Автор: Николенко Екатерина Дмитриевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 39 Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 39
Кировского района Санкт-Петербурга.
Методическая разработка
«Реализация задач формирования здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста, путём использования нестандартного физкультурного
оборудования»
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Николенко Е.Д
Санкт-Петербург
2021г.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие
навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Я реализовываю эту задачу путём использования нестандартного
физкультурного оборудования, изготовленного своими руками, ведь новое
спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул
активации физкультурно-оздоровительной работы.
Методические рекомендации по разработке и использованию нестандартного
спортивно-игрового инвентаря В Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования отражены условия и
средства эффективного формирования двигательной активности у
дошкольников. Одним из важнейших средств, для развития движений
дошкольников и формирования основ здорового образа жизни, является
грамотная организация предметно-пространственной среды. Для
полноценного развития ребенка среда должна иметь не только развивающий
характер, но также быть трансформируемой, разнообразной, динамичной,
полифункциональной. Всем этим требованиям соответствует нестандартное
физкультурно игровое оборудование, которое является дополнительным
стимулом физкультурно-оздоровительной работы. А использование
нестандартного оборудования позволяет не только оптимизировать этот
процесс (повысить его эффективность), но и сделать эту деятельность
интересной и привлекательной для педагога и детей. Нетрадиционное
физкультурно-игровое оборудование обогащает развивающую среду,
способствует повышению у детей интереса к физическим упражнениям,
вносит разнообразие в подвижные игры и игры-эстафеты в подвижных играх
и эстафетах, способствует формированию двигательной среды, которая
способствует воспитанию культуры здоровья дошкольников. Эффективно
использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить
оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в
разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения
детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного
творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей.
Нетрадиционное оборудование должно быть:
• безопасным;
• развивающим;
• многофункциональным;
• максимально эффективным;
• удобным в применении;
• компактным;
• универсальным;
• технологичным и простым в изготовлении;
• эстетически оформленным. Трансформируемость обеспечивается
возможностью нетрадиционного физкультурного оборудования изменять
предметно-пространственную среду в Нестандартный инвентарь в
образовательном пространстве спортивного зала ДОУ 6 зависимости от
образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и
возможностей младших дошкольников. Полифункциональность заключается
в возможности разнообразного использования составляющих развивающей
предметно-пространственной среды в разных видах детской активности.
Вариативность нетрадиционного физкультурного оборудования в том, что
оно может использоваться в различных пространствах (игровом,
индивидуальном, конструктивном, творческом) и периодической смены
игрового материала, появления новых предметов, обеспечивающих
свободный выбор детей и стимулирующих разные виды детской
деятельности. Принцип доступности реализуется в обеспечении свободного
доступа младших дошкольников к нетрадиционным играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности. Главное требование ко всем видам физкультурного
оборудования на – это его безопасность. Нетрадиционное физкультурное
оборудование изготавливается из безопасных для дошкольников материалов
и соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности его
использования, такими, как СанПиН и правила пожарной безопасности.
Исходя из всего выше перечисленного, нестандартное физкультурноигровое
оборудование (инвентарь), как часть предметно-пространственной
развивающей среды, направлено на то, чтобы сделать образовательный
процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными,
повысить результативность дошкольного образования и способствовать
формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным
требованиям. Таким образом, нестандартное физкультурно-игровое
оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из различных
средств и материалов, в том числе бросовых, которое применяется в работе
по физическому развитию дошкольников и решает ряд специфических задач.
Благодаря соответствию основным принципам и требованиям к предметно-
пространственной развивающей среде и новаторскому подходу к созданию и
оформлению нетрадиционного физкультурного оборудования, оно
способствует формированию у дошкольников потребности в двигательной
активности и физическом совершенствовании. Нестандартный инвентарь в
образовательном пространстве спортивного зала.
Нестандартное физкультурное оборудование
Цель: развивать мускулатуры рук, мелкую моторику рук, координации
движений рук, ловкость, быстроту движений, упорства, настойчивости,
позитивного духа соперничества, способствует повышению интереса к
занятиям.
Использование: можно использовать в свободной игровой деятельности и в
соревнованиях.
«Паучок»
Цель: развивать мускулатуры рук, мелкую моторику рук, координации
движений рук, ловкость, быстроту движений, упорства, настойчивости,
позитивного духа соперничества, способствует повышению интереса к
занятиям.
Использование: можно использовать в свободной игровой деятельности и в
соревнованиях
«Лабиринт»
Цель: развитие гибкости, ловкости, координации движений, упорства,
настойчивости, позитивного духа соперничества, способствует повышению
интереса к занятиям.
Использование: можно использовать в свободной игровой деятельности и в
соревнованиях.
«Координационная лестница»
Цель: формировать умение совершать прыжки через ячейки лестницы в
разном положении, развитие ловкости, координации движений и
способствует повышению интереса к занятиям.
Использование: можно использовать в свободной игровой деятельности и в
соревнованиях.
«Закати в цель»
Цель: развитие глазомера, развитие мускулатуры рук, мелкой моторики рук,
координации движений рук, ловкости, упорства, настойчивости, позитивного
духа соперничества, способствует повышению интереса к занятиям.
Использование: можно использовать в свободной игровой деятельности и в
соревнованиях.
«Дорожка здоровья»
Цель: Оздоровление организма ребенка при помощи массажных ковриков,
посредством воздействия разновеликими элементами на биологически
активные точки стопы, профилактика плоскостопия.
Использование: в целях, оздоровительной работы и профилактики
плоскостопия.
Нестандартное физкультурное оборудование
Цель: развивать мускулатуры рук, мелкую моторику рук, координации
движений рук, ловкость, быстроту движений, упорства, настойчивости,
позитивного духа соперничества, способствует повышению интереса к
занятиям.
Использование: можно использовать индивидуальной игровой
деятельности и в соревнованиях.
«Волшебный колпак»
Цель: способствует повышению интереса к занятиям, формировать умение
самостоятельно вести игру, действовать по сигналу.
Использование: для организации и проведения сюрпризных моментов в
ходе проведения утренников и развлечений для детей дошкольного возраста