Напоминание

"Воспитание любви и интереса к художественному слову".


Авторы: Мирзагалимова Альбина Мансуровна, Мугтасимова Ландыш Мансуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: "Воспитание любви и интереса к художественному слову".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие любви и интереса к книге в младшем дошкольном возрасте».

Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно

воспитывать с детства. Только талантливый читатель обладает даром легко «входить» в

содержание услышанного или прочитанного, переживать, чувствовать себя участником

событий.

Читатель в ребенке рождается раньше, чем он научится читать.

Ребенок-слушатель - это уже читатель. Еще когда малыш просто слушает произведения

русской и зарубежной литературы - колыбельные песенки, потешки, сказки, дразнилки,

загадки, пословицы, былины, рассказы, - у него уже начинает складываться начитанность.

С годами круг чтения расширяется, ко многим произведениям ребенок возвращается в

школьные годы, переосмысливает, постоянно открывая в них что-то новое.

Воспитание интереса к чтению во многом зависит от взрослого, который становится

посредником между ребенком-слушателем и писателем. Взрослый, чтобы привлечь

ребенка к книге, сам должен любить читать, уметь передавать чувства героев, помогать

ему понять авторский замысел, идею произведения.

В младшем возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают

мысленно воссоздать образ героя, запомнить логическую последовательность событий.

При отсутствии определенного жизненного опыта и в силу еще неразвитого воображения

содержание произведения не будет понятно, поэтому интерес к чтению может быть

потерян. Чтение художественной литературы я всегда сопровождаю показом

иллюстраций, беседами по содержанию, тем самым помогая понять смысл произведения.

Также я провожу предварительные беседы, наблюдения; тем самым обогащая жизненный

опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг.

Еще одна характерная особенность детей младшего возраста - это необычайная тяга к

поэзии.

Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Уже первые песенки-

потешки, подобно «Ладушкам» помогают ребенку проявить себя и внимательным

слушателем, и благодарным зрителем, и голосистым певцом, и задорным танцором. У

малыша появляется возможность практического использования полученных знаний, а это

способствует возникновению интереса к данному виду деятельности.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к

художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное и

оформленное место в групповой комнате, где ребенок видит книгу не в руках воспитателя,

а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает

иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его

эпизодам.

Оформляя уголок, я создаю уют, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и

спокойно рассмотреть ее. Литературу для уголка подбираю соответственно возрастным

особенностям и потребностям детей.

В младших группах я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:

приучаю рассматривать книги и картинки только в определенном месте, сообщаю

правила, которые нужно соблюдать.

В книжной витрине младшей группы выставляю немного (4-5) книг, однако в запасе имею

дополнительные экземпляры этих же книг. Кроме книг в «уголок» кладу отдельные

картинки-иллюстрации, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для

рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Домашние

животные» и др.) .

На 5 году жизни дети более самостоятельны в восприятии художественного произведения,

легко устанавливают цепочку событий и при необходимости вычленяют отдельные факты

из этой цепи. Благодаря развитию воображения, роль наглядности несколько ослабевает,

но не исчезает. При отсутствии иллюстрации к какой-либо части произведения, дети

способны создать ее в своем воображении и уточнить при помощи последующих

картинок.

У ребенка 4 - 5 лет появляется умение проводить грань между реальным и

фантастическим, сказкой и рассказом. Дети чутко вслушиваются в каждое слово

произведения. И самое обычное на наш взгляд слово, например, «вдруг», заставляет их

насторожиться, приготовиться к повороту событий, попытаться предугадать развитие

события. Зная такую особенность, я иногда предлагаю детям пофантазировать, и,

учитывая жанр произведения, построить свою сюжетную линию.

Уголок книги для детей 4 - 5 лет более разнообразен. При его оформлении особое

предпочтение отдаю книжкам, таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю.

Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; «Федорино горе» К.

Чуковского с рисунками В. Конашевича; «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака с

рисунками В. Лебедева и др. Иллюстрации помогают войти в мир произведения, быть

соучастником приключений. Используя их, я побуждаю детей вспоминать и

пересказывать отдельные эпизоды книжки. Предлагаю для рассматривания, например,

одну и ту же сказку, например, «Репка», но иллюстрированную разными художниками

(Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает дошкольников высказать впечатление

о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-

картинки использую реже, добавляю поэтические произведения, книги о природе,

юмористические книги. Побуждаю детей инсценировать знакомые стихи и сказки.

Выставляю альбомы по темам: «Наша Российская армия», «Труд взрослых», «Времена

года», портреты писателей (С. Маршака, А. Пушкина). Один раз в квартал оформляю

тематические выставки «Сказки», «Времена года»,.

Привлекаю ребят к несложному труду в уголке книги: подклеиванию переплета, к

изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра. В уголок

кладу материал для ремонта книг.

«Развитие любви и интереса к книге в младшем

дошкольном возрасте».



В раздел образования