Авторы: Горбунова Наталья Николаевна, Аксёнова Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребёнка – детского сада №1 "Лёвушка" (детский сад 1)
Населённый пункт: г. Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Принципы инклюзивного дизайна в организации коммуникативно - рекреационных помещений ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Принципы инклюзивного дизайна в организации коммуникативно - рекреационных
помещений ДОУ.
Авторы: Горбунова Н.Н.
координатор по инклюзивной
практике ДОУ
Аксёнова Н.В.
педагог ДО
Требования к оформлению пространства образовательных учреждений стремительно
меняются во всем мире. Доминирующей тенденцией в создании новых проектов
становится инклюзивный дизайн -переосмысление тривиальных предметов и концепций с
тем, чтобы пользование ими было удобно для всех или для максимально многочисленной
группы людей. Универсальный дизайн важная составляющая доступной среды.
Принципы универсального дизайна:
1. Равенство в использовании
— Использование людьми с разными физическими возможностями.
— Равные условия использования продукта для всех потребителей.
— Избегайте выделения какой-либо группы пользователей или навешивания ярлыков.
— Неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность должны быть
доступны всем пользователям.
2. Гибкость в использовании
— Соответствие множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и
способностей.
— Возможность выбора способа использования продукта.
— Помощь пользователю в правильном и аккуратном использовании продукта.
— Адаптируемость под темп пользователя.
3. Простой и интуитивно понятный дизайн
— Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от
опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.
— Отсутствие ненужных сложностей.
— Учет различных уровней грамотности и языковых знаний.
— Расположение информационных носителей с учетом их важности.
4. Легко воспринимаемая информация
— Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию,
независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого
пользователя.
— Использование различных способов (визуальные, вербальные ,тактильные) для
многократного представления важной информации.
— Самая важная информация должна быть представлена максимально понятной.
5. Допустимость ошибки
— Сведение к минимуму опасности или негативных последствий случайных или
непреднамеренных действий.
— Организация элементов таким образом, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки:
часто используемые элементы должны быть самыми доступными; опасные элементы
нужно обезопасить.
— Наличие предупреждений об опасностях или ошибках.
— Отсутствие опасных последствий при выходе из строя.
— Воспрепятствование совершению неосознанных действий для выполнения задач.
6. Низкое физическое усилие
— Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться элементами
дизайна, прилагая минимум усилий— Сделайте так, чтобы пользователь мог оставаться в
удобном для него положении.
— Использование разумных значений для усилий.
— Минимизация повторяющихся действия.
-Минимизация необходимости применения продолжительного физического усилия со
стороны пользователя.
7. Размер и пространство для доступа и использования
Размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа и
использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или
подвижности, возраста.
— Видимость важных элементов для любого пользователя.
— Легкий доступ ко всем важным элементам для любого пользователя в положении сидя
или стоя.
— Достаточное место для использования вспомогательных средств или
сопровождающего.
Дизайн концепция ДОУ оперирует не только отдельными предметами, технологиями,
материалами, функциями и т.д., но формирует образовательную и коммуникативную
среду, обеспечивает доступ к социальным и смысловым коммуникациям путем включения
в дизайн всех возможных пространств и самого человека, предлагает дизайнерские
решения коррекционных задач.
Цель: создание в образовательном учреждении условий комфорта и доброжелательности
для реализации интеллектуального и творческого потенциала детей с ОВЗ в условиях
инклюзивного образования.
Задачи:
В каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» мира который умеет
«читать» художественный язык вещей и зданий, ощущать соразмерность их форм,
красоту конструкций понимать и сохранять красоту , учиться преобразовывать мир
по законам красоты, умеет делать его экологичным , удобным и человечным[.
Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности
человека; знакомить с трудом дизайнера, художника-конструктора, архитектора,
народного мастера.
Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое,
творческое) мышление, универсальные художественные навыки и умения.
Развивать мелкую и общую моторику.
Активизировать взаимодействие ДОУ-родители-ребенок.
Концептуальные решения о визуальной составляющей дизайна принимает педагог по
декоративно-прикладному творчеству. Развивающие, .коррекционные и образовательные
составляющие разрабатывает учитель-логопед , координатор по инклюзивной практике
ДОУ. Сотрудники административно-хозяйственных служб и педагог ПДО по ОБЖ
согласовывают требования безопасности и современные тенденции зонирования
пространства. Сотрудничая друг с другом специалисты действуют как единое целое,
чтобы создать высококачественную, вдохновляющую инклюзивную образовательную
среду для детей , родителей, сотрудников,
Коммуникационно-рекреационные помещения ДОУ оснащаются дизайн продуктами
различных видов деятельности, которые изготовлены детьми в художественной
мастерской и дома, родителями и педагогами ДОУ. Объекты трансформируются,
изменяются, разработаны с учетом назначения разных помещений и возрастных
особенностей. Например : инсталляция «Золотая рыбка» расположена в фойе возле
группы с одноименным названием. Использованы материалы: ткань, леска, бусы,
декоративные растения, камни , игрушки –морские обитатели. Игрушки в различных
техниках изготовили родители и дети. Песком , камнями , бусами, сокровищами можно
поиграть. А педагоги решили адаптационные и коррекционные задачи: развитие мелкой
моторики, внимания, подсказали родителям варианты домашних игр и т.д.
На мастер-классах педагоги учат коллег, родителей работать в различных техниках
изображения, конструирования . Дизайн объекты мобильны и доступны для
взаимодействия с различными категориями детей с ОВЗ. Размеры, материалы, цвет,
функциональность рассматриваются с точки использования детьми с нарушением зрения ,
слуха, опорно-двигательного аппарата. Например коллажи из овощей, шишек, цветов
несут не только эстетическую нагрузку , но информативны познавательно и тактильно.
Ребенок может действовать в композиции совместно с сопровождающим педагогом или
родителем(добавлять или убирать предметы, сопровождать речью, жестами).
«
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать
и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую
ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь
к знания.»
В. А. Сухомлинский
Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка,
активное включение
родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного
взаимодействия на гуманистической основе является одним из важнейших условий
успешности инклюзивного образования.