закреплять прыжки на двух

ногах в длину с места. Закреплять подлезание под дугу на

четвереньках.

Воспитывать радость от совместного занятия со

взрослыми.

Вечер

Коллективн

ый труд-

помыть

игрушки

вместе с

воспитателе

м.

воспитывать

трудолюбие,

активность.

Настольные

игры-

«Мозаика»,

«Пазлы»-

развивать

мелкую

моторику,

наглядно-

действенног

о мышления.

С/р игра

«День

рождение

куклы»-

познакомить

детей с

правилами

сервировки

стола, с

правилами

поведения за

столом, со

столовой

посудой;

учить

Дидактическа

я игра «Чей,

чья, чьё» -

учить

согласовыват

ь слова.

Свободные

игры в

игровом

уголке –

учить

использоват

ь игрушки-

заменители;

воспитыват

ь

дружелюби

е.

правильно

находить и

отбирать

посуду для

чаепития;

продолжать

обогащать

содержание

игр.

П/и «Кошка

и

воробушки»

-

совершенств

овать бег,

влезание и

слезание с

предметов;

развивать

внимание и

ориентировк

у в

пространстве

.

Пятница

Утро

Решение

проблемной

ситуации:

«Что может

произойти,

если не

подкармлива

ть птиц

зимой»

- формирова

ть

экологическ

ие знания о

зимующих

птицах и

Дидактическа

я

развивающая

игра «Собери

пирамидку» -

формировать

умение

группировать

по цвету,

формировать

простейшие

приемы

установления

тождества.

Различать и

Упражнение

«Покажи

зайке своё

полотенце».

Побуждать

детей

самостоятель

но находить

своё

полотенце,

тщательно

вытирать

лицо и руки,

вешать на

место;

Самостояте

льная

деятельност

ь в центре

настольных

игр.

ответственно

е, бережное

отношение к

ним.

Рассматрива

ние

сюжетных

картин и

фотографии

Цель:

уточнить

представлен

ия о

зимующих

птицах.

Активизиров

ать

словарный

запас

детей.

П/и «Птички

летают» -

развивать

координаци

ю движений;

упражнять в

беге;

учить

ориентирова

ться в

пространстве

.

называть

цвета.

развивать

ориентировку

в

пространстве,

внимательнос

ть.

НОД 1

Художественно-эстетическое развитие. Лепка. Тема: «

Угощение для птичек»

Задачи:учить детей раскатывать пластилин между

пальцами круговыми движениями, закреплять умения

отщипывать маленькие комочки для лепки.

Познакомить детей с основными признаками внешнего

вида птиц. Закрепить представления детей об

особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт

ягоды). Воспитывать любознательность и интерес к жизни

птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о

птицах .

Прогу

лка

Наблюдение

за птицами.

Воспитывать

интерес к

окружающе

му миру,

воспитывать

желание

помогать

птицам

зимой.

Худ/слово А.

Усачёв

«Яблоки в

январе»

— Яблоки на

яблоне!

В январе!!

Смотри!!!

— Какие ж

это яблоки?

— Это

снегири!

Подвижная

игра

«Вороны и

собачка» -

учить

действовать

по сигналу.

Дидактическ

Индивидуаль

ная работа.

Упражнять в

перелезании

через бревно.

ая игра

«Олины

помощники»

- учить

образовыват

ь формы

множественн

ого числа

глаголов,

уменьшител

ьно -

ласкательны

е формы

существител

ьных.

Труд.

Собираем

игрушки –

учить без

напоминания

взрослого

собирать

игрушки

после

прогулки.

2

полов

ина

дня

Разучивание

стихотворен

ия А. Барто

«Птичка».

Упражнение

«Башмачки

по местам».

Формировать

у детей

навыки

самообслужи

вания,

приучать

аккуратно,

ставить обувь

возле

кроватки,

самостоятель

но обуваться

после сна.

НОД 2

Физическое развитие. Тема: «Бросание в горизонтальную

цель. Прыжки в длину с места.». С.Я.Лайзане «Физическая

культура для малышей», с.104 №6

Вечер

Настольная

игра «Лото»

- развивать

умение

подбирать

одинаковые

предметы по

общему

признаку.

С/р игра

«Покатаем

кукол на

машине» -

знакомить

детей с

профессией

шофёра,

подводить

детей к

самостоятел

ьному

замыслу

игровых

сюжетов;

выполнять

действия в

соответствии

с ролью

(шофёр,

пассажир);

воспитывать

желание

соблюдать

нормы

Индивидуаль

ное

повторение

стихотворени

й А.Барто из

цикла

«Игрушки» -

развивать

память,

активизирова

ть речь.

Самостояте

льная

деятельност

ь в центре

творчества.

поведения в

общественно

м

транспорте.

П/и

«Воробушки

и

автомобиль»

-

приучать

детей бегать

в разных

направления

х, не

наталкиваясь

друг на

друга; учить

начинать

движение и

менять его

по сигналу

воспитателя,

находить

своё место;

обогащать

двигательны

й опыт.



В раздел образования