Напоминание

Принципы инклюзивного дизайна в организации коммуникативно - рекреационных помещений ДОУ.


Авторы: Горбунова Наталья Николаевна, Аксёнова Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребёнка – детского сада №1 "Лёвушка" (детский сад 1)
Населённый пункт: г. Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Принципы инклюзивного дизайна в организации коммуникативно - рекреационных помещений ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Принципы инклюзивного дизайна в организации коммуникативно - рекреационных

помещений ДОУ.

Авторы: Горбунова Н.Н.

координатор по инклюзивной

практике ДОУ

Аксёнова Н.В.

педагог ДО

Требования к оформлению пространства образовательных учреждений стремительно

меняются во всем мире. Доминирующей тенденцией в создании новых проектов

становится инклюзивный дизайн -переосмысление тривиальных предметов и концепций с

тем, чтобы пользование ими было удобно для всех или для максимально многочисленной

группы людей. Универсальный дизайн важная составляющая доступной среды.

Принципы универсального дизайна:

1. Равенство в использовании

— Использование людьми с разными физическими возможностями.

— Равные условия использования продукта для всех потребителей.

— Избегайте выделения какой-либо группы пользователей или навешивания ярлыков.

— Неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность должны быть

доступны всем пользователям.

2. Гибкость в использовании

— Соответствие множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и

способностей.

— Возможность выбора способа использования продукта.

— Помощь пользователю в правильном и аккуратном использовании продукта.

— Адаптируемость под темп пользователя.

3. Простой и интуитивно понятный дизайн

— Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от

опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.

— Отсутствие ненужных сложностей.

— Учет различных уровней грамотности и языковых знаний.

— Расположение информационных носителей с учетом их важности.

4. Легко воспринимаемая информация

— Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию,

независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого

пользователя.

— Использование различных способов (визуальные, вербальные ,тактильные) для

многократного представления важной информации.

— Самая важная информация должна быть представлена максимально понятной.

5. Допустимость ошибки

— Сведение к минимуму опасности или негативных последствий случайных или

непреднамеренных действий.

— Организация элементов таким образом, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки:

часто используемые элементы должны быть самыми доступными; опасные элементы

нужно обезопасить.

— Наличие предупреждений об опасностях или ошибках.

— Отсутствие опасных последствий при выходе из строя.

— Воспрепятствование совершению неосознанных действий для выполнения задач.

6. Низкое физическое усилие

— Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться элементами

дизайна, прилагая минимум усилий— Сделайте так, чтобы пользователь мог оставаться в

удобном для него положении.

— Использование разумных значений для усилий.

— Минимизация повторяющихся действия.

-Минимизация необходимости применения продолжительного физического усилия со

стороны пользователя.

7. Размер и пространство для доступа и использования

Размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа и

использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или

подвижности, возраста.

— Видимость важных элементов для любого пользователя.

— Легкий доступ ко всем важным элементам для любого пользователя в положении сидя

или стоя.

— Достаточное место для использования вспомогательных средств или

сопровождающего.

Дизайн концепция ДОУ оперирует не только отдельными предметами, технологиями,

материалами, функциями и т.д., но формирует образовательную и коммуникативную

среду, обеспечивает доступ к социальным и смысловым коммуникациям путем включения

в дизайн всех возможных пространств и самого человека, предлагает дизайнерские

решения коррекционных задач.

Цель: создание в образовательном учреждении условий комфорта и доброжелательности

для реализации интеллектуального и творческого потенциала детей с ОВЗ в условиях

инклюзивного образования.

Задачи:

В каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» мира который умеет

«читать» художественный язык вещей и зданий, ощущать соразмерность их форм,

красоту конструкций понимать и сохранять красоту , учиться преобразовывать мир

по законам красоты, умеет делать его экологичным , удобным и человечным[.

Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности

человека; знакомить с трудом дизайнера, художника-конструктора, архитектора,

народного мастера.

Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое,

творческое) мышление, универсальные художественные навыки и умения.

Развивать мелкую и общую моторику.

Активизировать взаимодействие ДОУ-родители-ребенок.

Концептуальные решения о визуальной составляющей дизайна принимает педагог по

декоративно-прикладному творчеству. Развивающие, .коррекционные и образовательные

составляющие разрабатывает учитель-логопед , координатор по инклюзивной практике

ДОУ. Сотрудники административно-хозяйственных служб и педагог ПДО по ОБЖ

согласовывают требования безопасности и современные тенденции зонирования

пространства. Сотрудничая друг с другом специалисты действуют как единое целое,

чтобы создать высококачественную, вдохновляющую инклюзивную образовательную

среду для детей , родителей, сотрудников,

Коммуникационно-рекреационные помещения ДОУ оснащаются дизайн продуктами

различных видов деятельности, которые изготовлены детьми в художественной

мастерской и дома, родителями и педагогами ДОУ. Объекты трансформируются,

изменяются, разработаны с учетом назначения разных помещений и возрастных

особенностей. Например : инсталляция «Золотая рыбка» расположена в фойе возле

группы с одноименным названием. Использованы материалы: ткань, леска, бусы,

декоративные растения, камни , игрушки –морские обитатели. Игрушки в различных

техниках изготовили родители и дети. Песком , камнями , бусами, сокровищами можно

поиграть. А педагоги решили адаптационные и коррекционные задачи: развитие мелкой

моторики, внимания, подсказали родителям варианты домашних игр и т.д.

На мастер-классах педагоги учат коллег, родителей работать в различных техниках

изображения, конструирования . Дизайн объекты мобильны и доступны для

взаимодействия с различными категориями детей с ОВЗ. Размеры, материалы, цвет,

функциональность рассматриваются с точки использования детьми с нарушением зрения ,

слуха, опорно-двигательного аппарата. Например коллажи из овощей, шишек, цветов

несут не только эстетическую нагрузку , но информативны познавательно и тактильно.

Ребенок может действовать в композиции совместно с сопровождающим педагогом или

родителем(добавлять или убирать предметы, сопровождать речью, жестами).

«

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,

творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать

и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую

ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь

к знания.»

В. А. Сухомлинский

Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка,

активное включение

родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного

взаимодействия на гуманистической основе является одним из важнейших условий

успешности инклюзивного образования.



В раздел образования