Авторы: Мирзагалимова Альбина Мансуровна, Мугтасимова Ландыш Мансуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: "Воспитание любви и интереса к художественному слову".
Раздел: дошкольное образование
«Развитие любви и интереса к книге в младшем дошкольном возрасте».
Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно
воспитывать с детства. Только талантливый читатель обладает даром легко «входить» в
содержание услышанного или прочитанного, переживать, чувствовать себя участником
событий.
Читатель в ребенке рождается раньше, чем он научится читать.
Ребенок-слушатель - это уже читатель. Еще когда малыш просто слушает произведения
русской и зарубежной литературы - колыбельные песенки, потешки, сказки, дразнилки,
загадки, пословицы, былины, рассказы, - у него уже начинает складываться начитанность.
С годами круг чтения расширяется, ко многим произведениям ребенок возвращается в
школьные годы, переосмысливает, постоянно открывая в них что-то новое.
Воспитание интереса к чтению во многом зависит от взрослого, который становится
посредником между ребенком-слушателем и писателем. Взрослый, чтобы привлечь
ребенка к книге, сам должен любить читать, уметь передавать чувства героев, помогать
ему понять авторский замысел, идею произведения.
В младшем возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают
мысленно воссоздать образ героя, запомнить логическую последовательность событий.
При отсутствии определенного жизненного опыта и в силу еще неразвитого воображения
содержание произведения не будет понятно, поэтому интерес к чтению может быть
потерян. Чтение художественной литературы я всегда сопровождаю показом
иллюстраций, беседами по содержанию, тем самым помогая понять смысл произведения.
Также я провожу предварительные беседы, наблюдения; тем самым обогащая жизненный
опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг.
Еще одна характерная особенность детей младшего возраста - это необычайная тяга к
поэзии.
Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Уже первые песенки-
потешки, подобно «Ладушкам» помогают ребенку проявить себя и внимательным
слушателем, и благодарным зрителем, и голосистым певцом, и задорным танцором. У
малыша появляется возможность практического использования полученных знаний, а это
способствует возникновению интереса к данному виду деятельности.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к
художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное и
оформленное место в групповой комнате, где ребенок видит книгу не в руках воспитателя,
а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает
иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его
эпизодам.
Оформляя уголок, я создаю уют, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и
спокойно рассмотреть ее. Литературу для уголка подбираю соответственно возрастным
особенностям и потребностям детей.
В младших группах я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:
приучаю рассматривать книги и картинки только в определенном месте, сообщаю
правила, которые нужно соблюдать.
В книжной витрине младшей группы выставляю немного (4-5) книг, однако в запасе имею
дополнительные экземпляры этих же книг. Кроме книг в «уголок» кладу отдельные
картинки-иллюстрации, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для
рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Домашние
животные» и др.) .
На 5 году жизни дети более самостоятельны в восприятии художественного произведения,
легко устанавливают цепочку событий и при необходимости вычленяют отдельные факты
из этой цепи. Благодаря развитию воображения, роль наглядности несколько ослабевает,
но не исчезает. При отсутствии иллюстрации к какой-либо части произведения, дети
способны создать ее в своем воображении и уточнить при помощи последующих
картинок.
У ребенка 4 - 5 лет появляется умение проводить грань между реальным и
фантастическим, сказкой и рассказом. Дети чутко вслушиваются в каждое слово
произведения. И самое обычное на наш взгляд слово, например, «вдруг», заставляет их
насторожиться, приготовиться к повороту событий, попытаться предугадать развитие
события. Зная такую особенность, я иногда предлагаю детям пофантазировать, и,
учитывая жанр произведения, построить свою сюжетную линию.
Уголок книги для детей 4 - 5 лет более разнообразен. При его оформлении особое
предпочтение отдаю книжкам, таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю.
Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; «Федорино горе» К.
Чуковского с рисунками В. Конашевича; «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака с
рисунками В. Лебедева и др. Иллюстрации помогают войти в мир произведения, быть
соучастником приключений. Используя их, я побуждаю детей вспоминать и
пересказывать отдельные эпизоды книжки. Предлагаю для рассматривания, например,
одну и ту же сказку, например, «Репка», но иллюстрированную разными художниками
(Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает дошкольников высказать впечатление
о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-
картинки использую реже, добавляю поэтические произведения, книги о природе,
юмористические книги. Побуждаю детей инсценировать знакомые стихи и сказки.
Выставляю альбомы по темам: «Наша Российская армия», «Труд взрослых», «Времена
года», портреты писателей (С. Маршака, А. Пушкина). Один раз в квартал оформляю
тематические выставки «Сказки», «Времена года»,.
Привлекаю ребят к несложному труду в уголке книги: подклеиванию переплета, к
изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра. В уголок
кладу материал для ремонта книг.
«Развитие любви и интереса к книге в младшем
дошкольном возрасте».